Личный кабинет

«Развитие интереса у детей на уроках математики.»


Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, именно этот аспект помогает формировать личность. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Учитель математики Золотова М.И.

Доклад на тему    «Развитие  интереса у детей  на уроках математики.»

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, именно этот аспект помогает формировать личность. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя.

 И что бы развить устойчивый интерес у детей  на уроках математики  я использую задания творческого характера.

Приведу примеры нескольких  видов  игр: 

  1. При изучении темы « Прямоугольная система координат»   в 6 классе я использую игру « Поражение цели».

    Целью данных заданий является: закрепление   знаний  и умения находить координаты точек на плоскости, строить точку по ее координатам.

   На магнитной доске рисуется система координат. Магнитами к доске крепятся «точки» цветные кружочки, можно прикрепить листики и т.д.

   Правила игры. Чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Первая команда уничтожает желтые листья, вторая – зеленые. Указкой показывается фигурка, выбранный « наводчик » называет ее координаты, а «орудийный расчет» - остальные ученики данной команды – «стреляют». Тот, кто согласен с названными «наводчиком» координатами, поднимает зеленую карточку, а кто нет – красную. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ (фигурка снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигурка остается на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».

 

     Также при изучении данной темы я готовлю карточки, в которых даны следующее задание:

 Построить фигуру, последовательно соединяя заданные точки на координатной плоскости.

Учащиеся в тетрадях должны начертить координатную плоскость по заданным размерам. Затем  строить  точки на плоскости и последовательно соединить  их отрезками. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.

Мышонок

 1) (3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5),
(3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9),
(- 1; 7), (- 1; 6),(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7),
(- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5),
(1; - 6), (3; - 6), (3; - 7),
(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).

2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).

3) Глаз: (- 1; 5).

 

 

 

Николаева Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

Савин Егор

Петрова Галина

 

 

 

 

  1. Задачи на сравнение для 5-6 классов .

Цели:

1) Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации и т. д.;

2) развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

3) поддержание интереса к предмету.

   Сколько квадратов изображено на рисунке? Имеются ли среди них равные?

Найдите на рисунке отрезок CD. Что вы можете рассказать о нём?

 

Посмотрите на рис. а и б. Сравните, что общего в данных фигурах, а в чём их различие.

 

                                                          

 

              А)                                                                                                    Б)

  1. 3. В 5-6 классах формированию творческой деятельности способствуют занимательные задачи (задачи на «соображение», на «догадку», головоломки и т.д.). К сожалению, достаточно распространено мнение, что занимательные задачи учащийся может решать только дома или на кружке, но не на уроке. Я считаю, что в этом случае слабый ученик будет лишен интересных задач, так как кружки он не посещает, а дома у него обычно остается мало времени. Поэтому занимательные задачи должны найти место на уроке.

Приведу несколько примеров данных задач.

1)Федя всегда говорит правду, а Вадим всегда лжет. Какой вопрос надо им задать, чтобы они дали на него одинаковые ответы?

ОтветНапример: «Ты лгун?»

2) Мотоциклист ехал в поселок, по дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?

Ответ.  Нисколько

3) Собака погналась за лисицей, которая была на расстоянии 30 м от нее. Скачок собаки равен 2 м, скачок лисицы 1 м. В то время как лисица делает 3 скачка, собака делает 2 скачка. Какое расстояние должна пробежать собака, чтобы догнать лисицу?

Ответ.  120 м.

      4.Одним из приемов активизации учебной деятельности является создание проблемных ситуаций на уроке. Прежде чем дать обычное задание учащимся, я ставлю проблемный вопрос перед ними. Ведь некоторые учащиеся иногда автоматически выполняют вычислительные действия, не вникая в суть, в содержание поставленного вопроса. И в конечном итоге затрудняются ответить: решено задание полностью или еще необходимы какие-либо действия. Постановка проблемного вопроса и помогает им сосредоточиться, логически мыслить и найти правильный ответ на поставленную проблему. В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. И этим я воспользовалась, показывая ребятам, что учитель – обычный человек и может ошибиться. Например, на доске записано решение уравнения, задание для ребят «найди ошибку ».

(3X+7)×2-3=17

(3X+7)×2=17-3(ошибка)

(3X+7)×2=14

(3X+7)=14:2

3X+7=7

3X=7-7

3X=0

X=0

  1. Математические мини-игры

Настольные игры настолько многообразны, что описать их общую структуру очень сложно. Общее у них то, что они в основном не подвижные, индивидуальные, требуют умственного труда. Они захватывают и заинтересовывают учащихся, развивают у них настойчивость и упорство в достижении цели, способствуют возникновению интереса к математике.

   Приведу некоторые игровые компоненты, формирующие творческое мышление, которые использую в своей практике.

1)При изучении новой темы в начале урока можно  детям дать  такое задание:

 «Найди ключ»

Необходимо среди набора букв отыскать слово, которое подскажет тему урока или слово, относящееся к теме.

лимынеодерквснцедьячвыуаваждолстепеньцбуетотьвы

Ответ: лимынеодерквснцедьячвыуаваждолстепеньцбуетотьвы

2).Игра «Перфоратор»  (игра индивидуальная)

Цель: умение быстро и рационально считать (устный счет)

Ход игры: диктуются примеры (устный счет). Ученик должен зачеркнуть число – ответ.

Например:

На карточках

      1      

      2      

      3      

      4      

      5      

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 

Примеры:

1)  100 – 70          2) 67 – 23           3)  30 + 70                   4)  100 – 80                 5) 20 + 70
            .   3                    : 11                       : 10                                   :  4                            : 30
            – 18                   .  8                       .  15                                   . 14                           . 13 
             : 36                  – 15                     – 125                                 – 58                         – 33 
        _______            _______                _______                    _________                  _________
                ?                        ?                             ?                                   ?                                ?

Ответ:   2                        17                           25                                  12                              6

 

3). Игра «Исправь ошибку» (индивидуальная игра)

Цель: проверка математических знаний; отработка умений быстрого и рационального счета.

Ход игры: учитель пишет на доске несколько примеров, часть из которых вычислена с ошибками. За 5-6 минут ученики должны исправить ошибки. Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок.

Например:

  1. (неверно, т.к.  )
  2.  (неверно, т.к.  )
  3. 3,7 + 2,251 = 5, 951 
  4. 5,8 + 3,618 = 8,1418 (неверно, т.к. 5,8 + 3,618 = 9,418)
  5. 6,42 . 10 = 6,420 (неверно, т.к. 6,42 ? 10 = 64,2)
  6. 0,006 . 100 = 0,6
  7. 4,4 тыс. = 44000 (неверно, т.к. 4,4 тыс. = 4,4 . 1000 = 4400)
  8. 0,054 . 100 = 0,54 (неверно, т.к. 0,054 . 100 = 5,4)
  9. 8,3 – 4,7 = 44 (неверно, т.к. 8,3 – 4,7 = 3,6)
  10. 6,8 – 5,1 = 1,7
  11. 45,531 : 10 = 4,531
  12. 0,046 : 10 = 0,46 (неверно, т.к. 0,046 : 10 = 0,0046)

А также на уроках мной проводятся  игры, которые схожи по правилам  и характером проведения: игры по станциям, игры путешествия, КВНы, математические лабиринты, математическая карусель.

Вывод: существуют различные подходы к определению игры, но все они сходятся в одном, что игра является способом развития личности, обогащения ее жизненного опыта.

Из всего многообразия игр можно выделить математическую игру, как средство развития познавательного интереса учащихся к математике. Математическая игра имеет свои цели, задачи, функции требования. Основная цель игры по математике - развитие устойчивого познавательного интереса к предмету через имеющееся многообразие математических игр.

  

А также задания творческого характера предлагаю обучающимся  в качестве домашнего задания.

Цель домашнего задания отработка основных знаний и умений и актуализация знаний (т.е. повторение) для дальнейшего изучения материала.

Варианты творческих домашних заданий :

  1. Написание собственной сказки, увлекательной истории;
  2. Тип заданий «вопросы автору»: ребятам предлагается дома подготовить вопросы автору произведения;
  3. Можно также предложить ученикам представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала, доклад, семинар, диспут и т.д.(в старших классах);
  4. Создание карты. Например, карты путешествий на «Планету отрицательных чисел»;
  5. Кроссворды. Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением и завидным упорством разгадывают эти ребусы. Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы или раздела;
  6. Задачи на составление вопросов по рисунку, уравнению и т.п.;
  7. Составление тестов по изученному параграфу с вариантами ответов;

9.Составление ребусов;

10.Проекты ( мини-проекты ,краткосрочные проекты, недельные проекты, годовые проекты.)

  

Чаще всего я   использую метод проектов в домашних  задания   для  5-6  классов. Хорошие результаты дает метод проектов при обобщении и систематизации полученных знаний и подготовки к контрольной работе. Выполняя домашнюю работу, ученики с интересом и увлечением составляют примерные варианты предстоящей контрольной работы, различные мини-проекты  « карточек – закрепления» “карточек-заданий” с ошибками и т.д..

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

« Карточка – закрепления»

 

 

 

 

Ребус

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд по теме «Отношения и проценты»

Добавлено: 09.10.2019
Рейтинг: 7.99
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+