Личный кабинет

Компьютер на уроках татарской литературы

Гузалия Гильмутдинова ( Пользователь )
В последние годы компьютер в нашей стране стал активно проникать во все сферы жизни. Профессия учителя также должна предполагать внедрение компьютерных технологий на своих уроках.
В условиях двуязычия отмечалось, что использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения татарскому языку, истории и культуры татарского народа. Более подробно хотелось бы остановиться на таком предмете, как татарская литература. Сложно представить себе, как же применить на таком уроке компьютер.
Использование на уроках татарской литературы мультимедиа дает возможность качественно объяснить новый материал, сэкономить время на повторение пройденного материала, а также позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, повышать скорость изложения и усвоения информации.
Очень необычны и интересны интегрированные уроки, то есть уроки, подготовленные с помощью компьютера, на которых одинаковую роль играют два учителя: учитель информатики и учитель татарской литературы. На этих уроках проводятся зачеты и тесты на компьютерах, а с некоторыми вопросами нового материала ученики знакомятся с помощью Интернета.
Мои ученики два года выбирают экзамен по татарской литературе и сдают в форме презентаций. Учениками созданы презентации по темам «Образ Мусы Джалиля в литературе и в искусстве», «Хасан Туфан – поэт и личность», «Мотивы родного края в произведениях Гумера Баширова», «Поэты и писатели Нижнекамска» и т.д.
Мультимедийные технологии позволяют продемонстрировать слайды-иллюстрации, провести заочную экскурсию, создать проект на заданную тему и защитить ее. Традиционные формы работы на уроках литературы с применением мультимедиа технологий вызывают неподдельный интерес, создают эффект присутствия, позволяют рассмотреть слайды, провести детальный сопоставительный анализ.
Заинтересованность учащихся работать с информацией на татарском языке дает возможность более эффективно использовать компьютер на уроках татарской литературы, а именно:
1. Интернет может стать единственным источником, в котором можно обнаружить новые произведения современных татарских писателей и поэтов, а также редкие издания известных авторов. В данном случае компьютер заменяет хрестоматию по литературе.
2. При помощи компьютера учитель сможет быстро и эффективно провести этап актуализации пройденного материала. Он разрабатывает несколько простых, требующих односложных ответов вопросов или заданий по творчеству писателей, либо конкретно по произведению. Учащиеся могут отвечать на вопросы на компьютере. Компьютер может оценить их работу.
3. Огромную помощь окажет компьютер при проверке знаний, умений и навыков учащихся, то есть при проверочных и контрольных работах. Это может быть форма теста с вариантами ответов.
4. Для урока татарской литературы необходимы иллюстрации, записи выразительного чтения стихотворений поэтов, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов. На различных этапах урока материалы подаются через мультимедиа.
5. На уроках татарской литературы часто и достаточно эффективно применяется словесное рисование. Такой прием работы развивает воображение, позволяет лучше запомнить действие, сюжет, героев, эпизоды. Возможности компьютера позволяют быстро и красочно представить ту или иную мысль наглядно.
6. Создание мультимедийных проектов по татарской литературе. Проектная работа может заменять традиционное написание рефератов.
Таким образом, использование на уроках татарской литературы компьютерных технологий помогает повысить заинтересованность учащихся и эффективность обучения, способствует повышению качества образования.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+