Личный кабинет

От служанки до царицы: информатика и метапредметный подход

Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Совсем недавно мне казалось, что информатика как предмет погибает. Помимо того, что урезались часы, сам предмет упрекали в необоснованности его существования и приводили разные доводы о том, что это лишняя надстройка и т.д. - желающие могут найти обсуждение этого и у нас на форумах.
И тут вдруг мы видим, что с появлением нового течения в педагогике, а именно постмодернизма, как я его определяю, информатика имеет шанс стать, можно сказать, одним из ведущих предметов.
Желающие могут почитать, например, работу Бешенкова С.А. и др.
Во всю мощь идет работа по внедрению нового метапредметного подхода в начальной школе, есть обучающие курсы, конкурсы проводятся - метапредметный урок с ЭОР.

Как вы думаете, коллеги, что мы наблюдаем? Это просто очередная мода и она заглохнет, не успев реализоваться, или у метапредметов действительно есть будущее?
Какие возможности открываются в этом плане именно для нас, информатиков? Какие метапредметы можем предложить именно мы? Или хотя бы какие уроки на основе именно этого подхода можем проводить?


Виталий Лебедев ( Пользователь )
Татьяна Михайловна, а Вы сами как предмет «информатика» определяете и науку «информатика»?
От этого и будут зависеть ответы на Ваши вопросы.
Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 14.05.2012, 01:37) <{POST_SNAPBACK}>
Татьяна Михайловна, а Вы сами как предмет «информатика» определяете и науку «информатика»?
От этого и будут зависеть ответы на Ваши вопросы.


Неужели это будет зависеть от моего определения? Других нет?
Хорошо.
Наша информатика - аналог Computer Science. Предмет по аналогии.
Люди уже работают давно, степени имеют, диссертации защитили, вон огромное количество таковых и по геоинформатике. и по биоинформатике, а учителя все в терминах определиться не могут?
Александр Горячев ( Пользователь )
Я бы уточнил. Профильная информатика (информатика для будущих разработчиков) - это безусловно "аналог Computer Science". С общеобразовательной информатикой я бы не был так категоричен.

Что касается исходной статьи, то она очень интересна, но
1) желательно, чтобы сначала некоторое содержание "отлеживалось" в научных институтах (причём не только в институтах педагогического профиля), а уже затем поступало в школу,
2) поскольку я сам приверженец деятельностного подхода, меня прежде всего интересует, какие действия могут быть освоены школьниками при реализации описанных в статье подходов (формулировки, пожалуйста) и как это может быть диагностировано.

Кроме того, мне кажется, что авторы понимают метапредметные умения несколько иначе, чем про них упоминается в стандарте образования (по Асмолову). Возможно я ошибаюсь, но к метапредметным умениям в стандарте относятся умения выполнения универсальных учебных действий.
При таком подходе (по Асмолову) к метапредметному потенциалу информатики явно относится всё то, что связано с развитием логического и алгоритмического мышления: умение описывать, раскладывая строго и "по полочкам",
- действия и процессы (с помощью алгоритмов),
- системы понятий (с помощью диаграмм классов и интеллект-карт),
- предметы, события и явления (через наборы характеристик и их значений - величин),
- логику рассуждений (с помощью схем логического вывода).
Примерно так.

В идеале роль информатики в современных технологиях могла бы быть нацелена на реализацию двух компонент из четырёх в известной тетраде NBIC (nano+bio+info+cognitive): info+cognitive. Конечно, всю cognitive информатике не потянуть, но всю info и стыки info и cognitive - почему бы и нет? (Под info я понимаю информатику профильную, "аналог Computer Science").

Наш коллектив пока решил в новом учебнике для 7-9 классов помимо info сконцентрироваться на применении info в универсальных учебных действиях (познавательных, регулятивных и коммуникативных).

P.S. Цитата.
Согласно стандарту метапредметные результаты обучения включают: "освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;".
Хотя я понимаю, что богатое слово "метапредметный" даёт много возможностей для его трактовки.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Михайловна, 14.05.2012, 08:24) <{POST_SNAPBACK}>
Неужели это будет зависеть от моего определения?

Так как именно Вы задали тему, то обсуждение в ней, на мой взгляд, безусловно, будет зависеть от того, как именно Вы видите базовые определения.

Цитата (Татьяна Михайловна, 14.05.2012, 08:24) <{POST_SNAPBACK}>
Наша информатика - аналог Computer Science. Предмет по аналогии.

Сравнивая наши программы по предмету Информатика и западные по Computer Science, я могу уловить только отдаленную связь. В еще большее замешательство меня вводит семантическая разница слов информация и компьютер, что заставляет меня делать вывод, что Computer Science и Информатика далеко не одно и тоже.
Если же Вы утверждаете обратное, то был бы благодарен за ссылку 9или отсылку) на программу того конкретного курса Computer Science, который, на Ваш взгляд, является аналогией курса (кстати, какого конкретно?) нашей Информатики.


Цитата (Татьяна Михайловна, 14.05.2012, 08:24) <{POST_SNAPBACK}>
Люди уже работают давно, степени имеют, диссертации защитили, вон огромное количество таковых и по геоинформатике. и по биоинформатике, а учителя все в терминах определиться не могут?

Я рад за тех, что уже давно определился, но сам отношусь к тому огромному числу людей (из которых множество имеет степени и звания), которые четкого представления по этому вопросу не имеют. Если Вы дадите четкое определение науке Информатика и предмету Информатика, то я готов вести дальнейшее обсуждение, пользуясь Вашими определениями.


----------------------------------------------------------------

Цитата (Александр Горячев, 14.05.2012, 08:58) <{POST_SNAPBACK}>
Кроме того, мне кажется, что авторы понимают метапредметные умения несколько иначе, чем про них упоминается в стандарте образования (по Асмолову). Возможно я ошибаюсь, но к метапредметным умениям в стандарте относятся умения выполнения универсальных учебных действий.



В общем и целом, идея статьи мне показалась чрезвычайно интересной.
Однако несколько моментов вызывают мои опасения. Самый главный: мне непонятно, как можно рассуждать о содержании предмета (обозначенного «мета»), если авторы статьи предлагают понимать его интуитивно.
Однако, я воспользуюсь их советом и именно так и попробую определить предмет и в этом определении мне близко Ваше понимание (по Асмолову :-) ).

Если рассматривать понятие «мета», как обобщение других предметов с рефлексивной позиции, то для этого во всех остальных предметах должны быть заложены базисы (которые, собственно говоря, и должны быть обобщены). К примеру, представление какого-нибудь биологического или физического процесса, как системы; взаимодействие объектов с точки зрения системы и/или информационных процессов. Но, к сожалению, для этого потребуется перестройка курсов других предметов (иначе нет объектов обобщения), на что надеяться, как мне видится, в ближайшей перспективе несколько наивно. Поэтому такое понимание «мета» я оставлю за скобками.

Также, можно рассматривать «мета» как то, что присутствует и используется в большинстве (если не во всех) предметах. Примером такого мета-предмета (которого авторы статьи, к моему удивлению, определили как естественно-научного) является математика…

Примерами навыков такого предмета могут стать:
  • навык работы с текстом:
    • структура текстового документа,
    • нормы визуального восприятия формы текста, в соответствии с его структурой…
  • навыки целеполагания:
    • умение ставить smart-цель,
    • умение строить контрольные точки промежуточного анализа достижения цели,
    • умение ставить цель, как решение актуальной проблемы…
  • - проектные навыки:
    • деления деятельности на подготовку, реализацию и анализ (+исполнительная документация),
    • умение разбивать цель на задачи и строить взаимосвязи между ними,
    • умение визуализировать связи…
  • навыки формализации:
    • моделирование процесса,
    • умение работать с инструкцией,
    • умение выбирать инструментарий…
    и так далее.




При таком подходе возникает потребность в отдельных предметах, таких как «Компьютерные технологии», как практико-ориентированная дисциплина, содержанием которой становятся реализация производственных процессов при помощи автоматизированных средств (в частности, компьютера) и «Информатика», как дисциплина об информации, как таковой.
Примерами деятельности этих дисциплин могут стать:
  • Компьютерные технологии:
  • Информатика:
    • кодирование информации,
    • устойчивость передачи информации,
    • компрессирование и надежность передачи информации по заданному каналу связи


Интеграция какого-то из вышеперечисленных аспектов в остальные дисциплины (физику, математику…) мне видится утопией без сильной «перекройки», как предметных целей этих дисциплин, так и программ их курсов.
(Такое мое мнение сформировалось в том числе с учетом практики широкого применения компьютерных технологий на уроках русского языка, вторых иностранных языков и периодического использования компьютерных технологий на уроках физики. (Под применением компьютерных технологий я имею в виду: использование компьютерных тестов, виртуальных лабораторий и производства электронных документов по тематике предмета.))
Александр Горячев ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 14.05.2012, 12:49) <{POST_SNAPBACK}>
Информатика:
  • кодирование информации,
  • устойчивость передачи информации,
  • компрессирование и надежность передачи информации по заданному каналу связи


Что будет уметь школьник после изучения этих тем?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Александр Горячев, 14.05.2012, 18:03) <{POST_SNAPBACK}>
Что будет уметь школьник после изучения этих тем?

К примеру, различать (и уметь использовать) различные графические и видео форматы; уметь сохранять и охранять свои и чужие данные (причем, вовсе не обязательно цифровые); представлять себе устройства современных каналов связи и выбирать для себя наиболее подходящие (от выбора телевизионной антены до выбора туроператора при покупке путевки на отдых).
Только я хотел бы уточнить, что перечислял виды деятельности, а не темы…
Однако, я вовсе не настаиваю на том, что гуманитарная информатика (в моих примерах) есть общеобразовательная, а не профильная дисциплина… Более того, при нынешнем бардаке в нашем предмете, пусть уж такая информатика (вместе с программированием и СС) останется только для желающих.
Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 14.05.2012, 14:49) <{POST_SNAPBACK}>
Так как именно Вы задали тему, то обсуждение в ней, на мой взгляд, безусловно, будет зависеть от того, как именно Вы видите базовые определения.

Сравнивая наши программы по предмету Информатика и западные по Computer Science, я могу уловить только отдаленную связь. В еще большее замешательство меня вводит семантическая разница слов информация и компьютер, что заставляет меня делать вывод, что Computer Science и Информатика далеко не одно и тоже.
Если же Вы утверждаете обратное, то был бы благодарен за ссылку 9или отсылку) на программу того конкретного курса Computer Science, который, на Ваш взгляд, является аналогией курса (кстати, какого конкретно?) нашей Информатики.

Я рад за тех, что уже давно определился, но сам отношусь к тому огромному числу людей (из которых множество имеет степени и звания), которые четкого представления по этому вопросу не имеют. Если Вы дадите четкое определение науке Информатика и предмету Информатика, то я готов вести дальнейшее обсуждение, пользуясь Вашими определениями.


Пока на это отвечу. Да ведь я предлагаю обсудить не подходы (которые, конечно же, могут быть различными), а те рамки, которые нам уже поставлены. А предлагаются достаточно конкретные вещи, уже не требующие самостоятельного определения соответствия курсов нашей информатики и их Computer Science. Как я понимаю, направление уже выбрано. Я зашла на соответствующие ресурсы - учителей начальной школы начали этому обучать. Может дойти и до нас. Я сама пока не знаю, как к этому относиться, а тем более как в этом направлении работать. Да, думаю, не я одна.
Почитайте сами. Вот что нам предлагается - материалы по метапредному подходу в рамках новых ФГОС, все это уже внедряется. Судя по тому, что есть основополагающие статьи от Эйдоса, Хуторской принимает активное участие.

Цитата (Александр Горячев, 14.05.2012, 20:03) <{POST_SNAPBACK}>
Что будет уметь школьник после...

Вот-вот... Тут есть несколько моментов, которые мне не дает покоя... Разработчики, определяя актуальность направления, говорят, что из-за отсутствия универсального подхода, или, скажем так, энциклопедического восприятия ситуации и происходят всякие неприятности в жизни человечества - типа экологических катастроф, экономических кризисов и т.п... Но мне кажется, что многие из подобных ситуаций происходят не из-за того, что человек не видит каких-то широких связей, а, наоборот, из-за несовершенства конкретных знаний конкретного человека в узкоспециализированных областях или недостатка таких же узких знаний в соседних областях. Не получится ли так, что уделяя больше внимания метаподходу, общим вещам, мы в конечном итоге еще более снизим уровень подготовки специалистов, недодав ученикам каких-то конкретных умений, необходимых для того, чтобы в будущем такой специалист появился и сформировался? Или в рамках метапредмета все равно дети будут получать некие конкретные знания, которые, собственно говоря, и привлекают их в ту или иную предметную область?
И второй момент. Направление, естественно, подается как гарантия того, что качество образования в результате такого преподавания улучшится. Наблюдая сегодня конкретного ученика, предположила, что данному ученику абсолютно все равно, будет он изучать метапредмет "Задача" или решать задачи в рамках традиционных курсов - он все равно будет работать, насколько позволяют ему способности, и освоит тот или иной курс только в объеме, ограниченном этими способностями. Я не права в чем-то?
Разработчики говорят, что метапредметный подход позволить избежать проблем с мотивацией ("начиная с 7-го класса, у детей пропадает интерес к учебе"). Но, опять же, причины исчезновения этого интереса различны. Так, он может пропадать у детей, которым дальнейшие учебные задачи не под силу, и у таких, которые уже определились в своих интересах.
Скажем, я опять же думаю, сможет ли метапредметный подход избежать мне, как учителю, проблем с мотивацией у конкретных учеников N и M. N - тот самый проблемный ребенок с чрезвычайно низкими способностями, M, наоборот, узкоспециализированный гений, и не желает ничем заниматься, кроме как той областью, которую выбрал. У всех остальных и так нет проблем с мотивацией, они будут учиться независимо от подхода. А этим двоим метапредметный подход, ой, поможет ли?

Но это общие соображения... Всегда ведь могут возразить, что "вы просто не умеете"...
Александр Горячев ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Михайловна, 14.05.2012, 20:15) <{POST_SNAPBACK}>
Почитайте сами. Вот что нам предлагается - материалы по метапредному подходу в рамках новых ФГОС, все это уже внедряется.

Извините, но
"Доступ запрещён
У вас нет доступа к этой странице."
Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Цитата (Александр Горячев, 14.05.2012, 23:11) <{POST_SNAPBACK}>
Извините, но
"Доступ запрещён
У вас нет доступа к этой странице."

Я там зарегистрировалась.
Сейчас дам ссылки на материалы. Или сюда выложу...


Статья в Учительской газете
Как сценировать и проводить метапредметное занятие
Методические рекомендации по реализации метапредметного подхода в преподавании информатики Ставрополь, 2011
Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики
[attachment=44638:Матапред...й_подход.rar]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+