Личный кабинет

Критический взгляд на источники информации при организации поисково-исследовательской деятельности обучающихся

Наталья Якимович ( Пользователь )
Поисково-исследовательская деятельность обучающихся становится необходимым компонентом образовательного процесса. Это обусловлено инновационным развитием и модернизацией российской школы в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». И одним из сложных вопросов при подготовке и реализации исследования для обучающегося и учителя является отношение к источникам информации по теме исследования. Кроме традиционных источников информации все большее распространение получают интернет источники. Просто, доступно, всегда под рукой. Но какова их достоверность? Невозможно критически оценить все ресурсы, которые предлагает Интернет в ответ на наши запросы. В наших силах создать «белый список» сайтов, на которых содержится достоверная, качественная информация. Можно градировать по предметам (биология, математика и тд.), можно по направлениям деятельности (естественные науки, гуманитарные…). Качество исследовательских работ обучающихся зависит от многих факторов. В том числе и от взвешенного подхода к источникам информации.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Без нормальных библиотек порядочная исследовательская работа скорее всего не получится. Во всяком случае, так мой опыт подсказывает. Всё-таки, в сетях по биологии в основном учебная и энциклопедическая информация. Это - база, а для науки побольше нужно. Ну, книги по биологии хорошо в библиотеке Шипунова искать, и другие есть - а со статьями правда трудно.

Или Вы про какие исследования?
Наталья Якимович ( Пользователь )
Я с вами полностью согласна. Тема наполнения библиотек школ или групп школ требует своего оглашения. Нам нужна настоящая нучная литература, пусть частично (грамотно!) адаптированная!
Иван Черепанов ( Пользователь )
а такой почти и не бывает. увы, нужно помаленьку (вместе с руководителем) читать текущие статьи. А к ним и в Питере доступ для школьников весьма непрост.
Наталья Якимович ( Пользователь )
Это вопрос концепции образования. Научный подход к образованию или публицистический.
Владимир Седов ( Пользователь )
Здрасте! Я уже несколько лет слежу за разными темами на педагогических порталах, и решил задать вопрос: А вообще кто придумал проводить в школе исследовательскую деятельность? Я предпологал что исследованиями должны заниматься всякие там доценты, профессора или кандидаты и аспирантами. А школьник тут причем? Может для начала их научить писать изложения и сочинения, или хотя бы конспекты, а то дошли до того что в начальной школе, в классе так втором пишут рефераты. Извините! Вообще, Вы детей учите?
Иван Черепанов ( Пользователь )
Здесь есть две линии:

С одной стороны, практика попыток научного творчества школьников - штука не новая, обычно она развивалась во внешкольных учреждениях. В биологии эти традиции в России уходят в начало 20 века - к Райкову, Гердту и т.д. Это направление интенсивно развивалось, и сейчас в стране существуют и довольно серьёзные лаборатории школьников. Хотя в последнее время допобразование поприжали (под видом развития его в школах, что ли?)

Были и отдельные вспышки такого творчества в школах. Только обычно это довольно необычные школы. В нашем городке я три-четыре действующих и парочку прекративших могу назвать.

С другой стороны, навязываемый "метод проектов"... Он вообще-то не предполагает обязательно научной работы. Не совсем понятно, что он подразумевает,

Мне, как человеку, уже давно работающему и в школе и в детской лаборатории, кажется очевидным, что в массовой школе систематически научная работа невозможна. Да и в особо заточенных школах возможно не всегда. Но как отдельные эксцессы, если оказывается, что руководителю это нужно, почему бы и нет.
Наталья Якимович ( Пользователь )
Сложный и неоднозначный вопрос по поводу научно-исследовательской работы обучающихся. На мой взгляд это школе необходимо, но возможно только при соблюдении целого ряда условий. Конечно, если речь идет именно о научных исследованиях, а не их профанации. Правильно замечает Иван Черепанов, что это должно быть "нужно руководителю" ОУ, требуются подготовленные кадры и много других обязательных условий. НО ЭФФЕКТ от этой работы для детей, для страны в целом огромен! Даже если 1-2 из той тысячи детей-исследователей совершат свои открытия, это уже колоссально! А метод проектов - это только метод, инструмент, не более.
Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Цитата (Владимир Седов, 28.02.2013, 17:17) <{POST_SNAPBACK}>
А вообще кто придумал проводить в школе исследовательскую деятельность? Я предпологал что исследованиями должны заниматься всякие там доценты, профессора или кандидаты и аспирантами. А школьник тут причем? Может для начала их научить писать изложения и сочинения, или хотя бы конспекты, а то дошли до того что в начальной школе, в классе так втором пишут рефераты. Извините! Вообще, Вы детей учите?


Начну с конца: да, мы учим детей. Однако способы учения и конечный результат бывают разными, если мы учим читать, или учим создавать новые знания. Как в том, так и в другом случае учёба идёт от простого к сложному. Реферат, между прочим, как раз и есть вид изложения. Только в реферате главное не художественная составляющая, а информационная — какие знания или факты ученик получил из литературы.

Исследованиями может заниматся кто угодно. Главное различие в результатах этих исследований. Поэтому исследования школьников — самые настоящие, даже если их результаты давно известны в мировой науке. С этой точки зрения тем более важно как можно раньше научить проводить исследования так, чтобы результаты выдерживали критику, правильно относится к критике, анализировать результат, сопоставлять свои исследования с другими. Таким образом, для меня, как научного работника, чрезвычайно важна исследовательская деятельность в школе: те кто сегодня выступает на научных конференциях школьников завтра поступят в ВУЗ, а после завтра придут работать в тот же институт, где работаю я. Если сегодня не будет школьников заинтересованных наукой, то немного позже вообще не о станется русскоязычных учёных: будем, как во времена Екатерины и Петра, закупать немцев.
Наталья Якимович ( Пользователь )
Как технологию можно использовать "учебное исследование". И нужно! Но научное исследование - с большой осторожностью, очень критично, что бы у ребенка не сложилось поверхностное отношение к результатам исследования. Ведь в школе ценность имеет сам процесс исследования, а в науке - результат, даже сели он приходит через увлекательный процесс.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+