Личный кабинет

Самообразование

Технологии самостоятельного изучения языков программирования
Роман Наливкин ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Не секрет, что для большого количества учителей информатики содержание раздела "программирование" является предметом самостоятельного изучения. Большому количеству выпускников приходится изучать не тот язык, который предлагался в рамках школьного курса. Изучать самостоятельно.

В связи с этим вопросы.
1. Каким образом Вам приходилось(-тся) подбирать технологию для самостоятельного изучения языка?
2. Какие элементы этой технологии Вы используете на уроках по программированию?
3. Какие общеучебные навыки позволяет осваивать такая технология?
4. Какой язык наиболее сложен для самостоятельного освоения?
5. Какой язык оптимален для самообразования?

Возможно, у кого-то есть готовый курс (электив), основанный на самостоятельном овладении языком. Было бы очень интересно обсудить и позаимствовать.

В настоящее время я вместе со своими учениками пытаюсь освоить новый язык.
Для чистоты эксперимента я с этим языком не знаком, так же как и мои ученики.
Предварительно был изучен Паскаль, т.е. с основами алгоритмизации и программирования на алгоритмическом языке и я и ученики знакомы.
Основной идеей курса является создание проекта. Каждым учеником и мной тоже. Возникающие проблемы обсуждаются всей группой каждую неделю на одном из четырёх уроков. На всё - про всё - второе полугодие ~72 часа. Группа у меня смешанная - два человека профильно изучают физику и математику, остальные 10 человек - обществознание. Все - и лирики и физики, говорят, что проектный метод эффективнее.

Цели всего этого безобразия следующие:
для детей - изучить язык, сделать проект, научиться самостоятельно изучать языки программирования.
для меня - изучить язык, сделать проект, выявить и классифицировать проблемы, возникающие при изучении языка, возможно, разработать некую универсальную методику (технологию) самостоятельного изучения языка. Попутно стимулировать следующие виды деятельности детей: поиск , критическая оценка, обработка информации; организация собственного времени и собственной деятельности; оценка эффективности собственной деятельности; формулировка проблем, поиск путей их решения; работа в коллективе (распределение труда); обобщая: кроме самой деятельности ещё и планирование и анализ результатов этой деятельности.

Зря? al.gif
Александр Бондаренко ( Пользователь )
(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
1. Каким образом Вам приходилось(-тся) подбирать технологию для самостоятельного изучения языка?
Как правило шли от задачи. Если есть задача, то рассматриваются круг технологий в этой проблемной области. Как правило и набор языков в ней присутствует (я сомневаюсь что вы будете использовать нечто не имеющее аналоги в мире). Далее отбор языков по принципу KISS. Если языки из области ранее не изучавшейся, то случайным образом выбирается первый и параллельно идёт рассмотрение какого-либо другого из выборки. А уж на задаче и узнаётся язык.

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
3. Какие общеучебные навыки позволяет осваивать такая технология?
Во-первых, показ что не одним Basic-ом, Delphi ограничен круг языков - есть и другие, более подходящие для своего класса задач, языки.
Во-вторых, надеюсь что это позволяет воспитать критический ум и не верить на слова.

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
4. Какой язык наиболее сложен для самостоятельного освоения?
Тот который "выламывается" из парадигмы ранее изученных языков.

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
5. Какой язык оптимален для самообразования?
Родной :)
Наверное тот, к-рый реализует максимум парадигм. Чтобы потом использовать его как базу для изучения других языков разных парадигм.

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
В настоящее время я вместе со своими учениками пытаюсь освоить новый язык.
Для чистоты эксперимента я с этим языком не знаком, так же как и мои ученики.
Если не секрет, то какой?

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
Основной идеей курса является создание проекта.
Создание проекта на какую тему, из какой области? "На вкус и цвет все фломастеры разные".

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
Каждым учеником и мной тоже. Возникающие проблемы обсуждаются всей группой каждую неделю на одном из четырёх уроков.

Хорошо бы чтобы это было не только в виде "ляля" на уроке, но и в виде wiki или иного общего ресурса. (если нужна помощь в вики - welcome)

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
Цели всего этого безобразия следующие:
для детей - изучить язык, сделать проект, научиться самостоятельно изучать языки программирования.
для меня - изучить язык, сделать проект, выявить и классифицировать проблемы, возникающие при изучении языка, возможно, разработать некую универсальную методику (технологию) самостоятельного изучения языка.
Боюсь я этих "универсальных". Не может мастер на все руки выполнить работу лучше профи в своей области.

(Наливкин @ 07.02.2008, 23:15) <{POST_SNAPBACK}>
Попутно стимулировать следующие виды деятельности детей: поиск , критическая оценка, обработка информации; организация собственного времени и собственной деятельности; оценка эффективности собственной деятельности; формулировка проблем, поиск путей их решения; работа в коллективе (распределение труда); обобщая: кроме самой деятельности ещё и планирование и анализ результатов этой деятельности.
Мне кажется что необходимо немного больше уделить вопросам групповой работы над проектами. К сожалению я часто вижу будущих работников, к-рые не умеют работать в коллективных проектах :( А в наше время это непозволительная роскошь. Обратите внимание на часть методологии XP под названием "парная работа".
Экстремальное программирование по-русски
Парное тестирование - возьмём от ХР лучшее
Роман Наливкин ( Пользователь )
Спасибо большое, Александр Юрьевич!

(PapaSasha @ 08.02.2008, 13:17) <{POST_SNAPBACK}>
Как правило шли от задачи. Если есть задача, то рассматриваются круг технологий в этой проблемной области. Как правило и набор языков в ней присутствует (я сомневаюсь что вы будете использовать нечто не имеющее аналоги в мире). Далее отбор языков по принципу KISS. Если языки из области ранее не изучавшейся, то случайным образом выбирается первый и параллельно идёт рассмотрение какого-либо другого из выборки. А уж на задаче и узнаётся язык.

Ага, т.е. насколько я понимаю, не зря я ввязался в такую авантюру smile.gif Условия очень приближены к реальным... Точнее, они реальны.

Если не секрет, то какой?

Пусть пока секретом побудет, ладно? Вот если обсуждение в топике остановится именно из-за незнания языка - рассекречу.

Создание проекта на какую тему, из какой области? "На вкус и цвет все фломастеры разные".

"Автостанция"
"Калькулятор физика"
"Органайзер туриста"
"Помощник завуча"
"Расчет параметров акустических систем"
"Электронный таймер"
"Электронный справочник - адреса, телефоны"
"Библиотека"
...
... Эти проекты выбрали учащиеся. Даже не выбрали, а придумали на экскурсии.

Хорошо бы чтобы это было не только в виде "ляля" на уроке, но и в виде wiki или иного общего ресурса. (если нужна помощь в вики - welcome)

Я обращусь. В личке... попозже.

Боюсь я этих "универсальных". Не может мастер на все руки выполнить работу лучше профи в своей области.
Я тоже не верю в методики типа "Одиннадцать шагов к профессиональному программированию". Однако жизнь показывает абсолютно универсальные методики обучения уже на рабочем месте (большое спасибо за XP - очень заинтересовало). Очень хочется, чтобы наши ученики умели учиться и учась работать.

Мне кажется что необходимо немного больше уделить вопросам групповой работы над проектами. К сожалению я часто вижу будущих работников, к-рые не умеют работать в коллективных проектах sad.gif А в наше время это непозволительная роскошь.
Групповая работа над проектами в Pascal себя не оправдала. "Мечта халявщика". Удивительно, но дети проявляют толерантность к таким. Видимо, потому что не получают зарплату. Поэтому в этот раз: один ученик - один проект (не менее одного). А методика парной работы нам очень пригодится на фестивале "Интернет и Мы", который стартует на следующей неделе (сайт должны обновить. Кстати, приглашаю всех желающих. Это интересно и архиполезно и для учеников и для учителей). Вот там будет команда со всеми присущими ей атрибутами, отношениями и проблемами.

Спасибо Вам, Александр Юрьевич, за перевод темы из ветки "о выборе языка" в конструктивное русло.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+