Личный кабинет

Выявление исходного уровня креативности детей в старшем дошкольном возрасте

Свое экспериментальное исследование проводили на базе МДОУ Борисоглебского детского сада № комбинированного вида с 20-ю детьми старшего дошкольного возраста


Выявление исходного уровня креативности детей в старшем дошкольном возрасте Свое экспериментальное исследование проводили на базе МДОУ Борисоглебского детского сада № комбинированного вида с 20-ю детьми старшего дошкольного возраста ( см. приложение №1), которые были условно разделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную

Выявление исходного уровня креативности детей в старшем дошкольном возрасте

Свое экспериментальное исследование проводили на базе  МДОУ          Борисоглебского детского сада № комбинированного вида с 20-ю детьми старшего дошкольного возраста ( см. приложение №1), которые были условно разделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную ( по 10 человек в каждой). Программа проведения экспериментальной части предусматривает три основных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня развития креативности детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого мы использовали такие методы как наблюдение, создание педагогических условий, методик:

  1. Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

2 . Модифицированный тест Ильина для определения креативности

  1. Субтест «Слова».

 выявляющих уровень  креативности игровых умений.

  1. Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Проведение исследования.

В процессе наблюдения за сюжетно-ролевыми играми « Семья», «Больница», « Аптека», « Кафе», «Магазин» и др.,    наблюдая за детьми в процессе их взаимодействия , оценивали детей по семи пунктам:

Ребенок способен:

  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
  2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
  3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения
    (находчивость, изобретательность).
  4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
  5. Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
  6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать
    лучшую (независимость).
  7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие
    затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную по­зицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
    Каждый пункт оценива­ется по шкале, содержащей пять градаций:

1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

По данным теста – опросника были выявлены уровни:

  • высокий уровень креативности— 28 - 35  баллов;
  • средний —17 - 27;
  • низкий — 16 - 0.

Результаты данной методики занесены в таблицы № 1,2.

                                                                                                                    Таблица №1.

Показатели креативности детей контрольной группы.

(тест-опросник 1.констатирующий этап)

Фамилия, имя

Уровни развития креативности

Итого

 

беглость

гибкость

находчивость, изобретательность

нестандартность)

оригинальность

независимость

уверенный стиль поведения, самостоятельность

баллы

уровень

1

3

2

3

3

3

3

2

19

Средний

2

2

1

1

1

2

1

1

9

Низкий

3

2

2

2

3

3

2

3

17

Средний

4

3

3

2

3

3

4

4

22

Средний

5

3

3

4

4

2

4

2

22

Средний

6

3

3

4

4

4

3

3

24

Средний

7

2

2

2

3

2

2

2

15

Низкий

8

3

3

3

4

4

4

5

23

Средний

9

4

4

4

2

3

3

3

23

Средний

10

3

2

2

2

2

3

3

21

Средний

итого

28

25

27

29

28

29

28

 

 

 

Анализируя качественные показатели нашего наблюдения за контрольной  группой детей во время проведения сюжетно-ролевых игр мы отметили, что 50 %  детей ( 5 человек) во время игры могут выдвигать и выражать общее количество различных идей, проявляя при этом гибкость умственных способностей. Дети  могут выдвинуть новую версию игры, предлагать изменить сюжет игры или ввести необходимую роль во время проведения игр, причем введение нового персонажа может быть безболезненным для других участников игры, дети могут проигрывать две роли, если не хватает участников игры. Предлагая различные новые идеи для проведения их обсуждения с другими участниками игр проявляют гибкость ума 40% детей ( 4 человека) от всего количества детей группы. Новые решения при определении цели игры мы наблюдаем у 50% детей ( 5 человек), которые могут решить, продолжать игру на прогулке или оставить развитие сюжета до завтрашнего дня или подождать ребенка, который играет одну из ведущих ролей и детям не хочется его заменить. Наличие чувства юмора, нахождение выхода из сложившейся нестандартной ситуации  мы наблюдаем во время взаимодействия детей в игровой деятельности  у 40% (4 человека) . При появлении проблемной ситуации во время проведения игры мы отмечаем умение детей находить неожиданные , но оригинальные варианты решения проблемы – 40% ( 4 человека). Умение детей спокойно обдумать возникшую ситуацию и спокойно, не спонтанно принять решение мы наблюдаем у 50 % детей ( 5 человек). Проявление уверенности в принятом решении и брать на себя ответственность за его выполнение мы отмечаем у 40% детей ( 4 человека) контрольной  группы.

Наблюдая за детьми экспериментальной  группы в процессе их взаимодействия , мы также оценивали детей по семи пунктам как и при оценке контрольной  группы и полученные данные мы занесли в таблицу  :

                                                                                                                                 Таблица №2                                                        

Показатели  креативности детей экспериментальной  группы.

(тест-опросник 1.констатирующий этап,)

Фамилия, имя

Уровни развития креативности

Итого

 

беглость

гибкость

находчивость, изобретательность

нестандартность)

оригинальность

независимость

уверенный стиль поведения, самостоятельность

баллы

уровень

1

2

2

2

3

2

2

2

15

Средний

2

1

1

2

1

1

1

2

9

Низкий

3

2

2

1

1

2

2

1

11

Средний

4

2

2

2

3

2

2

2

15

Низкий

5

4

4

4

2

3

3

3

23

Средний

6

3

3

4

4

4

3

3

24

Средний

7

2

2

2

3

2

2

2

15

Низкий

8

3

3

3

4

4

4

5

23

Средний

9

4

4

4

2

3

3

3

23

Средний

10

4

2

4

2

3

3

3

21

Средний

итого

27

25

28

25

26

25

26

 

 

 

Анализируя качественные показатели нашего наблюдения за экспериментальной  группой  детей во время проведения сюжетно-ролевых игр мы отметили, что 60%  детей ( 6 человек) во время игры могут выдвигать и выражать общее количество различных идей, проявляя при этом гибкость умственных способностей. Дети  также как и в экспериментальной группе  могут выдвинуть новую версию игры, предлагать изменить сюжет игры или ввести необходимую роль во время проведения игр. В данной группе детей введение нового персонажа часто бывает болезненным для других участников игры, дети негативно относятся к  проигрыванию двух ролей , если не хватает участников игры. Предлагая различные новые идеи для проведения их обсуждения с другими участниками игр проявляют гибкость ума 50% детей  ( 5 человек) от всего количества детей группы. Новые решения при определении цели игры мы наблюдаем у 50% детей, которые могут решить, продолжать игру на прогулке. Наличие чувства юмора, нахождение выхода из сложившейся нестандартной ситуации  мы наблюдаем во время взаимодействия детей в игровой деятельности  у 50% ( 5 человек). При появлении проблемной ситуации во время проведения игры мы отмечаем умение детей оригинально решить  проблему – 50% ( 5 человек). Умение детей спокойно обдумать возникшую ситуацию и спокойно, не спонтанно принять решение мы наблюдаем у 40%  детей (4 человека). Проявление уверенности в принятом решении и брать на себя ответственность за его выполнение мы отмечаем у 30%    детей  (3 человека) экспериментальной   группы .

2 . Модифицированный тест  М.Н. Ильина для определения креативности

Для более объективного определения креативности детей экспериментальной и контрольной групп мы предложили тест на определение креативности и направленности дошкольника педагогам и родителям.

Анкета для родителей .

Отвечая на вопросы, записывайте ответы:

  • утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные,
  • «нет» — 0 очков.

 Затем складываются все очки. По шкале результатов узнаем, одарен ли  ребенок.

Вопросы:

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-
    либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4.Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5..Любит ли фантастические истории?

6.Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

  1. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9 . Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10 .Боится ли темноты?

11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12 .Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13 .Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14 .Был ли удачен этот замысел?

  1. 15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  2. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать на­
    значение разных предметов?
  3. 17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  4. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  5. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  6. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  7. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22 .Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

23 .Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми
впечатлениями?

Шкала результатов:

Высокий уровень  -20 до 23 очков —  ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в. чем-то за­интересован.

Средний уровень - 15 до 19 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

Низкий уровень -  9 до 14 очков —  ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к прак­тической деятельности.

Анализируя полученные данные теста мы поместили в таблицу ( см. приложение № 2 )  .

Анализируя ответы родителей детей контрольной  группы на вопросы анкеты мы можем сделать вывод, что по оценке родителей в контрольной  группе мы насчитываем по уровням:

Высокий – 10% ( 1 человек)

Средний – 60% ( 6 человек)

Низкий – 30% ( 3 человека)

Из полученных результатов  можно сделать вывод, что 10% детей( 1 человек) от экспериментальной группы не всегда обнаруживают свои способности, они находчивы и сообразительны, лишь в том случае, если ребенок в чем-либо заинтересован;

60% детей( 6 человек)  контрольной  группы достаточно сообразительны для многих областей знаний, где необязательно высказывать свое мнение по поводу , а просто можно констатировать и оперировать определенными фактами , которые дают возможность увидеть в ребенке неординарную личность, но не имеющую своего мнения.

30% детей ( 3 человека) лишь при достижении важной для него цели ребенок может проявить творческое мышление , данные дети больше практики нежели теоретики.

Рассматривая результаты экспериментальной  группы детей мы также обнаружили детей с разным уровнем развития креативности   и полученные данные занесли в таблицу ( см. приложение №3).  Анализируя ответы родителей детей экспериментальной   группы на вопросы анкеты мы можем сделать вывод, что по оценке родителей в контрольной  группе мы насчитываем по уровням:

Высокий – 0%

Средний – 50% ( 5 человек)

Низкий – 50% ( 5 человек)

Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что 50% детей( 5 человек) обладают большой сообразительностью, имеют достаточное количество знаний во многих областях, но дети не имеют собственного мнения, им достаточно то количество знаний, которыми они оперируют, поэтому творческая мысль отсутствует.

50% детей( 5 человек) имеют низкий уровень креативности, в связи с тем , что проявление креативности наблюдается лишь в том случае, когда ребенок чувствует для себя достижение важной цели, которую он поставил. Дети с данным уровнем креативности склонны к практической деятельности.

  1. Субтест «Слова».

Субтест проводится индивидуально  с каждым ребенком .

Задача: придумать слова, которые начинают­ся или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция. Первая часть задания: придумай слова, которые начинаются на слог «по», (напри­мер поляна).

Время выполнения — 2 минуты.

Вторая часть задания: придумай слова, кото­рые оканчиваются на слог «-ка» (например сумка).

Время выполнения — 2 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям.

1) Беглость   -   общее  число   приведенных   слов.

За каждое  слово  присваивается  1  балл.

Б = п, где п — общее число слов.

2) Оригинальность   -  число  оригинальных слов,

приведенных один раз на выборку 30—40 человек. За каждое оригинальное определение — 5  баллов.     

Ор = 5 к,

где к — число оригинальных ответов;

Т = п + 5 к,

где Т — суммарный показатель третьего субтеста.

                                                                                                   

Проводя субтест ,  все названные детьми слова  фиксировались в протоколе. Проанализировав полученную информацию мы отразили данные  в таблице .

Таблица №3

Показатели уровня креативности в субтесте « Слова».

 Констатирующий этап , контрольная группа

Фамилия, имя

Общее число слов, имеющих слоги

Оригинальность слова

Суммарный показатель субтеста

«по-»

«- ка»

Кол-во слов

баллы

1

6

4

3

15

19

2

4

4

1

5

9

3

7

5

1

5

17

4

6

4

2

10

22

5

5

5

1

5

22

6

7

5

2

10

24

7

3

4

0

0

15

8

5

5

2

10

23

9

6

7

1

5

23

10

6

5

1

5

21

Рассматривая суммарный показатель субтеста контрольной  группы,  мы отмечаем разницу в количественных показателях у детей. Самые

 высокие суммарные показатели от 20 до 25 баллов  у 30% детей ( 3 человека);

средние суммарные показатели от 16 до 19 баллов  у  40% детей ( 4 человека);                                                           низкие суммарные показатели от 7 до 15 баллов у 20% детей ( 2 человека).

Давая качественную оценку выполнения детьми субтеста мы отмечаем  наличие у детей беглости . Подыскивая слова с заданными слогами  у многих детей в ответах были оригинальные слова, которые дети слышали ранее, но в своей речи наверняка редко используются ( побла, полноценный, покричащий, поколение, поисправить и др. )  Можно отметить Аксенова Артема,у которого три оригинальных названных слова( высотка, выбивалка, поучительный).

Проанализировав полученную информацию  в контрольной группе, мы полученные данные мы отразили в                                                                       Таблице № 4  

Показатели уровня креативности в субтесте « Слова».

Субтест. Констатирующий этап , экспериментальная  группа

Фамилия, имя

Общее число слов, имеющих слоги

Оригинальность слова

Суммарный показатель субтеста

«по-»

«- ка»

Кол-во слов

баллы

1

4

4

1

5

13

2

3

4

1

5

12

3

4

3

0

0

7

4

3

5

2

10

18

5

3

4

0

0

7

6

7

5

2

10

22

7

3

4

0

0

7

8

3

4

1

5

12

9

5

4

1

5

14

10

3

3

1

5

11

Рассматривая суммарный показатель субтеста у экспериментальной группы мы отмечаем желание детей участвовать в эксперименте и наличие в речи у некоторых детей оригинальности высказывания ( постолик, покругилась, кричайка и др.)

  • Самые высокие суммарные показатели от 20 до 25 баллов у 10% детей ( 1 человек);
  • средние суммарные показатели от 16 до 19 баллов у  10% детей ( 1 человек);
  • низкие суммарные показатели от 7 до 15 баллов у 80% детей ( 8 человек).

Давая качественную оценку выполнения детьми субтеста мы отмечаем  наличие у детей беглости и оригинальности в подыскивании слова с заданным слогом .

Анализируя полученные показатели всех трех тестов мы определили уровневый  суммарный балл  развития креативности :

Высокий уровень  – 66 - 83 балла;

Средний уровень – 46 - 65 баллов;

Низкий уровень – 16 - 45 баллов.

Полученные данные поместили в сводную таблицу   :

Таблица № 5

Показатели креативности по данным методикам ( констатирующий этап)

 

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

субтест 3

итого

баллы

уровень

1

19

15

19

53

Средний

2

9

15

9

33

Низкий

3

17

8

17

42

Низкий

4

22

15

22

59

Средний

5

22

11

22

55

Средний

6

24

21

24

69

высокий

7

15

15

15

45

Низкий

8

23

5

23

51

Средний

9

23

16

23

52

Средний

10

21

5

21

47

Средний

По итогам суммарного балла мы определили качественный уровневый  показатель в контрольной  группе  :

  • высокого уровня развития креативности на констатирующем этапе экспериментов мы наблюдаем 10 % ( 1 человек),
  • 60% ( 6 человек) имеют средний уровень развития креативности ,
  • 30% детей (3 человека ) из контрольной  группы показали  низкий уровень развития креативности.

Анализируя данные контрольной группы м определили суммарный балл в экспериментальной группе :

 Таблица № 6

Показатели креативности по данным методикам ( констатирующий этап)

 

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

субтест 3

итого

баллы

уровень

1

15

16

13

44

Низкий

2

9

5

12

26

Низкий

3

11

8

7

26

Низкий

4

15

18

18

51

средний

5

23

11

7

41

Низкий

6

24

19

22

65

Средний

7

15

17

7

29

Низкий

8

23

16

12

51

средний

9

23

15

14

52

средний

10

21

8

11

40

Низкий

Анализируя аналогичным образом полученные данные экспериментальной  группы мы также определили качественный уровневый  показатель:

  • высокого уровня развития креативности на констатирующем этапе экспериментов мы не наблюдаем,
  • 40% ( 4 человека) имеют средний уровень развития креативности ,
  • 60% детей ( 6 человек ) из экспериментальной   группы показали  низкий уровень развития креативности.

Сравнивая итоговые показатели трех тестов  контрольной и экспериментальной групп мы  итогам суммы баллов определили , что

  • высокого уровня развития креативности у экспериментальной группы больше чем у контрольной  на 10 % ( 1 человек);
  • среднего уровня развития креативности у контрольной  группы на констатирующем этапе выше  , чем у экспериментальной  на 20% ( 2 человека);
  • низкого уровня развития креативности у экспериментальной группы на констатирующем этапе ,чем у контрольной больше  на 30%  ( 3 человека);

Результаты констатирующего исследования требуют от нас проведения формирующего эксперимента в соответствии в педагогическими условиями , отраженными в гипотезе.

Выявление исходного уровня креативности детей в старшем дошкольном возрасте

Свое экспериментальное исследование проводили на базе  МДОУ          Борисоглебского детского сада № комбинированного вида с 20-ю детьми старшего дошкольного возраста ( см. приложение №1), которые были условно разделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную ( по 10 человек в каждой). Программа проведения экспериментальной части предусматривает три основных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня развития креативности детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого мы использовали такие методы как наблюдение, создание педагогических условий, методик:

  1. Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

2 . Модифицированный тест Ильина для определения креативности

  1. Субтест «Слова».

 выявляющих уровень  креативности игровых умений.

  1. Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Проведение исследования.

В процессе наблюдения за сюжетно-ролевыми играми « Семья», «Больница», « Аптека», « Кафе», «Магазин» и др.,    наблюдая за детьми в процессе их взаимодействия , оценивали детей по семи пунктам:

Ребенок способен:

  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
  2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
  3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения
    (находчивость, изобретательность).
  4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
  5. Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
  6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать
    лучшую (независимость).
  7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие
    затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную по­зицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
    Каждый пункт оценива­ется по шкале, содержащей пять градаций:

1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

По данным теста – опросника были выявлены уровни:

  • высокий уровень креативности— 28 - 35  баллов;
  • средний —17 - 27;
  • низкий — 16 - 0.

Результаты данной методики занесены в таблицы № 1,2.

                                                                                                                    Таблица №1.

Показатели креативности детей контрольной группы.

(тест-опросник 1.констатирующий этап)

Фамилия, имя

Уровни развития креативности

Итого

 

беглость

гибкость

находчивость, изобретательность

нестандартность)

оригинальность

независимость

уверенный стиль поведения, самостоятельность

баллы

уровень

1

3

2

3

3

3

3

2

19

Средний

2

2

1

1

1

2

1

1

9

Низкий

3

2

2

2

3

3

2

3

17

Средний

4

3

3

2

3

3

4

4

22

Средний

5

3

3

4

4

2

4

2

22

Средний

6

3

3

4

4

4

3

3

24

Средний

7

2

2

2

3

2

2

2

15

Низкий

8

3

3

3

4

4

4

5

23

Средний

9

4

4

4

2

3

3

3

23

Средний

10

3

2

2

2

2

3

3

21

Средний

итого

28

25

27

29

28

29

28

 

 

 

Анализируя качественные показатели нашего наблюдения за контрольной  группой детей во время проведения сюжетно-ролевых игр мы отметили, что 50 %  детей ( 5 человек) во время игры могут выдвигать и выражать общее количество различных идей, проявляя при этом гибкость умственных способностей. Дети  могут выдвинуть новую версию игры, предлагать изменить сюжет игры или ввести необходимую роль во время проведения игр, причем введение нового персонажа может быть безболезненным для других участников игры, дети могут проигрывать две роли, если не хватает участников игры. Предлагая различные новые идеи для проведения их обсуждения с другими участниками игр проявляют гибкость ума 40% детей ( 4 человека) от всего количества детей группы. Новые решения при определении цели игры мы наблюдаем у 50% детей ( 5 человек), которые могут решить, продолжать игру на прогулке или оставить развитие сюжета до завтрашнего дня или подождать ребенка, который играет одну из ведущих ролей и детям не хочется его заменить. Наличие чувства юмора, нахождение выхода из сложившейся нестандартной ситуации  мы наблюдаем во время взаимодействия детей в игровой деятельности  у 40% (4 человека) . При появлении проблемной ситуации во время проведения игры мы отмечаем умение детей находить неожиданные , но оригинальные варианты решения проблемы – 40% ( 4 человека). Умение детей спокойно обдумать возникшую ситуацию и спокойно, не спонтанно принять решение мы наблюдаем у 50 % детей ( 5 человек). Проявление уверенности в принятом решении и брать на себя ответственность за его выполнение мы отмечаем у 40% детей ( 4 человека) контрольной  группы.

Наблюдая за детьми экспериментальной  группы в процессе их взаимодействия , мы также оценивали детей по семи пунктам как и при оценке контрольной  группы и полученные данные мы занесли в таблицу  :

                                                                                                                                 Таблица №2                                                        

Показатели  креативности детей экспериментальной  группы.

(тест-опросник 1.констатирующий этап,)

Фамилия, имя

Уровни развития креативности

Итого

 

беглость

гибкость

находчивость, изобретательность

нестандартность)

оригинальность

независимость

уверенный стиль поведения, самостоятельность

баллы

уровень

1

2

2

2

3

2

2

2

15

Средний

2

1

1

2

1

1

1

2

9

Низкий

3

2

2

1

1

2

2

1

11

Средний

4

2

2

2

3

2

2

2

15

Низкий

5

4

4

4

2

3

3

3

23

Средний

6

3

3

4

4

4

3

3

24

Средний

7

2

2

2

3

2

2

2

15

Низкий

8

3

3

3

4

4

4

5

23

Средний

9

4

4

4

2

3

3

3

23

Средний

10

4

2

4

2

3

3

3

21

Средний

итого

27

25

28

25

26

25

26

 

 

 

Анализируя качественные показатели нашего наблюдения за экспериментальной  группой  детей во время проведения сюжетно-ролевых игр мы отметили, что 60%  детей ( 6 человек) во время игры могут выдвигать и выражать общее количество различных идей, проявляя при этом гибкость умственных способностей. Дети  также как и в экспериментальной группе  могут выдвинуть новую версию игры, предлагать изменить сюжет игры или ввести необходимую роль во время проведения игр. В данной группе детей введение нового персонажа часто бывает болезненным для других участников игры, дети негативно относятся к  проигрыванию двух ролей , если не хватает участников игры. Предлагая различные новые идеи для проведения их обсуждения с другими участниками игр проявляют гибкость ума 50% детей  ( 5 человек) от всего количества детей группы. Новые решения при определении цели игры мы наблюдаем у 50% детей, которые могут решить, продолжать игру на прогулке. Наличие чувства юмора, нахождение выхода из сложившейся нестандартной ситуации  мы наблюдаем во время взаимодействия детей в игровой деятельности  у 50% ( 5 человек). При появлении проблемной ситуации во время проведения игры мы отмечаем умение детей оригинально решить  проблему – 50% ( 5 человек). Умение детей спокойно обдумать возникшую ситуацию и спокойно, не спонтанно принять решение мы наблюдаем у 40%  детей (4 человека). Проявление уверенности в принятом решении и брать на себя ответственность за его выполнение мы отмечаем у 30%    детей  (3 человека) экспериментальной   группы .

2 . Модифицированный тест  М.Н. Ильина для определения креативности

Для более объективного определения креативности детей экспериментальной и контрольной групп мы предложили тест на определение креативности и направленности дошкольника педагогам и родителям.

Анкета для родителей .

Отвечая на вопросы, записывайте ответы:

  • утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные,
  • «нет» — 0 очков.

 Затем складываются все очки. По шкале результатов узнаем, одарен ли  ребенок.

Вопросы:

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-
    либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4.Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5..Любит ли фантастические истории?

6.Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

  1. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9 . Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10 .Боится ли темноты?

11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12 .Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13 .Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14 .Был ли удачен этот замысел?

  1. 15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  2. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать на­
    значение разных предметов?
  3. 17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  4. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  5. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  6. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  7. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22 .Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

23 .Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми
впечатлениями?

Шкала результатов:

Высокий уровень  -20 до 23 очков —  ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в. чем-то за­интересован.

Средний уровень - 15 до 19 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

Низкий уровень -  9 до 14 очков —  ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к прак­тической деятельности.

Анализируя полученные данные теста мы поместили в таблицу ( см. приложение № 2 )  .

Анализируя ответы родителей детей контрольной  группы на вопросы анкеты мы можем сделать вывод, что по оценке родителей в контрольной  группе мы насчитываем по уровням:

Высокий – 10% ( 1 человек)

Средний – 60% ( 6 человек)

Низкий – 30% ( 3 человека)

Из полученных результатов  можно сделать вывод, что 10% детей( 1 человек) от экспериментальной группы не всегда обнаруживают свои способности, они находчивы и сообразительны, лишь в том случае, если ребенок в чем-либо заинтересован;

60% детей( 6 человек)  контрольной  группы достаточно сообразительны для многих областей знаний, где необязательно высказывать свое мнение по поводу , а просто можно констатировать и оперировать определенными фактами , которые дают возможность увидеть в ребенке неординарную личность, но не имеющую своего мнения.

30% детей ( 3 человека) лишь при достижении важной для него цели ребенок может проявить творческое мышление , данные дети больше практики нежели теоретики.

Рассматривая результаты экспериментальной  группы детей мы также обнаружили детей с разным уровнем развития креативности   и полученные данные занесли в таблицу ( см. приложение №3).  Анализируя ответы родителей детей экспериментальной   группы на вопросы анкеты мы можем сделать вывод, что по оценке родителей в контрольной  группе мы насчитываем по уровням:

Высокий – 0%

Средний – 50% ( 5 человек)

Низкий – 50% ( 5 человек)

Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что 50% детей( 5 человек) обладают большой сообразительностью, имеют достаточное количество знаний во многих областях, но дети не имеют собственного мнения, им достаточно то количество знаний, которыми они оперируют, поэтому творческая мысль отсутствует.

50% детей( 5 человек) имеют низкий уровень креативности, в связи с тем , что проявление креативности наблюдается лишь в том случае, когда ребенок чувствует для себя достижение важной цели, которую он поставил. Дети с данным уровнем креативности склонны к практической деятельности.

  1. Субтест «Слова».

Субтест проводится индивидуально  с каждым ребенком .

Задача: придумать слова, которые начинают­ся или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция. Первая часть задания: придумай слова, которые начинаются на слог «по», (напри­мер поляна).

Время выполнения — 2 минуты.

Вторая часть задания: придумай слова, кото­рые оканчиваются на слог «-ка» (например сумка).

Время выполнения — 2 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям.

1) Беглость   -   общее  число   приведенных   слов.

За каждое  слово  присваивается  1  балл.

Б = п, где п — общее число слов.

2) Оригинальность   -  число  оригинальных слов,

приведенных один раз на выборку 30—40 человек. За каждое оригинальное определение — 5  баллов.     

Ор = 5 к,

где к — число оригинальных ответов;

Т = п + 5 к,

где Т — суммарный показатель третьего субтеста.

                                                                                                   

Проводя субтест ,  все названные детьми слова  фиксировались в протоколе. Проанализировав полученную информацию мы отразили данные  в таблице .

Таблица №3

Показатели уровня креативности в субтесте « Слова».

 Констатирующий этап , контрольная группа

Фамилия, имя

Общее число слов, имеющих слоги

Оригинальность слова

Суммарный показатель субтеста

«по-»

«- ка»

Кол-во слов

баллы

1

6

4

3

15

19

2

4

4

1

5

9

3

7

5

1

5

17

4

6

4

2

10

22

5

5

5

1

5

22

6

7

5

2

10

24

7

3

4

0

0

15

8

5

5

2

10

23

9

6

7

1

5

23

10

6

5

1

5

21

Рассматривая суммарный показатель субтеста контрольной  группы,  мы отмечаем разницу в количественных показателях у детей. Самые

 высокие суммарные показатели от 20 до 25 баллов  у 30% детей ( 3 человека);

средние суммарные показатели от 16 до 19 баллов  у  40% детей ( 4 человека);                                                           низкие суммарные показатели от 7 до 15 баллов у 20% детей ( 2 человека).

Давая качественную оценку выполнения детьми субтеста мы отмечаем  наличие у детей беглости . Подыскивая слова с заданными слогами  у многих детей в ответах были оригинальные слова, которые дети слышали ранее, но в своей речи наверняка редко используются ( побла, полноценный, покричащий, поколение, поисправить и др. )  Можно отметить Аксенова Артема,у которого три оригинальных названных слова( высотка, выбивалка, поучительный).

Проанализировав полученную информацию  в контрольной группе, мы полученные данные мы отразили в                                                                       Таблице № 4  

Показатели уровня креативности в субтесте « Слова».

Субтест. Констатирующий этап , экспериментальная  группа

Фамилия, имя

Общее число слов, имеющих слоги

Оригинальность слова

Суммарный показатель субтеста

«по-»

«- ка»

Кол-во слов

баллы

1

4

4

1

5

13

2

3

4

1

5

12

3

4

3

0

0

7

4

3

5

2

10

18

5

3

4

0

0

7

6

7

5

2

10

22

7

3

4

0

0

7

8

3

4

1

5

12

9

5

4

1

5

14

10

3

3

1

5

11

Рассматривая суммарный показатель субтеста у экспериментальной группы мы отмечаем желание детей участвовать в эксперименте и наличие в речи у некоторых детей оригинальности высказывания ( постолик, покругилась, кричайка и др.)

  • Самые высокие суммарные показатели от 20 до 25 баллов у 10% детей ( 1 человек);
  • средние суммарные показатели от 16 до 19 баллов у  10% детей ( 1 человек);
  • низкие суммарные показатели от 7 до 15 баллов у 80% детей ( 8 человек).

Давая качественную оценку выполнения детьми субтеста мы отмечаем  наличие у детей беглости и оригинальности в подыскивании слова с заданным слогом .

Анализируя полученные показатели всех трех тестов мы определили уровневый  суммарный балл  развития креативности :

Высокий уровень  – 66 - 83 балла;

Средний уровень – 46 - 65 баллов;

Низкий уровень – 16 - 45 баллов.

Полученные данные поместили в сводную таблицу   :

Таблица № 5

Показатели креативности по данным методикам ( констатирующий этап)

 

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

субтест 3

итого

баллы

уровень

1

19

15

19

53

Средний

2

9

15

9

33

Низкий

3

17

8

17

42

Низкий

4

22

15

22

59

Средний

5

22

11

22

55

Средний

6

24

21

24

69

высокий

7

15

15

15

45

Низкий

8

23

5

23

51

Средний

9

23

16

23

52

Средний

10

21

5

21

47

Средний

По итогам суммарного балла мы определили качественный уровневый  показатель в контрольной  группе  :

  • высокого уровня развития креативности на констатирующем этапе экспериментов мы наблюдаем 10 % ( 1 человек),
  • 60% ( 6 человек) имеют средний уровень развития креативности ,
  • 30% детей (3 человека ) из контрольной  группы показали  низкий уровень развития креативности.

Анализируя данные контрольной группы м определили суммарный балл в экспериментальной группе :

 Таблица № 6

Показатели креативности по данным методикам ( констатирующий этап)

 

Фамилия, имя

Тест 1

Тест 2

субтест 3

итого

баллы

уровень

1

15

16

13

44

Низкий

2

9

5

12

26

Низкий

3

11

8

7

26

Низкий

4

15

18

18

51

средний

5

23

11

7

41

Низкий

6

24

19

22

65

Средний

7

15

17

7

29

Низкий

8

23

16

12

51

средний

9

23

15

14

52

средний

10

21

8

11

40

Низкий

Анализируя аналогичным образом полученные данные экспериментальной  группы мы также определили качественный уровневый  показатель:

  • высокого уровня развития креативности на констатирующем этапе экспериментов мы не наблюдаем,
  • 40% ( 4 человека) имеют средний уровень развития креативности ,
  • 60% детей ( 6 человек ) из экспериментальной   группы показали  низкий уровень развития креативности.

Сравнивая итоговые показатели трех тестов  контрольной и экспериментальной групп мы  итогам суммы баллов определили , что

  • высокого уровня развития креативности у экспериментальной группы больше чем у контрольной  на 10 % ( 1 человек);
  • среднего уровня развития креативности у контрольной  группы на констатирующем этапе выше  , чем у экспериментальной  на 20% ( 2 человека);
  • низкого уровня развития креативности у экспериментальной группы на констатирующем этапе ,чем у контрольной больше  на 30%  ( 3 человека);

Результаты констатирующего исследования требуют от нас проведения формирующего эксперимента в соответствии в педагогическими условиями , отраженными в гипотезе.

Добавлено: 09.09.2017
Рейтинг: 8.1083333333333
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+