Личный кабинет

Доклад: "Детское экспериментирование"

Лидия ( Пользователь )
Зависимость здоровья дошкольников от удовлетворения их потребности в поисково-исследовательской деятельности.

Менщикова Л. Н.

Старший преподаватель
кафедры дошкольного и начального
образования ВОИПКРО





Всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс, говоря о здоровье человека, выдвинула идею, что его можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
И это можно отнести не только к отдельному индивиду, но и к семье, к любой организации, и к обществу в целом. Лишь соединение этих квадрантов здоровья, их сбалансированность и может дать полноценное здоровье.
На примере изучения запросов родителей и направленности педагогов в своей педагогической деятельности можно сделать вывод, что в нашем современном обществе семья, образовательные учреждения настроены на интеллектуальный квадрант, и он наиболее развит, а эмоциональный – наиболее ослаблен, отсюда проблемы и физического и духовного здоровья.
Душа, тело и разум – это единое неразрывное (психосоматическое) целое. И нет более грубой ошибки, чем заботится только об одних сторонах здоровья детей, не обращая внимания на другие. Исследования организации и условия проведения педагогического процесса показывают, что в целом они не оказывают благоприятного должного воздействия на здоровье ребенка.
Одной из основных причин, на наш взгляд, по-прежнему остается доминирование традиционных способов обучения детей, которые построены преимущественно на репродуктивных методах и на показе детям их ошибок; выражение со стороны взрослых недовольств по их допущению также не способствует развитию здоровья, особенно эмоциональному. При таком взаимодействии педагога с воспитанниками (субъект объектном), у детей формируются неуверенность в себе, комплексы неполноценности и различного рода страхи и опасения (например, страх сделать что-то не так или повышенная тревожность ошибиться), что в свою очередь становятся тормозом в развитии активности и творческого потенциала личности.
Ученые, изучавшие проблемы психосоматических заболеваний, утверждают, что неудовлетворенная потребность человека в познании, исследовании окружающего мира, может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже нервным заболеваниям (В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко). Поэтому на сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Этот вид деятельности, на наш счет, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая деятельность. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности было бы наиблагоприятнейшими условиями для развития дошкольников. Но в реальности на сегодняшний день игровую деятельность могут развернуть только те дети, родители которых рано приводят в детский сад и поздно забирают, что примерно составляет от 8 до 20 % дошкольников.
Большинство детей в дошкольных образовательных учреждениях не имеют такой возможности из-за отсутствия времени: их приводят к зарядке или к завтраку, затем специально-организованная деятельность (которая редко организовывается в форме игровой деятельности, игровых приемов или методов – да, но не игровой деятельности). Далее прогулка (где выкраивают на игровую деятельность детей от 20 до35 минут в лучшем случае), обед, сон час. Во второй половине дня та же специально организованная деятельность или занятия в кружках, ужин и уход домой.
При таком раскладе частично компенсировать игровую деятельность можно организацией детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
А если учесть, что детская экспериментальная деятельность пронизывает все виды деятельности дошкольников и игровую в том числе, значит, не требуется никаких дополнительных усилий и затрат.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко отмечают важность поисково-исследовательской деятельности для развития личности «постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются». А это приводит к снижению резерва психической адаптации.
В основе мотивации экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, «потребность в умственных впечатлениях», и задача взрослых удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведет к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и эмоционального, физического, духовного. Детское экспериментирование – это активная деятельность и при правильной организации дети становятся в ней субъектами: носителями предметно- практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. Мы знаем, что субъект деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательностью и творческой свободой, т.е. ребенку представится возможность саморазвития, самореализации и быть в мире с самим собой.
Возрастает число педагогов, стремящихся понять и научиться правильной организации детского экспериментирования. Основная сложность для них на сегодняшний момент перейти от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия
на личностно-ориентированную. Исследования взаимоотношений педагогов с детьми последних двух лет (2004-2005г.г.) показывают, что есть определенные положительные сдвиги, но незначительные. Из 278 респондентов (педагогов дошкольных образовательных учреждений Владимирской области):
22, 7% педагогов ориентированы на личностную модель и реализуют ее на практике.
14% педагогов умеренно ориентированы на личностную модель, на практике реализуют и дисциплинарную.
25, 9% педагогов умеренно ориентированы на дисциплинарную, на практике реализуют и личностную модель.
37,4% педагогов ориентированы на дисциплинарную модель и реализуют ее на практике.
Положительная динамика в сравнении с результатами исследований в 2002-2003г.г. составила 5,6%.
При личностно – ориентированной модели взаимодействия, дошкольник, обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности; педагог решает задачу
сохранения полноценного здоровья детей.
В большинстве прогрессивных детских садов создаются благоприятные условия для самостоятельной познавательной активности ребенка: уголки экспериментирования, эвристические коробки, зоны науки и т.д.
Имеются определенные наработки, обобщен опыт:
 МДОУ № 66 г. Владимир «Повышение профессиональной компетентности педагогов по разделу «Детское экспериментирование» на основе системного подхода в работе с кадрами» старшего воспитателя высшей квалификационной категории Н.Р.Климовой
 «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» воспитателя высшей квалификационной категории С.И.Глаба.
Работа «Детское экспериментирование как средство развития творческой активности и самостоятельности дошкольников» Т.А.Балакшиной, воспитателя МДОУ № 15 г. Владимир отмечена дипломом 1 степени в областном конкурсе «Инновационные проекты и методические разработки по дошкольному образованию».
Детская экспериментальная деятельность (как деятельность), способствующая сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования:
«развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»
Поэтому она должна занять достойное место в жизнедеятельности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.







Литература:
Савенков А.И.2002- Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002.-160с.:ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
Ревеч Р.Д.1998-Копилка семейного здоровья. Как укрепить здоровье без лекарств. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998.-264с., илл.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+