Личный кабинет

Приёмы и методы работы на уроках русского языка и литературы


Хочу поделиться опытом работы и рассказать, какие приёмы и методы работы использую на уроках

    Обобщая свой педагогический опыт, хотела бы рассказать о методах и приемах, используемых мною на уроках. В своей работе беру за основу развивающую систему обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.

    Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • быстрый темп изучения программного материала;
  • осознанное обучение;
  • преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;
  • общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.

     Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные.

Методы обучения - проблемные. Наиболее эффективная программа – программа проблематизации.

Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на уроках? Не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.

Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.

Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому, К. Коффке), являются:

1)Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности.
2)Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика.
3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития ("могу сам") — в зону ближайшего развития ("могу с учителем").
4)Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству.
5)Реализация принципа относительной успешности обучения.
6) Учет механизма развития способностей: операция - действие - способ деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина : “ И забываю мир …”.

На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Почти каждый ребенок ощущает смешное, комичное, поэтому считаю юмор своим помощником в разных ситуациях. Использую на уроках шуточные стихотворения.

Какое слово является обращением в данном стихотворении?

Пила.

Наша острая пила –

Не пила,

А пела.

Не пила,

Не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела,

Как могла,

Развеселая пила.

Напилила дров –

Будь, хозяин, здоров!

Прослушайте стихотворение и найдите в нем однокоренные слова.

Котофей.

В гости едет Котофей,

Погоняет лошадей.

Он везет с собой котят:

Пусть их тоже угостят.

Затем продолжаем ряд однокоренных слов и получаем примерно такую запись:

Гости                                                                             Кот

Угостить                                                                         Котофей

Гостить                                                                          котята

Гостевать                                                                         кошка

Погостить                                                                        кошкин

Нагоститься                                                                   кошачий

Гостевой

Гостиница

Гостиный

Гостинец

Угощение

При изучении условного наклонения предлагаю такое стихотворение.

Если б взяли в лес меня

Если б взяли в лес меня.

Пусть всего лишь на полдня,

Я бы там на елку влез

И в густых ветвях исчез.

Примостился б на суку

И кричал: Ку-ку, ку-ку!

Всем бы

Кто

В лесу гулял,

Двести лет накуковал!..

Предлагаю своим учащимся задания по стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему- нибудь.

Учащимся 6-го и 8-го классов были даны стихотворения (на стол каждому) В. Брюсова и К. Бальмонта:

Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

В.Я. Брюсов.

Я люблю лесные травы

Ароматные,

Игры и забавы

Невозвратные.

Колокольные призывы

Отдаленные,

Над ручьем уснувшим ивы

Полусонные.

Очертанья лиц мелькнувших

Неизвестные.

Тени сказок обманувших

Бестелесные.

Все, что манит и обманет

Нас загадкою,

И навеки сердце ранит

Тайной сладкою.

К. Бальмонт.

Перед учащимися была поставлена задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Вот какие стихотворения получились у учащихся 6-го класса:

Осень – проказницу, листья веселые

Я узнаю.

Зеленые, красные, желтые, бурые,

Словно в раю.

Хохоча, она играет –

Вышла, стою.

Смотрю на нее и любуюсь, она занимает

Душу мою.

Вижу я осень прелестную, чудную, словно

В дивном краю.

В следующий раз сочиню я новую

Сказку свою.                 Нарыкова Аня.

          

Шалтая – болтая, прикольного, смелого

Я узнаю.

Мне кажется, с ним я

Словно в раю.

Зовет он меня погулять –

Вышла, стою.

Радует, веселит и смешит он

Душу мою.

Живет Шалтай – болтай

В дивном краю.

И рассказал он мне

Сказку свою.                        Малых Александра        

Осенью листья красивые, яркие

Я узнаю.

Поляны осенние, светлые, мягкие,

Словно в раю.

К узенькой тропке, извилистой, нежной,

Вышла, стою.

Нежу я краем родным и прекрасным

Душу мою.

Стою я недвижно на тропке, будто

В дивном краю.

Тихая речка лепечет любовно

Сказку свою.                Масюк Александра.                         

Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций , размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений о детях.

Стихотворения учащихся 8 – го класса более зрелые, они лучше чувствуют слово; образы, созданные восьмиклассниками яркие и интересные:

Солнце весеннее, светлое, яркое

Я узнаю.

Падают капли чистые, звонкие,

Словно в раю.

И распускаются почки, душистые, нежные,

Как в дивном краю.

Лепечут ручьи, весенние, чистые,

Сказку свою.

И небесный простор голубой согревает

Душу мою.

Дубинин Николай.

Расцветают нежно травы

Ароматные.

И ушли давно морозы

Невозвратные.

Звон капели, песни

Отдаленные,

Птичьи тихие свирели

Полусонные.

Вспоминались леших сказки

Неизвестные,

Где кикиморы, русалки

Бестелесные –

Все, кто в глушь лесную манит

Нас загадкою,

Те, которые обманут

Тайной сладкою.

Нарыкова Анна.

Мне приятен запах хлеба

Ароматного,

Вспоминаю свое детство

Невозвратное:

Деревни шорохи и звуки

Отдаленные,

Как мы гурьбой к реке бежали

Полусонные.

Верили, что существуют тролли

Бестелесные.

Детство навсегда останется

Загадкою,

Буду вспоминать его, как

Сказку сладкую.

Масюк Саша

Работа над текстами литературных произведений помогает развитию у учащихся речевого слуха - способности улавливать мысли и чувства через восприятие интонации, логических ударений, пауз, темпа речи. Правильное, осознанное восприятие звуковой стороны высокохудожественного текста помогает учащимся использовать звуковые и выразительные средства в собственной речи (устной и письменной). Помогает в этом, на мой взгляд, именно стилизация.

Как пример приведу стихотворение «Ода компьютеру»

При изучении лирики А.С. Пушкина в 8-х классах я рассказала ребятам о задании, которое когда-то предложил Кошанский юным лицеистам, описать розу стихами. Затем детям была прочитана пушкинская «Роза»

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

И я предложила ребятам тоже описать розу. Вот сочинения моих учеников:

РОЗА

Друзья мне розы подарили, Домой скорей их принесла, Бутончики в горшочке были. Я место на окне нашла.

Летели дни — бутон изящный Возник из нескольких листов, И первый лепесток прекрасный Вдруг показался из оков.

Я розой долго любовалась, Дарила ей свои мечты, Но кошка шустрая подкралась И... откусила лепестки.

Нарыкова Анна

Алая роза растет в саду,

И о ней я речь поведу,

Ее там соловей воспевает,

А роза под трели его засыпает.

Олерник Вика

А вот романтический опыт ученицы, пытающейся сохранить высокий стиль начала XIX века.

О роза, роза! Ты красива, Ясна, мила, но горделива.

Тобой любуюсь не напрасно,

Ты утром, как любовь, прекрасна, Когда роса блестит звездой,

Все восхищаются тобой!

Тебя измучили шипы,

Но не найдешь в саду тропы.

Где не было бы лепестка

Сего прелестного цветка!

Алексеева Лера

На примерах собственного творчества детьми легче усваивается теория стихосложения: если поначалу они интуитивно используют таинственные художественные приемы, то позже, постигая законы жанра, они сочиняют неплохие произведения.

Дубинин Николай становился победителем районных и областных конкурсов уже трижды. Нарыкова Анна дважды получала дипломы участника районных конкурсов.

                      

 Память

Я помню, я горжусь своей страною,

Непобедимой, с непокорной головою,

Врага прогнавшей с дорогой земли,

Где за свободу миллионы полегли!

Горжусь я дедом, Родине отдавшем

Всю силу, молодость, бесстрашье!                    

Я помню всех солдат безвестных,

Сложивших головы в полях окрестных.

Свободу, честь и счастье отстоявших,

Не павших на колени, не сбежавших.

С врагом вы были непоколебимы,

Остались в нашем сердце и поныне!

Разбив врага в нелёгкие те годы,                                                                                            

Вы стали строить города, заводы                                                                                                                   

И трудовые подвиги вершили                          

 Для процветанья Родины, России!

   С каждым годом число стихотворных работ увеличивается.

Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

    На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.

В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с т. з. всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов. В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений. При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.

   Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайта. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

    Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на
воображении учеников.

      Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная
традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению,- сказку.
Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент
интеллекта, как воображение. Эту возможность даю детям и на уроках русского
языка, когда прошу сочинить грамматическую сказку. При этом нужно соблюсти
определенные условия: писать по заданной теме, использовать как можно больше
повторяемых или изучаемых орфограмм или пунктограмм.

Темы сочинений стараюсь формулировать так, чтобы заинтересовать, побуждать к рассуждению. Как творческие задания даю на уроках сочинения-миниатюры, сочинить четверостишье.

    На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Педагогическая игра - такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. Игровая форма обучения имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации творческой деятельности учащихся.

Литературные викторины, «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено», «Звездный час» - игры, помогающие активизировать учащихся, развивать их творческий потенциал.

Ученики любят викторины на литературные темы под общим названием «Внимательный читатель». Использую готовые викторины, и составляю вопросы сама.

1)  Найдите четвертую строку:
Надпись на стене больницы:
Вот здесь лежит больной.

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент

(Ответ: Болезнь любви неизлечима.)

2)  Допишите 2 слова в стихотворении Пушкина «Моя эпитафия»:
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою

С любовью, леностью провел весенний век. Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, ... (Ответ: добрый человек.)

  1. К кому (чему) обращается поэт?
    Подруга думы праздной,...
    (Ответ: к своей чернильнице.)

  2. Найдите пушкинский глагол:
    Но не хочу, о други, умирать,
    Я жить хочу, чтоб мыслить и ...
    (Ответ: страдать.)

  3. Найдите эпитет:
    Пустое вы ... ты

    Она, обмолвясь, заменила. (Ответ: сердечным)

    Кроме того можно предложить игры, развивающие познавательный интерес.

    «Литературный бой». Игра строится на состязании двух групп участников. Они задают друг другу вопросы. Побеждает та сторона, которая имеет больше правильных ответов.

    «Цитаты на слово». Выбирается какое-нибудь слово, например: «море». Играющие пишут различные стихотворные строчки, в которых упоминается это слово. Желательно указывать не только автора, но и название произведения.

    Интересной может быть и литературная игра «Конец - делу венец». Прочитывается вслух никому из присутствующих неизвестный рассказ примерно до середины или до «самого интересного места». Затем каждому предлагается рассказать окончание по-своему. Выигрывает тот, чей рассказ ближе всего подойдет к действительному окончанию, или тот, чье, по общему мнению играющих, предложенное окончание окажется более удачным и интересным. Видоизменением предыдущей игры может быть «Рассказ по картинке».

    Для развития у учащихся ясной и образной речи очень полезно проводить синонимические и омонимические загадки, например:

    В бою и рубят и взрывают, А после боя развлекают

    Ответ: шашки (холодное оружие, пироксилиновые подрывные шашки и шашки - игра).

    Синонимы. Подберите синонимы к следующим словам. Помните, что синонимом может быть словосочетание. Например: снайпер - меткий стрелок; заяц - серый, косой; поэт - стихотворец, пиит, бард.

  Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику.  Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения

Так, например, в 6 классе мы готовили сатирические сценки по произведениям современных писателей, а в прошлом году на урок внеклассного чтения, а также для литературной гостиной был инсценирован рассказ А.П.Чехова «Последняя могиканша»

    Помимо нестандартных уроков, которые,
несомненно, способствуют воспитанию ярко чувствующего и критически мыслящего
человека, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на
воображении учеников.

   Эффективной является и такая форма работы, как  создание проектов. Проектная деятельность может быть опережающим заданием или подведением итогов. Приведу примеры ученических презентаций по ряду тем: «Глагол», «Причастие», «Библейские темы в живописи и литературе», использую презентации, подготовленные отдельными учащимися при изучении  биографии писателей. Работы моих учеников были представлены на районной историко-краеведческой конференции «Пою тебя, земля моя». Работа Кузмичева Михаила  в номинации «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»  заняла 3 место, а работа Григорьевой Екатерины и Смирновой Анастасии «Я помню, я горжусь» отмечена оригинальностью. В этом году ученица 9-В класса Тимошина Анастасия написала проект по материалам школьного музея «Следы войны неизгладимы» и заняла 1 место. Все работы могут быть использованы на уроках литературы, истории.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Добавлено: 15.12.2014
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+