Личный кабинет

Чему служит современная школа?

Лилия Хладец ( Пользователь )
Очень часто приходится читать: дети перегружены на уроках, дома корпят над заданиями, мозг переутомляется от большого количества информации.
Или: школьники вырастают, забывается большая часть из того, что они проходили на уроках.
Так какова главная функция школы? Всесторонне развивать? Давать образовательную базу? Помогать человеку определиться со своим призванием? Или готовить к реальной жизни?
Есть знакомые, которые говорят: столько бился над логарифмами,а так и не осилил. Зато всем помогал писать сочинения. И если бы не нужно было тратить столько времени на лишнюю (для него!) информацию, если бы сосредоточился на любимом предмете, уровень мог бы быть выше.. и реализация этого в жизни была бы более существенной.
Может, в американских школах не так уж и неправы, когда дают выбирать ученикам интересные предметы? У них класс не переходит целиком из одной аудитории в другую, усваивая все подряд - ученики учатся по своей программе. Зато они больше нацелены на результат, понимают, чем хотят заниматься. Если и тратить деньги на репетиторов, то не чтобы сдать ЕГЭ, а чтобы преуспеть в жизни. Хотя некоторые и сейчас считают высказывание кощунственным, "главное не деньги, а нравственность". Но это - подмена понятий.

Современный человек - какой он? Реалии таковы, что нужно быть успешным. Но что такое слагаемые успеха? Это способности (талант) плюс интерес к деятельности, плюс знания в своей области плюс трудолюбие. Не нужно идти на сделки с собственной совестью, нужно прислушиваться к себе. Счастливый человек - тот,кто вовремя нашел свое место в жизни, имеет возможность заниматься любимым делом, тогда ему "ни дня не приходится работать".
И вот исходя из этого я интересуюсь: какой может быть школа, которая помогает подростку стать успешным современным человеком? Результаты исследований того же PISA проверяли способность использовать в жизни знания, полученные в школе,и наши школьники выглядели бледно на общем фоне. Получается, что лучшие годы жизни, когда закладывается БАЗА, тратятся впустую? Не у всех, но у многих школьников?
Но вместо того чтобы дать ученикам действительно полезные знания, научить не "молчать и слушать", а дискутировать и спорить, раскрыть их потенциал и направить, учителя вынуждены собирать свое портфолио и портфолио своих учеников, убивая кучу времени на бумажную волокиту.
Что думаете по этому поводу? Что действительно нужно современному подростку, чтобы быть успешным? Его не надо учить пользоваться компьютером, всякими айфонами и айпадами, он сам своих родителей этому научит. Но какие знания и навыки ему можно дать, чтобы он уверенно двигался по жизни вне школьных стен?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Лилия Хладец, 08.12.2011, 18:16) <{POST_SNAPBACK}>
Что думаете по этому поводу? Что действительно нужно современному подростку, чтобы быть успешным? Его не надо учить пользоваться компьютером, всякими айфонами и айпадами, он сам своих родителей этому научит. Но какие знания и навыки ему можно дать, чтобы он уверенно двигался по жизни вне школьных стен?

Остановлюсь на последнем вопросе, сочтя предыдущие разбегом.
ЗУНы, которые хотелось бы дать школьникам:
1. Навык вежливой деловой коммуникации.
2. Навык поиска, "складирования" и использования информации.
3. Умение ставить цели и достигать их
4. Умение "познать самоё себя" - т.е. определить, - чем именно хотелось бы заниматься в жизни на профессиональном уровне.
5. Умение поддерживать своё тело (включая мозг) здоровым и работоспособным.

Этому всему можно научиться с помощью метода проектов. При чём, начиная с дошкольного возраста.
А саму школу организовать как "парк-школу" или по кружковому принципу, как было в дворцах пионеров.
Каждый руководитель кружка (секции, лаборатории и т.п.) должен иметь право самостоятельно выбирать методику обучения.
Методики оценки результатов деятельности таких "кружков" тоже нужно пересмотреть.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Лилия Хладец, 08.12.2011, 19:16) <{POST_SNAPBACK}>
Так какова главная функция школы?


Это интересный вопрос. Как раз недавно в ходе рабочей встречи с одной американской мы его обусждали. Она сказала: к сожалению, в России до сих пор считают, что главная задача школы - дать знания. При этом задачу социализации, которую во многих странах считают приоритетной для школы, в России рассматривают как второстепенную.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 09.12.2011, 12:04) <{POST_SNAPBACK}>
Это интересный вопрос. Как раз недавно в ходе рабочей встречи с одной американской мы его обусждали. Она сказала: к сожалению, в России до сих пор считают, что главная задача школы - дать знания. При этом задачу социализации, которую во многих странах считают приоритетной для школы, в России рассматривают как второстепенную.

Это и правда вызывает сожаления.
Ибо что такое "базовые знания"? И зачем для их закладки детям уродуют 12 лет жизни?
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Чтобы выполнить задачу социализации, школа должна быть моделью общества.
Моделью какого общества она является - в таком обществе и учит жить.
Это касается и путей доступа к информации.
Современная школа (или любая школа?) устроена по принципу "Матрицы" (извините) - подключили тебя к единственному источнику информации - и лежи, питайся.

Не очень интересно говорить о том, чему или кому должна БЫ служить школа.
Гораздо интереснее выяснить, чему или кому она служит по факту, будучи такой, какой она есть.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 09.12.2011, 15:27) <{POST_SNAPBACK}>
Чтобы выполнить задачу социализации, школа должна быть моделью общества.
Моделью какого общества она является - в таком обществе и учит жить.


Ничего подобного. Как раз в тех же США школа совершенно непохожа на общество. Кстати, здесь, на ВИПе, в своё время были опубликованы замеки российского учителя, проработавшего несколько лт в американской школе. Назывались они, если не ошибаюсь, "Шокирующие будни американской школы". Там это хорошо показано.
Лилия Хладец ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 09.12.2011, 11:37) <{POST_SNAPBACK}>
Остановлюсь на последнем вопросе, сочтя предыдущие разбегом.
ЗУНы, которые хотелось бы дать школьникам:
1. Навык вежливой деловой коммуникации.
2. Навык поиска, "складирования" и использования информации.
3. Умение ставить цели и достигать их
4. Умение "познать самоё себя" - т.е. определить, - чем именно хотелось бы заниматься в жизни на профессиональном уровне.
5. Умение поддерживать своё тело (включая мозг) здоровым и работоспособным.

Этому всему можно научиться с помощью метода проектов. При чём, начиная с дошкольного возраста.
А саму школу организовать как "парк-школу" или по кружковому принципу, как было в дворцах пионеров.
Каждый руководитель кружка (секции, лаборатории и т.п.) должен иметь право самостоятельно выбирать методику обучения.
Методики оценки результатов деятельности таких "кружков" тоже нужно пересмотреть.


Насчет деловой коммуникации - а будут ли школьники всерьез воспринимать деловой стиль? У них все сленг да сленг.

Пункт 5 - да!! Это то, чего не хватает и взрослым людям. Они редко думают об организме, до поры до времени верят, что можно вкалывать 24 часа, и ни спорта ни отдыха.

А что за проекты вы имеете в виду? Индивидуальный проект? Когда ученик берет тему, пишет по ней... не реферат, конечно, но и не диплом... пишет работу. Впрочем, он также может снять фильм, сделать спектакль, создать макет... Никаких ограничений, лишь бы ему было интересно. Подбирать музыку, отбирать фотографии.
Или вы о других проектах?

Цитата (Валерий Столов, 09.12.2011, 12:04) <{POST_SNAPBACK}>
Это интересный вопрос. Как раз недавно в ходе рабочей встречи с одной американской мы его обусждали. Она сказала: к сожалению, в России до сих пор считают, что главная задача школы - дать знания. При этом задачу социализации, которую во многих странах считают приоритетной для школы, в России рассматривают как второстепенную.


А эта американка сказала, что является главной задачей школы у них?
И чем они руководствуются?
Вот это было бы интересно обсудить!
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Лилия Хладец, 09.12.2011, 17:47) <{POST_SNAPBACK}>
А эта американка сказала, что является главной задачей школы у них?
И чем они руководствуются?
Вот это было бы интересно обсудить!


По-моему, из её слов понятен ответ на этот вопрос.Такой задачей является социализация.
Лилия Хладец ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 09.12.2011, 16:32) <{POST_SNAPBACK}>
Ничего подобного. Как раз в тех же США школа совершенно непохожа на общество. Кстати, здесь, на ВИПе, в своё время были опубликованы замеки российского учителя, проработавшего несколько лт в американской школе. Назывались они, если не ошибаюсь, "Шокирующие будни американской школы". Там это хорошо показано.


А ссылку дайте пожалуйста, а то непонятно сколько придется искать...

Цитата (Валерий Столов, 09.12.2011, 16:52) <{POST_SNAPBACK}>
По-моему, из её слов понятен ответ на этот вопрос.Такой задачей является социализация.


Американка вполне может понимать под этим свой набор качеств, навыков - совокупность, которая не придет в голову русскому учителю. Например: у нас главное - вежливость, у них - предприимчивость. Это к примеру, а что на самом деле, мне и интересно услышать.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Лилия Хладец, 09.12.2011, 17:54) <{POST_SNAPBACK}>
А ссылку дайте пожалуйста, а то непонятно сколько придется искать...


http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco...&blogid=319

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+