Личный кабинет

Внесите свой вклад в оценку приоритетов государственной политики

Оцените актуальные задачи современной модели образования
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Сколько раз на форумах ВИПа слышались жалобы, что нет отчетливых ориентиров государственной образовательной политики. Сколько раз участники обсуждений сетовали, что судьбоносные решения относительно образования и касающиеся школы принимаются где-то наверху, без учета их мнения и предложений...

И вот сегодня Департамент государственной политики и нормативно-правового ре-гулирования в сфере образования направляет всем-всем-всем, а, значит и нам с вами, методические рекоменда-ции по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования».
Директор департамента И.М. Реморенко, в частности, пишет
В целях эффективности августовских педагогических совещаний работников образования рекомендуется проводить семинары, круглые столы и другие формы организации обсуждений на региональном уровне по актуальным задачам современной модели образования, значимым ее аспектам для данного субъекта Российской Федерации.
Итоги указанных обсуждений предлагается рассматривать на пленарных заседаниях, проводимых в ходе августовских совещаний.

Значимым аспектом для всех участников ВИП-2008 в соответствии с его тематикой выступает оценка. Про ней много чего написано в проекте (полный текст в файле)

Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики

Вам есть что сказпть, уважаемые коллеги? Тогда - вам слово... Сначала оцените, пожалуйста, цели и задачи государственной политики в области образования - вам же их придется реализовывать.

Стратегическая цель государственной политики в области образо-вания – повышение доступности качественного образования, соответст-вующего требованиям инновационного развития экономики, современ-ным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приори-тетных задач:

Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:
  • создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность ка-чественного образования для лиц с ограниченными возможностями здо-ровья и их социализацию;
  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и та-лантливой молодежи;
  • создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребо-ванности образовательных услуг с участием потребителей, участие в ме-ждународных сопоставительных исследованиях, включая:
  • создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
  • создание условий для привлечения иностранных студентов в рос-сийские образовательные учреждения;
  • создание прозрачной объективной системы оценки учебных и вне-учебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уров-ню образования;
  • создание механизмов участия потребителей и общественных инсти-тутов в контроле и оценке качества образования.
Третья – обеспечение инновационного характера базового образо-вания в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:
  • обновление содержания и технологий образования, обеспечиваю-щее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
  • развитие вариативности образовательных программ;
  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соот-ветствии с задачами инновационного развития;
  • обновление механизмов финансирования образовательных учреж-дений в соответствии с задачами инновационного развития.
Четвертая – создание современной системы непрерывного образо-вания, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:
  • создание системы внешней независимой сертификации профессио-нальных квалификаций;
  • создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;
  • создание системы поддержки организаций, предоставляющих каче-ственные услуги непрерывного профессионального образования
[attachment=3972:attachment]

Что скажете по существу?
Николай Панаиоти ( Пользователь )
Что скажете по существу?

Пока образование будет заменяться "образовательными услугами" сдвигов в лучшую сторону не произойдет.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.08.2008, 23:51) <{POST_SNAPBACK}>
Сколько раз на форумах ВИПа слышались жалобы, что нет отчетливых ориентиров государственной образовательной политики. Сколько раз участники обсуждений сетовали, что судьбоносные решения относительно образования и касающиеся школы принимаются где-то наверху, без учета их мнения и предложений... Что скажете по существу?

Сказать можно, да шаблонный ответ известен, руки учителя-обслуги коротки.
Ларшин Григорьевич ( Пользователь )
"Волки-волки!", - кричал им мальчик. Но никто не поверил sarcastic.gif

Рекомендации (и обещания при них) написаны старым языком, неизменной головой, со старыми инструментами. Мы таких видели много. Кто еще им верит? Я - нет!! "Волков не будет...."

Нужен новый язык, новые инструменты.

Вертикализованная голова в будущее не двинет. Потому что она все живое, многообразное, сетевое, нерядоположенное упростить хочет и втиснуть в свое понимание.
Радугу запихнуть в черно-белую модель, о как!!

Роль коммуникации, в том числе средствами ИТ, увеличение многообразия социума диктуют необходимость искать новые инструменты. А тут все об обеспечении говорят (что надо дать?) вместо того, чтобы отвечать: "с помощью чего? для чего? каким образом? и как результат оценивать?

Ресурс инструментом сам собою не станет!
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Евгений Ларшин @ 25.08.2008, 18:27) <{POST_SNAPBACK}>
"Волки-волки!", - кричал им мальчик. Но никто не поверил sarcastic.gif

Рекомендации (и обещания при них) написаны старым языком, неизменной головой, со старыми инструментами. Мы таких видели много. Кто еще им верит? Я - нет!! "Волков не будет...."
Нужен новый язык, новые инструменты.


Вы могли бы привести пример такого "нового языка", Евгений Григорьевич?
Ларшин Григорьевич ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 25.08.2008, 20:27) <{POST_SNAPBACK}>
Вы могли бы привести пример такого "нового языка", Евгений Григорьевич?


Вы лучше меня знаете, что слово в коммуникации (языке) зависит от его лексико-семантического наполнения.
Потому новый язык – это не обязательно новые слова, но обязательно новое понимание действительности.
И особо важно, куда и для чего слово употребляется.

Если мы говорим об образовании, то деление в практике на обучение и воспитание грозит потерей личности (это деление удобно для анализа но не регулирования процесса). Образование человека – процесс и в школе, в семье, на улице, в ящике и т.п. Процесс целостный, дающий свободу, идущий через самоопределение, социализацию, ведущий к усложнению личности. (есть и другие аспекты)

Компетентность – это не только "годный / не годный". Без уровней компетентности как степеней свободы получим плоскую картинку. К деятельности такой подход не применить без нанесения ущерба

Ресурсы [для образования и не только] – это не только финансы, кадры, МТБ, о чем только и говорят с высоких трибун. Это и теория с методологией, и технологии, и организационные ресурсы (не только и не столько люди, сколько правила, врощенные в поведение), и информационно-коммуникационное обеспечение и др. (Единый/общий здесь и сейчас язык – это тоже ресурс – орг-функциональный, инф.-коммуникационный методологический и др. одновременно).
При этом для любого процесса добавление (или отнятие) любого ресурса влечет серьезные перемены в организации и протекании всего процесса и деятельности каждого субъекта в отдельности. Взаимосвязь и взаимовлияние ресурсов. Иначе ресурс становится мертвым грузом и не превращается в инструмент. Иначе дезориентированы субъекты, теряется субъектность.

Речь и о перевороте в сознании от поиска «истины» к поиска «смысла», всегда субъектного.
Речь и о постоянном пересамоопределении позиции, целостно рефлексивно анализируя собственное положение – ценности, принципы и приоритеты, цели и задачи, способы и инструменты, результаты и продукты, степеней собственной свободы.
А также, что сложно, собственный язык. Гибкий язык. Язык как инструмент сращивания с партнерами по деятельности, и как предмет договоренности здесь и сейчас, и как объект анализа. Язык, целостный и взаимонепротиворечивый между своими элементами в рамках здесь и сейчас и как договорились для... С единым словом - образом - действием

Свобода не как познанная необходимость (для этого позитивизма вполне…), а, например, как «избыток инфраструктуры»… (если речь о построении деятельности)

А еще… сеть, взаимодействие, социальное проектирование, деятельность, результатичность и эффективность (не одно и то же)…


Немного отрывисто написал. Но дело в том, что это - лишь срезка моего сознания сейчас (что неправильно, поскольку безотносительно к общему делу, если такое возможно). Если бы мы с вами дело какое-либо замышляли/готовили, то язык бы у нас выработался в процессе диалога, по принципам, учитывающим социальное (в шир.смысле) многообразие (без поисков виноватых и врагов) и, надеюсь, по принципам равного между нами права быть таким, как есть и меняться так, как каждому из нас самому желательно и возможно.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Евгений Ларшин @ 25.08.2008, 22:33) <{POST_SNAPBACK}>
А еще… сеть, взаимодействие, социальное проектирование, деятельность, результатичность и эффективность (не одно и то же)…
.


Ну, Вы уж многого хотите, Евгений Григорьевич... Язык сетевого социального проектирования несвойственен нормативному мышлению современных управленцев.

Но раз уж об этом загоаорили.. Как с Вашей точки зрения соотносятся ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ в тексте выше?А ЗАДАЧИ между собой? .
Андрей Гнедов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.08.2008, 23:51) <{POST_SNAPBACK}>
Сколько раз на форумах ВИПа слышались жалобы, что нет отчетливых ориентиров государственной образовательной политики. Сколько раз участники обсуждений сетовали, что судьбоносные решения относительно образования и касающиеся школы принимаются где-то наверху, без учета их мнения и предложений...

И вот сегодня Департамент государственной политики и нормативно-правового ре-гулирования в сфере образования направляет всем-всем-всем, а, значит и нам с вами, методические рекоменда-ции по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования».

...
[/list][attachment=3972:attachment]

Что скажете по существу?


Хотя документ и объемный, на 67 страницах, но обсуждать вырванную из контекста часть не совсем корректно.
Мне показалось очень важным общее направление, заданное в разделе 3.3. Общее образование:
Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, – о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Практическое применение знаний учениками меня самого больше всего беспокоило и не находило выхода. Нужно учить применять полученные знания. При этом неизбежно объем материала падает в разы, зато он остается у учеников прочно и надолго. Таким образом, объем школьной подготовки по всем предметам будет сокращаться и дальше. "Лучше меньше, да лучше". Мне этот подход очень нравится и я считаю его правильным.
Но если для изложения теории достаточно мела и доски, то для практического применения полученных знаний в виде экспериментальной работы с современными технологиями нужна совсем другая материально-техническая база. И того способа финансирования и объема, который заложен в документе "Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики", для этого недостаточно.
А выйти к 2020 году на долю ВУЗов в 30% в освоении всех средств на НИР и НИОКР - это было бы замечательно. Но для НИР и НИОКР нужна очень дорогая технологическая база. Сама по себе она в ВУЗах не появится, а механизма ее создания я как-то не нашел.
Получается, что цели провозглашены, а как их достичь - каждому придется решать самому для себя. Но я с этими целями согласен, а для информатики как раз и базу создали - и компьютеры, и программы и Интернет в школе есть. А как по другим предметам?
Григорий Ищук ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.08.2008, 23:51) <{POST_SNAPBACK}>
Сколько раз на форумах ВИПа слышались жалобы, что нет отчетливых ориентиров государственной образовательной политики. Сколько раз участники обсуждений сетовали, что судьбоносные решения относительно образования и касающиеся школы принимаются где-то наверху, без учета их мнения и предложений...

И вот сегодня Департамент государственной политики и нормативно-правового ре-гулирования в сфере образования направляет всем-всем-всем, а, значит и нам с вами, методические рекоменда-ции по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования».
Директор департамента И.М. Реморенко, в частности, пишет

Значимым аспектом для всех участников ВИП-2008 в соответствии с его тематикой выступает оценка. Про ней много чего написано в проекте (полный текст в файле)

Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики

Вам есть что сказпть, уважаемые коллеги? Тогда - вам слово... Сначала оцените, пожалуйста, цели и задачи государственной политики в области образования - вам же их придется реализовывать.

Стратегическая цель государственной политики в области образо-вания – повышение доступности качественного образования, соответст-вующего требованиям инновационного развития экономики, современ-ным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приори-тетных задач:

Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:
  • создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность ка-чественного образования для лиц с ограниченными возможностями здо-ровья и их социализацию;
  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и та-лантливой молодежи;
  • создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребо-ванности образовательных услуг с участием потребителей, участие в ме-ждународных сопоставительных исследованиях, включая:
  • создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
  • создание условий для привлечения иностранных студентов в рос-сийские образовательные учреждения;
  • создание прозрачной объективной системы оценки учебных и вне-учебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уров-ню образования;
  • создание механизмов участия потребителей и общественных инсти-тутов в контроле и оценке качества образования.
Третья – обеспечение инновационного характера базового образо-вания в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:
  • обновление содержания и технологий образования, обеспечиваю-щее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
  • развитие вариативности образовательных программ;
  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соот-ветствии с задачами инновационного развития;
  • обновление механизмов финансирования образовательных учреж-дений в соответствии с задачами инновационного развития.
Четвертая – создание современной системы непрерывного образо-вания, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:
  • создание системы внешней независимой сертификации профессио-нальных квалификаций;
  • создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;
  • создание системы поддержки организаций, предоставляющих каче-ственные услуги непрерывного профессионального образования
[attachment=3972:attachment]

Что скажете по существу?


Нормальный документ. Если бы все хранил, то уверен что то похожее уже бывало. Немножео сдвинуты акценты, немножко новых солв. А по сути все так. Нормальный документ.
А по существу как мне кажется нужно опять сегодня ответить на вопросы:
Что такое школа? Для чего ребенок приходит в школу?
На эти вопросы в документе ничего нет.
Как то был в Москве. Теперь там и школами не называют. Образовательный комплекс. Красиво. Но детьми не пахнет! А мы ведь родом из детства! Может у нового поколения детства нет?
Софья Евтушевская ( Пользователь )
Здравствуйте коллеги!

Для своей работы в Методических рекомендациях вижу много нужных, ценных акцентов, но хочется обратить внимание и обсудить некоторые фразы, в частности:

В разделе 3.2. Дошкольное образование предполагается что "в ближайшие 4 года будет проведена модернизация технологий дошкольного образования, а затем за 4-5 лет переподготовка воспитателей" - значит качественное дошкольное образование мы получим через 9 лет. sad.gif
здесть же уточняется что называется качественным образованием дошкольников [b]"обеспечить высокую готовность детей к школьному обучению" . [b]

На форуме не видела представителей дошкольного образования а хотелось бы знать их мнение.
Мне кажется что в документах такого уровня понятия дошкольное и школа нельзя ставить рядом На эту проблему уже натолкнулись когда заявили о предшкольном образовании сам термин провоцирует на организацию класно-урочной системы. В детских садах стали открывать классы подготовки к школе. Учить детей читать, писать и считать. Необходимая им в этом возрасте игровая деятельность уходит на второй план. И "необходимая позитивная социализация" тоже сводится к умению себя вести в школе. (Проверено из опыта работы) Конечно это не везде, но даже если в 1 из 10 детских садах будет такая практика значит как минимум 15 детей пострадают.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+