Личный кабинет

Выступление из опыта работы

«Использование игровых методов и приемов с целью обучения детей старшего дошкольного возраста пению»


Представлено описание опыта по теме. Отвечает требованиям и принципам ФГОС.

ФГОС утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • Поддержки разнообразия детства;
  • Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

 

Актуальность темы.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через игру, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Использование на музыкальных занятиях игровых методов и приемов способствует реализации принципов ФГОС.

Пение - один из самых сложных, но в то же время любимый вид музыкальной деятельности у детей.

Процесс обучения пению предоставляет детям возможность:

  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
  • Научиться петь;
  • Приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Кроме того, сам процесс развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • Способствует развитию музыкальных способностей;
  • Активизирует внимание;
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему;
  • Тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • Приводит к тому, что голос становится более устойчивым и выносливым, выносит длительную речевую нагрузку.

 

                     Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы я нашла, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» О.В. Кацер. Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом. Несколько лет я веду дополнительные занятия в детском саду по обучению детей пению. Программу вокального кружка «Звездочки» я составила на основе методики О.Кацер. Следуя рекомендациям автора, содержание занятий с детьми по  пению, я  разделила на 3 этапа:

  1. речевой этап, куда входят:
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • Развивающие игры с голосом;
  • Речевые зарядки;
  • Речевые игры и упражнения.
  1. Распевание.
  2. Работа над песней, исполнение.

 Речевой этап позволяет легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким и понятным занятием.

Для артикуляционной гимнастики, использую различные сказки. Например, «Путешествие язычка» и «Зарядка для язычка». Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия провожу игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняю образные движения раздачи шариков, и дети начинают их «надувать».

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняем упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у». Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Это могут быть различные звукоподражания (человеческий голос, голоса животных, голоса живой природы). Всегда с большим интересом дети участвуют в играх с использованием стихотворной формы, например, игры на стихи С.Л. Коротаевой «Ослик», «Пробуждение».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваю с детьми, они запоминают их в процессе игры.

           При разучивании песни слежу за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняем: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняем новую песню или часть новой песни. Как только прекращаем петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

               Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

               В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаем детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно  артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

              Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать. Как сделать так, чтобы детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. На занятиях я использую игровое распевание А. Евтдьевой, которое включает в себя два образа на высокое и среднее звучание голоса. Наглядность и образность картинок, которые используются при этом, помогают детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям четко сопоставить и воспроизводить их голоса и играть в них. Дети, озвучивая музыкальные зарисовки, четко понимают, что Карабас-Барабас, Великан будут петь средним голосом, а куклы, Золушка, Божья Коровка, Бабочка будут петь высоким голосом, стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде. Такое игровое распевание многофункционально:

  • Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное мышление, осознанное осмысление правильного выбора голоса(среднего и высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
  • Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.
  • Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  • Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использование различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  • Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкално-ритмических движений, музицирование.

Игровое распевание очень нравится детям, так как оно наглядно, понятно детям и проходит в игровой форме.

          Распевку всегда подбираю так, чтобы она предвосхищала поставленную задачу в последующем пении. Обращаю внимание на то, что нужно будет сегодня отработать в пении – скачки или плавное движение мелодии – распевка должна выполнять ту же функцию.

           На музыкальных занятиях я учу детей осознанному и прочувствованному пению. Стараюсь учить этому наглядно, в игровой форме, чтобы дети получили пользу и радость от этих занятий. После разогрева голоса, обговариваю с детьми, что и высокий и средний голос мы «переносим» в любую песенку.  Во время беседы с детьми мы пришли к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, тогда, когда выполнены три условия:

  1. Чисто спетая мелодия
  2. Хорошая дикция
  3. Выразительность исполнения.

Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит песня «заболела» и её надо «полечить».

          Большой энтузиазм вызвало у детей, введение поощрительных значков. Желание детей получить награды стимулирует их старание преуспеть и в чистоте интонирования и в дикции, и в выразительности исполнения.

Значок «Знайка» дети получают за правильный ответ на трудный вопрос, требующий умение мыслить, вспомнить.

Значок «Орден чистого пения» дети получают за правильно исполненную мелодию.

Но, вот мелодия спета, достаточно ли это? Песня – это не только мелодия, в ней есть еще и слова. А отточить нашу дикцию помогут упражнения для губ, языка, скороговорки. Справился? Получи «Орден чистой дикции»

Песня должна быть спета сердцем, согрета отношением к ней. За особую выразительность в пении ребята получают «Орден чуткого и горячего сердца»

Благодаря игровым методам и приемам у детей сохраняется интерес к пению, развивается звуковысотный слух, что позволяет им петь соло, ансамблем, хором, а исполнение радует слаженностью и чистотой исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГОС утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • Поддержки разнообразия детства;
  • Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

 

Актуальность темы.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через игру, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Использование на музыкальных занятиях игровых методов и приемов способствует реализации принципов ФГОС.

Пение - один из самых сложных, но в то же время любимый вид музыкальной деятельности у детей.

Процесс обучения пению предоставляет детям возможность:

  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
  • Научиться петь;
  • Приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Кроме того, сам процесс развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • Способствует развитию музыкальных способностей;
  • Активизирует внимание;
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему;
  • Тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • Приводит к тому, что голос становится более устойчивым и выносливым, выносит длительную речевую нагрузку.

 

                     Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы я нашла, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» О.В. Кацер. Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом. Несколько лет я веду дополнительные занятия в детском саду по обучению детей пению. Программу вокального кружка «Звездочки» я составила на основе методики О.Кацер. Следуя рекомендациям автора, содержание занятий с детьми по  пению, я  разделила на 3 этапа:

  1. речевой этап, куда входят:
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • Развивающие игры с голосом;
  • Речевые зарядки;
  • Речевые игры и упражнения.
  1. Распевание.
  2. Работа над песней, исполнение.

 Речевой этап позволяет легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким и понятным занятием.

Для артикуляционной гимнастики, использую различные сказки. Например, «Путешествие язычка» и «Зарядка для язычка». Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия провожу игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняю образные движения раздачи шариков, и дети начинают их «надувать».

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняем упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у». Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Это могут быть различные звукоподражания (человеческий голос, голоса животных, голоса живой природы). Всегда с большим интересом дети участвуют в играх с использованием стихотворной формы, например, игры на стихи С.Л. Коротаевой «Ослик», «Пробуждение».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваю с детьми, они запоминают их в процессе игры.

           При разучивании песни слежу за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняем: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняем новую песню или часть новой песни. Как только прекращаем петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

               Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

               В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаем детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно  артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

              Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать. Как сделать так, чтобы детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. На занятиях я использую игровое распевание А. Евтдьевой, которое включает в себя два образа на высокое и среднее звучание голоса. Наглядность и образность картинок, которые используются при этом, помогают детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям четко сопоставить и воспроизводить их голоса и играть в них. Дети, озвучивая музыкальные зарисовки, четко понимают, что Карабас-Барабас, Великан будут петь средним голосом, а куклы, Золушка, Божья Коровка, Бабочка будут петь высоким голосом, стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде. Такое игровое распевание многофункционально:

  • Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное мышление, осознанное осмысление правильного выбора голоса(среднего и высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
  • Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.
  • Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  • Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использование различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  • Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкално-ритмических движений, музицирование.

Игровое распевание очень нравится детям, так как оно наглядно, понятно детям и проходит в игровой форме.

          Распевку всегда подбираю так, чтобы она предвосхищала поставленную задачу в последующем пении. Обращаю внимание на то, что нужно будет сегодня отработать в пении – скачки или плавное движение мелодии – распевка должна выполнять ту же функцию.

           На музыкальных занятиях я учу детей осознанному и прочувствованному пению. Стараюсь учить этому наглядно, в игровой форме, чтобы дети получили пользу и радость от этих занятий. После разогрева голоса, обговариваю с детьми, что и высокий и средний голос мы «переносим» в любую песенку.  Во время беседы с детьми мы пришли к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, тогда, когда выполнены три условия:

  1. Чисто спетая мелодия
  2. Хорошая дикция
  3. Выразительность исполнения.

Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит песня «заболела» и её надо «полечить».

          Большой энтузиазм вызвало у детей, введение поощрительных значков. Желание детей получить награды стимулирует их старание преуспеть и в чистоте интонирования и в дикции, и в выразительности исполнения.

Значок «Знайка» дети получают за правильный ответ на трудный вопрос, требующий умение мыслить, вспомнить.

Значок «Орден чистого пения» дети получают за правильно исполненную мелодию.

Но, вот мелодия спета, достаточно ли это? Песня – это не только мелодия, в ней есть еще и слова. А отточить нашу дикцию помогут упражнения для губ, языка, скороговорки. Справился? Получи «Орден чистой дикции»

Песня должна быть спета сердцем, согрета отношением к ней. За особую выразительность в пении ребята получают «Орден чуткого и горячего сердца»

Благодаря игровым методам и приемам у детей сохраняется интерес к пению, развивается звуковысотный слух, что позволяет им петь соло, ансамблем, хором, а исполнение радует слаженностью и чистотой исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГОС утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • Поддержки разнообразия детства;
  • Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
  • Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

 

Актуальность темы.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через игру, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Использование на музыкальных занятиях игровых методов и приемов способствует реализации принципов ФГОС.

Пение - один из самых сложных, но в то же время любимый вид музыкальной деятельности у детей.

Процесс обучения пению предоставляет детям возможность:

  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
  • Научиться петь;
  • Приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Кроме того, сам процесс развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • Способствует развитию музыкальных способностей;
  • Активизирует внимание;
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему;
  • Тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • Приводит к тому, что голос становится более устойчивым и выносливым, выносит длительную речевую нагрузку.

 

                     Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы я нашла, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» О.В. Кацер. Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом. Несколько лет я веду дополнительные занятия в детском саду по обучению детей пению. Программу вокального кружка «Звездочки» я составила на основе методики О.Кацер. Следуя рекомендациям автора, содержание занятий с детьми по  пению, я  разделила на 3 этапа:

  1. речевой этап, куда входят:
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • Развивающие игры с голосом;
  • Речевые зарядки;
  • Речевые игры и упражнения.
  1. Распевание.
  2. Работа над песней, исполнение.

 Речевой этап позволяет легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким и понятным занятием.

Для артикуляционной гимнастики, использую различные сказки. Например, «Путешествие язычка» и «Зарядка для язычка». Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия провожу игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняю образные движения раздачи шариков, и дети начинают их «надувать».

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняем упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у». Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Это могут быть различные звукоподражания (человеческий голос, голоса животных, голоса живой природы). Всегда с большим интересом дети участвуют в играх с использованием стихотворной формы, например, игры на стихи С.Л. Коротаевой «Ослик», «Пробуждение».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваю с детьми, они запоминают их в процессе игры.

           При разучивании песни слежу за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняем: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняем новую песню или часть новой песни. Как только прекращаем петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

               Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

               В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаем детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно  артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

              Детям очень нравится петь. А распеваться? В данном случае важно их заинтересовать. Как сделать так, чтобы детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. На занятиях я использую игровое распевание А. Евтдьевой, которое включает в себя два образа на высокое и среднее звучание голоса. Наглядность и образность картинок, которые используются при этом, помогают детям озвучивать героев в разных звуковых позициях. Контрастность образов помогает детям четко сопоставить и воспроизводить их голоса и играть в них. Дети, озвучивая музыкальные зарисовки, четко понимают, что Карабас-Барабас, Великан будут петь средним голосом, а куклы, Золушка, Божья Коровка, Бабочка будут петь высоким голосом, стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде. Такое игровое распевание многофункционально:

  • Благодаря наглядности и игровой ситуации оно развивает образное мышление, осознанное осмысление правильного выбора голоса(среднего и высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
  • Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение сверстников.
  • Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  • Развивает творческие способности, формирует навыки театральной деятельности, так как предполагает разыгрывание театральных этюдов с использование различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  • Может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкално-ритмических движений, музицирование.

Игровое распевание очень нравится детям, так как оно наглядно, понятно детям и проходит в игровой форме.

          Распевку всегда подбираю так, чтобы она предвосхищала поставленную задачу в последующем пении. Обращаю внимание на то, что нужно будет сегодня отработать в пении – скачки или плавное движение мелодии – распевка должна выполнять ту же функцию.

           На музыкальных занятиях я учу детей осознанному и прочувствованному пению. Стараюсь учить этому наглядно, в игровой форме, чтобы дети получили пользу и радость от этих занятий. После разогрева голоса, обговариваю с детьми, что и высокий и средний голос мы «переносим» в любую песенку.  Во время беседы с детьми мы пришли к выводу, что песня будет исполнена прекрасно, тогда, когда выполнены три условия:

  1. Чисто спетая мелодия
  2. Хорошая дикция
  3. Выразительность исполнения.

Если хоть одно условие из этих составляющих не выполнено, значит песня «заболела» и её надо «полечить».

          Большой энтузиазм вызвало у детей, введение поощрительных значков. Желание детей получить награды стимулирует их старание преуспеть и в чистоте интонирования и в дикции, и в выразительности исполнения.

Значок «Знайка» дети получают за правильный ответ на трудный вопрос, требующий умение мыслить, вспомнить.

Значок «Орден чистого пения» дети получают за правильно исполненную мелодию.

Но, вот мелодия спета, достаточно ли это? Песня – это не только мелодия, в ней есть еще и слова. А отточить нашу дикцию помогут упражнения для губ, языка, скороговорки. Справился? Получи «Орден чистой дикции»

Песня должна быть спета сердцем, согрета отношением к ней. За особую выразительность в пении ребята получают «Орден чуткого и горячего сердца»

Благодаря игровым методам и приемам у детей сохраняется интерес к пению, развивается звуковысотный слух, что позволяет им петь соло, ансамблем, хором, а исполнение радует слаженностью и чистотой исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГОС утверждает основные принципы д

Добавлено: 20.03.2016
Рейтинг: 8.16
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+