Личный кабинет

о профильном обучении в старших классах

Николай Аластыров ( Пользователь )
Хочу представить на обсуждение статью




Аластыров Н.В.

О состоянии профильного обучения в общеобразовательной школе и путях развития.


С 2003 года со стороны министерства образования начались долгожданные более конкретные действия по введению профильного обучения в старших классах – разработана концепция профильного обучения, содержание учебных предметов как на базовом так и профильном уровне, разработаны рекомендации по организации профильного обучения и т.д., т.е. произошли целый ряд подготовительных мероприятий в результате которых уже начался массовый переход общеобразовательных школ в Российской Федерации на профильное обучение в X, XI классах. И как говориться уже пришло время посмотреть со стороны, подвести некоторые итоги, оценить эффективность того подхода организации профильного обучения который был предложен министерством и РАО.
Мы считаем что уже на начальном этапе, при разработке концепции профильного обучения были совершены серьезные ошибки которые не позволят системе образования по существу решить поставленную задачу. Основная проблема для тех школ которые хотят идти по пути организации профильных классов это – формирование профиля. В концепции сказано что организация профильного обучения исходит из многообразия, форм ее реализации, предполагается, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое общеобразовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников, одной из причин такого подхода связывают с тем что каждая школа имеет свою специфику и особенности (по кадрам, материально-технической части и т.п.) для реализации профильного обучения, а также немаловажным аспектом является запросы общества (учащихся, родителей, социокультурной среды) и эта позиция понятна. Но тут возникает такая проблема, а именно то что администрации школ возможно будут создавать такие профили которые не будут соответствовать своему основополагающему понятию сфере профессионально-трудовой деятельности, как по своей конфигурации так и по содержанию. Что на сегодняшний день и наблюдается, в газете «Якутск вечерний» за 20 июля 2007 г. опубликована информация о практически всех школах г. Якутска из которой мы вывели что из 25 обычных общеобразовательных школах перешедших на профильное обучение в 11 школах есть физико-математический профиль, в 11 химико-биологический, в 14 гуманитарный, в 5 – информационно-технологический, в 3 – математический, в 1 – социально-педагогический, в 9 – социально-гуманитарный, в 3 – естественно-математический, в 5 – естественно-научный, в 2 экономический, в 2 – физико-технический, в 4 – художественно-эстетический, в 1 – валеологический, в 1 – правовой, в 1 – биолого-географический, в 7 – социально-экономический, в 2 технологический, в 1 – биофизический, в 1 – педагогический, в 1 – финансово-экономический, в 1 филолого-педагогический, в 1 – социально-эстетический, в 2 – технический, в 1 – историко-правовой, в 2 – политологический, в 1 – биолого-экологический, в 1 –музыкально-хоровой, в 1 – художественный, в 1 – гуманитарно-эстетический, в 1 – географо-краеведческий, в 1 – физкультурно-оздоровительный, в 1 экологический, в 1 – экономико-географический, в 1 спортивно-правовой, в 1 – психолого-педагогический, в 1 – химико-физический и в 1 школе есть оборонно-спортивный профиль. Всего 37 наименований учебных профилей и это не есть нормальная ситуация. Некоторые школы предоставили газете совершенно непонятную информацию, мы ее приводим дословно: школа №3 – «Основной профиль – гуманитарный, но уделяется особое внимание математике и химии»; школа №7 – «Одна из главных изюминок школы – восемь развивающих программ обучения. В их числе – обучение физике (!) с самого первого класса, а также углубленное изучение английского языка. С 3 класса детки изучают информатику, а в специальных классах введены часы пластики и психологической поддержки. Кроме вышеупомянутого, в школе обучают по трем разным профилям: химико-биологическому, математическому и социально-педагогическому»; школа №26 – «В центре профильного образования есть три вида классов, которых ученики обучаются по тем направлениям, по которым сами того желают. В состав гимназических классов входят: гуманитарные, экономические, технические, историко-правовые, политологические, биолого-экологические. Есть художественно-эстетические классы: музыкально-хоровые, художественные, гуманитарно-эстетические. Якутские классы включают в себя классы с русским языком обучения, гимназические, колледжные и гуманитарные. Кроме вышеперечисленных, в школе имеются общеобразовательные с 1 по 11 классы, в которых обучают по следующим профилям: гуманитарный, художественно-эстетический, биолого-экологический, социально-гуманитарный, математический, информационно-технологический». Здесь как говорится – без комментариев.
Исходя из всего этого можно сделать несколько выводов. Первое, как мы и указывали это несоответствие профиля профессионально-трудовой сфере. Это либо слишком обширные профили, относящиеся к совершенно разным профессионально-трудовым сферам, например, естественно-математический профиль он относится к профессиям к которым в первую очередь необходимы математические знания и в тоже время к профессиям где во главу угла ставятся знания о природе, но это совершенно разные профессии. Тоже самое социально-гуманитарный профиль, с одной стороны профессии где необходимы знания об обществе, с другой филологические знания, знание о культуре и человеке. Либо слишком узкие профили, например политологический профиль, по которому получается что знать другие сферы общества нет необходимости, мы считаем что на уровне школы слишком узкой специализации не должно быть, это прерогатива профессионального образования. Здесь необходимо добавить и то что при таком большом количестве профилей как контролировать их содержание и тогда о каком качестве образования можно говорить.
Второй явной ошибкой является то что создаются профили несвойственные для обычных общеобразовательных школ такие как физкультурно-спортивные, музыкально-танцевальные, художественно-эстетические, военные и т.п. так как такого типа обучение имеет сложную специфику и говорить о соответствии качества обучения в специализированной и обычной школе не приходится, эти направления в обычной школе могут осуществляться в рамках досуговой, развивающей деятельности.
В третьих, судя по информации есть школы которые начинают профильное обучение в классах среднего и начального звена в ущерб общему образованию, что является грубейшей ошибкой, на этих этапах сильной должна быть профориентационная работа.
В четвертых, предложенный министерством образования подход породил совершенно непонятную ситуацию в системе общего образования в которой присутствуют и профили, и специализированные классы, и классы с углубленным изучением каких либо предметов, и так называемые направления. А также сюда можно добавить такие термины как гимназия, лицей. Еще раз повторим, что все это создает совершенно непонятную ситуацию, которую необходимо исправить.
И пятое что мы выявили из газетной информации, что существует тенденция значительного преобладания профилей направленных на высшее образование, выходит так что практически учащимся которые хотят получить профессии для которых достаточно средне-специальное, начальное профессиональное образование школа на сегодняшний день дать не может. Т.е. нет принципа равенства. Выходит так что на сегодня в школе нет действенных механизмов реализации этой задачи. А старый способ, а именно то что некоторые школы имели возможность обучить своих учащихся какой либо одной, двум рабочим профессиям, не был эффективным, потому что через такое обучение проходила вся параллель, весь поток, а желающих связать свою жизнь с этими профессиями были единицы. Получалось так что выбора не было и не было возможности посещать эти курсы учащимися с других школ в силу того что во всех школах разные расписания учебных предметов.
Все это позволяет говорить о том что на сегодняшний день система общего образования с позиции организации профильного обучения в старших классах не является эффективной, не решает по существу поставленную задачу, конечную цель. Что порождает множество негативных явлений, в конечном счете отражается на судьбах людей в их неспособности занять достойное, соответствующее место в мире профессий, оказывает влияние на социально-экономическое развитие общества. Такое утверждение могут подтвердить и исследования. В 2007 году, во время летней сессии у студентов заканчивающих первый курс некоторых ВУЗов и ССУЗов находящихся в г. Якутске было проведено пробное исследование. По случайной выборке было опрошено 202 человека из которых у около 40% респондентов указали на неблагоприятные ответы, такие как: «поступил случайно, лишь бы поступить», «знания полученные в школе для настоящей учебы имеют незначительную роль», «не нравится специальность, не туда поступил(а)», «фактически не учусь, не интересно, занят другими делами», на вопрос что вас больше всего привлекает в учебе это такие ответы как: «хочу просто получить высшее образование», «в основном учусь для родителей», «то что можно получить отсрочку от армии», на вопрос насколько вы хорошо представляли то чему вы будите учится и сущность будущей профессии это такие ответы как: «скорее мои представления были нечеткие», «оказывается я вообще не знал(а) на что поступаю», на вопрос нравится ли вам будущая профессия это такие ответы как «я ошибся (ошиблась) выбором, думаю поступить на другое», «ошибся выбором, но постараюсь закончить», «по специальности работать не буду», «я бы не сказал(а) что специальность очень нравится, но в принципе поработать можно, смотря как сложиться в будущем». Мы считаем что 40% респондентов указавших на негативные ответы высокий показатель, и утверждение то что учащиеся сами делают выбор, что школа здесь не причем, в данном случае не уместны. И такое положение дел показало только пробное исследование, а что будет если провести опрос у преподавателей ВУЗов и ССУЗов, понять данные по ЕГЭ по вопросу каков у нас процент двоечников, найти информацию по отчислениям из ВУЗов и ССУЗов и провести исследование на предмет количества выпускников ВУЗов и ССУЗов у которых профессия, трудовая деятельность связана с их профессиональным образованием. Нам кажется что результаты будут неутешительными.
Мы считаем что преодолеть такую ситуацию можно путем выработки нового подхода организации профильного обучения в старших классах, а именно создать перечень рекомендуемых профилей для общеобразовательных школ. Данный перечень должен охватывать начальные стадии наиболее основных, массовых профессий, ко
Николай Аластыров ( Пользователь )
Мы считаем что преодолеть такую ситуацию можно путем выработки нового подхода организации профильного обучения в старших классах, а именно создать перечень рекомендуемых профилей для общеобразовательных школ. Данный перечень должен охватывать начальные стадии наиболее основных, массовых профессий, конечно кроме тех, которые требуют специального обучения (музыкальные, спортивные, военные, художественные и т.п. школы). Учебный профиль должен соответствовать какой либо профессионально-трудовой сфере, т.е. ориентировать на ряд схожих по своим знаниям и близких по содержанию профессиям. Для каждого профиля необходимо разработать профориентационное введение с перечислением профессий, содержание, т.е. учебные программы и основные принципы процесса обучения в профильных классах.
Всего мы выделяем 11 профилей, 6 из которых направлены на получение высшего образования (первая группа), остальные 5 на получение средне-специального и начального профессионального образования (вторая группа). В первую группу входят: 1) профиль математики и программирования относится к профессиям где необходимо проводить расчеты и программировать; 2) инженерный профиль, охватывает все профессии инженерного дела; 3) обществоведческий профиль, профессии требующие знания социально-экономической, правовой, политической организации общества; 4) гуманитарно-филологический профиль, относится к профессиям требующим знания языка, умения говорить, понимания духовной культуры общества; 5) биолого-географически профиль, охватывает профессии связанные с пониманием естественной природы; 6) химико-медицинский профиль, охватывает профессии относящиеся к сфере медицины, химии. Во вторую группу входят: 1) коммерческий профиль, относится к профессиям торгового, референтского плана, где необходимы навыки общения, работы с документами и различными компьютерными программами; 2) профиль охватывающий профессии необходимые в строительстве и обработке различных материалов (дерево, металлы и т.п.); 3) технический профиль, связан с профессиями по обслуживанию различных механизмов и аппаратов; 4) профиль связанный с профессиями бытового обслуживания, пищевого производства; 5) профиль относящийся к профессиям производства и переработки продукции сельского хозяйства, рыбоводства и т.д. Наибольшую сложность вызовет организация обучения профилей второй группы, но при должном подходе это будет по силам.
Мы считаем что профили должны вводится в школы после достаточной подготовки, когда они будут способны реализовать учебную программу какого либо профиля. Так же считаем что должны сохранятся школы где нет профильного обучения в старших классах, которые должны стремится получить максимальный результат по всем учебным предметам, поскольку определенный процент учащихся будут не способны выбрать профессии или выбранные ими профессии не будут соответствовать тому предложению профилей которые будут в школе.
Еще раз повторимся, то стояние в котором сейчас находится профильное обучение не является нормальным, не решает поставленную задачу достаточно эффективно. Сейчас в рамках национального проекта «Образование» проводится попытка реформирования, стимулирования к развитию системы общего образования, что является правильным поскольку все же состояние системы общего образования в общем объеме находится на низком уровне, но не факт что после всех действий которые предлагаются сейчас мы выйдем на более высокий уровень. Здесь необходимо принимать действенные меры, а не заниматься деталями, как говорится ﷓ история нам этого не простит.


Николай Аластыров, ноябрь 2007, адрес alastyrov@mail.ru
Ольга Тесаривская ( Пользователь )
жесткая профилизация уже не нужна ученикам: зачем изучать то, что не нужно для поступления в ВУЗ?Например, соц-эконом профиль предполагает изучение математики, обществознания, экономики,права, географии.А для поступления нужно- обществознание и история,,, Считаю, что профилирование должно идти с использованием ИУП(индивидуальных учебных планов), но уж очень много ограничений ставит муниципальное руководство.Интересно, как в других регионах решаются эти проблемы?
Ирина Севастьянова ( Пользователь )
По моему личному опыту, профилизация старших классов школы - очень идеалистична. В моей школе были организованы профильные старшие классы: физико-математический и общеобразовательный. Такой выбор был обусловлен тем, что большинство школьников 10х классов не знали, какую профессию выберут и куда будут поступать. Физико-математический класс был создан только потому, что преподаватель математики активно агитировал учеников выбрать этот класс. В результате, я, например, была поставлена перед выбором из двух зол: в физико-математический класс идти не хотелось, так как я собиралась поступать в лингвистический вуз и уже очень давно занималась английским на курсах Enjoy Learning, a так же с репетитором, а свою будущую профессию - лингвиста и переводчика - выбрала еще в глубоком детстве. В общеобразовательный класс также пойти не могла, так как преподаватель математики "сагитировал" лучших учеников в физико-математический класс. Я также принадлежала к числу лучших учеников школы и не могла учиться в классе с двоечниками и троечниками. Этот фактор - коллектив - все же оказался для меня намного важнее, и я думаю, многие согласятся со мной в этом вопросе. При обучении коллектив очень важен. Уровни знаний обучающихся должны хотя бы отдаленно соответствовать друг другу, иначе занятия превратятся в тоскливые попытки преподавателя преодолеть данный разрыв в знаниях. Если бы кто-то поинтересовался моим мнением, то я бы предпочла оставить все как есть, без какой-либо профилизации: те, кто определился с выбором специальности, смогут подготовиться к поступлению в вуз и без профильных классов. Кто не определился с выбором специальности, не сможет извлечь никакой пользы из профильного обучения. Так случилось с моим физматом: большинство учеников не поступило на технические факультеты, так как они не занимались ни одним предметом всерьез, и увеличенное количество уроков математики и физики в неделю не спасло их. А мне же пришлось посещать 6 пар физики в неделю, предмета, который не пригодился при поступлении и сдачи ЕГЭ.
Вопрос о переходе в другую школу даже не ставился, так как коллектив преподавателей моей школы был старой советской закалки, в лучшем смысле этого слова. Такие преподаватели в жизни встречаются редко и размениваться ими просто нельзя.
Таким образом, выбор школьника обуславливается многими факторами. И в первую очередь, коллективом одноклассников и коллективом преподавателей. Собственный профиль уходит на второй план и им придется жертвовать. Поэтому создание профильных классов - это насильственное насаждение реформы, когда школьники не имеют права голоса и вынуждены выбирать из скудного набора профилей, который им предлагают власти. В любом случае, даже те, кому повезет, и кто окажется к нужном для него профильном классе, могут обойтись и без профильных классов. При обучении важна самодисциплина, старание, самостоятельное изучение дополнительного материала, а не количество уроков в неделю. Нерадивым ученикам ничего не поможет. Умудряются же некоторые люди закончить английский лицей, не зная ни русского, ни английского (среди моих учеников встречались и такие!) Профилизация старших классов - идея хорошая, но она натыкается на трудности, на мой взгляд, непреодолимые. Один хочет одного, другой - другого, третий - третьего. Лес рубят - щепки летят. Может быть, и так. Но оказаться этой щепкой очень неприятно, особенно когда решается твоя судьба: поступишь в вуз - не поступишь. Я до сих пор не понимаю, какой смысл имела профилизация старших классов моей школы, и кому от этого стало легче.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+