Личный кабинет

Исходные постулаты о детях и мотивации

Игорь Ф. ( Пользователь )
В объяснение поста "Почему я не люблю среднюю школу".

Я исхожу из следующих постулатов (кои суть результат: наблюдений, согласующейся между собой разной информации отовсюду, собственных воспоминаний, чувства жгучей глубинной правоты этих положений):

0. Смысл любой жизни - быть счастливым, заниматься тем чем нравится, получать приятную отдачу от своих усилий, чувствовать свои возможности и пользоваться ими и расширять их.
1. Детям свойственно от природы всем интересоваться. Достаточно вспомнить пять тысяч "Где?", семь тысяч "Как?", сто тысяч "Почему?" (не говоря о том, что дети везде любят лазать, все исследовать, совершать открытия, искать приключения).
2. Детям свойственно проявлять упорство и самостоятельность в достижении своих целей. Малыш от рождения лет до 3-х самостоятельно, не из под палки, не по расписанию, не по графику, не по звонкам - осваивает с нуля новый язык, по сути иностранный.

3. Интерес к чему-либо - если ничего не делать для его возникновения или подавления - возникает спонтанно, почти непредсказуемо, и также неожиданно внезапно гаснуть и менять свой объект. Регламентации слабо поддается, если вообще поддается.
4. Новые знания, изучение чего-то - практически недоступны и невозможны без интереса и увлеченности.
5. Интерес резонирует с удовольствием, радостью. Т.е. когда есть интерес, тогда же возникает и радость (узнавания чего-то нового); и так же когда есть радость, то пробуждается и интерес (к жизни, к активному поиску, к открытиям, к познанию новых возможностей и способностей).

8. Интерес абсолютно несовместим с отсутствием удовольствия при занятии чем-либо. Если занятие происходит безрадостно и не приносит удовольствия, то интерес стремительно гаснет.
7. Деятельность так же приносит удовольствие, когда есть предвкушение интересного результата, когда есть предвосхищение чего-то привлекательного. Вышеупомянутая деятельность резонирует еще со свободой, с широким выбором; а результат - с ощущением полноты и насыщенности от жизни, с приливом сил.
8. Существует негативная мотивация: когда действия совершаются только из желаний избежать негативных последствий, при этом очевидно что результат не принесет настоящую радость, но разве что небольшое облегчение от прекращения (зачастую временного) страданий. Негативная мотивация не способна ни увлечь, ни подарить радость открытия, ни дать понимание познаваемого в процессе. Способна дать рефлекс применения нехитрого алгоритма чтоб с минимальными потерями дотянуть до вешки, где угроза наказания ослабнет. Негативная мотивация резонирует с ограничением, с узостью мышления, с отсутствием выбора; а результат - с опустошенностью, вымотанностью, упадком сил.

9. Право - это наличие возможности чем-то воспользоваться, это наличие СВОБОДНОГО выбора а не вынужденного/навязанного плана. Право - это открытая дверь.
10. Обязанность - это отсутствие альтернатив, это суровая необходимость, это отсутствие свободного выбора, это ВЫНУЖДЕННЫЙ и навязанный план. Обязанность - это кнут, занесенный над спиной.
11. Право и обязанность абсолютно несовместимы. Называть обязанность правом - это чудовищное лицемерие и издевательство над здравым смыслом.
(в качестве упражнения: взглянуть на Конституцию, прочитать название главы 2, прочитать текст статьи 43, сравнить формулировку тамошних п.1 и п.4)
Александр Гольдин ( Пользователь )
Отлично, и что?
Игорь Ф. ( Пользователь )
То, что от них стоит отталкиваться, когда речь заходит о реформе школы. Это такая база, фундамент. Хочется чтоб это было в основе любых законов, любых реформ, любых стандартов. Чтоб при обсуждении все постоянно держали это в голове. Хочется, чтоб принципы добровольности и детского интереса были сквозными, решающими, имеющими максимальный вес.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Так с этим никто не спорит.
Игорь Ф. ( Пользователь )
Но, к сожалению, государство, министерство образования и обычные люди - родители, учителя - этого зачастую не понимают. Необходимо сформулировать эти банальности, эти азы - чтоб можно было на пальцах объяснять каждому фундаментальное противоречие между принудительным образованием и получением знаний/умений/навыков.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Игорь Михайлович, я уже писал в вашей ветке про то, как вы не любите школу, почему этот путь — объяснить — неэффективен. Мышление людей определяется средой и теми отношениями, в которых они живут. Я тут согласен с непопулярным нынче философом Карлом Генриховичем Марксом, что бытие определяет сознание. Одного только произнесения "правильных" принципов мало, надо менять это самое бытие. А как — это отдельный вопрос.
Игорь Ф. ( Пользователь )
Как? - отчасти и путем разжевывания, показывания на пальцах, что к чему. Мне пока и самому нравится это делать, пока вижу что люди просто честно заблуждаются, вываливая на меня свои концепции, а не скатываются в ругань. Заодно оттачиваю свою ясность, когда в N-цатый раз переформулирую понятные мне мысли, нахожу новые аналогии, образы, примеры.
Это, кстати, и тренировка педагогических навыков:)
(можно на "ты" и по имени. Не люблю этих важностей.)
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
0 Смысл любой жизни - научиться чему-то новому, пройти ранее не пройденные испытания, зачастую - крайне неприятные. Пройти - значит, проходя их, остаться человеком.
1. Детям ничего не свойственно от природы. От природы они, родившись - умрут.
2. Детям свойственно пасовать, хныкать и бросать начатое - точно так же, как им свойственно упорство и настойчивость.
3. Интерес не возникает спонтанно. Нет объекта - нет и интереса. А есть объект - ещё неизвестно, будет ли интерес.
Ладно, подробнее: интерес у ребёнка возникает, если он систематически наблюдает заинтересованную, с позитивными эмоциями, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ взрослых и других детей. Книжка может лежать сколько угодно. Интерес вызывает человек, который её читает.
4. Без интереса возможно т.н. "знание-орудие", которое всегда останется снаружи человека, несмотря ни на какие пятёрки и дипломы.
5. ОК
6. Интерес, если он сильный - какое-то время совместим с отсутствием удовольствия. Видели бы вы, по каким учебникам я учил итальянский! Маmma mia!
7.ОК
8.ОК
9. Право - это гарантия свободы. Свобода - это возможность совершения и осуществления выбора.
10. Обязанность - это реализация свободы. Я добровольно работаю, с удовольствием, но это не означает, что у меня, свободного, нет обязанностей перед моими учениками или клиентами.
11. Обязанности и права - это разные вещи, конечно. Одно и то же не может быть правом и обязанностью.

Отлично, и что? :)
Владимир Чернышов ( Пользователь )
Игорь Михайлович!
Спуститесь с небес на землю.
А именно. Прокатитесь по "бесперспективным" деревням. Посмотрите на детей дошкольного возраста и поймёте, что школа с ними практически ничего сделать не может. Там нужна реабилитация, нужен психолог. И не один на школу, а на класс. Многие из них только в школе увидели (и попробовали) нормальную еду. Они не умеют играть, так как их этому никто не учил. Я не упоминаю игры типа "кто дальше плюнет". Благожелательное отношение воспринимают как слабость (Стругацкие. "Попытка к бегству"). Интересов никаких. Себя в обществе осознают в одном из двух положений. Или он сильнее (по его мнению), значит-пуп Земли. Или слабее-безропотное подчинение. Но уже наученые обманывать для своей выгоды.
Только не пытайтесь поговорить по душам. Наплетут семь вёрст до небес и всё лесом. Особенно, если что-нибудь пообещаете. Не забудьте про бдительность. Кошелёк подальше. Будете уходить-сразу не поворачивайтесь, может и камень в спину прилететь. Просто так, посмотреть-как отскочит.
Решать вопрос надо не со школой. Школа-это следствие. Хотя я согласен, менять надо. Как?

Добавка к 9, 10, 11 Дмитрия.
Права без обязанностей-деспотизм.
Обязанности без прав-рабство.
Истина где-то посередине.
"Свобода? Свободы не надо-перережем друг друга" М.Шолохов, "Тихий Дон".
"Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?" В.С.Высоцкий.
"Свобода это ОСОЗНАННАЯ необходимость" Ф.Энгельс.
Пока нет сознания-нет и свободы.
Поэтому, ИМХО, ребёнку надо давать свободу по мере роста сознания.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (Владимир Чернышов, 06.03.2011, 09:38) <{POST_SNAPBACK}>
Игорь Михайлович!
Хотя я согласен, менять надо. Как?

Добавка к 9, 10, 11 Дмитрия.
Права без обязанностей-деспотизм.
Обязанности без прав-рабство.
Истина где-то посередине.
"Свобода? Свободы не надо-перережем друг друга" М.Шолохов, "Тихий Дон".
"Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?" В.С.Высоцкий.
"Свобода это ОСОЗНАННАЯ необходимость" Ф.Энгельс.
Пока нет сознания-нет и свободы.
Поэтому, ИМХО, ребёнку надо давать свободу по мере роста сознания.

Казалось бы, верно, но откуда возьмётся сознание без свободы? описанные Вами деревенские дети - не продукт свободы, а продукт её отсутствия. Полного отсутствия выбора.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+