Личный кабинет

Образовательный стандарт для старшей школы: катастрофа или достижение?

Обсуждение принятого федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
Вадим Монахов ( Пользователь )
(Текст в работе)
Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования был в качестве прощального подарка российской системе образования подписан перед отставкой министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012. В ближайшее время документ будет опубликован в «Российской газете».
На сайте Минобрнауки размещен Проект приказа в варианте от 15.05.2012 - так что его уже можно обсуждать как принятый окончательный вариант.
Для того, чтобы понять состояние дел с образовательными стандартами, сначала полезно вспомнить историю вопроса.

1. История принятия скандальных стандартов
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году была начата разработка стандартов общего образования второго поколения.
Стандарт для начальной школы (1-4 классы)
В 2009 году был принят разработанный под руководством академика РАО, генерального директора издательства "Просвещения" А.А.Кондакова и академика РАО Л. П. Кезиной федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы (Приказ Минобрнауки от 06 октября 2009 г. N 373). Его принятие обошлось без громких скандалов и протестов. Трудно сказать, с чем это связано. То ли стандарт оказался слишком обтекаемым и бюрократичным по формулировкам, то ли образовательное сообщество ещё не оценило масштабы надвигающейся угрозы... Скандалы начались гораздо позже, когда упомянутая в Стандарте предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" стала реализовываться в виде продавливаемого в школы предмета "Основы православной культуры". А также когда оказалось, что заниматься в соответствии со Стандартом можно только по линии учебников, в основном - издательства "Просвещение". Наверное, генеральный директор издательства А.А.Кондаков был приятно удивлён этим фактом.
Стандарт для основной школы (5-9 классы)
Проект стандарта для основной школы появился в мае 2010 года. Он был многословен и неконкретен. Его значительная часть была сделана методом простого копирования текста из Стандарта для начальной школы. На обсуждение проекта стандарта по действующим нормам было дано всего несколько дней. Автор данной статьи написал Открытое письмо против утверждения проекта нового образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы) и возглавил работу по корректировке этого письма. Также корреспонденту газета.ру в статье Преподаватели выступили против нового стандарта было дано разъяснение претензий и предложения по поводу того, что же надо менять в системе школьного образования для вывода её из кризиса. Критиковать-то многие любят, а вот предложить программу конструктивных действий гораздо труднее.
Конечно, не только участники Всероссийского сетевого Педсовета выступали против проекта. В обсуждениях на сайте ФГОС было много протестов, особенно - против ликвидации информатики как отдельного предмета. Проект не был сразу принят, он ушёл на длительную доработку - похоже, наличие критики сыграло какую-то роль.
Стандарт для основной школы был принят Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. N 1897 . Из сделанных автором замечаний было учтено только одно - в окончательном тексте Стандарта было указано минимально и максимально допустимое число часов, отводимых на обучение в основной школе. С учётом разговоров о необходимости минимизировать число бесплатно изучаемых в школе предметов и минимизировать число бесплатных часов это было определенным достижением. Тем не менее, ни протесты против ликвидации информатики, ни протесты против протаскивания в школу религиозных курсов не были учтены.
Стандарт для старшей школы (10-11 классы)
Проект ФГОС для старшей школы появился 16 ноября 2010 г., но его публикация в Сети произошла в декабре. Этот проект был столь же бюрократичен и содержал столько же "воды", как и Стандарт для основной школы. И, естественно, его значительная часть была сделана методом копирования из Стандарта для основной школы. Но не это стало причиной невиданного до того шквала критики. Самым возмутительным стало объявление необязательными для изучения математики, русского языка, литературы, всех предметов естественнонаучного цикла. Зато объявлялись обязательными ОБЖ, физкультура, новый предмет "Россия в мире" с неизвестным "патриотическим" содержанием и некий столь же невиданный до того "Индивидуальный проект".
Проект стандарта вызвал негодующие отклики.

Автор совместно с другими участниками Всероссийского сетевого Педсовета опубликовал Открытое письмо против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования . Оно сыграло некоторую роль при дальнейшем обсуждении в профессиональном сообществе, однако целую бурю в Сети породило
Открытое письмо руководству страны против принятия проекта стандарта , которое написал Сергей Владимирович Волков, учитель Центра образования №57 г.Москвы, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»).

В итоге проект Стандарта для старшей школы был отправлен на доработку. Вторая версия проекта Стандарта, опубликованная 15 февраля 2011 г., оказалась слегка отретушированной копией первой, и совместными усилиями представителей образовательного сообщества принятие данного проекта стандарта удалось остановить. Сыграли роль и протесты на сайте ФГОС , и критика во время открытого стола в Общественной палате, и критика экспертов Минобрнауки.

В статье Нестандарт для школьного образования мной были подробно описаны недостатки данного проекта стандарта.

Была образована группы мониторинга доработки проектов стандартов общего образования под руководством Григория Балыхина. Она попыталась внести коррективы в проект без изменения его сути.

Затем почти одновременно появились два альтернативных варианта проекта Стандарта для старшей школы: 11 апреля 2011 г. - основанная на совершенно иных принципах версия 3, вариант 1 проекта, разработанная Президиумом РАО во главе с академиком Н.Д.Никандровым, и 19 апреля 2011 г. - альтернативная ей версия 3, вариант 2 проекта, разработанная под руководством академика РАО А.А.Кондакова.
В версии Н.Д.Никандрова предлагалось взять за основу основные черты имеющейся системы школьного образования, показавшие работоспособность и эффективность - см. статью Третья версия проекта стандарта образования для старшей школы. Версия А.А.Кондакова являлась чуть доработанным вариантом предыдущего проекта стандарта, с непринципиальными изменениями.

После жарких дискуссий за основу была принята версия Президиума РАО, и отправлена на доработку комиссией под руководством Михаила Ковальчука.

Наконец, в начале июня 2012 г. появилась четвертая версия проекта Стандарта. Через несколько дней она сменилась окончательной, пятой версией.

2. Основное содержание стандарта для старшей школы

3. Что в стандарте хорошо, и что в стандарте плохо
Зачем они, стандарты образования?
Чего не хватает в Стандартах, и что в них лишнее
принята Резолюция всероссийского семинара-совещания по ФГОС -

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+