Личный кабинет

Олимпиада по информатике, а не по программированию

А вам не слабо?
Андрей Гнедов ( Пользователь )
Коллеги!
На страницах этого форума постоянно обсуждается тема подмены названия в Российской олимпиаде по нашему предмету. Олимпиада называется "Информатика", а фактически - "Программирование". Я сам совершенно не доволен олимпиадой этого года в Петербурге. Требовать хорошего программирования можно только от 10-11 классов, да и то только при условии интенсивных внешкольных занятий. Но сейчас практически повсеместно предмет Информатика вводится если не со второго, то с пятого класса. Заинтересовать этих детей основами теории обработки информации обязательно надо. Для организации олимпиады именно по информатике необходимо, как минимум, разработать варианты заданий для всех уровней олимпиады - от школьного до российского и критерии их оценки. Если всем вместе к этой задаче приступить, может и успеем к следующему учебному году.
И совершенно необходим организационный комитет, который будет анализировать, обобщать и т.д. В принципе, это можно попытаться сделать.
Сергей Галаган ( Пользователь )
http://psb.sbras.ru/win/fedotov/hystory/00_lecture.pdf

http://www.vitaly.com.ua/article.php?content=olymp

Разброс, однако...
Михаил Густокашин ( Пользователь )
при подготовке к московской олимпиаде у моих школьников на изучение программирования уходит месяца два, а на алгоритмы и их отработку - год. так что сомневаюсь я, что программирование сильно проще. хотя если под алгоритмами понимать сортировку пузырьком, то да.
а у вас в Питере же есть теоретический тур олимпиады. он не подходит?
Денис Кириенко ( Пользователь )
(А.А.Гнедов @ 19.03.2008, 19:16) <{POST_SNAPBACK}>
Для организации олимпиады именно по информатике необходимо, как минимум, разработать варианты заданий для всех уровней олимпиады - от школьного до российского и критерии их оценки. Если всем вместе к этой задаче приступить, может и успеем к следующему учебному году.


Можете уточнить - какие темы вы хотели бы видеть в олимпиаде? Какого рода задания? Можете привести примеры заданий?

До сих пор ни одного разумного и содержательного мероприятия, достойного выйти на уровень всероссийской олимпиады, и являющегося альтернативой традиционным олимпиадам по информатике, я не встречал.
Андрей Гнедов ( Пользователь )
(Денис Кириенко @ 20.03.2008, 09:20) <{POST_SNAPBACK}>
Можете уточнить - какие темы вы хотели бы видеть в олимпиаде? Какого рода задания? Можете привести примеры заданий?

До сих пор ни одного разумного и содержательного мероприятия, достойного выйти на уровень всероссийской олимпиады, и являющегося альтернативой традиционным олимпиадам по информатике, я не встречал.

Программирование - это только часть информатики. При создании программы работает обычно три разных человека: постановщик, играющий в команде роль заказчика, будущего потребителя, архитектор и кодировщик. При этом первые два участника не обязаны быть классными кодировщиками. Первый должен уметь моделировать на уровне процессов, второй - на уровне алгоритмов и структу данных, и только третий должен уметь все это реализовать в конкретный отлаженный код. А создание компьютерной техники вообще в виде олимпиадных задач не присутствует.
Очень мне понравилось мнение Татьяны Васильевны, что замена информатики программированием сродни замене олимпиады по математике олимпиадой по решению тригонометрических уравнений.
Если конкретно, то задачи должны быть разные и по возможности покрывать все разделы, изучаемые в курсе информатики:
1) Аппаратное устройство и реализация (в направлении схемотехники)
2) Двоичное кодирование и шифрование
3) Основы логики
4) Алгоритм, программирование
5) Моделирование и формализация
6) Структуры данных, базы данных
Выработать единые условия для задач по эжтим темам можно только коллективно. Я представляю себе навыки учеников, занимающихся по курсу Угриновича. А те, кто занимается по другим программам, должны будуу примерить ина себя.
(Михаил Густокашин @ 19.03.2008, 20:46) <{POST_SNAPBACK}>
при подготовке к московской олимпиаде у моих школьников на изучение программирования уходит месяца два, а на алгоритмы и их отработку - год. так что сомневаюсь я, что программирование сильно проще. хотя если под алгоритмами понимать сортировку пузырьком, то да.
а у вас в Питере же есть теоретический тур олимпиады. он не подходит?

По поводу теоретического тура - он традиционно ориентирован на программирование на Паскале и действительно никак не охватывает все направления. Да и доступен только 11-му классу.
Михаил Плаксин ( Пользователь )
Уважаемый Андрей Александрович!
А что Вы думаете по поводу пермских олимпиад (по базовому курсу для 8-9-го классов и ТРИЗформашке для 1-9-го)?

Плаксин Михаил Александрович,
Пермсикй госуниверситет,
Компьютерная школа ПГУ
Андрей Гнедов ( Пользователь )
(Михаил Плаксин (Пермь) @ 28.03.2008, 12:19) <{POST_SNAPBACK}>
А что Вы думаете по поводу пермских олимпиад (по базовому курсу для 8-9-го классов и ТРИЗформашке для 1-9-го)?

Я считаю, что ТРИЗформашка - это не совсем олимпиада по предмету.
Во-первых, дистанционное проведение не гарантирует, что задания выполнял именно зарегистрировавшийся участник, а не кто-то другой.
Во-вторых, ТРИЗ - это не совсем информатика.
Оценить задания для 8-9 классов я не смог, не нашел, где можно посмотреть пример. А для 1-7 классов задания интересные. Темы Логика и Кодирование поддержаны хорошо, но тема Алгоритм отсутствует. А задания на технологии мне не кажутся олимпиадными. Там требуется выполнить достаточно большой объем рутинной работы за ограниченное время. Для олимпиадных задач характерно наличие короткого изящного решения.
Вообще-то, ТРИЗформашка занимает свое место, но не заменяет олимпиаду по информатике. Например, по математике наряду с олимпиадой проводится конкурс "Кенгуру", тоже достаточно интересный и престижный конкурс, но олимпиаду он не заменяет.
Виталий Каймин ( Пользователь )
(А.А.Гнедов @ 19.03.2008, 19:16) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги!
На страницах этого форума постоянно обсуждается тема подмены названия в Российской олимпиаде по нашему предмету. Олимпиада называется "Информатика", а фактически - "Программирование". Я сам совершенно не доволен олимпиадой этого года в Петербурге. Требовать хорошего программирования можно только от 10-11 классов, да и то только при условии интенсивных внешкольных занятий. Но сейчас практически повсеместно предмет Информатика вводится если не со второго, то с пятого класса. Заинтересовать этих детей основами теории обработки информации обязательно надо. Для организации олимпиады именно по информатике необходимо, как минимум, разработать варианты заданий для всех уровней олимпиады - от школьного до российского и критерии их оценки. Если всем вместе к этой задаче приступить, может и успеем к следующему учебному году.
И совершенно необходим организационный комитет, который будет анализировать, обобщать и т.д. В принципе, это можно попытаться сделать.


мЕЖДУНАРОДНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОЛУИЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ В 1990 ОДУ, КОГДА
АКАДЕМИК сЕНДОВ ВПЕРВЫЕ ПРОВОДИЛ В МИНСКЕ
СВОЮ ПЕРВУЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ ОЛИМПИАДУ,
В КОТОРОЙ УЧАСТВОВАЛИ ШКОЛЬНИКИ ИЗ БОЛГАРИИ,
чЕХОСЛОВАКИИ И сОВЕТСКОГО СОЮЗА.
ПОСКОЛЬКУ ОЛИМПИАДА В МИНСКЕ ПРОШЛА УДАЧНО,
ТО ЭТА ТРАДИЦИЯ СОХРАНИЛАСЬ И В ЕВРОПЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ СОЗРАНИЛИ НАЗВАНИЕ
ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ.

вак, ПРОФ.(WDU), DOC.COMP.SC (WDU)
Михаил Густокашин ( Пользователь )
Вот вспомнилось кое-что. ЦДО "Дистантное обучение" проводит мероприятие под названием "Математическая интернет-карусель" по разным предметам. В апреле этого года мне пришлось в связи с форс-мажорными обстоятельствами составлять задания для карусели по информатике, причем процесс длился где-то с полуночи до пол-шестого утра. На карусели бывает обычно 20 заданий, я составил 14, а остальные добивал Дмитрий Александрович Калинин, который за карусели отвечает. Вроде бы задания понравились. Вот те, которые посылал ему я:
Вопрос 1 (ЛКШ-2005, сложный):
Обезьяна живет на 15-этажном дереве. Известно, что если кокос падает с 1-го этажа этого дерева, то он не разбивается, а если с 15-го этажа, то разбивается. Обезьяна хочет найти такое число X, что если кокос падает с этажа номер X, то он не разбивается, а если с этажа X+1 — то разбивается. Для этого она может ставить эксперименты — кидать кокос с разных этажей. При этом если кокос не разобьется, то его можно использовать для следующего эксперимента, а если разобьется, то использовать его дальше уже не получится. За какое наименьшее число экспериментов обезьяна может узнать число X, ей для этого нужно ставить, если для экспериментов ей выделено:
A. 1 кокос?
B. 2 кокоса?
Ответы на обе части вопроса введите через пробел. Например: X*2 X+17 (этот ответ не является правильным, а лишь показывает формат)
Ответ: X-1 5
Пояснение: в случае одного кокоса мы вынуждены бросать со всех этажей подряд, начиная со второго и, как только кокос бьется, получаем ответ. Во втором случае мы будем бросать первый кокос с этажей 6, 10, 13, 14. Если он разбился где-либо, то мы должны побросать второй кокос на всем промежутке от предыдущего эксперимента до нынешнего. Во всех случаях, кроме того, когда ответ равен 14, нам требуется пять действий.

Вопрос 2 (ЛКШ-2007, простой с заморочкой):
На занятии по программированию ученикам было предложено две задачи. В конце занятия учитель составил четыре списка: I – решивших первую задачу, II – решивших только одну задачу, III – решивших по крайней мере одну задачу, IV – решивших обе задачи. Какое утверждение (утверждения) могут быть истинными? (Если правильных утверждений несколько, то перечислите их в порядке возрастания, разделяя пробелами, если истинным утверждением не может быть ни одно, введите 999). Два списка считаются совпадающими, если все люди из первого списка присутствуют во втором и все люди из второго списка присутствуют в первом.
1) Списки I и II могут совпадать.
2) Списки I и III могут совпадать.
3) Списки I и IV могут совпадать.
4) Списки II и III могут совпадать.
5) Списки II и IV могут совпадать.
6) Списки III и IV могут совпадать.
Ответ: 1 2 3 4 5 6
Пояснение: такая ситуация наступает, когда ни один ученик не решил ни одной задачи.

Вопрос 3:
Программист Вася пишет функцию циклического сдвига элементов массива влево. Так, например, если у нас есть массив из чисел 1 2 и над ним производится циклический сдвиг на один элемент, то в результате операции массив будет иметь вид 2 1. Вася уже реализовал функция «Перевернуть», которая может перевернуть некоторый интервал массива. Например, если на том же массиве 1 2 3 4 применить операцию «Перевернуть элементы со 2 по 4» (Перевернуть(2, 4)), то получится массив 1 4 3 2. Теперь Вася хочет реализовать функцию циклического сдвига с помощью нескольких вызовов функции «перевернуть», у него есть несколько гипотез о том, как можно это сделать и вам следует помочь ему выбрать правильную. В функцию циклического сдвига передается два числа: N – длина массива и K – на сколько элементов его следует сдвинуть. Ниже приведены возможные реализации:
1) Перевернуть(1, N), Перевернуть(1, K), Перевернуть(K+1, N)
2) Перевернуть(K, N), Перевернуть(1, N)
3) Перевернуть(1, K), Перевернуть(1, N), Перевернуть (1, K+1)
4) Реализация циклического сдвига через переворот невозможна.
Выберите 1 число – правильную реализацию.
Ответ: 1

Вопрос 4:
Заказчик рекламы, при обращении в рекламное агентство, попросил сделать для него несложную рекламную картинку, которая будет отображаться на различных носителях: от экранов мобильных телефонов до огромных рекламных экранов у оживленных проспектов. При этом бюджет, естественно, ограничен и агентству хотелось бы сделать изображение, которое будет красиво отображаться на всех носителях, с минимальными техническими усилиями. Какой из способов представления изображения следует выбрать:
1) Растровая графика
2) Векторная графика
3) Трехмерная графика (изображение будет генерироваться прямо на носителе).
4) Не один из этих способов не является оптимальным.
Выберите один вариант ответа и введите соответствующее ему число.
Ответ: 2
Пояснение: растровая графика не может корректно отображаться на разных размерах экранов (а ее ресайз занимает значительное время, плюс на мобильный телефон будет приходить реклама огромного размера), а трехмерная графика слишком сложна для процессоров телефонов и различных встроенных систем и ее унифицированное использование потребует решения массы технических проблем. Векторная же графика корректно отображается на разных размерах экрана и имеет стандартизованные решения для разных платформ.

Вопрос 5:
Воспользовавшись Интернетом определите, какой город имеет географические координаты 56° 16′ N, 90° 30′E. В качестве ответа на этот вопрос введите рабочий телефон мэра города (только цифры, без кода города и разделителей). (Например 12345).
Ответ: 72145
Пояснение: Google Earth или Google Maps сразу показывает что надо, либо взять любой атлас и найти ручками (это город Ачинск Красноярского края). Следующий шаг – поискать этот город где-нибудь в яндексе или гугле. Ссылка на сайт администрации – третья и пятая соответственно (остальные больше мусорные – погода да расстояния до соседних городов). Там нужно ткнуть «Администрация информирует». Можно упростить немного и спросить имя мэра (ответ: Илай).

Вопрос 6:
Вася взял два числа в десятичной системе счисления и каждое из них перевел в системы счисления с основанием X и Y, причем X < 10, а Y > 10. Затем Вася просуммировал два числа в каждой из систем счисления. Выберите возможный вариант (варианты) полученного Васей ответа. Номера возможных вариантов вводите через пробел в порядке возрастания.
1) Сумма в системе счисления X меньше чем сумма в десятичной, а в системе счисления Y – больше чем в десятичной.
2) Сумма в системе счисления X больше чем сумма в десятичной, а в системе счисления Y – меньше чем в десятичной.
3) Сумма в системах счисления X и Y больше чем сумма в десятичной.
4) Сумма в системах счисления X и Y меньше чем сумма в десятичной.
Если вы считаете, что ни одного из утверждений не является правильным, введите число 999.
Ответ: 999
Пояснение: Как ни суммируй одинаковые числа – результат будет один и тот же.

Вопрос 7:
(Тест на отсутствие воображения) Вам дано утверждение: «Некоторые люди - Австралийцы. Австралийцы трехруки». Какие из перечисленных ниже утверждений являются следствиями данного:
1) У некоторых людей три руки
2) Австралийцы, являющиеся людьми, иногда трехруки
3) Люди с двумя руками не являются африканцами
4) Австралийцы - это люди с тремя руками
5) Австралийцы с двумя руками иногда являются людьми
Номера следствий вводите через пробел в порядке возрастания. Если ни одно из утверждений не является следствием – введите 999.
Ответ: 1 3
Пояснение:
1 – существуют люди, являющиеся африканцами и у африканцев три руки => у некоторых людей три руки.
2 – все Австралийцы трехруки, а из слова «иногда» следует, что существуют не трехрукие Австралийцы – противоречие.
3 – кто бы то ни был не трехрукий – заведомо африканцем не является.
4 – нигде не написано, что Австралийцы – люди. Могут быть зверями или капустой smile.gif
5 – австралийцев с двумя руками не существует, а слово «иногда» подразумевает существование хотя бы одного.

Вопрос 8:
Племена древних людей Ко(1), Ро(2) и Ва(3) пользовались одноименными примитивными языками. В языке племени Ко было всего два слова, произнесение каждого из которых занимало 2 секунды. В племени Ро язык был обширнее – в нем было три слова, но произнесение каждого занимало 3 секунды. В племени Ва было также три слова, два осмысленных – произнесение каждого из которых занимало одну секунду и одно слово-паразит, произнесение которого занимало 2 секунды и вставлялось после каждых трех произнесенных осмысленных слов. Слово-паразит никакой смысловой нагрузки не несло.
Расположите племена в порядке убывания количества информации, передающейся при разговоре между соплеменниками за одну минуты. Введите три числа – номера племен – разделенные пробелами.
Ответ: 3 2 1
Пояснение:
Для Ко: за 1 минуту 2^30 вариантов речи: 1073741824
Для Ро: за 1 минуту 3^20 вариантов речи: 3486784401
Для Ва: за 1 минуту 8^12 вариантов речи (12 групп по 3 однобитных слова): 68719476736

Вопрос 9:
Петя ходит в младшую школу и учится писать. У него очень плохо получается буква «ж» и он хотел бы от нее избавиться. Поэтому он попросил своего брата, программиста Васю, написать программу, удаляющую из строки все буквы ж. Вася написал примерно такую программу:
Запросить_строку(S);
i := 1;
Пока i <= Длина_строки(S) {
Если S[i]=’ж’ то Удалить_символ(S, i)
i := i + 1;
} (*конец цикла*)
Вывести(S)

Где Длина_строки(S) – функция, возвращающая длину строки S, S[i] - символ, стоящий в строке S на i-ом месте, а Удалить_символ(S, i) – функция удаляющая символ стоящий на месте i в строке S. Так при применении этой программы к строке «жан-жак» в результате получится «ан-ак». Введите результат работы этой программы, если ей на вход дается строка «муха жужжит и ждет жажды» (ответ вводите без кавычек).
Ответ: муха ужит и дет ады
Пояснение: т.к. у нас символ удаляется и поверх него пишется следующий, то парная ж оставит одну букву, а все остальные честно удалятся.


Вопрос 10:
Посчитайте количество обладателей дипломов и похвальных грамот московской городской олимпиады по информатике 2007/2008 учебного года (личный тур 10-11 классов), выступавших от имени СУНЦ МГУ (подсказка: удобнее всего воспользоваться фильтрами в каком-либо редакторе электронных таблиц)
Ответ: 25
Пояснение: ищем в Интернете, перекидываем табличку в эксель какой-нибудь, делаем фильтр, копируем и вставляем специальной вставкой – значения.

Вопрос 11:
Возьмем несколько первых простых чисел (2, 3, 5, 7, 11, 13). Разложим число 2600 на простые множители 23 × 52 × 131 = 2600 и сопоставим ему массив степеней простых множителей (3, 0, 2, 0, 0, 1). Также возьмем число, которое представляется следующим массивом разложения (134, 8, 93, 1, 0, 25). Введите произведение этих чисел в виде 6 чисел разделенных пробелами – степенями, с которыми входят простые множители в результат произведения. Например, для произведения чисел 2 и 5 результат надо записать 1 0 1 0 0 0
Ответ: 137 8 95 1 0 26

Вопрос 12:
Федя работает в международной компании и по работе ему необходимо тесно сотрудничать с коллегой Джафаром из Абу-Даби. Феде необходимо строить графики и заполнять электронные таблицы, готовить текстовые отчеты, документацию и технические задания, а также создавать презентации для показа клиентам. При этом они с Джафаром работают над одними и теми же данными, иногда одновременно и должны оперативно обмениваться мнениями в процессе своей работы. Какие средства наиболее удобно использовать конкретно для такой работы? Введите одно число – номер варианта ответа.
1) MS DOS, Текстовый редактор F4, электронные таблицы Lotus 1-2-3, графический редактор PaintBrush для рисования презентаций и сеть FidoNet для обмена электронной почтой.
2) MS Windows, пакеты Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint и MSN для обмена сообщениями и файлами.
3) UNIX (Linux, FreeBSD), пакеты OpenOffice.org: Writer, Calc, Impress и ICQ для обмена сообщениями и файлами.
4) Любую операционную систему и пакеты Google Docs, а также чат интегрированный в Google Docs и Google Talk.
5) Современный уровень развития техники и коммуникаций недостаточен для хоть сколько-то эффективной совместной работы географически удаленных людей.
Ответ: 4
Пояснение: 1 – устарело, 5 – неправда, 2 и 3 предназначены больше для индивидуальной работы с документами, а 4 ровно покрывает поставленную задачу.

Вопрос 13:
Какие структуры данных наиболее актуальны для работы поисковых систем?
Перечислите правильные ответы через пробел в порядке возрастания.
1) Стеки
2) Очереди
3) Битовые массивы
4) Суффиксные деревья
5) Очереди с приоритетом
Ответ: 4
Пояснение: Все остальные – довольно бестолковые вещи, а про суффиксные деревья четко написано везде, что они предназначены для поиска подстроки в строке.

Вопрос 14:
Как наиболее удобно оповещать своих друзей и знакомых о событиях и встречах, а также поддерживать актуальную информацию о намеченных встречах?
Перечислите правильные ответы через пробел в порядке возрастания.
1) Ездить к знакомым в гости общественным транспортом, приглашать лично и держать все события в голове.
2) Звонить знакомым по телефону и записывать информацию о встречах в записную книжку.
3) Обмениваться со знакомыми электронными письмами и поддерживать актуальную информацию в текстовом файле.
4) Воспользоваться сервисом «Календарь Google» или подобным, разослав приглашения пользователям из списка контактов.
5) Создать встречу на сайте социальной сети (например, ВКонтакте, Одноклассники) и пригласить туда знакомых встроенными средствами.
6) Пригласить знакомых на видеоконференцию с помощью Skype или другого клиента, где лично пригласить их.
Ответ: 4 5
Пояснение: 1-3 – это прошлый век, а 6 неудобно тем, что все должны быть онлайн одновременно, что не всегда возможно
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Михаил Густокашин @ 24.09.2008, 01:57) <{POST_SNAPBACK}>
Вот вспомнилось кое-что. ЦДО "Дистантное обучение" проводит мероприятие под названием "Математическая интернет-карусель" по разным предметам. В апреле этого года мне пришлось в связи с форс-мажорными обстоятельствами составлять задания для карусели по информатике, причем процесс длился где-то с полуночи до пол-шестого утра. На карусели бывает обычно 20 заданий, я составил 14, а остальные добивал Дмитрий Александрович Калинин, который за карусели отвечает. Вроде бы задания понравились. Вот те, которые посылал ему я:

Михаил Сергеевич ! Восторг bravo.gif Задания просто потрясающие ar.gif .
А вот учащимся нашего города спустили задания школьного тура только по логике и, надо отдать должное, даже эти умудрились дать не интересные al.gif , а городская олимпиада будет по программированию, если не нарушать регламент школьной, то есть не давать своих заданий, как отобрать al.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+