Личный кабинет

Проект профессонального стандарта педагогической деятельности

в основном и дополнительном общем образовании
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!

Предлагается к обсуждению проект профессионального стандарта педагогической деятельности в основном и дополнительном общем образовании (файл в приложении).

Подробнее о разработке отраслевой рамки квалификаций в области образования и профессиональных стандартов педагогической деятельности можно узнать из презентации Ольги Фридриховны Батровой (тоже в приложении)

Ниже цитирую ее текст.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития РФ подготовлены и утверждены разделы «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД), а также соответствующие профессиональные квалификационные группы должностей. Эти документы могут рассматриваться как одно из оснований для формирования профессиональных стандартов, но не замена им.

Профессиональные стандарты, разрабатываемые под эгидой РСПП объединениями работодателей и профессиональными общественными организациями, по своему формату и содержанию не противоречат ЕКСД, но и не дублируют его.

Перечислим основные отличия ЕКСД и профессиональных стандартов:
1. Основной единицей описания в ЕКСД в соответствии с названием данного документа является должность, профессиональные стандарты описывают вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности) путем перечисления и описания необходимых для ее функционирования и развития видов трудовой деятельности и трудовых функций. Это позволяет определить востребованные в современной ситуации, но не институализированные как должности виды трудовой деятельности. В образовании, к ним, например, относятся экспертная и консалтинговая деятельность. Отсюда вытекает следующее отличие.

2. ЕКСД фиксирует наличную ситуацию, выполняет нормативную функцию государственного регулирования трудовых отношений. Профессиональные стандарты представляют собой документы рекомендательного характера, нацелены на развитие области профессиональной деятельности. В то же время, при определенных условиях (новый вид трудовой деятельности становится массовым или признается его особое значение для развития отрасли, выполнение тех или иных новых трудовых функций и действий, овладение теми или иными новыми компетенциями, умениями и знаниями осознается как обязательное для всех) профессиональные стандарты могут стать источником для внесения изменений в ЕКСД. Не исключено и обратное: корректировка формата и содержания профессионального стандарта, если его применение для решения различных задач, связанных с кадровым обеспечением образования, покажет меньшее удобство использования в сравнении с ЕКСД.

3. ЕКСД в сравнении с профессиональными стандартами имеет более ограниченное содержание и не содержат системного, функционального анализа трудовых функций, что затрудняет его использование для разработки и экспертизы программ профессионального педагогического образования, создания контрольно-измерительных материалов, позволяющих проводить оценку и сертификацию квалификаций, и т.п.

4. Разработкой ЕКСД занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Разработка профессиональных стандартов осуществляется внутри профессиональной среды с участием экспертов – представителей работодателей и специалистов в данной области, поскольку никто, кроме них, не может сформулировать реальные задачи, обозначить круг профессиональных обязанностей, необходимых умений и знаний.

Таким образом, профессиональные стандарты формируются на основе следующих принципов:
- учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников;
- представление в стандарте основных трудовых функций по видам экономической деятельности (областям профессиональной деятельности);
- вертикальная интеграция всех квалификационных уровней в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности);
- измеряемость (возможность проверки) овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями;
- учет образцов лучшей практики, опыта ОУ, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее.

Они нацелены на решение, ставших сегодня очевидными проблем:
- необходимость определения комплекса видов трудовой деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие системы образования, описание трудовых функций, а также компетенций, знаний и умений, обеспечивающих их выполнение, средств и предметов труда. Речь, в частности идет об экспертной и консалтинговой деятельности, деятельности по психолого-педагогической поддержке профессионального самоопределения и развития карьеры;
- отсутствие понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему мотивации и стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития, строить профессиональную карьеру;
- недостаточная практико ориентированность непрерывного педагогического образования, оторванность подготовки педагогических кадров от реалий образования и перспектив его развития;
- слабое представление о специфике управления и содержания деятельности менеджеров образования, а также особенностях педагогической деятельности и современных требованиях к педагогам, работающим со взрослыми.

Такие стандарты должны стать основным инструментом профессиональной идентификации специалистов в области образования.

Предпосылок для создания профессиональных стандартов деятельности в области профессионального образования можно назвать достаточно много, и актуальность решения этой задачи возрастает по мере роста требований к кадрам профессионального образования.

В настоящее время в соответствии с соглашением о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей профессиональные стандарты, разработанные РСПП с участием отраслевых объединений работодателей и профессиональных сообществ, рекомендовано использовать при создании соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ.

Что касается образовательных стандартов по направлению «Образование и педагогика», то они создавались при отсутствии профессиональных стандартов данной области деятельности. Это затруднило проектирование, однако позволило накопить опыт совместной с экспертами-представителями работодателей и профессиональных сообществ разработки некоторых элементов профессионального стандарта в ходе формирования стандарта образовательного.

Таким образом, разработка профессиональных стандартов деятельности в области образования (включающих управленческую деятельность, педагогическую деятельность, а также деятельность по методическому, научному обеспечению, экспертизе в образовании, тьюторскому сопровождению и др.) позволит распространить на все профессиональное сообщество прогрессивный отечественный и зарубежный опыт, что существенно повысит качество работы специалистов. Наличие общепризнанных профессиональных стандартов, как показывает международная практика, во многом способствует преодолению существующих проблем и повышению авторитета профессии.
Разработка профессиональных стандартов деятельности в сфере образования, в т.ч. профессионального позволит решать широкий круг актуальных проблем ее кадрового обеспечения:
проведения процедур стандартизации и унификации: установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.;
разработки средств оценивания и проведения оценки квалификации и сертификации работников образования, а также выпускников учреждений профессионального педагогического образования;
формирования программ всех уровней профессионального педагогического образования, а также разработки учебно-методических материалов к этим программам;
решения задач в области управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования, должностных инструкций; отбора, подбора и аттестации педагогических и управленческих кадров, планирования карьеры).



Елена

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+