Исследовательская деятельность на уроке химии

Экспериментально- исследовательская деятельность учащихся

Экспериментально-исследовательская деятельность учащихся - это организуемая учителем, деятельность учащихся, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений наблюдаемых явлений и процессов с окружающей действительностью.

Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические, в том числе и демонстративны  работы по химии, начиная с 8-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу,  ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в 10 классе при выполнении лабораторных работ.

Это работа в 9 классе, по теме «Химия и здоровье» учащиеся делают домашнюю лабораторную работу «Исследование фармацевтических средств»,  т.е. изучают содержимое домашней аптечки, проверяют срок годности лекарственных средств, выявляют противопоказания, ищут в литературных источниках как заменить химически созданные лекарства на лекарства , которые дает нам природа.

В виде межпредметного урока по теме  « Углеводы» в 10 классе, урок  начинается с постановки проблемной задачи. Прежде всего мы прослеживаем связь науки химии с биологией. Что мы знаем об углеводах из курса биологии? Можно ли углеводы убрать из рациона человека? Какова роль углеводов?

Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте.  Под действием фермента (амилазы) — всасывание ее в кровь — изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах — превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ. И только потом мы подходим к цели исследования углеводов с точки зрения химических процессов.

В ходе урока изучения нового материала, к примеру при изучении в 8 классе темы « Роль химии в жизни человека » можно использовать самый простой метод исследований литературных источников. Работу можно организовать в парах. На каждый столе у учащихся находятся карточки с фотографиями ученых - химиков. В начале урока вводятся основные вопросы исследования : что вы знаете об истории возникновения и развития химии ? , какие законы вели данные ученые?, что открыли ?, и каково значения данных открытий на сегодня? После этого с учениками выдвигается цель исследования, намечается план проведения работы, определяются задачи для решения. Итогом такой исследовательской деятельности должен стать вывод о значимости открытий , в ходе такой работы учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, а также осознают качество и уровень своих знаний.

После изучения темы «Металлы» в 9 классе можно провести урок закрепления знаний в виде исследовательской работы по группам. Каждой группе предложить провести небольшое путешествие по металлургическим объектам города, узнать какой из металлов имеет большее значение для нашей местности.

Зайдя на сайты Волгоградских металлоперерабатывающих заводов, учащиеся могут познакомиться не только с процессами металлопереработки. Но  также узнать, что производят данные предприятия из тех или иных  видов металлов. Наш регион является одним из самых больших по количеству  предприятий связанных с металлургической деятельностью. Знание материала темы поможет учащимся в дальнейшем для выбора профориентации.

Урок комплексного применения знаний можно провести после изучения некоторых тем с использованием элементов проектной деятельности. Учащиеся делятся на группы. Целью такого урока является усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Объектом исследования являются самостоятельно выбранная тема исследования. Затем, каждая группа выбирает тип задачи и учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи своего исследования. После короткого обсуждения учащиеся самостоятельно выбирают необходимое оборудование и проводят эксперимент, производят необходимые им эксперименты, измерения и расчеты, используя изученные  законы . Результаты оформляются в виде отчета по предложенному алгоритму. В конце урока происходит подведение итогов, обсуждение результатов и дается оценка деятельности не только по группам, но и каждого участника учебного процесса.

Рассмотрим методику организации проектной работы при прохождении темы «Химия и пища » на примере работы проведенной учащимися различных  классов. Через уроки химии стараемся культивировать потребность в здоровом образе жизни, в котором немаловажную роль играет правильное рациональное питание, легкоусвояемыми, богатыми ценными питательными компонентами продуктами.  Например, при изучении темы «Полисахариды» в 10 классе заостряем внимание на трудном усвоении организмом человека пищи богатой крахмалом. Показываем, что процесс расщепления крахмала начинается уже при тепловой обработке крахмалсодержащих продуктов и затем еще не одна стадия расщепления протекает непосредственно в организме человека, пока не образуется глюкоза. На эти процессы человеческий организм затрачивает жизненную энергию и быстро изнашивается. Поэтому куда полезнее употреблять в пищу овощи и фрукты, содержащие глюкозу, фруктозу и другие моносахариды, которые в организме легко окисляются, питают его и служат источником энергии.

В последнее время многие люди становятся вегетарианцами, отказываясь от мяса животных. Ходит много споров по этому поводу. Однако  растущему организму использование в питании разнообразных белков очень важно. Поэтому при изучении темы «Белки» указываем на важную роль белковой пищи в организме. Нужны белки самые разнообразные и растительные, и животные. Они являются источником аминокислот, из которых организм человека синтезирует необходимые ему белковые структуры. Белки мяса животных содержат и такие аминокислоты, которые не содержатся в растительных белках, но необходимы организму человека. Наш белковый запас постоянно надо возобновлять, поэтому без белковой пищи не обойтись. Напоминаем, что «Жизнь есть способ существования белковых тел». Мясо животных является также важным источником необходимых организму жирорастворимых витаминов. Поэтому оно обязательно должно входить в питательный рацион школьника.

Перед учащимися была поставлена цель работы – изучение пищи. Для этого учащимся нужно решить следующие задачи:

• собрать и систематизировать сведения об вредной и полезной пище;
  • сделать опрос своих одноклассников;
  • обработка результатов анализа.

Ребята работали по следующим этапам:

1 этап - сбор и систематизация сведений из литературы и Internet о выбранном объекте своего исследования;

2 этап – сравнение и анализ собранных данных, консультирование у учителя;

3 этап – обработка результатов анализа;

4 этап – презентация работы.

Рассмотрим методику проведения учебно-исследовательской работы на примере.

Перед учащимися была поставлена цель: изучить пищевые продукты .

Для достижения данной цели в исследовании учащимися должны решить следующие задачи:

- дать теоретическое описание пищи;

- представить исторический обзор;

- сделать общий анализ на наличие (или отсутствие) токсинов пищевых продуктов на примере анализа состава.

Работа учащихся проходила по следующим этапам:

1. Подготовительный этап:
    • Формирование исследовательской группы;
    • Разработка плана и структуры исследования;
    • Изучение источников литературы по теме.
  1. Этап планирования:
  • Дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;
  • Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
  1. Организационно-исследовательский этап:
    • Расписывается последовательность выполнения работы;
    • Распределяются конкретные задания;
    • Собирается и обрабатывается информация.
  2. Отчет о выполнении исследовательской работы (в реферативной форме)
  3. Этап представления результатов(заключительный этап):
  • Подготовка презентации результатов;
  • Публичная презентация;
  • Анализ работы, проделанной в течение исследовательской деятельности;
  • Оценка работы исследовательской работы группы в целом и каждого участника .

Добавлено: 01.12.2018