Личный кабинет

Организация музыкального развития детей в условиях современного образования.


Образование являет собой непрерывную систему последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью. В связи с этим перед руководителем ДОУ встает задача осмысления особенностей образовательной среды.

Организация музыкального развития детей в условиях современного образования.

Ключевые слова:

Среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» (исследования В.А. Ясвина)

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

ООПособые образовательные потребности. Дети с различными нарушениями зрения, инвалиды по зрению, инвалиды по неврологии, лети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Образование являет собой непрерывную систему последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью. В связи с этим перед руководителем ДОУ встает задача осмысления особенностей образовательной среды, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя, формирования новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, родителями с позиции рационального использования тех ресурсов, которыми располагает дошкольное учреждение.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Современные ученые и педагоги Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. и др. считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

В практической работе педагоги ДОУ используют нетрадиционные методы взаимодействия с родителями и детьми, обеспечивающие психологический комфорт, развитие творческого потенциала, дальнейшее развитие детей. Ребенок, видя пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды музыкальной деятельности. Родители активно участвуют как в ходе всего мероприятия, так и в сценках - «Капустные посиделки» с детьми подготовительной группы, сказка «Как звери к зиме готовятся» для младшего возраста. Охотно принимают  участие в городских конкурсах: Битва хоров «Наследники победы» - диплом;  конкурс сказок «Неразлучные друзья взрослые и дети» - лауреат 3 степени.

В саду уже два года проводится конкурс «Созвездие талантов», где принимают участие взрослый с ребенком, независимо от степени  родства. С каждым годом участников становится больше и больше.

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания предметно-пространственной среды с элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей, Правильно сформированная модель такой среды будет повышать качество образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС и отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Становление  и развитие целостной личности человека  происходит благодаря освоению и творческому преобразованию социокультурного опыта, который является источником создания новых традиций и культурных ценностей.

В детском саду работают следующие центры:

Центр «Послушный язычок» (логопеды)

Центр «Здоровья» (медицинский и офтальмологический кабинеты, ЛФК)

Центр эстетического развития (музыкальный зал, кабинет умелые ручки)

Центр «Выше, быстрее, сильнее» (физкультурный зал)

Центр «Взаимодействие» (кабинет психолога)

Центр «Мир за твоим окном» (кабинет тифлопедагога)

Центр «Современные дети» (кабинеты робототехники, инженерии)

Музыкальное воспитание является важной стороной эстетического воспитания в современном  образовании и воспитании. «Чем раньше мы займемся музыкальным воспитанием детей, тем более ощутимые результаты получим»(Г.Струве). Осмысленное восприятие, формирование и развитие основ музыкального вкуса, приобщение ребенка к ценностям музыкального искусства - вот главная задача музыкального развития ребенка.

Умение организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой являются важнейшим показателем профессионального мастерства педагога. Решающее значение имеет качество педагогических кадров. Шагая в ногу со временем они придерживаются алгоритму проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.

«Кого учить и воспитывать?»- Наряду со здоровыми детьми сад посещают дети с ООП. Два раза в год проводится медикопсихопедагогическая комиссия, в которой принимают участие специалисты детского сада и медицинский персонал, где рассматривается психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности, степень заболевания.

«Зачем учить и воспитывать?»- определяются цели  и задач по всем разделам музыкального воспитания детей с учетом особенностей развития и индивидуальных склонностей детей.

«Чему учить?» - обеспечение раз­вития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.

«Как учить и воспитывать?»- рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия; ориентация на возрастные особенности развития; использование зоны ближайшего развития; осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды.

Внедрение в обыденную жизнь новых информационных технологий – это реальность нашего времени. С помощью них решается масса педагогических и психологических задач. Музыкальные руководители используют в своей работе компьютер, флеш-карты, лазерные диски, выход в интернет. Включение в работу ИКТ повышает интерес и  углубляет знания о музыкальном искусстве, его истории, расширяет кругозор. Вызывает интерес детей к различным видам активной музыкально-творческой деятельности.

С помощью программ создаем различные презентации, где используем репродукции альбомов по искусству, в результате происходит синтез музыкального искусства с литературой, живописью, театром.

Важнейшей частью информационной системы является база данных, где представлены сценарии праздников, планы, конспекты, консультации, выступления, фоторепортажи, видеозаписи с концертов,  фонотека.

Наш детский сад типовой постройки, в нем находится один музыкальный зал, который должен создавать атмосферу концертного зала, к сожалению, наличие мини сцены отсутствует. В наличии  имеются микрофоны, которые используются в работе. Дети чувствуют себя настоящими артистами, испытывают огромное наслаждение, выступая перед зрителями. Ежегодно дети принимают участие в городских, республиканских и международных вокальных конкурсах «Зима начинается с Якутии», «Бриллиантовые нотки», «Играй гармонь».

При подготовке к праздникам (тематические, календарные) используем весь потенциал творчества, стараясь, чтобы ребенок действительно испытал радость и почувствовал удовлетворение. Оформление зала ложится на плечи педагогов, у которых «золотые руки». Они оформляют к праздникам зал не в свое рабочее время- это люди энтузиасты. В саду нет специального педагога оформителя и декоратора.

Музыкальный зал оснащен учебно-наглядным материалом, определяющим основное направление деятельности. Подбор игрушек и материалов стараемся приобретать с учетом возрастных психологических особенно­стей детей в соответствии с образователь­ными областями, а также в соответствии с офтальмогигиеническими требованиями.

Не все демонстрируемые материалы подходят по размеру для детей с нарушением зрения (с низкой остротой зрения). Здесь на помощь приходит учитель дефектолог (тифлопедагог), который параллельно демонстрирует наглядность ближе к ребенку. Также учитель тифлопедагог помогает в выполнении зрительной и пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмических движений. Его задача показать ребенку индивидуально, на близком расстоянии разучиваемые элементы движений. Из-за недостаточного количества кадров специалистов, тифлопедагог не может присутствовать на каждом занятии и помогать координировать работу с детьми, которых в группе не менее 25 человек (списочное количество 40 детей!)  Это рознится с рекомендуемым количеством наполняемости групп (включающей  в т.ч. детей с ОВЗ) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Так как в саду обучение детей с ООП как и всех остальных детей, происходит в установленные сроки, возникает необходимость в обязательных проведениях подгрупповых и индивидуальных занятий, что практически невозможно, в связи с постоянной занятостью помещения, так как в зале работают три музыкальных работника. При отсутствии хореографа постановка танцев ложится на плечи музыкального руководителя. Занятия хореографией являются незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.

Они развивают физические способности ребёнка (мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию).

Формируют навыки пластичности, выразительности, грациозности.

Содействуют развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.

Музыкальные руководители поддерживают позитивное взаимодействие между педагогами, обязанности которых четко определены. Работают в тесной связи с воспитателями и родителями. Общими усилиями взрослых единомышленников приобщение детей к истокам музыкальной культуры будет более успешен.

Литература

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. 2014. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.
  2. Справочник музыкального руководителя №1 2014г.
  3. Статья в журнале: Щербакова Т. Н. 2012. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. №5. Стр. 545-548.
  4. Струве Г. А. «Вокальное воспитание в хоре» М.: Просвещение, 1981. – 191с.

 

 

 

Добавлено: 20.08.2019
Рейтинг: 6.8166666666667
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+