Личный кабинет

Принципы организации исследовательской деятельности учащихся

Марина Кожухова ( Пользователь )
Рассмотрим учебное исследование как категорию деятельности, определив при этом учебно-исследовательскую деятельность как иерархическую, педагогически управляемую систему взаимодействий субъектов, направленную на познание окружающего мира, в результате которой происходит появление объективно или субъективно нового научного знания или нового качества уже известного знания и овладение обучающимся исследовательскими умениями. Учебно-исследовательская деятельность определенным образом нормируется; нормы деятельности задают принципы учебного исследования. Понимая под принципом «руководящую идею, основное правило, основное требование к деятельности», определим дополнительные принципы учебно-исследовательской деятельности (при этом основными принципами для учебного исследования служат принципы научной деятельности: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности).
- Принцип иерархичности. Разделяя позицию Новикова А. М. в том, что деятельность имеет иерархическую структуру [1], мы считаем, что в зависимости от личностных качеств учащегося, степени сформированности у него исследовательских умений, а также условий проведения исследования, учебно-исследовательская деятельность может осуществляться на разных уровнях иерархии:
операционном - учащийся выполняет в исследовании лишь отдельные технологические операции (подбор литературы, использование эмпирических методов исследования и т.д.);
тактическом - учащийся самостоятельно планирует и выполняет отдельные этапы исследования, успешно используя всю совокупность имеющихся средств и способов;
стратегическом - учащийся самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности, выполняет самостоятельно полностью все исследование, ориентируясь во всей системе процесса решения прикладной научной проблемы.
В соответствии с этим принципом в структуре исследовательских умений учащихся, составляющих основу исследовательской деятельности, мы выделили следующие уровни: операционные, тактические и стратегические исследовательские умения старшеклассников (ИУС).
Операционные исследовательские умения, совпадая по своему содержанию отчасти с общеучебными, отчасти – с интеллектуальными, имеют как бы двойственный статус: они одновременно первый уровень исследовательских умений и необходимое условие их формирования, и элементарная операция в структуре учебно-исследовательской деятельности. В силу своей элементарности и некоторой дискретности эти умения в большей степени поддаются тренировке и алгоритмизации.
Тактические исследовательские умения, формируемые на основе операционных умений, включают в себя ряд компонентов, обеспечивающих проведение отдельных этапов исследования.
Стратегические исследовательские умения, надстраиваясь над комплексом операционных и тактических исследовательские умений, призваны обеспечить проведение конкретного исследования как целостного процесса. Стратегические умения в большей степени характеризуют общую культуру личности и в наименьшей степени поддаются алгоритмизации: они детерминированы психологическими свойствами личности, ее ценностными установками, нравственной позицией, духовным самоопределением, традициями культуры, сложившимся стилем научного мышления и т.д.
- Принцип самоорганизации учебно-исследовательской деятельности предполагает способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно планировать цель, содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственным за них, критично оценивать результаты своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность учащегося способна саморазвиваться посредством самонадстраивания, «выращивания из себя» новых структур сознания: критичности, мотивированности, рефлексии и т.д.
- Принцип сотрудничества учащегося и педагога. Этот принцип предполагает совместную деятельность двух субъектов: юного исследователя и руководителя над исследовательским объектом, в результате которой получают объективно или субъективно новое научное знание, или открывают новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога (более информированного) - к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотворчества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «коллега». Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнеры работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга, создается благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребенка и результаты его самореализации.
- Принцип продуктивности учебно-исследовательской деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта- исследовательской работы- у учащегося происходит формирование и развитие внутренних исследовательских умений и способностей.
- Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии. Исследовательская деятельность сопровождается ее рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний, это «…направленность мышления на самое себя. Способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю» [2,С.100]. Проводя исследование, учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов, которые, при постоянном общении с педагогом, конкретизируются в дальнейшем развитии проектов. Рефлексия - условие, необходимое для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал ее в соответствии со своими целями и программами, осознавал и усваивал способы ее проведения. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.
- Принцип индивидуализации предполагает создание условий для максимально свободной реализации заданных природой или приобретенных в индивидуальном опыте способностей и возможностей данного индивида, помощь в творческой самореализации, в жизненном самоопределении. При проведении исследования важно соотносить выбор темы, способов, темпов работы с индивидуальными способностями и интересами учащегося.
Рассмотренные принципы характеризуют способы осуществления учебного исследования на практике, тонко и мягко регулируя деятельность учителя и ученика в этом процессе. Эти принципы были положены в основу разработки авторской программы «Основы учебного исследования» по формированию исследовательских умений старшеклассников
Ирина Калиндеева ( Пользователь )
В связи с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года важной задачей является обновление содержания допрофессиональной подготовки.
Для формирования содержания необходимо сделать акцент на активную деятельность учащихся с использованием исследовательского метода обучения. Учеными-педагогами исследовательский метод обучения достаточно разработан, обоснован и четко определен.
Например, для реализации поставленных целей в 9-х классах нами была организована исследовательская деятельность в общеобразовательных курсах по химии и специальном факультативном курсе «Основы химических методов исследования вещества» в дальнейшем.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Организация допрофессиональной исследовательской деятельности может быть более результативна в системе непрерывного образования, если
• построена на принципах непрерывности и преемственности;
• базируется на использовании методов проблемного обучения, формирования многостороннего подхода к рассматриваемой проблеме и рефлексивных умений путем приобщения учащихся к методам научного познания.
2. Исследовательская деятельность учащихся по химии в широком смысле представляет собой их учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, самостоятельно осуществляемую в учебное и внеучебное время.
3. Установлено, что программа факультативного курса способствует не только усвоению знаний по неорганической химии, но и актуализации знаний по общей химии, повышению уровня исследовательских умений, в частности умений обобщать, проектировать опыт, прогнозировать его результаты.
4. Введенные в практикум мини-исследовательские работы, включающие все компоненты научно-исследовательской деятельности, позволяют формировать исследовательские умения.
5. Показано, что применение творческих задач способствует созданию условий для формирования у каждого учащегося индивидуального опыта химического творчества и химического мышления.
6. Установлено, что основными мотивами участия обучаемых в научно-исследовательской работе являются, во-первых, интерес непосредственно к НИР, во-вторых, желание поступить в вуз, лидерство, в-третьих, познавательный интерес к предмету, в-четвертых, давление преподавателей и администрации образовательного учреждения.

[quote]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+