Личный кабинет

Разработка урока

Людмила Гулькина ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

В наш век, век компьютерных технологий, когда дети стали очень мало читать художественную литературу, перед учителями-словесниками возник вопрос: «Как научить ребёнка вербальному общению, а не только общению с компьютером, как сделать речь красивой, как подготовить ученика к импровизированной речи?» Чтобы решить эту проблему, я обратилась к факультативному курсу риторики. Данный предмет состоит из 4-х основных блоков, изучение которых направлено на работу с речью.

Предлагаю разработку одного из уроков риторики по теме: «Хочешь говорить – говори!» Некоторые виды работ я также использую и на уроках литературы при подготовке учащихся к презентации. Думаю, что это будет интересно не только учителям – словесникам, но и историкам.


Тема: Текст как речевое произведение, продукт речи.
Цель урока: научить учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме; создавать свой собственный текст как речевое произведение;
Задачи:
1. работать над созданием собственного текста;
2. работать над произнесением речи:
а) соблюдая элементы вербальной коммуникации, влияющей на восприятие речи: темп, тембр голоса, громкость, чёткость, паузы, логическое ударение и т.д.;
б) элементы невербальной коммуникации: выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство;
3. соблюдать нормы речевого этикета;
4. обучать навыкам подготовки импровизированной речи по заданным темам;
5. соблюдать регламент;
6. умение работать в группах.
Приёмы: упражнения на мимику, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие спонтанной речи, упражнения на мелодику речи, на темп и мелодику речи; формулирование вопросов; работа с критериями, анализа выступления; упражнения с творческими заданиями.
Оборудование урока:
1. информационные технологии на уроках риторики. Презентация на тему: «Азбука общения».
2. собранные материалы учащихся к выпуску классных новостей;
3. сочинения на темы: «А кошки бывают разные», «И петух был когда-то цыплёнком», «Чтобы быть свиньёй, не обязательно родиться поросёнком»;
4. примерные речевые формулы (клише) для подготовки «классных новостей»;
5. ключевые предложения, служащие способом соединения фрагментов сказки к игре «Сочини сказку»;
6. критерии оценок;
7. отличительные знаки творческих групп (значки, галстуки, бейджики).

Ход урока.
I. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с темой: «Текст как речевое произведение, результат речи». Сегодня мы продолжим работу над созданием текстов и их произнесением. Поэтому тема будет звучать так: «Хочешь говорить – говори!».
А чтобы наши тексты стали настоящими речевыми произведениями, мы создадим определённые речевые ситуации:
С кем? где? когда? с какой целью будет осуществляться общение, и в каком стиле?
Перед каждым из вас лежат клише, которые помогут вам в построении текстов.
Таким образом, перед вами ставится цель: научиться связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, то есть создавать текст на основе клише газетно-публицистического и художественного стилей, а также развить навыки построения спонтанной речи.
В качестве эпиграфа взято высказывание греческого философа Аристотеля:

«Приятная для слуха речь - своего рода музыка»

- Как вы понимаете эти слова?

II. Подготовительная работа.

Чтобы ваша речь произносилась свободно, чётко, красиво, мы выполним несколько подготовительных упражнений:

1. Упражнения на мышцы шеи и позвоночника.
 Повороты головы влево и вправо (5 раз)
 «На колок!» – Встать прямо, расправить плечи, руки по швам.
- расслабить плечи, слегка согнувшись вперёд, руки свесить в виде плетей и слегка потрясти.
- постепенно выпрямиться, расправить левое плечо, затем-правое, как бы надевая позвоночник на вешалку - 4 раза.
2.Дыхательная гимнастика (проецируется па экране).
- вдох через нос- выдох через рот, и наоборот- 4 раза
- «Задуй свечу!» - глубоко вдохнуть, а при выдохе выпускать воздух узкой струёй медленно на мнимую свечу, чтобы «пламя свечи» легло, а не погасло.-3 раза.
- «Дровосек»- глубокий вдох- руки вверх
-резкий выдох с выпадом вперёд, руки в замке вниз на звук «Ух!» 3 раза
3. Работа над звуком (проецируется на экране со звуковым сопровождением «Техника речи»).
- мм-мм-мм - с переходом в нн-нн-нн - 2 раза
- Рр-ррр-рр - рокот самолета.-2 раза
- жж-жж-жж - полёт жука- 2 раза
- Зз – зз-зз-писк комара-2 раза
- Шш-шш-шш-шум ветра-2 раза
4. Гимнастика языка:
-Перекатывание шарика (языка) с левой щёчки в - правую - и наоборот.-4 раза
5. Мимические упражнения:
- при произношении звука «С» - широкая улыбка
- при произношении звука «У» - губы в виде трубочки
6.На мелодику речи:
Данное стихотворение сначала надо произнести в нижнем регистре, затем - в верхнем.

Пара барабанов- 3 раза
Била бурю,
Пара барабанов-3 раза
Била бой

7. На темп речи:
Данная фраза сначала произносится в медленном темпе, затем постепенно ускоряется при повторении до 4-х раз:

От топота копыт
Пыль по полю летит

III. Опрос домашнего задания.
Чтение домашних сочинений учащихся на темы:
 «Чтобы стать свиньёй, не обязательно родиться поросёнком»
 «И петух был когда-то цыплёнком»
 «А кошки бывают разные»
IV. Коммуникативная игра. «В эфире «Классные новости».
Работа проходит в группах. Дети выбирают и придумывают рубрики самостоятельно Примерные рубрики: «Новости класса», «Зарубежные новости», «Культура», «Ученик года», «Астрологический прогноз» и т.д. (материал для выпуска новостей дети подбирали дома, а в классе его редактируют).
Материал должен быть оригинальным и интересным. Важно, чтобы были использованы клише газетно-публицистического стиля. Кроме того, в программе должен быть репортаж с включением интервью (данный материал строится на основе детских сочинений о поездках на экскурсии). Зрители – ученики класса. Эфирное время – 20 минут.
Начали (сигнал).

Итак, подведём итоги. Ученики высказывают свои замечания, используя «Критерии оценок». Юмор приветствуется.

Развитие спонтанной речи. Игра «Сочини сказку».
В данной игре используются клише художественного стиля.
- Мы будем сочинять фантастическую сказку, главные герои которой летают в небе, плавают в океане, живут на острове Буяне и т.д. Сказку начинает рассказывать один, затем сказочником становится другой, третий и т.д.
Условия игры: Не повторять сюжет, придумывать сказочные обстоятельства, стилизовать речь под речь фольклорную. Ведущим будет учитель, который жестом указывает на следующего рассказчика. Слушается 3 – 5 фрагментов. Темы могут быть такими: «В сказочном лесу», «Жили-были», и др. Зрители – ученики оценивают оригинальность услышанного сюжета, близость к фольклорной сказке. Участники также высказывают своё мнение, находят удачные и неудачные моменты.

V. Подведение итогов.
VI. Задание на дом.
1. Подготовить вопросы, которые вы хотели бы задать президенту.
2. Подготовиться к спору: «Наш цвет – самый главный».
3. Сочинить сказку «О чём думают книги ночью в библиотеке».




Гулькина Людмила Петровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ средней общеобразовательной школы №176 г. Самары
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Людмила Гулькина @ 14.08.2007, 09:32) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!

В наш век, век компьютерных технологий, когда дети стали очень мало читать художественную литературу, перед учителями-словесниками возник вопрос: «Как научить ребёнка вербальному общению, а не только общению с компьютером, как сделать речь красивой, как подготовить ученика к импровизированной речи?» Чтобы решить эту проблему, я обратилась к факультативному курсу риторики. Данный предмет состоит из 4-х основных блоков, изучение которых направлено на работу с речью.


Уважаемая Людмила Петровна, спасибо Вам за разработку урока. Вы, действительно, поднимаете важную тему - вербального общения, правильного и хорошего общения детей на уроке и вне его. Но в Вашем уроке есть несколько неточностей в формулировках, в логике построения урока... Возникает ряд вопросов, на которые самостоятельно найти ответы сложно. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Вашу разработку поместили в библиотеку и считали публикацией, то над ней ещё необходимо довольно поработать... smile.gif
Людмила Гулькина ( Пользователь )
Андрей Николаевич! Спасибо Вам огромное за ответ! Хочу сообщить, что урок я доработала и теперь хотела бы отправить его Вам на модерацию. Как это можно сделать?
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Людмила Гулькина @ 05.09.2007, 17:01) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей Николаевич! Спасибо Вам огромное за ответ! Хочу сообщить, что урок я доработала и теперь хотела бы отправить его Вам на модерацию. Как это можно сделать?


Можно его прикрепить здесь, на форуме. Есть возможность, что и другие филологи смогут посмотреть. А с другой стороны - публикация на ВИПе - нормальная публикация, которую можно вносить в своё портфолио.
Людмила Гулькина ( Пользователь )
Спасибо, размещаю разработку урока риторики исправленную...

Тема: Текст как речевое произведение, продукт речи.
Цель урока: 1) формирование умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной форме, создавать свой собственный текст как речевое произведение; 2) овладение навыками произнесения речи; 3) знакомство с элементами, влияющими на восприятие речи: а) вербальной коммуникации - темп, тембр голоса, громкость, чёткость, паузы, логическое ударение и т.д.
б) элементами невербальной коммуникации - выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство; 4) знакомство с нормами речевого этикета и регламентом; 5) приобщение учащихся к работе в группах.

Приёмы: упражнения на мимику, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие спонтанной речи, упражнения на мелодику речи, на темп и мелодику речи; формулирование вопросов; работа с критериями, анализа выступления; упражнения с творческими заданиями.
Оборудование урока:
1. Информационные технологии на уроках риторики. Презентация на тему: «Азбука общения» \ авторская работа в электронном виде Гулькиной Л. П.\
2. Собранные материалы учащихся к выпуску классных новостей.
3. Сочинения на темы: «А кошки бывают разные», «И петух был когда-то цыплёнком», «Чтобы быть свиньёй, не обязательно родиться поросёнком».
4. Примерные речевые формулы (клише) для подготовки «Классных новостей»; \см. «Приложения к уроку» \.

5. Ключевые предложения, служащие способом соединения фрагментов сказки к игре: «Сочини сказку»; \см. «Приложения к уроку» \.
6. Критерии оценок; \см. «Приложения к уроку» \.
7. Отличительные знаки творческих групп (значки, галстуки, бейджики).

Ход урока.
I. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с темой: «Текст». Сегодня мы продолжим работу над созданием текстов и их произнесением. Поэтому тема будет звучать так: «Текст как речевое произведение, продукт речи».

А чтобы наши тексты стали настоящими речевыми произведениями, мы создадим определённые речевые ситуации:
С кем? Где? Когда? С какой целью будет осуществляться общение, и в каком стиле?
Перед каждым из вас лежат клише, которые помогут вам в построении текстов.

В качестве эпиграфа взято высказывание греческого философа Аристотеля:

«Приятная для слуха речь - своего рода музыка»

- Как вы понимаете эти слова?
Знакомство учащихся с целью урока.
II. Подготовительная работа.

-Чтобы ваша речь произносилась свободно, чётко, красиво, мы выполним несколько подготовительных упражнений:

1. Упражнения на мышцы шеи и позвоночника.
 Повороты головы влево и вправо (5 раз)
 «На колок!» – Встать прямо, расправить плечи, руки по швам.
- расслабить плечи, слегка согнувшись вперёд, руки свесить в виде плетей и слегка потрясти.
- постепенно выпрямиться, расправить левое плечо, затем - правое, как бы «надевая позвоночник на вешалку» - 4 раза.
2.Дыхательная гимнастика (проецируется па экране).
- вдох через нос- выдох через рот, и - наоборот- 4 раза
- «Задуй свечу!» - глубоко вдохнуть, а при выдохе выпускать воздух узкой струёй медленно на мнимую свечу, чтобы «пламя свечи» легло, а не погасло.-3 раза.
- «Дровосек»- глубокий вдох - руки вверх,
- Резкий выдох с выпадом вперёд, руки в замке вниз на звук «Ух!» - 3 раза
3. Работа над звуком (проецируется на экране со звуковым сопровождением «Техника речи»).
- Произнесём звуки:

- Мм-мм-мм - с переходом в Нн-нн-нн - 2 раза

- Рр-рр-рр - рокот самолета - 2 раза

- Жж-жж-жж - полёт жука - 2 раза

- Зз- зз-зз - писк комара - 2 раза

- Шш-шш-шш-шум ветра - 2 раза

4. Гимнастика языка:
-Перекатывание шарика (языка) с левой щёчки в правую щёчку и - наоборот. -4 раза.

5. Мимические упражнения:
- при произношении звука «С» - широкая улыбка

- при произношении звука «У» - губы в виде трубочки – 5 раз.



6.На мелодику речи:

- Записанное на доске стихотворение сначала произнесём в нижнем регистре, подражая старому барабану:

Пара барабанов- 3 раза
Била бурю,
Пара барабанов-3 раза
Била бой.
- А теперь произнесём его в верхнем регистре, подражая молодому барабану:

7. На темп речи:

Данная фраза сначала произносится в медленном темпе, затем постепенно ускоряется при повторении до 4-х раз:

От топота копыт
Пыль по полю летит

III. Опрос домашнего задания.
Чтение домашних сочинений учащихся на темы:
 «Чтобы стать свиньёй, не обязательно родиться поросёнком»
 «И петух был когда-то цыплёнком»
 «А кошки бывают разные»
IV. Коммуникативная игра. «В эфире «Классные новости».

Работа проходит в группах. Дети выбирают и придумывают рубрики самостоятельно.

Примерные рубрики:
«Новости класса», «Зарубежные новости», «Культура», «Ученик года», «Астрологический прогноз» и т.д.
Материал должен быть оригинальным и интересным. Важно, чтобы были использованы клише газетно-публицистического стиля. Кроме того, в программе должен быть репортаж с включением интервью (данный материал строится на основе детских сочинений о поездках на экскурсии). Зрители – ученики класса. Эфирное время – 20 минут.

Начали! (сигнал)
- Итак, подведём итоги.

Ученики высказывают свои замечания, используя «Критерии оценок». Юмор приветствуется.

Развитие спонтанной речи. Игра «Сочини сказку».

В данной игре используются клише художественного стиля.
- Мы будем сочинять фантастическую сказку, главные герои которой летают в небе, плавают в океане, живут на острове Буяне и т.д. Сказку начинает рассказывать один, затем сказочником становится другой, третий и т.д.
Условия игры: Не повторять сюжет, придумывать сказочные обстоятельства, стилизовать речь под речь фольклорную. Ведущим будет учитель, который жестом указывает на следующего рассказчика. Слушается 3 – 5 фрагментов. Темы могут быть такими: «В сказочном лесу», «Жили-были», и др. Зрители – ученики оценивают оригинальность услышанного сюжета, близость к фольклорной сказке. Участники также высказывают своё мнение, находят удачные и неудачные моменты.

V. Подведение итогов.
VI. Задание на дом.
1. Подготовить вопросы, которые вы хотели бы задать Президенту.
2. Подготовиться к спору: «Наш цвет – самый главный».
3. Сочинить сказку «О чём думают книги ночью в библиотеке».
Елена Енина ( Пользователь )
Уважаемая Людмила Петровна! Хотелось бы узнать, для какого возраста вы ведете факультатив? Я тоже вижу проблемы в общении детей, при их публичных выступлениях и т.д. В условиях профильной школы для старшеклассников есть элективные курсы, там можно с детками поработать дополнительно. А вот в среднем звене нет часов ни на кружки, ни на факультативы. А у Вас как? Мы с Вами земляки, при необходимости и встретиться можно. Е.А.
Людмила Гулькина ( Пользователь )
Уважаемая Елена Александровна!
Спасибо, что отозвались на мою работу. Прошу прощения, что долгое время не могла Вам написать.
Постараюсь ответить на интересующие Вас вопросы.
Моя программа рассчитана на учащихся 6-7 классов. В нашей школе тоже есть элективные курсы для старшеклассников. Поскольку наша школа с мультипрофильным обучением, были выделены факультативные часы и для среднего звена. Когда не выделялись часы на факультативы, я использовала некоторые виды работ из риторики на уроках литературы: технику речи, работу с текстом, невербальные и вербальные способы общения.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, предлагаю вашему вниманию работу учителя из Белгородской области. Урок по "Демону". Хотелось бы выслушать ваши размышления.
Надежда Иванова ( Пользователь )
(Филолух @ 21.01.2008, 08:43) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, предлагаю вашему вниманию работу учителя из Белгородской области. Урок по "Демону". Хотелось бы выслушать ваши размышления.

[font=Times New Roman][size=7]
Автор предложила нетрадиционный подход к изучению поэмы,используя интерактивные методы работы и формы организации познавательной деятельности учащихся:эвристическая беседа, "мозговой штурм", работа в группах, командная дискуссия, конкурс на лучший синквейн.
Интересна презентация учебного материала с использованием компьютерных технологий:теоретический материал,терминология, репродукции картин М.А.Врубеля.
Учителем соблюдены все этапы выбранного типа урока - изучение и первичное закрепление новых знаний.
Васильева И.П. смогла в полном объеме и достаточно глубоко раскрыть заявленную тему, используя понятийный ряд и философские категории.
По данной модели я провела урок со своими учащимися. По нашему общему мнению работа автора заслуживает высокой оценки.
Ирина Васильева ( Пользователь )
Уважаемая Надежда Борисовна! Спасибо за участие и за положительную оценку, тем более, что презентацию я делала первый раз.С уважением, И.П.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+