Личный кабинет

Начальная школа: Не сдавать позиций!

Ностальгия о 1994-м
Игорь Сухин ( Пользователь )
Очень хорошо, что в целом начальная школа в отсутствие главных специалистов представлена на Педсовете достойно (как и дошкольный сектор). Есть ещё опора у системы образования РФ. Не дадим её выбить из под наших ног! Есть специалисты. Есть и проблемы. Нужны и ключи к решению проблем.
Но больше всего жалею о 1994 годе. Что-то мы тогда недоделали. Вспомним: С 1 по 5 апреля 1994 года по инициативе Минобразования РФ и фонда "Культурная инициатива" в Подмосковье был проведен крупнейший за последнее 10-летие форум по начальному образованию - международный семинар "Гуманитаризация начального образования", на который были приглашёны учёные, новаторы начального звена, авторы основных и факультативных курсов.
Давайте вспомним:
Проект "Гуманитаризация начального образования 1994"
1-5 апреля 1994

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

В ходе семинара предусматривается возможность взаимодействия в следующих формах:
 круглый стол;
 творческие мастерские;
 стендовые доклады;
 профессиональное общение в свободном режиме.

1 апреля

10.00 Отъезд автобусами от Министерства образования РФ (Чистопрудный бульвар, 6).
11.30 - 13.00 Размещение участников семинара.
13.00 Организационный сбор всех участников семинара.
14.00 Обед.
15.00 - 16.00 Открытие семинара. Выступление первого заместителя министра образования В.А.Болотова, директора гуманитарных программ Международного фонда "Культурная инициатива" Е.Н.Соболевой, руководителей Проекта.
16.00 - 19.00 Общее заседание. Обсуждение тезисов концепций начального образования.
19.00 Ужин.
20.00 Параллельные:
1) "пресс-конференции" по заявленным на общем заседании концепциям;
2) консультации по организационным, методическим и методологическим вопросам.
22.30 Открытый координационный совет.

2 апреля

9.00 Завтрак.
10.00 Общее заседание:
1. Выступления аналитиков по итогам предыдущего дня.
2. Обсуждение тезисов концепций начального образования.
14.00 Обед.
16.00 Работа по предметным группам. Подготовка к презентации программ, пособий, проектов.
19.00 Ужин.
20.00 Параллельные:
1) Семинары-мастерские по заявленным на общем заседании концепциям;
2) консультации по организационным, методическим и методологическим вопросам.
22.30 Открытый координационный совет.

3 апреля

9.00 Завтрак.
10.00 Общее заседание:
1. Выступления аналитиков по итогам предыдущего дня.
2. Обсуждение тезисов концепций начального образования.
14.00 Обед.
16.00 Презентация предметных программ. Параллельные "пресс-конференции" с авторами заявленных предметных программ.
19.00 Ужин.
20.00 Параллельные:
1) Дискуссии-семинары по заявленным на общем заседании концепциям;
2) консультации по организационным, методическим и методологическим вопросам;
3) разработка совместных проектов, профессиональная коммуникация по поводу разработки совместных проектов;
4) работа в сложившихся группах.
22.30 Открытый координационный совет.


4 апреля

9.00 Завтрак.
10.00
1. Общее заседание. Презентация предметных программ.
2. Параллельные "пресс-конференции" с авторами заявленных предметных программ.
14.00 Обед.
16.00 Общее заседание. Презентация предметных программ.
Параллельные "пресс-конференции" с авторами заявленных предметных программ.
19.00 Ужин.
20.00 Параллельные:
1) дискуссии-семинары по заявленным на общем заседании концепциям;
2) консультации по организационным, методическим и методологическим вопросам;
3) разработка совместных проектов, профессиональная коммуникация по поводу разработки совместных проектов;
4) работа в сложившихся группах.
22.30 Открытый координационный совет.

5 апреля

9.00 Завтрак.
10.00 Работа в сложившихся группах: разработка программ совместной деятельности.
14.00 Обед.
16.00 Работа в сложившихся группах: разработка программ совместной деятельности. Оформление заявок, консультации.
17.00 Заключительное общее заседание.
18.00 Ужин.
19.00 Отъезд.


Некоторые материалы семинара

От участников семинара поступили просьбы о проведении:
ЛЕКЦИЙ:

1) М.Р.Львова, В.В.Давыдова, Т.А.Ладыженской, В.А.Левина.
2) Н.Г.Салминой, Н.Ф.Талызиной - Боринская.
3) На темы по методам изучения психологии восприятия.
4) А.М.Лобок - В.А.Левин
5) Айдаровой - по проблемам организации уроков русского языка - Троицкая Т.С.
6) Н.Ф.Талызиной - формирование учебной деятельности - Е.А.Гринёва.
7) В.В.Давыдова - развивающее обучение - Е.А.Гринёва.

МАСТЕРСКИХ:

1. Естественнонаучное и обществоведческое образование младших школьников.
2. Искусство.
3. Методика преподавания русского языка.
4. Развитие творческих способностей.
5. По учебнику Александровой (Естествознание)
6. Кудиной - Новлянской.
7. А.К.Дусавицкого.
8. Проблема целостного обучения.
9. Создание предварительного проекта комплексной системы образования и воспитаний на основе традиционной культуры.
10. Способы тестового предъявления программ.

КОНСУЛЬТАЦИИ:

1. По диагностике уровня обучения младших школьников - Г.А.Бойчук.
2. Переход от философско-антропологического взгляда на человека к созданию образования - И.Г.Смородин
3. З.Н.Новлянской - Л.Е.Стрельцова, Т.С.Троицкая.


Участники семинара предложили провести:

ЛЕКЦИИ:
1. А.М.Лобок - поэтика письменной речи первоклассника в условиях вероятностного эксперимента.
2. Л.Н.Леонтьева - Философия, культура, духовность… как неотъемлемый компонент начального образования в школе.
3. Н.В.Нечаева - Целостность обучения как фактор гуманитаризации школы.
4. М.Гафитулин - ТРИЗ + Педагогика.
5. Г.М.Грехнева - Проблемы интегрированного преподавания родного языка, фольклора и литературы в начальной школе.

МАСТЕРСКИЕ:
1. А.М.Лобок - Технология обучения "фоновому" чтению и письму на вероятностной основе.
2. Т.Я.Шпикалова - Искусство.
3. По курсу Александровой - Математика в системе развивающего обучения.

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ:
1. Л.Н.Леонтьева - Проблема философско-этической культуры в образовании начальной школы.
2. М.Ю.Новицкая - Народные традиции и современное образование.
3. В.А.Левин - Педагогические ценностные ориентации и цели, средства и содержание начального образования.
4. Александрова - Проблемы реализации системы развивающего обучения в начальной школе.
5. З.Н.Новлянская - Эстетическое развитие в начальной школе.
6. Т.А.Ладыженская - Детская риторика.
7. С.А.Боринская - Интеграция учебных программ для авторов предметных программ.

КОНСУЛЬТАЦИИ:
1. Н.М.Сокольникова Н.М. - Искусство.
2. Т.И.Бакланова - Подготовка специалистов по народной художественной культуре.
3. И.А.Кузьмин - По реализации социокультурных технологий эффективного обучения.
4. М.Р.Львов - Родной язык в начальных классах как учебный предмет.
5. З.Н.Новлянская - Эстетический цикл предметов в школе.
6. Е.Н.Шарипова - По пособиям Зайцева.
7. Н.Н.Пименова - Предметно-тематическая программа по литературе (приобщение к искусству).
8. Е.В.Саплина - История в начальной школе.
9. Н.Л.Кульчинская - музейная педагогика.
10. И.Г.Сухин - Шахматы - школе.
11. Л.Е.Стрельцова - Содержание литературного образования и технология обучения для учителей.
12. Л.Н.Леонтьева - Содержательная часть философско-культурологических дисциплин вариативных моделей образования в начальной школе.




Комментарий И.Г.Сухина (личный и предельно субъективный): По инициативе Министерства образования с 1 до 5 апреля 1994 года в Подмосковье был проведён мощнейший образовательный форум по начальному образованию - семинар "Гуманитаризация начального образования", на который были приглашёны видные учёные, "весь цвет" новаторов начального звена, авторы основных и факультативных курсов (В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Н.Ф.Виноградова Н.В.Нечаева, Т.А.Ладыженская, В.А.Левин, Л.Е.Стрельцова, М.Р.Львов, М.Ю.Новицкая, А.В.Горячев, Н.Г.Салмина, Е.В.Саплина и многие другие). На мероприятии было проведено множество консультаций, творческих мастерских, круглых столов, лекций. Главная цель мероприятия заключалась в том, чтобы с одной стороны "всех передружить", а с другой (это выяснилось позднее) - предоставить возможность авторам образовать творческие коллективы, которые в дальнейшем смогут получить финансирование или гранты под комплексные проекты и программы. Я, безусловно, в полной мере использовал предоставленную мне трибуну для объяснения собравшимся места шахмат в системе образования и т.п. Вскоре большинство авторов образовали творческие коллективы (впрочем, многие уже приехали командами - давыдовцы, занковцы, "информационщики" и др.) Но в то время я посчитал неправильным "вливаться" в какой-либо конкретный коллектив (которых было создано превеликое множество, и их перспективы не были ясны), хотя точек соприкосновения и предложений хватало. Если бы я принял хотя бы одно из предложений, не исключено, что сегодня шахматы занимали бы в начальной школе должное место, так как в дальнейшем многие коллективы развили бурную деятельность и получили с этого неплохие дивиденды. Мне же было важно сохранить независимость, материальная сторона в принципиальных вопросах меня почти не интересует. Кстати, сразу же после семинара многие авторы подали заявки на соросовские гранты и получили их. Я не стал играть и в "эти игры", называю их "игра в бумажки" (очень много времени уходит не на конструктивную работу, а на составление документации). Конечно, иногда и без этого не обойтись, но жаль тратить много времени на рутинную работу с низким к.п.д. Кстати, время показало, что я не был во многом не прав, проигнорировав участие в созданных творческих коллективах. Сейчас в 2005 году даже их лидеры, работающие по системам Занкова и Давыдова, переживают не лучшие времена. Впрочем, как и вся система российского образования. А вот для шахмат забрезжил лучик света - первый в истории шахматный Приказ Минобразования №2211 от 18 мая 2004 года.
Сергей Галаган ( Пользователь )
"Ежедневно с 23.01. по 27.01.2006 г. (начало в 14.30) для учителей начальной школы и заместителей директоров I ступени проводится авторский курс повышения квалификации Ш.А.Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе». По окончании курсов выдается сертификат (36 ч)
Курсы состоятся в Центре образования № 1985 ( ул.Ландышевая, д.8. Проезд: м.Планерная, авт. 268, маршрутное такси-268, 870 до ост. «8 Микрорайон)." - из рассылки...
Игорь Сухин ( Пользователь )
С особым трепетом отношусь к Шалве Александровичу! Какие у него книги! Песни! Не могу не цитировать его работы:
Ш.А.Амонашвили (из книги "Здравствуйте, дети!):
"Нет, нелегко педагогу расстаться со своим «жезлом» — отметками. Нелегко потому, что с ними связана методика обучения и воспитания, к которой он так привык. Перестройка методики — это не система процедур, направленных, скажем, на перегруппировку методов, способов, средств обучения, а преобразование педагогом самого себя, своих точек зрения, взглядов и представлений.
Такое преобразование методики и, стало быть, самого себя болезненно будут переживать только те учителя, которые привыкли работать шаблонно и для которых Паата, сидящий в первом ряду, и Паата, сидящий в третьем ряду,— один и тот же ребенок, что облегчает жизнь, конечно, не ученикам, а педагогу, обучающему их одним и тем же способом.
Три закона, обнаруженные Л. Н. Толстым, объясняют суть такого положения вещей. Первый закон заключается в следующем: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания» *. Хорошо, если невольно, это еще простительно педагогу. Но если он преднамеренно, рационально будет стремиться облегчить себе общение с детьми, это, наверное, можно было бы назвать изменой своей профессии. Второй закон: «Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников» 2. Ясно, что всячески надо избегать создания таких педагогических процессов, в которых дети будут «мучиться» вследствие облегчения труда педагога. И поэтому нужно искать выход из положения.
Об этом говорит третий закон Л. Н. Толстого, и я его принимаю как заповедь:
«Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики»
Толстой Л. Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.— Пед. соч.—2-е изд.—М., 1953.—С. 176.
Чтобы педагог смог обучать своих шестилетних учеников без отметок, ему нужно определить, что же он выбирает: быть верным своему святому долгу перед детьми или проработать спокойно энное количество лет, именуемое педагогическим стажем. И если педагог, выбирающий путь творчества, новаторства и ищущий пути к сердцу каждого ребенка, будет восхищаться тем, что пошло поколение умных и жаждущих знаний детей, то второй педагог, с «жезлом» в руках, будет твердить на каждом педсовете: «Что за дети, ничего не хотят делать, не хотят учиться! Даже шестилетки, если не накричишь на них, не пригрозишь чем-то, не утихомириваются на уроках!» Этот второй педагог, войдя в свой подготовительный класс, скажет своим шестилеткам: «Я не люблю шутить! Кто не будет хорошо учиться, не будет внимательным, получит двойку! А вы знаете, что такое двойка? Вот узнаете. А теперь положите руки на стол и слушайте!» Первый же педагог, разумеется, такого не скажет никогда. Он обратится к малышам: «Дети, я хочу посмотреть, как вы улыбаетесь! Я люблю ваши улыбки! Улыбнитесь, пожалуйста! А теперь скажите: что вы больше любите слушать — сказку или стихотворение? Так и быть, расскажу вам сказку о мальчике-с-пальчик! Устройтесь поудобнее! Жил-был...» И выбирает этот педагог самый трудный путь к сердцам детей: путь повседневного обновления своей методики обучения и воспитания и, стало быть, самого себя, чтобы доставлять детям радость общения с ним.
Возникнет ли в таком случае вопрос о том, как сохранить в классе порядок, как утихомирить детей без «жезла», без отметок? Дети зашумели в классе, хочешь им сказать что-то хорошее, научить чему-то... «Успокойтесь!» — говоришь, но они не слушаются. Как быть? Прикрикнуть хорошенько, пригрозить пальцем, наконец, сказать, что поставишь двойку за поведение? И тогда всё стихнет, все успокоятся? Как трудно дать здесь однозначный ответ, выписать рецепт прямого назначения. Трудно потому, что вопрос о дисциплине опять-таки возникает при императивном обучении. И когда обучаешь и воспитываешь детей императивно, то часто приходится повышать голос: «Михо, ты умолкнешь или нет в конце концов?!», образумливать, утихомиривать не только Михо, но и других. Но ведь дети могут через минуту забыть о том, что произошло, и опять попытаться высвободить себя из сети императивности, чтобы заняться более интересным делом! Так не лучше ли опираться не на такие способы восстановления порядка, а на изменение характера отношения к детям, изменение самого процесса обучения и воспитания; наконец, установление в классе общей атмосферы доброжелательности, чуткости? Все это Л. Н. Толстой называет «духом школы», который, по его мнению, составляет «сущность, успешность учения». «Этот дух,— писал он,— подчинен известным законам и отрицательному влиянию учителя, т. е. что учитель должен избегать некоторых вещей, для того чтобы не уничтожать этот дух... Дух школы, например, находится всегда в обратном отношении к вмешательству учителя в образ мышления учеников, в прямом отношении к числу учеников, в обратном отношении к продолжительности урока и т. п. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования,— что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя. Как слюна во рту необходима для пищеварения, но неприятна и излишня без пищи, так и этот дух напряженного оживления, скучный и неприятный вне класса, есть необходимое условие принятия умственной пищи» \ Установите этот дух в общении с детьми — и проблема порядка в классе возникнет перед вами в совершенно ином плане: «Ежели оживление это имеет предметом урок, то лучше и желать нечего. Ежели же оживление это перешло на другой предмет, то виноват был учитель, не руководивший этим оживлением. Задача учителя... состоит в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему» 2.
Итак, нужны ли отметки «нулевикам»?
Нет, дети в них не нуждаются, потому что отметка мешает им пристраститься к знаниям, жить в школе радостно и весело.
Нужны ли отметки педагогам?
Пусть сами за себя решают мои коллеги. Что касается меня, они мешали бы мне радоваться каждой встрече с детьми.
Может быть, тогда отметки нужны родителям, чтобы знать, как учатся их дети?
Скажу откровенно: вряд ли желательно давать родителям отметки успеваемости их детей. Что они будут делать с этими отметками? Сами цифры не скажут ровным счетом ничего о конкретных успехах и неуспехах ребенка. Что им скажет, допустим, цифра «2» по математике? Разве она расскажет мамам и папам, что ребенок еще не может складывать числа в пределах десяти, что он допускает ошибки при решении задач типа «В магазин привезли 8 ящиков яблок, было продано несколько ящиков. Осталось 3 ящика. Сколько ящиков яблок продали?» Разве объяснит эта цифра, по какой причине ребенок не смог ответить педагогу сегодня на уроке на вопросы: где в примере первое слагаемое, второе слагаемое, сумма? И наконец, разве сможет она посоветовать родителям, в чем и как помочь ребенку? Цифра эта не умеет говорить на таком языке. Зато она умеет ябедничать…"
Игорь Сухин ( Пользователь )
Пришельцы. Секрет четырех «ключей».
В Москве в соответствии с постановлением правительства столицы с начала прошлого учебного года проводится эксперимент по преобразованию четырехлетней начальной школы в шестилетнюю. «Круглый стол» «Разработка модели шестилетней начальной школы», организованный Департаментом образования Москвы и Восточным окружным управлением образования, собрал руководителей органов управления образованием субъектов РФ - http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=3960
Игорь Сухин ( Пользователь )
Информация от 11 апреля.
Екатерина Тихомирова "Будущее России - в руках педагогов": "Как повысить уровень человеческого потенциала в России? По этому показателю наша страна занимает 65 место в мире. Сегодня в Новосибирске - это главная тема на Всероссийской конференции "Образование и культура"… - http://novosibirsk.rfn.ru/rnews.html?id=33195&cid=7
Игорь Сухин ( Пользователь )
14.11.2007 12:00 Марина Лемуткина Каникулы станут стандартными
Новый госстандарт образования станет здоровьесберегающим.

Цитирую: "На заседании «круглого стола» в «Комсомольской правде», в частности замминистра напомнил, что принятый в октябре в первом чтении законопроект о государственном стандарте образования прописывает только общие подходы: «обязательства учредителя учебного заведения (муниципалитета или государства), гарантии ученику или студенту, а также общие условия, в которых должен идти образовательный процесс. Конкретное же содержание образования определят отдельно разрабатываемые стандарты общего и высшего профессионального образования. (Предварительный вариант стандарта школьного образования, по словам Калины, «уже написан»). Именно там, разъяснил он, и будет официально определено соотношение обязательного (бывший федеральный компонент) и местного компонента образования, в отсутствии чего упрекают законопроект оппоненты. Причем для разных ступеней образования соотношение обязательной и вариативной частей программы будет своим.
«В младших классах размер вариативной части (ранее ее определяли региональный и школьный компоненты) будет минимальным. В средних – побольше, а в старших классах, по оценке экспертов, должно дойти до 30% основной образовательной программы»,-- рассказал Калина.
...другую составляющую нового госстандарта образования – здоровьесберегающую --родители наверняка оценят. Новый госстандарт впервые включает в себя не только набор знаний, с которыми выпускник должен уйти из школы, но и условия, в которых проходит учеба. Главнейшими из них станут санитарно-гигиенические требования, впервые включенные в госстандарт образования, рассказал директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма. «Санитарно-гигиенические нормы, ранее прописанные в СанПинах (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы), теперь будут прописаны в госстандарте образования. А исполнение закона будет контролировать Роспотребнадзор»,-- заявил он.
Кроме того, сообщил Кучма, в соответствии со здоровьесберегающими технологиями будет скорректирована конфигурация учебного года. «Сейчас она крайне нерациональна – с крохотной второй четвертью и гигантской третьей четвертью. Вскоре учебный год изменится. Он будет организован по принципу 5-6 недель – занятия, затем – неделя каникул»,-- рассказал он. Подобный положительный опыт, по словам Кучмы, уже есть, а вскоре он распространится на все российские школы"
- http://www.mk.ru/blogs/MK/2007/11/14/society/323519/
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 14.11.2007, 20:20) <{POST_SNAPBACK}>
... рассказал директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма. «Санитарно-гигиенические нормы, ранее прописанные в СанПинах (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы), теперь будут прописаны в госстандарте образования. А исполнение закона будет контролировать Роспотребнадзор»,-- заявил он.
Всегда ли надо этому радоваться, Игорь Георгиевич?
В СанПИНах нагрузка на школьника измеряется в учебных часах в неделю. При этом имеется в виду учебный час в классноурочной системе (КУС) массовой школы, то есть в условиях, вредно влияющих на здоровье ребенка.
Давно говорим о вреде КУС для здоровья, есть варианты, для здоровья более полезные. Но дорогу им перекроет СанПИН, "заточенный" под КУС.
На недавней "Эврике" Реморенко затронул эту тему. Я его спросил - Можно ли обсуждать с Онищенко нагрузку при учебном процессе по Штайнеру, по Монтессори, по Лобку?
Только грустно вздоохнул Игорь Михайлович al.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
Увы, Сергей Михайлович... (грустно вздохнул и Игорь Георгиевич).
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 15.11.2007, 12:44) <{POST_SNAPBACK}>
Увы, Сергей Михайлович... (грустно вздохнул и Игорь Георгиевич).

Означает ли Ваш грустный вздох, Игорь Георгиевич, что в данном случае "наука бессильна". То есть, слабо ей, науке, подготовить такие рекомендации?

При этом ясно, что без"заказа сверху", без постановки в план, т.н. "наука" и пальцем не шевельнет.
"Плавали, знаем"... sad.gif
Существуют ли какие-нибудь возможности ВИПу инициировать такой заказ?
Игорь Сухин ( Пользователь )
(sermivoz @ 15.11.2007, 13:12) <{POST_SNAPBACK}>
Означает ли Ваш грустный вздох, Игорь Георгиевич, что в данном случае "наука бессильна". То есть, слабо ей, науке, подготовить такие рекомендации?

При этом ясно, что без"заказа сверху", без постановки в план, т.н. "наука" и пальцем не шевельнет.
"Плавали, знаем"... sad.gif
Существуют ли какие-нибудь возможности ВИПу инициировать такой заказ?

Сергей Михайлович, мой вздох в данном случае означает согласие с высказанными Вами мыслями. С улыбкой, ИГС.

А о науке... Один толковый молодой учёный, знаток (и автор книг) вальдорфской педагогики никак не может защитить кандидатскую диссертацию по теме... Трудно идти против потока... Мне не хотелось бы далее развивать эту тему - просто потому что это не моя тема, и я не имею чёткой позиции по данному вопросу, так как не располагаю достаточной информацией. А я очень не люблю высказывать суждений по тем темам, которые находятся вне моей компетенции.

Но я с радостью принимаю любую информацию по любой теме в пассивном режиме.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+