Личный кабинет

Русский язык и литература для детей проживающих за пределами России

Ирина Яценко ( Пользователь )
Уважаемые участники форума! Обращаюсь к вам за помощью и идеями, но, может быть, кому-нибудь тема покажется интересна и сама по себе.

Я живу в США и пытаюсь учить своего собственного ребенка русскому языку и литературе. Основная цель - чтобы ребенок мог и хотел(!) читать по-русски; чтобы мог более или менее свободно общаться с русскоязычными друзьями и родственниками, если не письменно, так хоть устно. Попутно хотелось бы дать представление об истории и культурном наследии России.

Какие учебники вы могли бы порекоммендовать? Электронные ресурсы?
Существуют ли электронные литературные журналы для подростков?
Известны ли вам какие-нибудь разработки о том как учить "двуязычных"детей? Хотелось бы не сражаться против второго языка (в данном случае, английский) а по возможности использовать его. Например, работать с переводами (как именно?).
Поскольку ЕГЭ сдавать не надо, можно было бы убрать из "программы" муштру, но как при этом все равно привить хотя бы базовую грамотность и не "выплеснуть ребенка вместе с грязной водой"?
Как дополнить программу историческими темами?

Дело осложняется тем, что я сама по образованию - математик, а по профессии - программист. Никакой базы преподавания русского языка, литературы, или истории у меня нет.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Ирина, посмотрите вот здесь: http://www.mgu-russian.com/programms/metod...CFQS-zAodyVKvGQ

Я не специалист в области русского языка как иностранного...)
Ирина Яценко ( Пользователь )
Интересный сайт. Спасибо.
К сожалению, эта программа расчитана в основном на малышей. Мое чадо уже в подростковом возрасте. Для нее русский язык не иностранный, а "второй родной". Она пользуется обоими языками, предпочитая тот или другой в зависимости от контекста и ситуации. Но со временем, английского контекста становится все больше, а русского все меньше - ребенок растет и из русскоговорящей семьи выходит в мир. Вот и думаю, как не допустить вымирания этого второго языка.
АМИ . ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 30.10.2011, 04:03) <{POST_SNAPBACK}>
Я живу в США и пытаюсь учить своего собственного ребёнка русскому языку и литературе. Основная цель - чтобы он мог и хотел (!) читать по-русски; чтобы мог более или менее свободно общаться с русскоязычными друзьями и родственниками - если не письменно, так хотя бы устно. Попутно хотелось бы дать и представление об истории и культурном наследии России.

Какие учебники вы могли бы порекомендовать? (КостомАрова - дательный падеж). Электронные ресурсы?
Существуют ли электронные литературные журналы для подростков? (Скорее всего, да. Но...).
Известны ли вам какие-нибудь разработки о том, как учить "двуязычных"детей? (Точно есть, но...). Хотелось бы не сражаться против второго языка (в данном случае, английский), а по возможности использовать его. (И это - лучшая стратегия. Которую не так уж сложно рассчитать, но не Вам <не языковед, НО, ОДНАКО, МАТЕМАТИК! И не не знающим двух языков и/или не математикам>). Например, работать с переводами (как именно?). (Вот это как раз и не такая уж проблема: в и-нете посидеть и по бумажным библиотекам прошвырнуться, особенно последнее - с учётом отметания политинсинуаций. В советской метод-дидактико-неофициальной литературе встречал когда-то, должно быть почти вполне достаточно).
Поскольку ЕГЭ сдавать не надо, можно было бы убрать из "программы" муштру, но как при этом всё равно привить хотя бы базовую грамотность и не "выплеснуть ребёнка вместе с грязной водой"? (А это уже - индивидуальная проблема, для решения которой нужен личный контакт с имеющим лингво-филологические интересы психологом).
Как дополнить программу историческими темами? (Элементарно: текстами).

Дело осложняется тем, что я сама по образованию математик, а по профессии - программист. Никакой базы преподавания русского языка, литературы или истории у меня нет. (Здесь в помощь - только консультации по индивидуально, частно возникающим, т.е. гораздо более конкретным вопросам. С теми, кто согласен и, главное, в силах помочь в их решении. Конечно, лишь рекомендациями: конкретно-индивидуальных технологий, по-моему, не так уж много, если они есть. Рекомендовал бы поискать публикации Никитиных и представителей "деятельностного подхода". Хотя в и-нете их, наверное, вряд ли откопаешь <не пробовал>, но в бумажном варианте в публикациях 70-80-х гг., полагаю <по памяти, причём не только русскоязычной>, найти не так уж сложно. Не теряйтесь при этом <о Никитиных>, что о языке они, вроде бы, и не говорят/пишут: здесь важнее сами принципы, подход).


Да и зарубежный, нероссийский, опыт в этом направлении богаче, судя по и-нету (хотя качество... не видел... но...). Поищите в Швеции среди учителей русского языка.

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=2168&...6592&page=0




Ирина Яценко ( Пользователь )
Спасибо за ссылку.
Конечно, все можно и самому сделать. Посидишь за компьютером часика два-три-четыре - и готово ребенку занятие. И с переводами, и с историческими текстами. Проблем несколько:

1. Не хватает цельности, внутренней связи между занятиями, ощущения направления и прогресса. Разработанная программа могла бы дать такую объединяющую основу.

2. Нет уверенности в собственной компетенции (а попасешься на учительских форумах, так и последние остатки уверенности в своих преподавательских способностях улетучиваются :)). У меня же "высшее образование без среднего" немножко подлатанное беспорядочным чтением. Ну как я на этой базе буду учить ребенка литературе и языку?

3. Надо бы пару занятий в неделю, то есть на подготовку уходит почти весь выходной. То есть, если можно было бы потырить где готовое - то почему бы не потырить?

В общем, еще раз спасибо за ссылку :)
Нурзия Закиуллина ( Пользователь )
Я татарка. Живу чисто татароязычной среде. А преподаю русский язык и литературу в татарской национальной школе с интервалом 20 лет. Мне бы хотелось, почаще общаться через интернет
Андрей Тихов ( Пользователь )
Нурзия Накиповна, добро пожаловать...)
АМИ . ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 02.11.2011, 22:17) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо за ссылку.
Конечно, все можно и самому сделать. Посидишь за компьютером часика два-три-четыре - и готово ребенку занятие. И с переводами, и с историческими текстами. Проблем несколько:

1. Не хватает цельности, внутренней связи между занятиями, ощущения направления и прогресса. Разработанная программа могла бы дать такую объединяющую основу.

2. Нет уверенности в собственной компетенции (а попасешься на учительских форумах, так и последние остатки уверенности в своих преподавательских способностях улетучиваются :)). У меня же "высшее образование без среднего" немножко подлатанное беспорядочным чтением. Ну как я на этой базе буду учить ребенка литературе и языку?

3. Надо бы пару занятий в неделю, то есть на подготовку уходит почти весь выходной. То есть, если можно было бы потырить где готовое - то почему бы не потырить?

В общем, еще раз спасибо за ссылку :)

Ирин, мы идём в ногу.


Вы лишь отстали на п.2: "Нет уверенности". А вот это - побоку. Вы - мастер. Естественно, готовый учиться, но - мастер (как раз потому, что готовы). И всё, что Вы даёте, - великолепно. Ровно настолько и так, насколько и как Вы в этом уверены на именно данный момент...

Иначе бы мы до сих пор по деревьям прыгали...

Всё прочее просто очень хорошо (готовую программу Вы, полагаю, сможете найти в и-нете между строк и слов... для реконструкции и переработки... то есть она на все сто будет Вашей... юридически).

А по именно теме/"ветке":
1. Психология восприятия/общения,
2. Национальные различия в этом плане,
3. Юридичечки-административно-поведенческие акты, установки, практика,
4. Соотнесение, как МИНИМУМ, двух языков (желательно пополнять ещё ошмётками латыни, (древне)греческого и исторической грамматики).
К этому можно добавить лишь конкретизацию всего в и-нете...
А здесь волка ноги кормят и коллеги на соответствующих сайтах/формуах/объединениях (поисковики уже в этом довольно помогают).
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Ирина, да, только не имеющий "систематического" "педагогического" "образования" имеет шанс научиться учить. Оно же (отсутствие оного) и даёт уверенность в себе, а не в методистах. Успехов!
АМИ . ( Пользователь )
Фи!..

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+