Личный кабинет

От: Только школа способна сохранить современную цивилизацию.

От темы с ID: 2407
Сергей Карпов ( Пользователь )
(wera @ 17.09.2008, 09:22) <{POST_SNAPBACK}>




Здравствуйте Татьяна Васильевна!

Очень интересный материал Вы разместили в своих сообщениях, (в этом и в Сообщении №225). Спасибо!
Считаю, что обмен подобными информационными материалами одна из важных «функций» ВИПа.

В статье Евгения Куркина обратил внимание не только на использование компьютера и даже менее всего на этот аспект.
Соотношение «содержания образования» и способности ребёнка к его «усвоению», и эта тема звучит в нескольких разделах статьи.
«Настоящая беда даже не в том, что ребенок не усвоил эти самые фундаментальные основы — без них он проживет, а вот то, что он на всю оставшуюся жизнь получил отрицательный образовательный опыт и его уже трудно привлечь к обучению, в то время когда оно необходимо на протяжении всей жизни, — это проблема со всеми вытекающими последствиями. Особенно учитывая, что таких почти половина населения».

«Отрицательный образовательный опыт», действительно «настоящая беда» и это я считаю важнейшей и возможно ГЛАВНОЙ проблемой образования.

Мотивация, внимание, плохая память, низкая успеваемость (результаты освоения образовательных стандартов), нежелание мыслить, перерастающее в неспособность мыслить (тем боле творчески) – это следствия. А одна из ведущих причин - именно «отрицательный образовательный опыт», или, иначе говоря – комплекс отрицательных эмоций связанных с учебно-познавательной деятельностью.

Что может быть хуже, страшнее, чем формирование «неспособности» учиться, развиваться. Этот «побочный» образовательный результат приобретает в той или иной степени практически каждый ученик, как «бесплатное приложение» к аттестату.

Познавательная деятельность, без которой невозможно развитие ребёнка, блокируется отрицательными эмоциями, вызывает защитную реакцию организма - торможение активности головного мозга («охранительное торможение»), а при «гуманном» принуждении – стресс и как следствие – нарушение работы и разрушение физиологических систем организма (эндокринной, иммунной и др.). Пока организм молод, и есть резервы – это незаметно, но обязательно проявится позже. Гипертония, инфаркты, инсульты, сахарный диабет, я уже не говорю о таких «мелочах», как низкая сопротивляемость любым инфекциям (иммунная система не обеспечивает необходимой защиты).

Многочисленные опыты на животных показывают, что те из них, которые получили в детстве опыт «обученной беспомощности», в ситуации, когда от негативного (но безопасного для жизни) воздействия извне нельзя было избавиться (задача нерешаема), в дальнейшем погибали от патогенных факторов. А контрольные группы, и группы, испытывавшие то же по силе негативное воздействие, но имевшие возможность своими действиям избавиться от него (задача решалась) – выживали. Примечательный факт, крысы получившие опыт «обученной беспомощности» после эксперимента подходили к поилке с раствором алкоголя, а контрольные к поилке с глюкозой.

Есть большое количество литературы из области психиатрии, психотерапии, в которых описаны случаи «блокирования» развития отрицательным опытом в детстве, например в публикациях описывающих работу Милтона Эриксона, врача психотерапевта высочайшего профессионализма и гуманиста.

Так вот когда мы говорим о «качестве образования», «образовательных результатах», это результат: «отрицательный образовательный опыт», никак не учитывается. Знания, (точнее даже отметка, балл в аттестате и в показателях школы) - любой ценой, даже ценой здоровья ребёнка. Именно потому считаю важным разговор об оценке качества образования, о качестве образования и показателях качества образования.
Не может получиться «гармонично развитая», творческая личность, если сама способность развития блокирована физиологическими, подсознательными механизмами защиты.

Когда с учебно-познавательной деятельностью, с деятельностью получения новой информации, ЗНАНИЙ связываются отрицательные эмоции - это означает, что в человеке уничтожается Человек. А получается биоробот, не желающий размышлять, функционирующий за деньги, получающий наслаждение, удовольствие (положительные эмоции) от потребления, но не от творческого созидательного труда.

P.S.
Разговор о «действительности», «реальности», «развитии» и т.п. я перенёс на ветку «ПРОБЛЕМА, задача и НОРМА» (Социальное партнёрство), открытую Владиславом Ивановичем специально для таких «абстрактных» разговоров.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+