Личный кабинет

РАЗВИТИЕ (ЭВОЛЮЦИЯ) МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валентина Рязанова ( Пользователь )
Рязанова В.Н., Солопова Н.К.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования, как отмечает И.С.Сергеев, не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного об-разования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения [10]. Обновляющейся школе по-требовались такие методы обучения, которые обеспечивали:
· активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
· развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: ис-следовательских, рефлексивных, самооценочных;
· формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в прак-тической деятельности;
· приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
· реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проектов зародился во второй половине Х1Х века в сельскохозяй-ственных школах США и основывался на теоретических концепциях «праг-матической педагогики», основоположником которой был американский фи-лософ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952гг).
Обучение в школе основывалось на идее о том, что знание является по-бочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа предста-вала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к буду-щему [7].
Метод проектов предполагает принципиально иную философию построе-ния образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [10].
В России в начале ХХ в. большое значение методу проектов уделял С.Т. Шацкий. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наи-более целесообразный для него темп и способ работы».
Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педа-гогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод [1].
Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, раз-витию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т.д.
Постановлением ЦК ВКП(б) от 05.09.1931 г. «О начальной и средней школе» организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена [1].
Метод проектов в системе отечественного школьного образования воз-родился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедре-нием информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку. Типоло-гия проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информацион-ный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной дея-тельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публика-ция, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.).
С введением в 1993 году в базисный учебный план образовательной об-ласти «Технология» метод проектов вошел в ее состав, в форме самостоя-тельного раздела «Основы проектирования».
В образовательной области «Технология» В.Д.Симоненко классифицирует проекты по их содержанию: - интеллектуальные (вносящие изменения в су-ществующие конструкции, способы, программы для ЭВМ, дизайн интерьера, любых изделии; при этом особые надежды связываются с присущим моло-дым неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей); - материальные (подразумевается изготовление инструментов, при-способлений, наглядных пособий, средств малой механизации и автоматиза-ции, изделия художественно-прикладного и технического творчества уча-щихся); - экологические (осуществление экспертной оценки воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и обле-сения; изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, ре-генерации различных пластполимеров, применение этих материалов для из-готовления объектов труда учащихся); - сервисные (накопление, подбор, оформление и представле6ние информации); - комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие [3].
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложно-сти педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалифика-цию учителя.
Поиск социально-значимой проблемы – одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с уча-щимися – проектировщиками.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка про-екта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, ко-торая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (уча-стником) проектной группы.
Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с про-фессиональной деятельностью любого специалиста.
Результатом работы над проектом, выходом проекта, является про-дукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, т.е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Про-дукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проек-та.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [10].
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую струк-туру, которая может быть представлена в виде укрупненной циклограммы проведения проекта.








Циклограмма проведения проекта
ПРОЕКТ
Основная ПРОБЛЕМА, компоненты которой тре-буют решения Практически значимый ма-териальный или культур-ный ПРО-ДУКТ ПРЕЗЕНТА-ЦИЯ Продук-та
Этапы дея-тель-ности Поста-новка проб-лемы Выдви-жение гипо-тез- путей реше-ния проб-лемы Планированиедеятель-ности по реа-лизации проекта Подготовка продукта Выборформыпрезен-тации Под-го-товкапре-зен-тации Пре-зен-та-ция Са-мо-оценка и са-моана-лиз
Сбор ин-форма-ции Струк-ту-ри-ро-ва-ние ин-форма-ции Из-го-товле-ние продукта Оформление про-дук-та

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
По своей целевой направленности учебные предметы могут быть раз-делены на две большие группы.
Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике по-строения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обуче-ния. Систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» - диктует жесткий отбор форм и методов обу-чения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика [10]
На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педаго-гическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направ-ленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.
Структура проекта включает в себя: - аргументацию актуальности при-нятого исследования; - определение темы исследования, его предмета и объ-екта; - обозначение задач исследования в последовательности принятой ло-гики, - определение методов исследования, источников информации; - опре-деление методологии исследования; - выдвижение гипотез решения обозна-ченной проблемы; - определение путей ее решения, в то числе эксперимен-тальных, опытных; - обсуждение полученных результатов исследования [5].
В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.
Большую поддержку проектно-исследовательской деятельности и трансформации ее результатов в социально-значимый продукт, имеющий презентабельный вид, средствами информационно-коммуникационных тех-нологий разработали американские ученые из Института компьютерных тех-нологий (русифицированная версия программы «Intel Обучение для будуще-го при поддержке Microsoft», опубликована в 2004 году). Главным в обуче-нии программе, является освоение учителями проектно-исследовательского метода.
По ходу изучения программы слушатели работают над учебным проек-том, где особое внимание уделяется познавательным интересам и потребно-стям учащихся, которые в рамках разработанного проекта проводят свои соб-ственные исследования. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических и дидактических материалов для последующего использования на уроках и во внеурочное время [12].
Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредмет-ные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.
Вторая группа предметов, как предполагает И.С.Сергеев, ориентиро-вана на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и буду-щей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информати-ка, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную дея-тельность учащихся [10].
В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школь-ников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией свя-зываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель органи-зации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стре-мительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный ме-тод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности [2].
Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с од-ной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация дея-тельности учащихся по методу инженерного проектирования.
Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что нико-му не нужно. Поэтому, в процессе разработки проекта «От идеи до готового изделия» обучающиеся должны научиться исследовать потребности в кон-кретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект.
Различные аспекты целенаправленного воздействия на развитие творче-ского потенциала школьников давно и успешно рассматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная деятельность на занятиях технологии со-ответствует общепсихологическому понимание деятельности, раскрытому в трудах Л.С. Выготского, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна и др.[8].
В тоже время проектная деятельность отличается от обычной трудовой работы рядом факторов.
При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность рассматрива-ются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной дея-тельности и трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приори-тетное значение. Причем мотивы, направляющие эту деятельность, опреде-ляются потребностями, которые осознаются самим подростком.
Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из при-вычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опас-ность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта (2).
С методической точки зрения, желательно, чтобы у каждого учащегося перед началом работы был своеобразный путеводитель (памятка), примерно такого вида:

ПАМЯТКА УАЩЕГОСЯ
Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.
1. Осознание нужд или проблем
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, по-являются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.
2. Исследование и развитие идей
Следующий шаг – найти как можно больше информации по твоей про-блеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки.
Подумай о:
- времени – как долго ты будешь решать эту проблему?
- материалах – какие материалы имеются в твоем распоряжении?
- стоимости – сколько это будет стоить?
- функциях – для выполнения каких функций нужен данный объект?
- внешнем виде – как он будет выглядеть?
Развивая свои идеи – помни, что простые идеи – часто лучшие идеи.
3. Планирование и изготовление
Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно подумай, сколько вре-мени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.
4. Испытание и оценка
Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Мо-жет тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских реше-ний безупречно, всегда есть путь для улучшения! [2].
В качестве «портфолио» проекта в ОО «Технология» выступает пояс-нительная записка, имеющая следующую структуру:
1. Обоснование выбранной темы учебного проекта: объяснение выбора темы, ее актуальность, значимость проекта.
2. Теоретическое обоснование: определение необходимого объе-ма знаний, умений и навыков для выполнения проекта, рас-сматривается несколько возможных идей и объясняется вы-бранное решение проекта.
3. Историческая справка: сообщаются краткие сведения истори-ческого характера по тематике учебного проекта.
4. Графика: предполагает изображение эскиза изделия и его чер-тежа с обозначенными размерами.
5. Технологическая карта: отражает технологию изготовления (последовательность операций, их графическое изображение и используемое оборудование).
6. Экологическое обоснование: определяются правила безопасно-го труда, объясняется экологическая безопасность технологий изготовления и использования изделия, использование вторич-ного сырья и т.п.
7. Рассчитываются экономические и финансовые затраты, опре-деляется назначение изделия, разрабатывается (при необходи-мости) реклама изделия.
8. Библиографический список: сообщает, из каких источников и литературы использовалась информация для выполнения про-екта.
Изделие, изготовленное в соответствии с содержанием пояснительной записки, является неотъемлемой частью проекта по технологии и отражает соответствие конструкции и технологии изготовления, описанным в поясни-тельной записке, а также совершенство операциональной составляющей мо-дели технологической деятельности учащегося.
Структура технологического проекта расширяется и усложняется по содержанию от 2 до 11 класса.
В соответствии с программой ОО «Технология», в ее состав входит обязательным компонентом раздел «Информационные технологии», который формирует умения учащихся использовать их в качестве инструментария деятельности. Как показала педагогическая практика в последние годы пре-зентация проекта выполненного в образовательной области «Технология» сопровождается компьютерной презентацией.
На VI Всероссийской олимпиаде по технологии, проходившей в теку-щем году, практически каждая защита проекта сопровождалась компьютер-ной презентацией.
Интеграционный характер ОО «Технология», которая синтезирует зна-ния учащихся других предметных областей, а также различные технологии обработки материалов, информации, энергии, позволяют по мере освоения этих технологий усложнять выполняемые проекты, делать их комплексными, объединяющими и воплощающими различные технологии в одном изделии.
В качестве примера иллюстрирующего такое объединение можно при-вести проекты, выполненные участниками Всероссийской олимпиады по тех-нологии, такие как:
· - «Использование этнографических традиций в аксессуарах» (су-мочка, футляр для сотового телефона и пояс изготовлены из ко-жи, отделаны мехом нерпы, кантом из кожи и вышивкой из бисе-ра) 11 кл.;
· «Фантазия, мода, стиль» (нарядный костюм сшит: верх из креп-сатина , юбка из креп-шифона и отделан аппликацией, детали ко-торой , получены выжиганием по ткани, и расшиты бисером) 11 кл;
· «Тачка с облегченной загрузкой» (детали конструкции изготов-лены, путем гибки тонколистовой стали, механической обработ-ки крепежных деталей, сборки конструкции с помощью ручного инструмента) 9 кл.
В соответствии со структурой технологического проекта учащийся не-однократно проходит все этапы проектирования, разработки и изготовления изделия, что обеспечивает определение его склонности к тому или иному ви-ду или сфере профессиональной деятельности: дизайнера, конструктора, тех-нолога, эколога, экономиста, менеджера.
С точки зрения типологии проектов, последние могут быть индивиду-альными и групповыми. Целесообразно, как показывает практика, чередовать выполнение групповых проектов и индивидуальных, т.к. при разработке ин-дивидуального проекта, учащийся формирует свой собственный опыт. В со-вместной деятельности в групповом проекте идет обмен опытом, взаимообу-чение. Кроме того, при выполнении индивидуального проекта, формируются коммуникативные отношения учитель-ученик, в которых учитель выполняет координирующую, информирующую функции, в обратной связи ученик вы-полняет функцию информатора учителя, а также передает ему свой опыт ре-шения проблем. При выполнении группового проекта налаживаются комму-никативные, деловые отношения партнерства между учащимися, формиру-ются умения работать в коллективе.
Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного го-да, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответст-вующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.
Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, разви-тия умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различ-ного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравствен-но-целесообразного преобразования действительности. Востребован специа-лист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложив-шимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опы-том.
Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наме-тить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный про-цесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школь-ника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого ле-жит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное разви-тие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем [11].
Одной из задач предпрофильной подготовки является определение приоритетного для учащегося профиля обучения на старшей ступени обуче-ния или выбора дальнейшего образовательного маршрута в системе началь ного или среднего профессионального образования. С этой целью вводятся элективные курсы, определяющие склонность и способность к предметной или профессиональной деятельности. Время реализации элективного курса 8-16 часов, что определяет применение эффективной технологии и организа-ции процесса обучения. Наиболее целесообразным является построение про-цесса обучения этим курсам в русле проектной методики, т.к. она предпола-гает мотивированное освоение содержания, планирование, проектирование и выполнение необходимой деятельности, заканчивающееся реальным, соци-ально-значимым результатом. Результат деятельности представляется уча-щимся аудитории и в процессе презентации он самостоятельно может оце-нить (отрефлексировать): смог ли он выполнить эту деятельность, полностью ли он выполнил эту деятельность и качество выполнения этой деятельности по сравнению с другими.
Заключение. Говоря о методе проектов в целом, о его значении с фило-софской точки зрения, можно привести представление американского фило-софа Маргарет Мид о трех типах культуры:
· постфигуративной, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников;
· конфигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников;
· префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей [4].
Примитивные общества постфигуративны, а в префигуративный пери-од, как надеялась М.Мид, мы вступаем сейчас и метод проектов – это техно-логия, которая позволяет объединить все три типа культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кальней В.А. и др. «Структура и содержание проектной деятельно
сти». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г.с.21-26.
2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практику
мом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
3. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск, Ишим, 1998.
4. Мид М. Культура и мир: Избранное произведение /Пер. с англ.- М.:
Наука, 1988
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе об
разования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ре
дакцией Е.С.Полат . – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреж-дении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж.Дьюи в чикагский пе
риод.- ж.Педагогика №5, 2004г.,с.90-96)
8. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом вос-питании и профессиональном образовании /Сост. Н.Н.Кузьмин.- Антология педагогической мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
9. Рязанова В.Н. Метод проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обуче-ния. Сб.мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учре-ждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
11. Чистякова С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подго-товки // Школьные технологии. – 2003.-№3. -101с.
12. Intel «Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. – 4-е изд. испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+