Личный кабинет

Понятие нравственного воспитания и направления в развитии нравственности младшего школьника.


Что представляет собой нравственное воспитание, если рассматривать его с педагогической точки зрения, каков его характер и основные закономерности? Для этого нужно начать с вопроса: что же такое воспитание?

Статья

Тема: Понятие нравственного воспитания и направления в развитии нравственности младшего школьника.

Учитель ИЗО

Пономарева Анна Николаевна

Городской округ Истра МОУ Октябрьская СОШ

 

     Важнейшей составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является ее нравственная формирование. Все это, естественно, требует глубокого осмысления теоретических и методических основ организации воспитательной работы в школе по нравственному развитию учащихся. Успешное осуществление нравственного воспитания учащихся требует от классного руководителя глубокого осмысления и знания его  педагогической сущности. В связи с этим возникают вопросы: что представляет собой нравственное воспитание, если рассматривать его с педагогической точки зрения, каков его характер и основные закономерности? Для этого нужно начать с вопроса: что же такое воспитание?

     В широком социальном смысле воспитание – это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу накопленного опыта из поколение в поколение, нравственных норм и ценностей.

     С точки зрения философии воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия двух поколений.

     С точки зрения психологии воспитание – это процесс целенаправленного развития способностей человека отражать окружающий мир.

7

     Мы под воспитанием будем понимать такой процесс педагогического воздействия на учащихся, который вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и возбуждает их активное стремление к собственному развитию и формированию положительных личностных черт и качеств.

     Подобное понимание сущности воспитания важно не только для организации педагогического процесса в целом, но и для деятельности учителя по нравственному воспитанию учащихся. Только при условии, если проводимая им воспитательная работа привлекает учащихся своей содержательностью и эмоциональностью, возбуждает у них интерес и активность, стимулирует к анализу своих положительных сторон и недостатков, она оказывает действительное педагогическое влияние на их моральное развитие.

     Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действий, слова и дела.

     Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь ввиду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». Кстати, в ряде языков и, в частности, в белорусском языке имеется только слово «мораль», слова же «нравственность» нет. Впрочем, в этике иногда эти понятия различают. Под моралью в этом случае понимают систему норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности, направленность так же трактуется, как совокупность навыков и привычек человека, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

8

Формирование нравственности, или нравственной воспитанности личности, педагогика связывает не только со знанием моральных норм, правил и принципов, но и с их неукоснительным соблюдением. Но что означают моральные нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предъявляемых моралью общества к характеру и поведению личности в различных сферах общественной и личной жизни, а так же в общении и контактах с другими людьми.

     Итак, мораль, будучи внешне по отношению к детской личности социальной духовной силой, обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Общественный застой и последующие социальные потрясения, происходящие в обществе, автоматически ведут к разрушению моральных связей между людьми, отбрасыванию моральных норм, замене их лицемерием, к утрате людьми моральности, к духовной опусташоности. Вот почему собственно моральное воспитание, просвещение и приучение, не дающее устойчивого педагогического результата, не может быть конечной, абсолютной целью общественного воздействия на человека. Оно лишь этап к формированию главного в личности: к выращиванию, развитию в ней внутреннего глубинного духовно – нравственного начала.

     Нравственность в отличие от морали представляет собой сложное социально – психологическое образование. Она образуется из глубоко личных интелектуально – эмоционально убеждений, самостоятельно вырабатываемых

9

контролирующих потребности и мотивы определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Служение внутренним нравственным убеждениям, делает человека духовным и обеспечивает уважение к самому себе.

     Нравственность возникает как совокупный продукт материально – духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень и что выражается в принципах жизнедеятельности интелектуально – нравственной свободой, совестной и ответственной личности. С позиции такого понимания сущности нравственности подленно нравственен не тот, кто не преступает официальных норм морали, а тот кто верен нравственным принципам, преодолевает ради их утверждения самого себя и внешние препятствия. Конкретная нравственность – явление не только социальное, но и психологическое, связанное со всеми сферами человеческой организации: рациональной, потребностной, мотивационной, волевой, эмоциональной, нервно – психической, сексуальной. Они не определяют состояние нравственности, ее принципов, но индивидуально окрашивают нравственные проявления личности, влияют на характер протекания борьбы мотивов, способы осуществления нравственного решения. Благодаря личностно – характерологическим свойствам нравственность в человеке формируются как его собственный, индивидуальный нрав, как внутренний сплав нравственных принципов и черт характера, потребностей, интересов, мотивов, целей. Этим объясняется разноречивость

10

оценки уровня и состояния нравственности разных людей, неопределенные и ошибочные характеристики нравственной направленности человека.

     Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

     Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, слабосильным, неспособным формировать внутренние

 

11

стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

     Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное осознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление, являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действительного практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществлять свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею

 

12

нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстримальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. Дети часто на склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у школьников свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

     Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловленно внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и сомоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением. Высшим

13

уровнем нравственного поведения, мерилом нравственной устойчивости человека является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстримальных ситуациях. Для детей такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни в коллективе, в учебной, трудовой, спортивной деятельности, в отношениях с товарищами и взрослыми.

     Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, к труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуется реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражения в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Это пространство имеет свои временные, объемные, эстетические характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравственного взаимодействия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до

14

минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Все это позволяет глубоко понять сущность нравственного воспитания. Нравственное воспитание - не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и не бездумная отработка привычек поведения. Оно активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоление противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодаления и самоуправления в соответствии с ними. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри себя ребенок может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цельным и сильным, владеющим собой, не пленником страстей и обстоятельств. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, нерешенных вопросов, конфликтов и сталкновений. Противоречивость содержания нравственной жизни школьников следует рассматривать как главный объект воспитательного процесса, над организацией которого необходимо систематически и постоянно работать, сосредотачивая усилия на умелом решении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных норм поведения.

    

15

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных форм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит так же наличие у школьника сильной воли, способности осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Нравственное воспитание детей, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждений и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников формирование любви к Родине, к животным, к природе, к людям. Но иногда это воспитание «проходит мимо» некоторых детей, что ведет за собой плачевные последствия.

     Жизнь младшего школьника – как цветок, раскрывающий лепестки, как луч восходящего солнца. День его проходит в разнообразных занятиях. Он удивительно смотрит на мир, в нем все его поражает, восхищает. Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных

16

дней, оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, в общении с людьми, домашними животными. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, будут влиять на выбор им конкретных поступков. Весь образ его жизни, весь строй его мыслей и чувств формирует его личность, причем в силу особой восприимчивости детского возраста формируют активнее, чем это будет происходить, когда он будет взрослым. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное, чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков. Дополнительное знание, чем он живет, о чем он мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Необходимо постоянное внимание к собственному поведению, словам и поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами родителей и учителей. Нравственное воспитание младших школьников осуществляется в самых различных сферах их жизнедеятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Но формирование высоконравственной личности происходит в школе, являясь процессом целенаправленным и систематическим. Подготавливая подрастающее поколение ко взрослой жизни, учителя учат ребят быть скромными, честными, ответственными, принципиальными, учат уметь трудиться, быть заботливыми по отношению к людям и живой природе. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного

17

человека. На воспитание такой личности и направлена воспитательная деятельность школы, которая решает следующие задачи нравственного воспитания:

  • воспитание нравственного сознания, прочих нравственных убеждений;
  • воспитание нравственных чувств, направленных на сознание подрастающим поколением своего отношения к обществу, к труду, к природе, к животным, к людям, миру в целом;
  • воспитание навыков нравственного поведения;
  • воспитание моральных качеств, укрепление и совершенствование устойчивых нравственных умений, навыков и привычек.
  • При определении содержания нравственного воспитания необходимо:
  • социально – эстетические требования;
  • совокупность психологических свойств, качеств личности и черт характера, которые являются носителями нравственности;
  • возможности и особенности морального развития учащихся различных возрастных групп.Вывод: Конечной целью и задачей нравственного воспитания является нравственное формирование личности. Для осуществления нравственного воспитание важное значение имеет осмысление его содержания и обстоятельное значение внутренней структуры. Содержание воспитательной работы связанно с ее целевой направленностью и определяет формы ее поведения. Кроме того, оно позволяет четко представить, какие стороны личностного формирования должны быть в центре внимания учителей, какие нравственные качества необходимо вырабатывать и формировать у учащихся. Успешным осуществление нравственного воспитания будет только тогда, когда все его задачи будут решаться в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.
  • 18
  •  

Список литературы:

 

  1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителей. / Под редакцией И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – м. : Просвещение, 1979 – 290 с.
  2. Воспитать человека: Сборник нормативно – правовых, научно – методических, организационно – практических материалов по проблемам воспитания. / Под редакцией В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. – М. : Вентана – Граф, 2002. – 384 с.
  3. Краткий психологический словарь. / Составитель Л. А. Карпенко; под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.
  4. Краткий словарь по социологии. / Под редакцией Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; Сост. Э. М. Коржева. - М. : Политиздат, 1989. – 479 с.
  5. Крупская Н. К. Избранные педагогические сочинения. М. : 1965, 299 с.
  6. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. : Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М. : просвещение, 1984. – 319 с.
  7. Леонтьев А. Н. психологические вопросы сознательности учения // известия АПН РСФСР. Вып. 7. – 1946. с. 3 – 40.
  8. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 2 кл. кн. 1. Общие основы психологии. – М. :Просвещение, 1994. – 576 с.
  9. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М. : Изд. ВЛАДОС – ПРЕСС,2005. – 159 с.
  10. Савенкова Л. Г. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусства. – М. : Издательство «МАГИСТР»,1995. – 76 с.
  11. Словарь по этике. / под редакцией И. С. Кона. – М. : издательство политической литературы, 1981. – 430 с.
  12. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьника. М. : 1983, 159 с.    

          

 

           

     

     

 

 

 

Добавлено: 31.01.2019
Рейтинг: 6.1666666666667
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+