Личный кабинет

Доклад: "Актуальность проблемы организации экспериментальной деятельности дошкольников с позиции деятельностного подхода"

Лидия ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам обсудить проблему организации детского экспериментирования с позиций деятельностного подхода, поделитесь как Вы разрешаете эту проблему без соответствующих методических разработок.
Тема: Актуальность и подходы к вопросу организации познавательной активности дошкольников в системе дошкольного образования.

автор: Л.Н.Менщикова, старший преподаватель,
методист кафедры дошкольного и
начального образования ВИПКРО

Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание.
В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.
В системе дошкольного образования владимирской области познавательная активность детей является одним из показателей качества педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений.
Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»?
В статьях словарей, энциклопедий понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.
Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Предлагаем рассматривать активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности. Биологическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования ее как социального явления.
Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как:
 психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В.Вилькеев),
 готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н.А.Половникова)
 умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И.Шамова)
 проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н.Аристова)
 личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И.Щукина)
Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к активности.
Однако удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе.
Отсюда необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей, условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.
Показателями активности могут быть:
 инициативность
 энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности)
 добросовестность ,интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности )
 самостоятельность
 самодеятельность
 саморегуляция
 осознанность деятельности
 воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца),
 целеустремленность, целенаправленность
 творчество,
Показателями овладения детьми экспериментальной деятельности также можно выделить отношение к данной деятельности и ряд умений:
• целеполагания,
• планирования,
• реализации,
• рефлексии
В зависимости от характера выполняемой деятельности можно говорить о репродуктивной (исполнительской) и творческой реализованной активности.
Активность любого уровня может носить как ситуативный, эпизодический характер, так и подниматься до стойкого личностного качества (интегральный).
Отсюда, в зависимости от устойчивости отношения личности к деятельности выделяют следующие виды активности: ситуативную и интегральную (прочно сформировавшаяся потребность в качественно познавательной деятельности, сильные и устойчивые мотивы этой деятельности, которые выражают направленность личности).
В экспериментальной детской деятельности, если превалирует репродуктивная активность, это может обозначать, что эта деятельность организована в виде эксперимента (опыта) – интересного и увлекательного для ребенка, но мало эффективного для развития его личностного роста. Чтобы обеспечить развитие творческой (собственной) активности необходимо организовывать детское экспериментирование с позиций деятельностного подхода. Познавательная экспериментальная деятельность, как и любая, имеет преобразовательную природу, в процессе деятельности происходит изменение, совершенствование самой познающей личности.
С.Л.Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.
От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес (Г.И.Щукина).
Потребности, мотивы и интересы способствуют формированию определенной установки на необходимость приобретать знания, добывать их, находить самому ответы на возникающие вопросы из разных источников. Через деятельность, в деятельности ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача взрослых предоставить безопасные, развивающие условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику.
Для реализации этой задачи, требуется соблюдение ряда психолого-педагогических аспектов:
 построение личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
 предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, право на ошибку и пр.
 ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;
 создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранение его индивидуальности;
При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.
Поэтому может каждый раз, организовывая, детскую экспериментальную деятельность, уместно пытаться ответить себе на вопросы: «А нужно ли это ребенку сейчас знать? Возник бы у него этот вопрос без моей помощи? Зачем это нужно ребенку? Какое дальнейшее применение этого он найдет в обыденной жизни?
И если большинство ответов будут положительны, то значит, вы отобрали нужное и ценное содержание для детского экспериментирования с опорой на жизненный опыт ребенка. Проблематизируйте привычные для детей ситуации! Детские удивительные открытия находятся рядом.














Во исполнение приказа департамента образования администрации Владимирской области от 28.06.2004 № 254 «О проведении областного конкурса инновационных проектов и методических разработок по развитию познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования» с 1 октября 2004 г. по 1 апреля 2005 г. проведен областной конкурс среди дошкольных образовательных учреждений.
На конкурс было представлено 25 конкурсные работы из 7 муниципальных образований: г.г. Владимир (8), Гусь-Хрустальный (2), Ковров (3), Радужный (2), окр. Вязники (1), Муром (7), Суздальского района (1).
Тематика конкурсных работ разнообразна и представлена в виде педагогического опыта, методического пособия, учебно-методического комплекта, цикла занятий, конспектов отдельных занятий, перспективных планов, проектов. Содержание работ актуально и опирается на изучение объективных закономерностей развития ребенка. Педагоги умело пользуются литературой и терминологией по выбранной тематике.
В лучших работах отражен системный подход организации и содержания детского экспериментирования в различных видах деятельности детей.
Авторами работ подтверждено, что использование в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений детского экспериментирования позволяет мотивировать детей на познавательную активность, формировать у них качества, необходимые для овладения учебной деятельностью при переходе к школьному обучению: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.
Были награждены дипломами:
I степени – Глаба Светлана Ивановна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 66, г. Владимир за учебно-методический комплекс «Детское экспериментирование как средство развития творческой активности и самостоятельности дошкольников» и разработку серии конспектов по теме «Звук»;
II степени – Пикина Лидия Валентиновна, старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 30, г. Муром за методическую разработку «Развитие познавательной активности детей с 4 до 7 лет в специально организованной среде»;
- Тоньшева Алла Николаевна, студентка ВГПУ, воспитатель дошкольного образовательного учреждения п. Липицы за методические разработки « Детское экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира»;
III степени – Христофорова Ольга Валентиновна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5, г. Радужный за методический комплекс «Детская экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира»;
III степени – Тукмакова Елена Васильевна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 15, г.Владимир за проект экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте « Подсолнушек»;
За творческий подход в разработке инновационных материалов по экспериментальной деятельности дошкольников награждены грамотами следующие педагоги:
- Семенова Елена Николаевна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 24, г. Владимир;
- педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения № 8, г. Владимир;
- Сафронова Светлана Викторовна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 77, г. Владимир;
- педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения № 24, г. Вязники.
Мы испытываем радость за успехи наших коллег и считаем, что хорошее начало положено в наработке методических разработок в соответствии с современными требованиями к образованию.
По утверждениям В.А. Сухомлинского “становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя”. Именно такой педагог в современных условиях, в рамках происходящих в дошкольном образовании инновационных процессов сможет бережно отнестись к индивидуальности каждого ребенка, максимально раскрыть в нем его своеобразный творческий потенциал, его деятельностное начало в различных сферах действительности. В этом нам еще предстоит совершенствоваться.
Практика показывает, и подтверждение этому нашлось в материалах, представленных на областном смотре-конкурсе, что существует ряд проблем, разрешение которых может стать перспективой в дальнейшей работе по организации детского экспериментирования:
• противоречие между декларированием первостепенности задачи организации личностно-ориентированного обучения и недостаточным ее решением в практической деятельности. Взаимодействия взрослых с детьми выстраиваются с позиции субъект – объектных отношений;
• методы и технологии работы с детьми, ориентированы преимущественно на усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков, без учета возможностей и потребностей детей;
• инновационные технологии: проблемное обучение, противоречивость, незавершенность, принцип интриги и т.д. используются неоправданно редко;
• просматривается стремление педагогов задавать ребенку готовые образцы действий и побуждать его к ответам в виде заранее заданных штампов;
• подход к детскому экспериментированию осуществляется чаще всего как к проведению опыта, пробы;
• недостаточное внимание уделяется организации детского экспериментирования с осуществлением деятельностного подхода;
• не всегда есть опора на жизненный опыт детей, слабое использование связи с жизнью;
• не всегда отражены средства и условия для социально-эмоционального развития ребенка, становления его мотивационно - потребностной сферы;
• малый объем самостоятельной работы детей в специально-организованных деятельностях.
Вашему вниманию предоставляются материалы с конкурса без корректировки. Некоторые из них могут иметь выше изложенные недоработки или недочеты, при желании их можно отыскать, но и ценность каждой работы очевидна и уникальна. Удачи вам. Будем рады получить «обратную связь» на «Форуме» сайта http://www.vladimir.rcde.ru.


Лидия Николаевна Менщикова,
методист кафедры дошкольного
и начального образования ВИПКРО
т: 8- 22-36-69-05
Опыт работы представляет коллектив дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детский сад № 8 г. Владимира

Педагоги образовательного учреждения считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Целью работы коллектива является обеспечение условий для развития у детей естественнонаучных представлений, например о физических свойствах окружающего мира, в соответствии с возрастными возможностями детей, используя приемы детского экспериментирования. Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности: прогулку, прием пищи, занятия, игры, решая важнейшие проблемы наших детей, будь-то первые попытки донести до рта свою руку или разобрать новую машину, только что подаренную на день рождения. Только собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности, поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям.
Данной проблемой стали заниматься совсем недавно, изучив опыт работы МДОУ № 15 и 66 г. Владимира. Приобрели новую методическую литературу по организации экспериментирования. Воспитатели учатся моделировать занятия познавательного цикла, включая в них опыты и игры-эксперименты. Развивающая среда групп пополнилась новым уголком с соответствующим материалом – уголком экспериментирования. Регулярно проводится консультации, педсоветы, семинары, открытые просмотры, практикумы для воспитателей по вопросу деятельностной парадигмы образования, построения развивающей среды, перспективного планирования, детского экспериментирования. Проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования помогает воспитателям в работе, способствует распространению передового педагогического опыта.
В данной работе представлены авторские конспекты занятий по детскому экспериментированию. Занятия строятся на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».





























Конспект занятия
по экспериментированию
в первой младшей группе
на тему: «Снежинки превращаются в капельки»
Провела воспитатель
I квалификационной категории
Чистова Ирина Александровна

Тема:
1 Чтение стихотворения А. Барто «Снег»
2 Дидактическая игра «Где снежинка?»
3 Вопрос-ситуация стих М. Родиной
4 Опыт «Как снежинки становятся капельками»

Программное содержание:
a. Учить узнавать зимние явления природы, подговаривать слова стихотворения во время чтения его воспитателем, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок, «вертеться, как снежок»);
b. Учить детей понимать инструкцию взрослого, использовать в речи предлоги;
c. Показать, что снежинки от тепла тают и становятся капельками воды.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение:

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.

Предлагает детям стать снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки, снова читает стихотворение:

Снег, снег кружится, круговые движения
Белая вся улица! кистями рук
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. кружатся

Пока дети кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» Выслушивает индивидуальные и хоровые ответы («под стол», «на ковер» и т.д.) Чтение стихотворения 3-4 раза.
Воспитатель продолжает рассказ: «На улице сегодня чудесная погода! Снежок падает! Марина оделась и пошла гулять. Большие красивые снежинки опустились на Маринины ладошки».

У девчонки у Маринки
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать.
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У нашей Маринки?

Воспитатель предлагает подумать и ответить на вопрос, обобщает ответы детей и предлагает сейчас на прогулке проверить, что будет со снежинками. Выход на прогулку. Дети ловят и рассматривают снежинки на рукавичках, любуются разнообразием снежинок. Воспитатель: «А теперь попробуйте поймать и показать снежинки на ладошках.» Дети снимают рукавички и начинают ловить, но пока доходят до воспитателя или других людей, детей – они пропадают. Дети начинают все снова и тут слышны возгласы: «Растаяли и превратились в капельки», «У меня тоже исчезли», «Почему?» – задает вопрос воспитатель, и дети отвечают: «Ладошки теплые, они боятся тепла». Воспитатель делает вывод: чем температура выше, тем быстрее тает снег.

Кто же взял снежинки
У нашей Маринки?

Дети отвечают: теплые ручки.













Конспект занятия
в первой младшей группе
на тему: «Зимние забавы»
Провела воспитатель II квалификационной категории
Вагурина Наталья Валерьевна

Тема: 1. Рассматривание картины «Катаемся на санках»
2. Подвижная игра «Снежинки и ветер»
3. Опыт «Как снег становится водой»

Цель: 1. Учить узнавать зимние явления природы, отвечать на вопросы воспитателя, повторять отдельные слова.
2. Развивать координацию движений.
3. Показать, что снег в тепле тает и становится водой.

Развивающая среда: Картина «Катаемся на санках», широкая посуда со снежными пирогами.

Предварительная работа: На прогулке испекли снежные пироги для каких-либо героев, которые должны придти в гости, и принести их в группу.

Содержание

Пришли гости – или у них день рождения и им дарят эту картину и рассказывают, что на ней изображено. Или они приносят детям картину и просят рассказать, что на ней изображено. Воспитатель с детьми вспоминает, в какие игры дети играют на прогулке зимой. Выставляет картину для рассматривания. Воспитатель рассказывает о том, что на ней изображено.
Вопросы: - Какая погода на дворе?
- Во что одеты дети?
- На чем они катаются?
Воспитатель составляет рассказ по содержанию картины. Повторяет рассказ еще раз.
Воспитатель предлагает собраться в кружок, взяться за руки.
Говорит, что дети будут снежинками. По сигналу воспитателя: «Ветер подул сильный-сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях по группе, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся.
Воспитатель говорит: «Ветер сник. Возвращайтесь снежинки в кружок!» (3-4 раза). Затем решают угостить гостей пирогами. Воспитатель вместе с детьми достает широкую посуду, в которой были снежные пироги. Дети видят, что стало с пирогами – удивление.
Воспитатель спрашивает детей, что стало со снежными пирогами. «Как вы думаете, почему «пироги» стали водичкой? Да, они стояли в теплой комнате и растаяли. А как ты думаешь, Сережа?» Выслушать ответы нескольких детей. «А какие пироги надо было нам приготовить для гостей? Из чего должны быть пироги, чтобы они не превратились в воду?»

В заключение прочитать стихотворение П.Воронько:
Пирог
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки!




Использованная литература:

1. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия»
2. Хрестоматия для маленьких















Конспект занятия
по экспериментированию
во второй младшей группе
на тему: «Угощение для дяди Федора»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Иксанова Наталья Валерьевна


Программное содержание:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах продукта молока. Молоко полезное, жидкое, белое.
3. Подвести к пониманию того, что молоко может изменить вкус, цвет.
4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
5. Развивать желание помочь другим.
6. Учить делать выводы.

Оборудование: - стаканчики с молоком;
- ложечки;
- варенье.

Ход занятия.
В: Ребята! Сегодня утром почтальон вручил мне несколько писем (раскладывает на столе конверты). Все они адресованы ребятам нашей группы. Хотите узнать от кого они? Тогда выбирайте любой конверт, и мы сейчас прочитаем.(Дети показывают на тот конверт, который больше по размеру и украшен наклейками. Воспитатель открывает его. )
Это письмо пришло от кота Матроскина, из деревни Простоквашино. Вот послушайте, что он пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята!
Привет вам из Простоквашино! Все у нас в деревне замечательно: лето было жарким, ягод поспело много, варенья я наварил на всю зиму!
А моя любимая корова Мурка с каждым днем дает молока все больше и больше.
Но вот беда- Дядя Федор отказывается его пить, говорит, что невкусное, надоело… Можно ли что-то придумать, чтобы он опять его полюбил? Я очень надеюсь на вашу помощь! До свидания!
Кот Матроскин.»
В: Ребята! О чем просит нас Матроскин?
Д: чтобы Дядя Федор захотел пить молоко.
В: Да, мы должны что-то придумать, чтобы Дядя Федор опять начал пить молоко.
А как вы думаете, почему Матроскин обеспокоен тем, что Дядя Федор не хочет пить молоко? (наводящий вопрос: Зачем всем детям нужно пить молоко?)
Д: - Зубы вырастут
- Полезное
- Много витаминов
- Когда детишки его пьют, они вырастают сильными .
В: Вот видите, ребята, сколько пользы в молоке!
Что же нам придумать , чтобы Дядя Федор снова полюбил молоко?(Если нет ответа, педагог задает наводящий вопрос сам: А если сделать молоко вкусным, будет Дядя Федор его пить? ).
Д: Да, будет.
В: Как же сделать молоко вкусным?
Д: - пить с конфеткой
- насыпать сахар
- добавить в него чай.
В: А что есть у Матроскина (он нам об этом писал), что может помочь изменить вкус молока?
Д: - варенье, он много его наварил
- нужно положить варенье в молоко.
В: Давайте попробуем. Что нам для этого нужно
Д: - чашки
- молоко
- ложки
- варенье.
( Каждый кладет варенье в молоко, размешивает, пробует.)
В: Мы добавили в молоко варенье, что с ним произошло?
Д: - стало сладким
- с фруктовым вкусом
- розовым как коктейль.
В: Мы обязательно напишем Матроскину, что если добавить в молоко варенье, оно станет вкусным и ароматным, как коктейль. Такое молоко обязательно понравится Дяде Федору.

Конспект занятия
с элементами экспериментирования
во второй младшей группе
на тему: «Угостим гномика чаем»
(Программа «Радуга»)

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Карпова Дина Борисовна

Цель:
- способствовать формированию у детей представлений о растворимости сахара и соли в воде.
- развивать мышление детей путем создания проблемных ситуаций и решение их детьми;
- развивать умение планировать свою работу;
- расширять словарный запас, закреплять слова: сладкая, вкусная, сахарная, соленая, горькая, неприятная, солонка.

Предварительная работа:
- ролевая игра «В гостях у куклы Маши» с сюжетом угощения чаем с использованием сахарного песка
Материал: чашка, соль, сахарница, сахарный песок, солонка, лимон, травы (мелиса, мята), ложки чайные, на всех кипяченая вода (370С)

Сюрпризный момент: гномик из (страны) города «Цветных человечков»


Ход занятия
Входит в группу гномик Гоша и жалуется детям, что очень хочет пить.
Воспитатель: «Что же делать, чем нам помочь гномику Гоше?»
Предложения детей: Можно напоить соком, кофе, чаем, компотом, киселем, какао, молоком, (соком).

Воспитатель говорит, что ничего нет, что же делать. Может быть, заглянуть в уголок экспериментирования и опытов.
Дети подходят к уголку, где в баночках есть сахарный песок и соль (они в одинаковых баночках и стоят рядом, заварка).
Дети предлагают сварить чай.

Воспитатель: «А где взять воду?»
Версии детей ( в кране, чайнике и т.д), воспитатель спрашивает детей: «А почему нельзя брать воду в кране».

Воспитатель: «Да ребята, пожалуй, подойдет вода из чайника, она кипяченая».
Воспитатель наливает чай в чашки и угощает гномика и детей.
Гномик говорит, что это вовсе не чай, а простая вода. Чего-то не хватает.
Версии детей (травы, лимона, ягод, песка и др.)
Воспитатель принимает все ответы детей. Готовят чай (положить лимон, травы и т.д). Дети пробуют чай и решают положить ещё и сахарный песок, а то чай стал кислым от лимона.
Воспитатель: «Дети, а где сахарный песок? Где его можно взять».
Дети несут баночки с сахаром и солью.

Воспитатель: « Как вы думаете, где здесь сахарный песок, а где соль? Почему вы так думаете?» Как узнать кто из нас прав?
Дети предлагают попробовать на язычок

Воспитатель: Пробуем? Что нам для этого понадобится?
Дети пробуют. Находят сахарный песок.

Воспитатель: «Чай есть с травами и лимоном. А что теперь будем делать?
Ответы детей: сластить, высыпать песок в чашку, положить песок ложкой и т.д.

Воспитатель: «А каким способом удобнее и аккуратнее это сделать?»
Дети берут ложки и насыпают песок в свои чашки, пробуют, мешают.

Воспитатель: «А теперь ребята стало вкусно? Гномик Гоша, а тебе чай понравился? Как у нас получился такой вкусный чай?
- ДА! Ребята, а как вы думаете, песок остался в чайнике или нет?»
Версии детей: Допить чай до конца, чтобы заглянуть на дно, достать ложкой крупинки от песка. Кто-то из детей допивает чай до конца, а кто-то ищет песок ложкой.
Воспитатель: «Дети, а где же сахарный песок?»
Версии детей.
Воспитатель: «Да дети сахар растворился в воде».
Воспитатель: « Дети, что можно сделать, чтобы знать, где у нас соль, а где сахар? (если дети затрудняются). Наводящий вопрос: «А у вас дома, где лежит песок? а соль? Вот красивая вазочка, высыпаем в неё сахар. Как теперь можно назвать её? (сахарница). А взрослые вазочку для соли называют солонкой, пересыплем в нее соль. Почему ее называют солонкой? Теперь мы с вами не перепутаем где соль и сахар. Убираем в уголок».

Конспект занятия
по экспериментированию
во второй младшей группе
на тему: «Компот для Хрюши

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Макарова Любовь Николаевна


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Подвести к пониманию того, что вода может растворять вещества (сахар), упражнять в различии вкуса (кислый, сладкий).
3. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
4. Вызвать у детей желания помочь.
5. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: стеклянные баночки, ложки, сахарный песок, компот из яблок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

К детям приходит Хрюша.
Воспитатель: Как Вы думаете, дети, почему сегодня Хрюша такой нарядный и так весело улыбается? (Ответы детей)
У него День рождения!
Кто хочет поздравить Хрюшу, сказать ему ласковые слова. (Дети говорят Хрюше ласковые слова)

Воспитатель: Дети, Хрюша для нас сварил яблочный компот. Он хочет нас угостить. Вы хотите попробовать? (ДА).

Хрюша и воспитатель разливают детям компот. Дети и воспитатель пьют компот.
Хрюша: Ребята, вам понравился мой компот (Ответы детей).
Воспитатель: Какой компот на вкус? (кислый).
Воспитатель: Хрюша, мне показалось, что расстроился.
Хрюша: Я очень старался, хотел, чтобы компот был вкусным сладким.
Воспитатель: Что же делать?........ Можем ли мы помочь Хрюше?
Дети выдвигают гипотезы:
- добавить ягод
- добавить мед
- добавить сахарный песок
- пить компот с печеньем
Анализируем гипотезы с позиции (хорошо, плохо). Затем выбираем предложение – добавить сахарный песок
Целеполагание
Воспитатель: Что мы будем делать? А ты Сережа, что будешь делать? (спрашиваю 4/5 детей, с целью самоопределения к деятельности).

Планирование деятельности
Что нам для этого нужно? (сахарный песок, ложки, компот, баночки). Дети готовят необходимые материалы.

Практическая деятельность
В ходе практической деятельности обратить внимание, что сначала сахарный песок видно в компоте. Почему? (компот прозрачный).
Воспитатель: Что нам надо сделать, чтобы компот стал сладким? (размешать ложечкой)
Воспитатель: Чтобы песок растворился, надо сделать так, чтобы сахарные человечки подружились с жидкими человечками.
Дети размешивают
Воспитатель: Дети, а где же сахарный песок? Что с ним произошло?
Дети делают вывод:
- сахарный песок растворился в воде

Воспитатель: Изменился ли компот? Что изменилось? (цвет?, вкус?) Каким он стал? (вкусным, сладким, прозрачным). Как узнать?
Дети делают вывод:
Чтобы получился сладкий вкусный компот необходимо добавить сахарный песок.
Воспитатель: Хрюша, попробуй компот. Он сладкий (дети угощают Хрюшу)
Воспитатель: Дети, Хрюша хочет узнать, как у нас получился такой сладкий компот? Кто хочет рассказать Хрюше?
Проводится игра моделирование по методу «маленьких человечков». Воспитатель превращает девочек в сахарные крупинки. Мальчики - капельки воды. Воспитатель – ложка. Девочки встают в маленький круг, мальчики в большой. Дети бегут по кругу. Воспитатель вокруг детей. Девочки постепенно приседают. Хрюша благодарит детей. Дети водят для Хрюши «Каравай».


Конспект занятия
в средней группе
на тему: «Пирожок для Мишки»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Карпова Дина Борисовна


Ц Е Л Ь:

- Закрепить у детей знания о муке (сухая – сыпучая, не лепится. Из влажной можно лепить).
- Активизировать речь детей.
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
- Развивать логическое мышление детей путём создания проблемных ситуаций педагогом и их решением – детьми.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Чтение сказки «Маша и медведь»
- Игры с песком и водой, свободное экспериментирование.

Материал: мука, вода, ложка, поднос, газовая плитка (игрушечная) с духовкой.
Сюрпризный момент:
- Приход Мишки в группу.
Входит расстроенный медведь и говорит о том, что у него жила Машенька. Напекла она пирожков, а сама спряталась в короб. Я шёл, шёл, а она всё кричала: «Не садись на пенёк, не ешь пирожков, неси бабушке, неси дедушке». Унес я и пирожки и Машу к бабушке, а пирожками меня они так и не угостили.
Мишка расстроен.
В: «Что же ребята делать?»
Ответы детей – купить, испечь и т.д. Вместе с детьми решаем испечь.
В: «Да из чего печь? Что у нас есть в группе?»
Дети находят в уголке экспериментирования муку. Воспитатель рассыпает муку на тарелке и пробует лепить, ничего не получается.
Предложения детей (налить в муку воду, молоко и т. д.)
Принимают решение проверить гипотезу, что если смешать муку с водой, т.к. это экономичнее, то мука будет лепиться.
В: «А где взять воду?»
Ответы детей.
В: «Да ребята, лучше взять воду из кувшина, она кипяченая»
В: «Дети, а чем мы будем наливать воду в муку? Сколько надо муки?»
Ответы детей (ложкой из банки, из кувшина и т.д.)
Принимаем решение наливать воду ложкой.
Воспитатель ложкой наливает воду в муку.
В: «А дальше что?»
Дети выдвигают предположения. Воспитатель ложкой смешивает муку с водой. Получается тесто. Воспитатель ложкой кладёт каждому ребёнку на ладошку тесто, и дети лепят пирожки.
Во время работы дети поют песню «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку...»
Пирожки ставят в духовку, а затем угощают Мишутку, он доволен, благодарит детей.




















Конспект занятия
в старшей группе
на тему: «Про снежный колобок»
Провела воспитатель
I квалификационной категории
Коноплева Валентина Александровна



Цель: закрепить свойства бумаги, дерева, песка, глины, железа.
Учить выдвигать гипотезы. Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез. Учить делать выводы.
Развивать речь детей – умение отвечать на вопросы ясно, понятно, излагая свои мысли достаточно громко; стараться использовать в своей речи наиболее точные слова. Вызвать желание помочь герою, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации. Словарь: Долговечный, полиэтиленовый пакет.
Материал: ширма, колобок из папье-маше, шарики-колобки: из песка, глины, дерева, железные, стеклянные, льда; тряпочка, полиэтиленовый пакетик, ведерко, холодная вода в тазике, клеенка.

Предварительная работа: «В гости к бабушке» - (определили свойства песка и глины. Везли пирожки и торт)
«Путешествие по морям, по волнам». Определяли, из какого материала лучше построить корабль (поролон, дерево, пластмасса, картон).
«Цветные льдинки» - свойства льда, как лучше их вынуть из формочки, чтобы не повредить. Длительное наблюдение за колобком-шариком, железным колобком – утонет или нет; заржавеет или нет.
Дети играют.
В группе, в сторонке стоит ширма.
Раздается тоненький голосок: «Ой, ой, боюсь, боюсь».
Дети, которые заинтересовываются и определяют, откуда доносится крик, подходят к ширме. На ширме показывается убегающий колобок. Воспитатель обращается к колобку: «Колобок, успокойся. Пожалуйста, расскажи нам, чего ты боишься?», но колобок так расстроен, что не может выговорить слова.
Воспитатель предлагает решить проблему колобка: - Что делать? (Дети: успокоить, пожалеть, спросить, спрятать). Как нам помочь колобку? Кого или чего он боится?
Примерные ответы детей: колобка надо успокоить. Колобка надо спросить, чего он боится? (Как мы ему поможем, если он все плачет и плачет. Не хочет ничего нам говорить). Спрятать его, чтобы его не съел заяц, медведь, волк, лиса.
Вос-ль: Почему они его могут съесть?
Дети: Колобок вкусный.
Он румяный.
Он из теста, свежий.
Колобок съедобный. Колобок на сметане мешен.
Колобок: Начинает возражать, говорит, что съесть его не смогут. Снова начинает плакать.
Вос-ль: Заостряет внимание детей на вопросе: «Интересно. Почему колобок говорит, что его съесть не смогут?»
Дети: Он черствый; колобок несвежий…
Колобок: Нет, нет, нет.
(Возьмите меня в руки) Прыгает в руки кому-нибудь из детей.
Дети рассматривают колобка. Определяют, что он из бумаги (папье-маше). Он несъедобный; он, наверное, боится, что если на него наступишь, то он помнется; колобок боится огня – он может сгореть; он боится воды – попадет колобок в воду и размокнет.
Вос-ль: Какой же должен быть колобок?
Дети: железный, деревянный…
На столе лежат шарики-колобки (из песка, глины, деревянный, железный, стеклянный).
Вос-ль: Вот на столе разные колобки, его маленькие друзья. Возьмите колобок из такого материала, если вы считаете, что с вашим колобком ничего не случится, что он будет жить долго и счастливо.
В основном дети берут железный, деревянный.
Вос-ль: Ребята, почему вы не взяли этих колобков?
Дети: Песок высохнет, и колобок рассыплется; колобок из глины, попадет под дождик и размокнет; стеклянный колобок разобьется; деревянный сгорит.
Вос-ль: Что можно сказать про железный колобок?
Дети: Он самый твердый, самый крепкий, этот материал самый хороший.
Вос-ль: Да, ребята. Этот материал долговечный.
Колобок: Снова начинает плакать.
Вос-ль: Колобок, ребята тебе объяснили, что каждый колобок по своему хорош, что ребятам нравится играть с колобками из любого материала.
Колобок: Мне жалко Алешиного колобка из рассказа Калининой «Про снежного колобка». Как ему помочь?
Дети просят:
а) рассказать, что случилось с Алешиным колобком;
б) прочитать этот рассказ.
Чтение рассказа воспитателем.
Беседа по содержанию: Понравился рассказ? Почему? Расскажите, как Алеша лепил снежного колобка? Почему ребята с Алешей побежали к шкафчику? Что удивило ребят? А где колобок? Почему он растаял? Что же поможет Алеше сохранить колобка?
Дети выдвигают предложения о том, как можно сохранить колобка.
Дети: Увезти колобка в страну к Снежной королеве.
Положить в холодильник.
Положить в ведерко и опустить ведерко в холодную воду.
Положить снежного колобка в полиэтиленовый пакетик, в тряпочку, в клеенку.
Вос-ль: Ребята, предложений много. Уточнить цель деятельности – для чего мы это хотим сделать? Что нам для этого потребуется?
Дети берут, кто ведерко и тазик с холодной водой; кто – полиэтиленовый пакет; кто клееночку; кто тряпочку, а затем проводят эксперимент.
В ходе работы стараются организовать диалог с целью осмысления действий:
Что ты сейчас делаешь?
С какой целью? (Чтобы подольше сохранить снежного колобка).
Что получилось?
Как бы ты помог Алеше?
Затем выслушать доводы детей:
- У меня быстро растаял снежный колобок, но лужицы не было, водичка осталась в пакетике.
- У меня быстро растаял колобок, лужица и сырая тряпочка.
- У меня еще не растаял колобок, он лежит в ведерке. В ведерке холодная вода.
Вос-ль: Снежный колобок совсем не растаял? (уточняет)
- Он стал рыхлый, тает, но еще не растаял.
Вос-ль: Так что же мы посоветуем Алеше?
- Положить в холодильник.
- Оставить на улице, ведь в тепле все равно растает снежный колобок.
Колобок: Спасибо, ребята, что посоветовали Алеше как быть. Вы настоящие друзья-исследователи. Не оставили меня одного переживать за Алешу.












Конспект занятия
в старшей группе
на тему: «Путешествие к морю»
Провела воспитатель
I квалификационной категории
Суслова Татьяна Матвеевна


Цель: 1.Актуализировать знания детей о растворимости соли.
2.Продолжать развивать познавательную активность
в процессе экспериментирования.
3. Поощрять выдвижение гипотез.
4. Развивать умение самостоятельно делать выводы на
основе практического опыта.
5. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материалы: Тазы для воды, соль (крупная и мелкая), вода (горячая
и холодная), ложки, яйцо (по одному на подгруппу),
фотографии и иллюстрации о море.

Предварительная работа: Беседа с ребятами о летнем отдыхе.
Рассматривание соли мелкой и крупной.
Формирование правил работы с водой.


Ход занятия.
Воспитатель рассматривает фотографии, принесенные детьми после летнего отдыха (из Турции, с Черного и Азовского морей). Рассуждает о красоте. Заинтересовываются ребята и подходят, включаются в беседу.
«Вот бы хорошо отправиться в путешествие»,- предлагает воспитатель. Дети согласны.
«А куда бы нам отправиться?»- спрашивает воспитатель. Дети предлагают свои варианты, в том числе и на море.
Воспитатель: «А на чем нам отправиться в путешествие?» Варианты детей. Выбираем путь по глобусу и все дружно отправляемся в путешествие к морю, на выбранном детьми транспорте. Прибыли. Подходим к иллюстрациям, фотографиям и беседуем.
Воспитатель спрашивает: «Какое море?» Предположения ребят, в том числе и соленое.
Воспитатель удивляется: «Правда, море соленое?» Утвердительные ответы ребят, так как они часто бывают на море и по неосторожности набирали морской воды в рот.
Воспитатель: «Вот бы забрать частицу моря к нам в детский сад. Как вы думаете, это возможно?» Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: «А как это сделать?» Предположения ребят (съездить и привезти морской воды, приготовить самим и т.д.)
Воспитатель: «А что для этого понадобиться?» Гипотезы ребят (нужны вода, соль и т.д.). Ребята берут все необходимое для опыта и начинают его проделывать. При этом одним достается крупная соль, другим мелкая. Воду дети выбирают на свое усмотрение. Проделали опыт и дети делают выводы (мелкая соль растворилась лучше, в теплой воде растворяется соль быстрее, получилась морская вода).
Воспитатель: «А почему вы считаете, что вода получилась?» Предположения ребят.
Воспитатель: «Чем она отличается от обычной речной воды?» Предположения детей.
Воспитатель: «Да, в морской воде легче плавать. А как это проверить?» Дети выдвигают свои версии.
Воспитатель: «Интересно, может ли нам помочь разобраться в этом обычное яйцо?» Предположения детей.
Воспитатель: «А что для этого нужно сделать?» Предположения ребят (яйцо опустить в обычную и в приготовленную воду морскую воду и посмотреть плавает оно или тонет).
Проводят опыт, убеждаясь, что яйцо в соленой воде не тонет.

Дети делают обобщающие выводы:
-Мелкая соль растворяется в воде лучше, чем крупная.
-В теплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной.
-Так как морская вода соленая, в соленой воде яйцо плавает, поэтому нам в ней легче плавать.

Воспитатель: «Ребята, пора нам возвращаться назад. Что вам понравилось?» Ответы ребят.
Воспитатель: « В следующий раз мы обязательно еще попутешествуем!»









Конспект занятия
в старшей группе
на тему: «Коли ложкой постучать – любой предмет будет звучать»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Шувалова Людмила Александровна


Цели: - Способствовать расширению знаний детей о свойствах
предметов.
- Выявить одну из причин возникновения высоких и
низких звуков, зависимость звучания стеклянных сосудов
от количества в них воды.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на
основе практического опыта.
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: - набор музыкальных инструментов: металлофон,
барабан, гармошка, дудочка, погремушка;
- 8 стеклянных бутылочек (одинаковых),
- вода в тазиках, воронки, чашки, деревянные ложки.

Предварительная работа:
- игровые упражнения с металлофоном: «Определи
высокий, низкий звук», «Куда пошел звук (вверх,
вниз), «Сыграй как я» и т.д.;
- д/и «Угадай, на чем играю», «Срежу я пруточек, сделаю гудочек»- показать, как получается гудочек из прутка;
- чтение сказки «Медведь музыкант» В.Бианки.

Ход занятия.
На столе у воспитателя: металлофон, барабан, погремушка, деревянные ложки, гармошка - музыкальные инструменты.
Дети рассматривают, трогают, играют.
В.: Как эти предметы назвать одним словом? Зачем они нужны?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай, на чем играю?»
В.: А какие вы еще знаете музыкальные инструменты?
(Ответы детей)
В.: А на чем играл медведь в сказке «Медведь музыкант»?
Посмотрите вокруг, а из каких предметов вы смогли бы извлечь
звуки?
Д.: Стучат по столу, пальцем проводят по крышке стола, подошвой
ноги проводят по линолеуму, топают ногой, пуговица на
ниточке поет, как струна и т.д.
В.: А вот у меня в руках бутылочка, ее можно заставить звучать?
Кто хочет заставить звучать бутылочку?
Д.: Берут бутылочку и по-разному пытаются извлечь из нее звуки:
постучать пальцем, поскрести ногтем, постучать линейкой,
опустить в нее пуговицу, 1, 2, 3; подуть в нее и т. д., т.е. дети
набирают информацию.
В.: А будет ли подавать звуки бутылочка, если в нее налить воды?
Попробуем?
Д.: Делятся на группы по количеству имеющихся тазиков с водой,
берут воронки, чашки и по сигналу воспитателя начинают
наливать воду и по сигналу прекращают наливать воду (смысл-
воды в бутылках будет разное количество).
Д.: Пробуют извлекать звуки.
В.: Предлагает всем взять деревянную ложку и постучать по своей
бутылочке - какой звук. Потом предлагает постучать Насте по
своей бутылочке с водой, дети слушают. Потом Юре – другой
звук. Чем отличается?
Вывод: Звуки разные по высоте звучания.
В.: Определите у кого выше?, ниже?
От чего зависит? (от количества воды).
Вывод: Там, где больше воды, звук глуше – ниже.
Там, где меньше, звук звонче – выше.
В.: Интересно узнать, что будет, если выстроить бутылочки от
самого большого количества воды к меньшему?
Д.: Каждый выстраивает свою бутылочку.
В.: А теперь послушаем. Вероника ударяет ложкой по каждой
бутылочке по одному разу. Что получилось?
Д.: Мелодия, песенка.
В.: Вероника с какой бутылочки начала стучать? (от большего
количества воды к меньшему).
Звук куда пошел? – вверх.
А если начать с меньшей? Звук пошел – вниз.

Вывод: У нас с вами получился необыкновенный музыкальный
инструмент.
Д.: Пробуют сыграть простые мелодии: «Скок-скок, поскок молодой дроздок», «Во поле береза стояла».
Конспект занятия
в старшей группе
на тему: «В воде купался – сух остался»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Шувалова Людмила Александровна


Цели: - Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
- Поощрять выдвижение гипотез;
- Подвести к планированию своей деятельности;
- Способствовать развитию умения делать выводы;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: тазики с водой, гусиные перья, жир, крем для рук.

Предварительная работа:
- д/игры на классификацию птиц: зимующие, перелетные,
домашние, водоплавающие и т.д.;
- драматизация сказки «Гуси - лебеди»;
- разрезные картинки по потешке: «Гуси, вы, гуси».

Ход занятия:
Дети играют в игру «Гуси, гуси га-га-га»

В.: Отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»
Ответы детей.
В.:А почему гусь выходит из воды сухой?
Предложения детей.
Если нет правильной версии, воспитатель предлагает проделать опыт.
В.: Что же нам надо узнать?
Ответ. Почему перья у гуся не намокают?
В.: Что нам для этого надо, чтобы узнать намокают или не
намокают?
Ответ: нам нужна вода, перья.
Дети планируют свою деятельность.

В.: Расставляет три тазика с водой.

Дети решают разделиться на группы по количеству имеющихся тазиков, берут перья, опускают их в воду, набирают информацию, делают выводы:
- перо сухое, оно покрылось капельками;
- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим.

В.: А руки у вас какие?
Д.: Мокрые.
В.: Может быть кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде
тоже не намокали?
Дети выдают версии и проверяют:
- Может их завернуть в ткань?
- Надеть резиновые перчатки
Если нет правильной версии, воспитатель говорит: «А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?»
Действия детей.

Выводы:
- руки, смазанные кремом не намокают.

В.: Ну теперь догадались, почему гусиные перья не намокают в
воде?
Вывод: «Потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром».

В.: А кто теще так делает?
Д.: Все водоплавающие птицы и белый медведь.
В.: А человек узнал про эту хитрость и металлические предметы,
детали машин чтобы они в воде не промокали и не ржавели,
смазывает жиром.



Конспект занятия
в старшей группе
на тему: «Ты, как мокрая курица»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Шувалова Людмила Александровна

Цели: - Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- Развивать способность наблюдать, строить предположения
и предлагать способы их проверки.

Материалы: - иллюстрации с изображением птиц;
- емкость с водой;
- перья гусиные и куриные.

Предварительная работа:
- чтение Сутеева « Утенок и цыпленок»;
- классификация птиц;
- придумывание значков символов для каждой группы
птиц и для всех птиц.

Ход занятия:
Перед детьми 3 картинки – курица, утка, гусь.
Игровые упражнения: «Какая лишняя». Почему? Чем они
похожи?
Ответы детей.
В.: Обращает внимание на перья на столе. (На столе лежат гусиные
и куриные перья).
Ребята мне нужна помощь, я перепутала гусиные и куриные
перья. Как мне их различить и разобрать на куриные и
гусиные?
Дети высказывают предположения.
С прошлого занятия мы знаем, что гусиные перья не намокают.
Надо проверить: какие намокают – куриные, а не намокают –
гусиные.
В.: Как мы проверим?
Дети готовят тазики с водой, берут перья и опускают их в воду по очереди, раскладывают на две кучки: на намокшие и сухие.
Вывод:
- Гусиные перья сухие или с капельками. Они не намокли,
они смазаны жиром;
- Куриные перья намокли, все слиплись, стали похожи на
полоску, с них течет вода.
Не зря говорят: «Ты, как мокрая курица».
В.: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и
приспособлено к ней. Гусь приспособлен жить на воде, а курица
на суше.






Конспект занятия
по экспериментированию
в подготовительной группе
на тему: «Очищение воды с помощью фильтров»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Кривцова Светлана Федоровна


Цели: Развивать познавательные активности детей в процессе экспериментирования. Умение выдвигать гипотезы. Уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, жидкая) Дать элементарные представления о процессе фильтрации (очищение воды). Прививать бережное отношение к воде.

Материалы для занятия:
Стеклянные воронки, вата, бинт, фильтровальная бумага, прозрачные сосуды.



Ход занятия:

Воспитатель: У меня случилась неприятность.
Я налила воду в банку, чтобы затем добавить ее в аквариум, но туда случайно попала грязь. И теперь вода стала не такой прозрачной, как была раньше. Что же мне теперь делать? Что вы мне посоветуете? Каким способом можно очистить воду?
Дети выдвигают предположения, воспитатель их выслушивает и проверяет.

Воспитатель: Давайте, попробуем очистить воду, отфильтровать. В качестве фильтров будем
использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.
Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод.

Вывод: При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи.
При фильтровании воды через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи. Эту воду можно добавить в аквариум.
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Клязьма, но такую воду пить нельзя, так как в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из - под крана.

Почему?
Дети выдвигают предположения.

Воспитатель: В воде могли остаться микробы, которые благодаря своим маленьким размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить.
Конспект занятия
по экспериментированию
в подготовительной группе
на тему: «Изготовление цветных льдинок»

Провела воспитатель
I квалификационной категории
Бордок Анна Федоровна


Программное содержание: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения во время работы. Обогащать словарь детей.


Материал к занятию: Емкость с обычной водой, 4-е емкости с окрашенной водой (две теплые, две холодные), формочки, веревочки.


Х О Д З А Н Я Т И Я.

Выйдя на прогулку, в понедельник после выходных, дети замечают в кормушке необычную снежинку. Рассматривая ее, видят текст, предлагают прочитать.

В. «Дорогие ребята, я был у Вас на участке в воскресение. Мне так понравилась ваша горка, и я хотел бы покататься на ней вместе с вами. СНЕГОВИК»
Как здорово, снеговик придет к нам в гости!

(Выслушав рассуждения, высказывания, предложения детей, подвожу их к тому, что к встрече снеговика неплохо бы подготовиться.)

В. Снеговику понравилась наша горка. Хотелось бы, чтобы снеговику понравилась наша веранда. Ему будет приятно, он почувствует, что мы рады ему и что мы его ждали.

Принимаем решение украсить веранду.

В. Ну как же можно украсить веранду и участок зимой?
(Рассуждаю, задумываюсь, выслушиваю пожелания детей. Если дети не назовут ЦВЕТНЫМИ ЛЬДИНКАМИ, то продолжая рассуждать, направляю их внимание на приготовленный игровой материал)

В. Что же можно изготовить из этого зимой?
(Задумываюсь, выжидаю догадок, ответов детей)

Показываю детям ЛЬДИНКУ, дети ее рассматривают, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и т. д.), выясняют, как была сделана льдинка- ВОДА ЗАМЕРЗЛА НА МОРОЗЕ, как получилась такая форма-ВОДА ПРИНЯЛА НА МОРОЗЕ ФОРМУ ЕМКОСТИ, как крепится веревочка - ОНА ПРИМЕРЗЛА К ЛЬДИНКЕ.

Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю, делают выводы, экспериментируют. Дети заливают по две формочки теплой и холодной воды, кладут веревочки, ставят на два подноса: первый поднос формочки с холодной водой, второй поднос с теплой водой. Наблюдают, какая вода быстрей застынет.

Во время взаимодействия детей с водой уточнить: как получили окрашенную воду, какая вода быстрей застыла теплая или холодная.

ВЫВОД: чем холоднее вода (ниже температура, тем быстрее идет процесс замерзания воды, получаются льдинки).

Вместе с детьми украшаем веранду, участок изготовленными льдинками, любуемся результатами своего труда.

В. Хорошо мы потрудились,
Чудо – льдинки получились.
Полюбуйся - красота!
Вы довольны, детвора?

В. А как будет доволен снеговик, когда придет к нам в гости.

На следующий день, выйдя на прогулку, дети замечают снеговика. Вместе с ним они радуются зиме, любуются верандой и катаются с горки.
В последующие дни целесообразно спланировать:
-Аппликация: «К нам пришел снеговик»
-Рисование: «Как мы готовились к встрече, снеговика» (коллективное )

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+