Довольно часто можно услышать про человека, что у него нет чувства ритма. Обычно так говорят применительно к пению или танцам, однако это «чувство» полезно далеко не только для музыкантов. Логопед и дефектолог Марина Кишиневская рассказывает, как оно помогает детям правильно двигаться и говорить, и что сделать, чтобы развить эту способность.
Чем полезно «чувство ритма»
Чувство ритма — это сенсомоторная (чувствительно-двигательная) способность человека. Она представляет собой чередование наиболее и наименее акцентированных (выраженных) моментов движения в пространстве и времени. Чувство ритма — это сумма пяти простых компонентов: ощущения времени, пространства, веса, объема и мускульной энергии. Если какой-то из них не развит, это заметно отражается на общем поведении человека и на его речи в частности.
- Ощущение времени.
Это способность человека понимать, чувствовать своим телом, сколько действий он может выполнить в какой-то промежуток времени. Если у взрослого или ребенка это ощущение не развито, в повседневной жизни он будет все время опаздывать или наоборот, постоянно приходить раньше. По той же причине кто-то постоянно спешит, а кто-то настолько медлительный, что едва успевает что-либо сделать. - Ощущение пространства.
Это способность ориентироваться в мире вещей: адекватно воспринимать их величину, форму, взаимное расположение. Если у человека это ощущение нарушено, он постоянно натыкается на предметы; не может войти в дверь, не стукнувшись головой или локтем; пройдя по комнате, обязательно уронит чашку или ударится о стул. Ребенок с такими проблемами плохо адаптируется в школе: у него в рюкзаке, на столе, в шкафчике царит хаос. - Ощущение веса.
Это способность оценивать, каким весом или степенью выраженности обладает предмет или явление. От него в частности зависит, на сколько хорошо человек владеет интонацией. Ребенку с неразвитым ощущением веса бывает сложно различать ударные и безударные слоги, распознавать интонацию учителя. Например, поставить запятую на месте паузы во время диктанта. - Ощущение объема.
Это способность соотносить размеры своего тела с границами окружающего пространства. Если она нарушена, человек, например, не может сделать какое-то широкое движение, хотя мышцы и суставы у него в полном порядке. Или настолько широко шагает и двигается, что его самого «ведет», шатает. У детей это сильно отражается на письме: например, ребенок пишет крошечные буквы или, наоборот, выводит по одному слову на страницу. - Ощущение мускульной энергии.
Это способность оценить, сколько сил потребуется приложить для выполнения того или иного действия. Насколько соразмерны мои усилия тому, что я хочу сделать? Ответы на эти вопросы приходят только в результате постоянных тренировок. Если это ощущение нарушено, человек не умеет соизмерять усилия и цели: одни постоянно сильно устают, другие, наоборот, все время как будто экономят энергию.
Как его развивать
Коррекцией проблем, которые связаны с чувством ритма, занимается специальный раздел двигательной терапии — логоритмика. С помощью упражнений, которые основаны на сочетании речи, движения и музыки, логопеды помогают запустить положительные изменения в психомоторике. Для этого используют:
- Перестроения под музыку. Ходьба, марши со сменой направления — вперед/назад, лицом/спиной, боком, гребенкой, кругами, шеренгами, колоннами и т. д. Ходить обязательно нужно под музыку и/или стихи, считалочки. Подойдет и простая считалочка «раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять», и любое ритмичное стихотворение — главное брать текст, который понятен и действительно нравится детям. Эти самые простые и доступные упражнения — основа для развития чувства ритма.
- Танцы. Более сложный вариант перестроений. Для развития чувства ритма у детей лучше всего подходят коллективные народные танцы, хороводы (их удобно сопровождать стихами и песнями). последние вырабатывают не только индивидуальное, но и коллективное чувство ритма. Это особенно полезно для неговорящих детей: коллективные эмоции, сопереживание музыке, восклицания других малышей провоцируют ребенка их повторить.
- Пение. Пение в первую очередь необходимо при коррекции заикания: как известно, когда поешь, заикаться невозможно. Но и для людей без явных речевых дефектов оно очень полезно — развивает речевое дыхание и мелодико-интонационную сторону речи.
- Игра на музыкальных инструментах. Для развития чувства ритма понадобятся шумовые инструменты — погремушки, палочки, тарелочки, тамбурины, бубны, любые самоделки. Занятия с ними научат слышать других, вовремя вступить в партию и вовремя замолчать, подстраиваться под ритм окружающих. А еще игра на музыкальных инструментах формирует темпо-ритмические характеристики речи: т. е. умение говорить быстро или медленно, громко или тихо, ритмично или растянуто, с паузами.
- Подвижные игры. Это может любая простая, известная всем игра, но важно, чтобы она сопровождалась «подговором» — стишком, песенкой, любым речевым фоном.
2 игры на развитие чувства ритма
«Жабки»
Возьмите две тарелки — в них нужно насыпать песок или любую крупу (гречку, пшено, перловку) — и тазик с водой. Произносите:
Жабки скачут высоко,
Очень-очень далеко.
Могут низенько скакать,
В траве жабок не видать.
Жабки скачут всех быстрей,
В воду прыгают скорей!
Задача ребенка — ритмично двигать руками под ваш текст. Сначала поднимать их высоко, потом низко, а на последних слова — резко опустить их в воду. Можно взять в руки игрушечных жабок и покидать их в тазик. Или предложить ребенку сыграть «полноразмерную» жабку: пусть он сам скачет сначала высоко, потом низко, а потом прыгнет в какую-то емкость с водой. Особенно удаются такие игры на даче, на траве, на пляже.
«Колокольчики»
Для этого упражнения понадобится каруселька-вертушка с колокольчиками и палочка/палочки (по количеству детей).
С колокольчиком гуляю
Динь-динь-дон, динь-дон
С колокольчиком играю
Динь-дон, динь-дон
Вначале дети гуляют по комнате: на словах «с колокольчиком гуляю» они идут, на словах «динь-дон» — звенят в колокольчик. Потом взрослый просит их проговаривать звон словами — «динь-дон, динь-дон». После игру можно усложнить, усадив детей вокруг вертушки. На словах «с колокольчиком гуляю» педагог толкает вертушку — дети смотрят и ничего не делают. А на словах «динь-дон» им нужно попасть молоточком по колокольчику. Или другой вариант: педагог толкает вертушку и говорит «С колокольчиком играю», а дети в это время выставляют молоточки, и колокольчики, крутясь и задевая их, создают перезвон. На словах «динь-дон» молоточки нужно убрать — и попытаться что-то сказать. В этот момент ребенок уже заинтересован и обязательно хотя бы попытается что-то произнести.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться