Личный кабинет

Развитие эмоционально-волевой сферы и творческого воображения при работе над текстом на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения


Данный доклад представляет собой методические разработки, применяемые мной на уроках РРС и ФП при работе с глухими учащимися на II ступени обучения. Основным видом работы на занятиях по РРС является работа над текстом, которая занимает значительную часть урока. При этом на уроках в старших классах используются такие методы и приёмы, при помощи которых осуществляется ознакомление учащихся с содержанием предъявленного текста, углубляются и совершенствуются навыки его анализа, а также прививаются навыки самостоятельной работы над текстом. В процессе работы над текстом у учащихся воспитываются нравственные, эстетические, патриотические чувства, чувство сопереживания, развиваются эмоционально-волевая сфера и творческое воображение. Мною разработана система текстов для применения их на занятиях по РРС и ФП с глухими учащимися 8-х - 11-х классов. Эти тексты представляют собой материал различной трудности художественного, публицистического и научного характера. Тематика их разнообразна: это рассказы познавательного характера, представляющие собой информацию о нашей Родине и других странах, о жизни людей, о природных явлениях, о растительном и животном мире. По методике работа над одним текстом проводится в три этапа, на трёх занятиях. Это восприятие и чтение текста, ответы на вопросы по его содержанию, выполнение заданий к тексту и его пересказ. Я добавила такой вид работы, как анализ текста, который мотивирует учащихся к более глубокому постижению смысла текста, его ключевых моментов, а также затрагивает тему соблюдения нравственных и этических норм в различных жизненных обстоятельствах самими учащимися в определённый момент ситуации. При работе над анализом текста, несущего в себе определённую информацию разного характера, учащимся предлагалось разыгрывать этюды на заданные темы. При этом использовались такие приёмы, как эмпатия - особая форма сопереживания, рефлексия - самопознание внутреннего мира, децентрация – умение взглянуть на проблему со стороны, чтобы объективно оценить её. Мною практически к каждому тексту, используемому на уроках слуховой работы, прилагается одно или несколько упражнений, связанных с различными моментами и ситуациями текста, а также этюд, то есть фрагмент сюжетно-ролевой игры, непосредственно связанный с темой текста. Основной задачей учителя является обогащение эмоционального мира ребёнка новыми чувствами и эмоциями, попытка помочь ему овладеть опытом распознавания чужих и своих эмоциональных состояний и использовать те или иные эмоции в определённый момент ситуации на определённом уровне. Для того, чтобы учащимся было легче постигать сложный и интересный мир эмоций и уметь красиво их выражать, на уроках используется богатый наглядный материал в виде слайдов, карточек, табличек, иллюстраций и пиктограмм, то есть графических моделей различных эмоциональных состояний. Подбор слайдов, иллюстраций и пиктограмм нужно производить тщательно, учитывая их художественные достоинства и соответствие их содержания определенным целям и задачам урока. Содержание иллюстраций должно вводить учащихся в мир художественного, публицистического и научного произведения, то есть текста, демонстрируя историческую обстановку, быт и нравы определенной эпохи. Работа над текстом – благодатная почва для развития эмоциональности глухих учащихся, причём речь здесь идёт не только о развитии эмоций, но и о развитии культуры эмоций. Когда мы говорим о культуре эмоций, мы подразумеваем достойное, корректное выражение учащимися своих чувств, вызванных различными жизненными обстоятельствами. Для этой цели на уроках применяются элементы психогимнастики. Это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. В процессе работы над художественным текстом внимание учащихся фиксируется на эмоциональных состояниях описываемых героев. А самое главное – учащийся должен, ознакомившись с содержанием данного текста, при повторном чтении прочитать его эмоционально, выразить свои чувства, вызванные ситуативными переживаниями. Школьникам предлагается эстетично воспроизвести эти состояния, используя в совокупности телодвижения, мимику, жесты, выражение глаз, то есть использовать так называемый приём кинесики. Что касается развития творческого воображения учащихся, то элементы различных приёмов, включающие в себя творчество во всех его проявлениях, способствующих достижению этой цели, должны присутствовать при всех видах работ на уроке, естественно, по ситуации. Установлено, что с деятельностью воображения тесно связано движение чувств и эмоций и зависит продолжительность интереса к данному виду деятельности и направление психического развития ребёнка. Любой процесс обучения детей с нарушениями слуха должен строиться на использовании общепедагогических и специфических принципов. В своей работе наиболее важным считаю принцип систематичности в формировании словесной речи учащихся как средства общения и использование дифференцированного подхода в обучении. Важен также принцип доступности при применении заданий учащимися и использование аналитико-синтетического и полисенсорного методов преподнесения учебного материала. В результате применения описанных мною методов и приемов на уроках РРС и ФП, содержащих в себе комплексный подход в обучении и воспитании глухих учащихся, у школьников развивается и образное видение, и воображение, и чёткое, динамичное, абстрактное и творческое мышление, и художественный вкус. А также даётся представление об уровне восприятия и понимания учащимися той или иной темы, а также эмоционального восприятия и воспроизведения пропущенного через своё сознание учебного материала.

 

document
Эмоциональное_воспитание_2.doc

    20.04.2012 | 09:20
    Светлана Щелчкова Пользователь

    Уважаемая Татьяна Сергеевна! Меня заинтересовала тема вашего доклада, и я большим интересом прочитала его.

    На уроках вы используете такие методы и приёмы, при помощи которых происходит ознакомление учащихся с содержанием предъявленного текста, углубляются и совершенствуются навыки его анализа, а также у школьников воспитываются нравственные, этические и патриотические чувства.

    Вами проделана большая работа - разработана система текстов для применения их на уроках РРС и ФП с глухими учащимися 8 – 11 классов, и вы разработали методику применения на каждом уроке дополнительных заданий в виде упражнений и этюдов, способствующих развитию эмоционально-волевой сферы и творческого воображения школьников.

    Вы применяете на уроках такие приёмы, как эмпатия, рефлексия, децентрация и элементы психогимнастики, которые способствуют постижению учащимися эмоциональных состояний других людей и вызывают чувства сопереживания, служат в познавательных, развивающих целях, а также развивают их творческое воображение.

    Очевидно, что ваша работа проводится в системе: в ней соблюдается принцип доступности при поднесении учащимся учебного материала и все задания носят дифференцированный характер. Хочется отметить актуальность темы вашей работы, которая служит совершенствованию произносительной стороны речи и в целях использования социального опыта учащихся в повседневной жизни в коммуникативных целях.

    Спасибо за предоставленный материал. Обязательно воспользуюсь на своих уроках вашей системой заданий.





    Учитель-дефектолог школы № 101 г. Москвы Кобозева С.А.


     

    20.02.2012 | 19:37
    Татьяна Овчинникова Пользователь

    Когда я думаю, что же всё-таки является самым важным в нашей работе, прихожу к мысли, что это всё-таки труд, тяжёлый труд над собой, это любовь и уважение, и к себе тоже. Это доброта, это интеллигентность, эстетичность, это эмоциональность. Сделала вывод. что у неэмоциональных учителей и дети неэмоциональные. Урок - это атмосфера добра, терпения, сотворчества. Это ощущение друг друга. Как научить почувствовать и полюбить глухого ребёнка красоту окружающего нас мира, как затронуть его полузастывший эмоциональный мир, как перестроить его специфическое восприятие, его своеобразное мышление, чтобы он смог выразитьпечаль и радость, удивление и восторг, боль свою и любовь свою.


     

Добавлено: 20.02.2012
Рейтинг: -
Комментарии:
2
Просмотров 2059
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+