Личный кабинет

История реформ образования в России последних 30 лет

Пробуем разобраться: с чего начинали и к чему пришли..
Михаил Богданов ( Пользователь )
Имею честь представить коллегам отрывок очередной главы книжки по истории реформ системы образования в СССР/России последних трех десятков лет.

Прошло как-будто немного времени, но очень многие уже забыли, как это было.

Давайте вернемся в 1988 год и вспомним Пленум ЦК, а затем - последовавший за ним (через 10 месяцев) Всесоюзный съезд работников народного образования, ведь именно с них и началась "перестройка" нашей образовательной системы.
Многие тут присутствующие коллеги все эти события пережили непосредственно и прямо. Поэтому автор будет благодарен за трезвую критику и дополнения к тексту))
Подробнее о ходе работы над книгой можно следить на сайте автора
----------------------------

ФЕВРАЛЬСКИЙ ПЛЕНУМ ЦК: ПРИГОВОР ПОДПИСАН.

С 1988 года ветер перемен вихрем ворвался и в одну из самых консервативных сфер государственной политики: в область образования - это окончательно стало понятно только к концу года, но ключевым стал февраль.

17-18 февраля 1988 года состоялся Пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос о ходе
перестройки средней и высшей школы.

Интересный факт: буквально за день до начала Пленума, 16 февраля, в Сибири (сначала – в Новосибирске, потом – в Томске и Иркутске) начались студенческие волнения, основной темой которых был протест против «милитаризации» высшего образования.

Любопытно, что в официальной хронике того времени, да и позднее, эти события оказались не отраженными никем (о них пишет лишь журнал «Посев» (М., 1988)), хотя факт таких событий заслуживал внимания уже тем, что это были (если они действительно были) едва ли не первые организованные студенческие волнения в Советском Союзе.

Обратим внимание на этот интересный момент: студенческие волнения во все времена и в любых странах мира являлись и являются одним из самых опасных для властей проявлений «народного гнева». Сегодняшние революции в Египте и Ливии совершала именно «неудовлетворенная своим положением» молодежь и студенты.. Вероятно поэтому в СССР
студенческих волнений и не было – КГБ четко отслеживал настроения в студенческой среде.
А тут вдруг накануне Пленума ЦК «неожиданно» и в разных городах (!!) возникают «студенческие недовольства».

Трудно верится в случайность этих совпадений, тем более, что одним из ключевых, революционных решений Пленума стало решение о демократизации образовательных учреждений и создания в них советов, в которые должны были войти учащиеся… Какое своевременное и мудрое решение партии и правительства: народ требует и руководство
сразу реагирует! Торжество демократии - никаким Англиям и Франциям такое не снилось…
Но не будем строить никаких конспирологических теорий, просто отметим этот странный факт и пойдем дальше.

Итак, 17 февраля 1988 года начал работу Пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам реформы образования. Были доклады, прения и решения, которые, как будет ясно позднее, стали судьбоносными решениями для отрасли. Но советские люди этого практически не узнают…
Дело в том, что решения по реформам образования затмило в сознании граждан другое, чисто организационное решение Пленума, который… освободил Бориса Николаевича Ельцина от обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, то есть вывел его из состава главного органа управления страной. Скандал отвлек общественность от «несущественных» вопросов реформы образования, Ельцин в одночасье обрел ореол «мученика совести», после чего началась его головокружительная карьера оппозиционера, а в народе – бурление и очередная волна жарких политических дискуссий.

В итоге доклад по основной повестке дня Пленума, который озвучил Егор Лигачев, прошел мимо всякого внимания публики. Как и очень обширный по содержанию текст постановления Пленума ЦК, в котором, за бравурными ничего не значащими лозунгами о необходимости «ускорения и перестройки» фиксировались очень важные стратегические
решения, итогами которых стала вся последующая реформа системы образования в России.

Читая постановление Пленума и его материалы, автор этих строк все время ловил себя на мысли, что осилить этот поток слов нет никаких сил. Сплошной текст, не содержащий вообще никакой конкретики – одни пустые призывы:
«..Пленум Центрального Комитета КПСС признает целесообразным внести изменения в установки реформы образования, имея в виду:
• формирование и реализацию концепции всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности;
• масштабное техническое переоснащение общеобразовательной, профессиональной и высшей школы ….
• всемерную демократизацию народного образования, повышение самостоятельности и ответственности коллективов учебных заведений;
• преобразование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, коренное улучшение научно-исследовательской работы в области народного образования…»

Складывалось ощущение, что авторы текста специально выхолащивали его смысл, что бы за потоком пустых, по существу, слов скрыть истинные цели происходящего.
Неужели главной задачей Пленума было не обсуждение перестройки образования, а публичная порка Б.Ельцина и призыв М.Горбачева о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений», который «впервые за многие десятилетия мы реально ощущаем»?

Возможно и так. А возможно это была классическая «операция прикрытия», направленная на отвлечение внимания публики от действительно важных решений, принятых на Пленуме. Ведь с точки зрения «Большой игры» куда важнее было сломать хребет советской школе, так как она воспроизводила поколения за поколениями людей, ориентированных на коллективистские формы управления и не способных жить и обеспечивать трудовые ресурсы в капиталистической формации общества.

И в этом, стратегическом смысле , решения февральского Пленума ЦК по вопросам образования были куда важнее, нежели банальная PR кампания в пользу Б.Ельцина. Её можно было начать и позднее. Тем более, что Пленумы собирались в том году едва ли не раз в два месяца.

А вот тянуть с реформой образования было уже нельзя. Поэтому то, что скрывалось за большим набором лозунгов в постановлении Пленума, носило системный, стратегический характер.

В частности, среди прочей несущественной риторики, в постановлении заявлялось буквально следующее: «..Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания.

Следует уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии с их запросами и склонностями. Развивать сеть специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов..»

Выделенные автором слова звучали в той, советской ещё школе не просто ново, но по-настоящему революционно. Впервые с трибуны высшего органа управления страной говорилось о необходимости отхода от единых программ обучения, признавалось верховенство «новаторства» над педагогической наукой и вводилось понятие
индивидуального подхода к ученику.

При всей внешней позитивности такой «демократизации» образования (кто ж против индивидуального подхода к нуждам учащегося?) у любого учителя или директора школы тут же возникало несколько вопросов: как обеспечить индивидуализацию образовательного процесса в массовой школе, почему надо верить «новаторам», а не
ученым. Но главное - как обеспечить единство образования на территории всей страны при свободе выбора программ и методов обучения в отдельно взятых школах?

Ответа на эти вопросы в постановлении Пленума, разумеется, не было. Присутствовало только указание: это надо сделать, не важно зачем, почему и как.
Читая дальше постановление Пленума, можно обратить внимание еще на два замечательных решения – о реформе Академии Педагогических Наук и о выпуске учебников для «свободной продажи». Эти два решения столь существенны, что стоит их разобрать подробнее...

-------
продолжение можно почитать тут
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Интересно, что в это время открыто началась "эпоха двойных стандартов" Если ранее "слово" КПСС не расхолилось с "делом", то теперь декларировать (в том числе "устанавливать" Законом) стало можно одно, а делать (в том чсле и через "исполнение" Правительства) - совсем противоположное. Отсуствовали механизмы проврки сооьвтсивия "слова" власти и ее дел". О гражланскойэкспертизе, которая выволняла и выполняет этуфункцию на ападе, ни тогда, ни сейчас речи не идет. Единичные прцеденты не в счет

Приглашаем Вас к размышлению в рамках проекта «Экспертиза Фонда Развития Информационной Политики»: Владимир Касютин «Жажда сласти» «Словно мастер спорта по боксу, приемщица в «едином окне» уходила от нападений соплеменников. В ответ на жалобы и недовольство вручала рекламные бланки, диктовала телефоны контор, в общем, призывала жить толерантно. Народ, все больше, не юный, покорялся обстоятельствам, но поминал времена, когда письма в газеты одергивали разгулявшихся лихоимцев.» http://www.4cs.ru/materials/wp-id_1543/
________________________________________ Борис Славин «СЕТЕВЫЕ» РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ НОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА «В работе анализируются характерные черты новой социализации общества, связанной с распространением современных средств социальных коммуникаций. Показано, что формы общественных протестов, прокатившихся по странам северной Африки и Ближнего Востока, соответствуют новым формам объединения людей в социальных сетях и могут быть повторены в других регионах или странах. Новая социализация общества является естественным явлением, отражающим наступление информационной эпохи, и не сводится к технологической стороне использования конкретных социальных сетей или инструментов коммуникации.» http://4cs.ru/materials/frip/wp-id_1541/ ________________________________________ Также смотри новые работы наших экспертов в разделе «Материалы» http://4cs.ru/materials/ Без Вашего комментария, наш проект напоминает «могильник мысли», помогите нам его оживить  Ни дня без дискуссий не проходит в наших группах на Facebook: Эксперты для гражданского общества - http://www.facebook.com/home.php?sk=group_...397861&ap=1 Фонд Развития Информационной Политики - http://www.facebook.com/home.php?sk=group_...890586&ap=1 Позитивное место - http://www.facebook.com/home.php?sk=group_...814882&ap=1 Общество и религия - http://www.facebook.com/home.php?sk=group_...560467&ap=1
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Первые организованные сверху студенческие волнения в СССР - это, разве не волнения в Алма-Ате в декабре 1986 года?

А начало непрерывного реформирования образования разве не нужно вести с 1984 года?
Черненковскую школьную реформу можно не считать?
Михаил Богданов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 29.06.2011, 07:31) <{POST_SNAPBACK}>
Первые организованные сверху студенческие волнения в СССР - это, разве не волнения в Алма-Ате в декабре 1986 года?

А начало непрерывного реформирования образования разве не нужно вести с 1984 года?
Черненковскую школьную реформу можно не считать?

Про студентов - вероятно Вы правы. О 1986 году я запамятовал)) хотя они бунтовали не по вопросам образования, а все-таки по национальному вопросу..
А про реформы - конечно раньше, чем с 1988-го. Об этом в книге сказано. ВНИК начал официальную работу в 1987, а по словам самого Днепрова, костяк команды собирался и работал задолго до этого. По сути, первые публикации Днепрова с критикой существующей системы образования именно в 1984 и есть начало, а так же предыдущий Пленум по вопросам реформы. Но тогда разговор шел практически не обо всей системе, а только о проф. образовании. И Пленум 1988-го именно и констатировал, что несистемность подхода в реформах 1984-го и "застой" завели образование в тупик.
Так что реформы в современном их звучании начались раньше, но официально стартовали именно в феврале 1988-го.
Сергей Белашов ( Пользователь )
Реформа, есть политическое преообразование, проводимое правящим классом в целях сохранения своего политического господства.
Реформы образования в СССР, и, особенно в демокрадической россиянии, проводились Правящим классом феодального чиновничества с целью ликвидации образования в России, насаждению среди молодежи тупой средневековой религиозности, уничтожению внешкольного образования, детских садов, творческих школ и с этой целью массовому строительству церквей и тюрем.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+