Личный кабинет

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗАДАЧА», «МОДЕЛЬ», «ПРОЕКТ»

Ринат Сулейманов ( Пользователь )
В научно-методической литературе часто употребляются понятия задача, модель, проект. Различные авторы приводят собственную дефиницию, приведенных выше понятий. Во многих случаях определения понятий просто отсутствует и возникает неясность в употреблении приведенных понятий.
Ринат Сулейманов ( Пользователь )
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗАДАЧА», «МОДЕЛЬ», «ПРОЕКТ» НА ОСНОВЕ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В научно-методической литературе часто употребляются понятия задача, модель, проект. Различные авторы приводят собственную дефиницию, приведенных выше понятий. Во многих случаях определения понятий просто отсутствует и возникает неясность в употреблении приведенных понятий.
Автор данной статьи приводит свою дефиницию понятий задача, модель, проект на основе структуры деятельности по решению учебных задач с использованием программирования.
В задаче задается условие (наличная совокупность объектов, упорядоченных определенными признаками и отношениями) и требование, указывающее на то, что искать в данном условии.
В модели заранее задается объект, которой необходимо преобразовать тем или иным способом.
В проекте необходимо построить несуществующий в заданных условиях объект на основе первичного описания этого объекта.
Решение задач - процесс установления отношений, признаков из компонентов описанного объекта исходя из требований задачи.
Моделирование - процесс преобразования одного объекта в другой, основным в этом процессе является выделение существенных признаков моделирования и установление связей, т.е. определение отношений между этими признаками (отсутствует явно выраженные признаки и связи объекта и требование к модели).
Реализация проекта - процесс создания объекта, наделение его компонентами, признаками и отношениями исходя из первичного описания этого объекта.

Структура учебной деятельности по решению задач
I. Постановка задачи
1. Ориентирование. Первоначальное знакомство с условиями и требованием задачи. Сбор информации о задаче.
2. Планирование. Планирование восприятия содержания задачи. Определение исходных данных и конечного результата решения.
3. Исполнение. Описание данных. Определение формы ввода исходных данных и определение формы выдачи результатов. Восприятие задачной ситуации через краткую запись условия и требования задачи, поясняющих содержание задачи.
4. Контроль. Воспроизведение содержания задачи.
II. Анализ и исследование задачи
1. Ориентирование. Определение существования связей условия задачи с требованием.
2. Планирование. Определение подхода, метода решения задачи, выявление связей, описывающих данную ситуацию, задачи,
дополнительных и промежуточных данных исходя из смысла, определенных в задаче.
3. Исполнение. Составление плана решения задачи на основе выделенного метода решения, выделение алгоритмических структур из условия задачи.
4. Контроль. Проверка целесообразности решения задачи отобранными средствами.
III. Разработка алгоритма, программы
1. Ориентирование. Выбор формы записи алгоритма, выделение программного и аппаратного обеспечения решения. Описание исходных данных и результата решения задачи.
2. Планирование. Анализ осуществления связей через алгоритмические структуры исходных данных с результатом исполнения алгоритма
3. Исполнение. Составление алгоритма, программы.
4. Контроль. Проверка правильности алгоритма. Ручное исполнение алгоритма и программы (фрагментов). Ввод и редактирование программы, получение результатов выполнения программы.
IV. Проверка и анализ решения задачи
1. Ориентирование. Проверка правильности алгоритма, проверка правильности реализации процесса ввода программы, данных.
2. Планирование. В зависимости от характера результата выбирается метод проверки решения.
3. Исполнение. Осуществление процесса проверки решения (на достоверность, реальность).
4. Контроль. Тестирование.

В конце обучения решению задач учащийся должен овладеть следующими знаниями, действиями и операциями:
I. Знания о задаче как объекте управления
1. Что такое задача.
2. Структура задач решаемых с помощью компьютера.
3. Содержание задач решаемых с помощью компьютера (предмет задачи, требование).
4. Содержание решающей системы (методы, способы, алгоритмы, языки программирования, аппаратура).
II. Знания о процессе решения (основные действия процесса решения задачи)
1. Ознакомление с условием задачи (описание начального состояния задачной системы) с выделением характеристик, ограничений и неизвестных.
2. Составление плана решения, выбор метода, составление алгоритма, блок-схемы, выбор языка программирования.
3. Осуществление решения путем составления программы, запуска программы, ввода данных и фиксацией результатов работы программы.
4. Проверка и контроль результатов решения задачи.
III. Содержание операций и последовательность их реализации в процессе решения задач ориентированных на компьютер
1. Ознакомление с задачей.
2. Первоначальное знакомство с условиями и требованием задачи.
3. Планирование восприятия содержания задачи (выделение описанного явления или процесса).
4. Восприятие задачной ситуации через краткую запись условия и требования задачи, выполнение рисунков, схем, чертежей, поясняющих содержание задачи.
5. Воспроизведение содержания задачи по выполненному кодированию.
6. Определение соотнесения условия и требования задачи с имеющимися у учащихся знаниями и умениями; выделение алгоритмических структур.
7. Определение подхода, метода решения задачи, выявление связей, описывающих данную ситуацию; выделение программного и аппаратного обеспечения решения задачи.
8. Составление плана решения задачи на основе выделенного метода решения.
9. Проверка целесообразности решения задачи отобранными средствами.
10. Составление алгоритма, блок-схемы на основе ориентировки в составленном плане решения задачи.
11. Анализ алгоритма, определение достаточности его для получения соотношения между требованием и условием задачи, написание программы.
12. Ручное исполнение алгоритма и программы, ввод и редактирование программы, получение результатов выполнения программы.
13. Проверка правильности алгоритма, проверка правильности реализации процесса ввода программы, данных.
14. В зависимости от характера результата выбирается метод проверки решения.
15. Осуществление процесса проверки решения (на достоверность, реальность)
16. Определение других способов решения задачи.

Структура учебной деятельности компьютерному моделированию
I. Постановка задачи моделирования
1. Ориентирование. Определение цели моделирования, изучение объекта моделирования.
2. Планирование. Выделение существенных свойств и черт объекта, подлежащего Моделированию, их взаимосвязи.
3. Исполнение. Выбор формы представления модели, выделение информации о модели, описание свойств ожидаемой модели и определение границ применимости данной модели.
4. Контроль. Анализ соотношения между моделью и моделируемым объектом.
II. Технология моделирования
1. Ориентирование. Выбор технологии моделирования.
2. Планирование. Определение подхода, методов, выявление связей, описывающих данную ситуацию; выделение программного и аппаратного обеспечения решения задачи.
3. Исполнение. Выделение параметров модели, выбор метода и функциональных зависимостей, составление алгоритма, блок-схемы, анализ алгоритма, определение достаточности его для получения соотношения между требованием и условием задачи, написание программы.
4. Контроль. Ручное исполнение алгоритма и программы, ввод и редактирование программы, получение результатов выполнения программы.
III. Работа с моделью
1. Ориентирование. Подготовка завершения работы над моделью.
2. Планирование. Подготовка тестов, выявление необходимых характеристик.
3. Исполнение. Экспериментирование с моделью.
4. Контроль. Анализ содержания полученного результата, соотнесение его со структурными элементами знаний, анализ модели на непротиворечивость, анализ адекватности модели объекту и цели моделирования, определение других способов моделирования.

В конце обучения компьютерному моделированию учащийся должен овладеть следующими знаниями, действиями и операциями:

Знания, действия и операции необходимые для моделирования:
I. Знания о модели
1. Что такое модель.
2. Виды моделей.
3. Этапы моделирования.
4. Технологии моделирования.
II. Знания о процессе моделирования (действия)
1. Постановку задачи моделирования.
2. Технология моделирования.
3. Работа с моделью.
III. Содержание операций и последовательность их реализации в процессе моделирования (операции)
1. Определение цели моделирования.
2. Изучение объекта моделирования (системный анализ).
3. Выделение существенных свойств и черт объекта, подлежащего моделированию, их взаимосвязи.
4. Выбор формы представления модели, выделение информации о модели, описание свойств ожидаемой модели и определение границ применимости данной модели.
5. Анализ соотношения между моделью и моделируемым объектом.
6. Выбор технологии моделирования.
7. Определение подхода, методов, выявление связей, описывающих данную ситуацию; выделение программного и аппаратного обеспечения решения задачи.
8. Выделение параметров модели, выбор метода и функциональных зависимостей, составление алгоритма, блок-схемы, анализ алгоритма, определение достаточности его для получения соотношения между требованием и условием задачи, написание программы.
9. Ручное исполнение алгоритма и программы, ввод и редактирование программы, получение результатов выполнения программы
10. Подготовка завершения работы над моделью.
11. Подготовка тестов, выявление необходимых характеристик.
12. Экспериментирование с моделью.
13. Анализ содержания полученного результата, соотнесение его со структурными элементами знаний, анализ модели на непротиворечивость, анализ адекватности модели объекту и цели моделирования, определение других способов моделирования.

Структура учебной деятельности компьютерному проектированию
I. Обоснование необходимости разработки проекта
1. Ориентирование. Постановка проектного задания. Сбор исходных данных. Определение входных и выходных данных. Определение возможных моделей реализации проекта.
2. Планирование. Планирование этапов и сроков проведения работ.
3. Исполнение. Выбор и обоснование критериев эффективности и качества разрабатываемой программы.
4. Контроль. Согласование проектного задания. Обсуждение и обоснование проведенных работ.
II. Исследовательские работы.
1. Ориентирование. Системный анализ проектируемого объекта. Определение требований к программным и техническим средствам.
2. Планирование. Выбор модели представления проекта. Определение этапов и сроков разработки проектной программы и документации на нее.
3. Исполнение. Выбор технологии моделирования. Обоснование целесообразности выбранной технологии моделирования проекта. Обоснование принципиальной возможности создания проекта.
4. Контроль. Согласование и утверждение выполненных работ.
III. Разработка проекта
1. Ориентирование. Определение формы представления входных и выходных данных проекта, определение формы представления модели проекта;
2. Планирование. Выбор технологии моделирования проекта. Разработка алгоритмов модели проекта. Подготовка тестов, выявление необходимых характеристик;
3. Исполнение. Исполнение технологии моделирования проекта. Разработка алгоритма модели проекта. Разработка структуры программы. Программирование и отладка программы.
4. Контроль. Согласование и утверждение проекта.
IV. Завершение работы над проектом
1. Ориентирование. Сдача проектного задания.
2. Планирование. Определение сроков сдача проекта. Определение формы подготовки документации к проекту. Определение формы защиты проекта.
3. Исполнение. Оформление и окончательное утверждение проекта.
4. Контроль. Защита проекта.

В конце обучения проектному методу учащийся должен овладеть следующими знаниями, действиями и операциями:
I. Знания о проекте как объекте проектирования (знания)
1. Знание терминологии.
2. Этапы проекта.
3. Содержание этапов проекта.
4. Содержание спецификаций (моделей) на этапах проекта.
5. Содержание проектных процедур на этапах проекта.
6. Содержание проектных операций проектных процедур.
7. Содержание проектной документации.
II. Знания о проектировании (действия)
1. Обоснование необходимости разработки проекта.
2. Исследовательские работы.
3. Разработка проектной задачи.
4. Разработка проекта.
5. Завершение работы.
III. Содержание проектных процедур (операции)
1. Постановка задачи. Сбор исходных данных. Определение структуры входных и выходных данных.
2. Сбор исходных данных. Планирование этапов и сроков проведения работ.
3. Выбор и обоснование критериев эффективности и качества разрабатываемой программы.
4. Согласование проектного задания. Обсуждение и обоснование проведенных работ.
5. Выделение первичной информации об объекте проектирования:
- информацию об условии - что задано;
- информацию о решении - что требуется получить;
- информацию о технологии преобразования условия в решение - как решать. Системный анализ проектируемого объекта. Определение к требований к программным и техническим средствам.
6. Предварительный выбор методов реализации проекта. Определение этапов и сроков разработки проектной программы и документации на нее.
7. Обоснование целесообразности применения ранее разработанных программ. Обоснование принципиальной возможности решения поставленной задачи. Описание спецификаций (моделей) на этапах проекта.
8. Согласование и утверждение выполненных работ.
9. Определение формы представления входных и выходных данных подготовка завершения работы над моделью проекта;
10. Подготовка тестов, выявление необходимых характеристик;
11. Разработка алгоритма решения проектной задачи. Разработка структуры программы. Программирование и отладка программы.
12. Согласование и утверждение проекта.
13. Сдача проектного задания.
14. Определение сроков сдача проекта. Определение формы подготовки документации к проекту. Определение формы защиты проекта.
15. Оформление и окончательное утверждение проекта.
16. Защита проекта.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+