Личный кабинет

О педагогическом творчестве и не только. Часть 2


Продолжение размышлений на тему будущего школьного образования и роли учителя. Способ решения всех школьных проблем. Опыт применения.

С чистого листа

О педагогическом творчестве и не только. Часть 2

Оговорюсь сразу для тех, кто, возможно, меня недопонял, прочитав Часть 1.

Я вовсе не против творчества как такового в деятельности учителя. Я против такого творчества, которое потребляет много времени и энергии, но бестолково по своим результатам. Как сизифов труд. И именно таким продуктом творчества является сегодняшний школьный урок. Причём, чем более урок навороченный, тем менее он эффективен по соотношению затраты-результаты. Разве что выглядит более эффектно и ново, а итог – тот же…

 

Как говорили когда-то комсомольцы, не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай.

Предлагаю.

 

В теории педагогики главным средством обучения называется школьный учебник. И это правильно.

Но насколько это средство работает сегодня?

Мой опыт говорит, что нынешние учебники более похожи на пособия для учителя. Даже родители не всегда могут разобраться в том, что там написано. Что уж говорить о детях. Тут и неудачная вёрстка, и нарушение последовательности изложения материала, и использование без пояснения таких слов, которые взрослым-то не всегда известны. Самостоятельно работать с таким учебником школьнику практически невозможно. Поэтому ему постоянно требуется толмач (читай - учитель).

Думаю, что это одна из причин, по которой сегодня звучат призывы вернуться к вчерашней школе. Кто постарше помнят, какие раньше были простые и понятные учебники. Сегодняшние же больше похожи на научные труды, понятные разве что самому автору.

В чем суть моего предложения.

Берём хороший школьный учебник. Предположим, нашёлся такой (если нет, то на худой конец можно временно использовать те, что есть). Добавляем к нему ставшую уже традиционной рабочую тетрадь. И (Внимание!) дополняем этот комплект Контрольным листом.

Здесь требуется пояснение. Идея Контрольного листа не моя, но об этом – в другой раз.

Контрольный лист (КЛ) – это путеводитель или, как сейчас модно говорить, дорожная карта ученика по изучению данной темы.

В контрольном листе изложено название изучаемой темы, цель её изучения, примерные сроки изучения, предварительные требования, необходимые материалы и собственно последовательность действий – указания ученику, что он должен делать: какие материалы изучить, какие упражнения выполнить, какие проверки получить и т.д.

Каждый ученик получает свой КЛ. Для одного предмета, одного класса, одного уровня образования Контрольные листы одинаковые по всей стране, но у каждого ученика – свой собственный. И это – документ. Выполнив очередной пункт КЛ, ученик делает отметку в КЛ (ставит дату и свою подпись) и переходит к следующему пункту. Если пунктом предусмотрена сдача проверки, то помимо ученика подпись ставит учитель или другой назначенный учителем проверяющий ученик.

Сам учитель выступает в роли консультанта. Он не впереди, он рядом, - сбоку или даже сзади. Он наблюдает за всеми, направляет застрявших учеников к нужным материалам, проверяет выполненные работы. Он ничего не объясняет! И здесь – тот самый первый плюс. Так как учителю теперь нет необходимости готовиться к урокам, он это время может потратить на работу с классом. А, значит, на класс можно поставить два учителя. Но это только на первое время, потому что когда учителя и школьники освоятся с новой технологией, учитель сможет управляться один со всем классом: более шустрые ученики будут принимать проверки и тренировать тех, кто помедленнее, в результате скорость обучения разных учеников будет выравниваться.

Когда все задания КЛ выполнены, ученик получает проверочную работу. Только справившись с ней, он получит следующий КЛ и только тогда продолжит двигаться дальше по предмету. Если ученик не справился с проверкой, учитель выписывает ему КЛ на коррекцию, в котором, исходя из анализа проверочной работы, указывает, какие моменты ученику следует переизучить. Выполнив коррекцию, ученик снова сдаёт проверку. И в этом – второй плюс: ученик никогда не двинется дальше, пока не усвоит текущий этап.

Третий плюс. Сколько бы ученик ни пропустил уроков (по болезни или по иной причине), в какой бы город России ни переехал, вернувшись в класс, он продолжит с того места, где остановился. А накопившееся отставание от класса будет стимулировать его работать активнее.

Четвёртый плюс. Быстрые ученики не скованы классом и могут двигаться и в два, и в три раза быстрее остальных. Закончив программу своего класса, они без проблем могут начать программу следующего класса, либо начать углубленное изучение предмета, либо заняться другим предметом, либо уйти на каникулы. Самых быстрых можно сразу направлять в специальные школы для одарённых детей, где совсем другие Контрольные листы.

Пятый плюс - нет второгодников. Не закончил ученик программу своего класса, - может заниматься дальше летом или продолжить с 1 сентября, но со своим же классом. А может и с любым другим, если ему свой класс или свой учитель не нравится. Даже если в исключительном случае (например, ЗПР, с которой по каким-то причинам не справились) ученик к концу девятого класса освоил только программу восьми или семи классов, это будут освоенные предметы и полученные знания, стимулирующие дальнейшее самообразование, а не уничтожающая личность профанация.

Шестой плюс. В одной классной комнате (круглой или квадратной - не важно) в одно время могут заниматься дети разного возраста и по разным предметам (если позволяет оборудование кабинета и подготовка учителя). Это особенно полезно для сельских малокомплектных школ. Их не придется закрывать! А, значит, село будет жить!

Седьмой плюс. Дети становятся активными субъектами образования. Уже не отсидишь урок, спрятавшись на «камчатке». И смысл прогулов утрачивается. Дети быстро становятся ответственными и взрослеют. Потому что теперь в первую очередь от них зависит их успех в обучении. На учителя и на болезнь теперь не свалишь. Инфантилизм истребляется на корню. А самостоятельная добыча знаний и личные достижения просто взрывают детскую мотивацию к учёбе. Я – свидетель, я это видел.

Восьмой плюс. Дети читают! Они не могут не читать, потому что книга действительно становится главным средством обучения. И, хотят они того или нет, они быстро научаются читать с пониманием прочитанного. А, значит, приобретают способность к самообразованию.

Девятый плюс – нет проблем с расписанием уроков. Форс-мажор с временным отсутствием учителя легко разрешается. Так как учителю не требуется подготовка к уроку, то произвести срочную замену отсутствующего педагога не сложно и безболезненно. А запасных учителей в школе теперь хватает (см. первый плюс).

Ещё один плюс (можно уже не считать, их слишком много, чтобы перечислить сегодня все) – запустить такую реформу ничего не стоит. Требуется небольшая переподготовка учителей, классы можно оставить прямоугольными, а учебники так и так надо переписывать. Придётся попыхтеть над Контрольными листами, но в масштабах страны это не проблема.

Есть «минусы».

Могу предположить, что предлагаемая система обучения похоронит ЕГЭ.

Важным по итогам девяти или одиннадцати лет обучения станут не баллы, а те предметные курсы, которые школьник успел освоить за время обучения. И это тоже стимул для ученика!

А если ещё эту технологию внедрить в вузах, то желающих получать высшее образование заметно поубавится, как раз на тех, кому нужны только «корочки». Ведь тогда уже не поспишь на лекциях по полгода и не откупишься в сессию. Нужно каждый день самостоятельно и упорно работать по Контрольному листу. А это по силам только способным, настойчивым и хорошо подготовленным. Те, кому нужен только диплом, не смогут и не захотят обучаться в вузе, потому что это станет трудным занятием.

Другой минус кто-то может увидеть в снижении роли личности учителя, уменьшении значимости учителя. Чёрта с два! Для ученика учитель остаётся примером поведения, образцом стиля, полноводным колодцем мудрости, а теперь ещё и становится надёжным другом. То обстоятельство, что все ученики достигают на уроках успеха, вообще делает учителя волшебником в глазах детей. Учитель и сам теперь ощущает себя волшебником. К чёрту эти танцы у доски!

 

Мы с женой забрали своего старшего сына из школы, не дождавшись окончания первого года обучения. Слабый учитель, сумасшедший УМК и, как следствие, неделю учимся – месяц лечимся.

Сами писали Контрольные листы, сами верстали и печатали учебники. Чтобы было интереснее, набрали ещё таких же ребят, у которых не пошло в школе – одну третьеклассницу, одну пятиклассницу и одного семиклассника. По тестированию все показали уровень второго класса. Семиклассник вообще читал по слогам и путал такие понятия как «после» и «перед».

Этой группой занимались год. После втягивания в систему мотивация стала высочайшей. Уроки были по часу. Дети не только не уставали, но, увлекшись, порой забывали, что у них сегодня бассейн. А когда в сильный мороз занятия отменили во всех школах города, наш «семиклассник», который всегда раньше прогуливал школу, не послушал свою маму и всё равно пришёл на занятия.

Наш сын, отучившись таким образом три года (при этом ни разу не заболев!), сдал экстерном экзамены за курс начальной школы. Комиссия отказалась принять все экзамены за один раз. Наверное, потому, что не предусмотрено сдавать такие экзамены за 15 минут. Отмечу, что сын не испытывал абсолютно никакого волнения на экзаменах, был полностью уверен в себе. И это без всяких натаскиваний.

Словом, небольшой успешный опыт внедрения есть. Могу и дальше развивать проект частным порядком, но боюсь, что массовая школа успеет загнуться совсем, пока я в одиночку наработаю достаточный опыт для запуска хотя бы регионального эксперимента.

Давайте это делать вместе. А самое лучшее, если эту работу организует и возглавит наше министерство. Ведь на кону – будущее всей России…

 

Возвращаясь к названию статьи.

Творчество педагога сегодня необходимо как никогда. Но только это должно быть результативное творчество. То, которое не выжигает, а зажигает учителей. То, которое каждым утром манит тебя на работу в школу и каждый день делает тебя счастливым...

    19.05.2017 | 16:51
    Наталья Тихонова Пользователь

    Здравствуйте. Очень заинтересовала ваша статья. А можете поделиться своими наработками по обучению сына дома? Примеры контрольных листов. Какие учебники начальной школы понравились? На основе каких учебников верстали свои?


     
      avatar 19.05.2017 | 21:41
      Андрей Шалаев Участник

      Наталья, здравствуйте.
      Спасибо за Ваш интерес.
      Я сейчас готовлю к запуску свой сайт. На нём будут выложены все идеи и наработки по обозначенной теме.


       
        20.05.2017 | 00:05
        Наталья Тихонова Пользователь

        Андрей Шалаев,

        Наталья, здравствуйте.
        Спасибо за Ваш интерес.
        Я сейчас готовлю к запуску свой сайт. На нём будут выложены все идеи и наработки по обозначенной теме.

        Спасибо. Очень жду. А как его можно будет найти?


         
          avatar 20.05.2017 | 10:06
          Андрей Шалаев Участник

          Я дам ссылку. Оставайтесь на Педсовете.


           




    07.05.2017 | 14:52
    Анна Литвинова Пользователь

    а если все таки представить себе что у нас не программа целиком, а кусочек размером с урок. и сделать КЛ на урок. с дополнительными заданиями для желающих. тогда удалось бы быстрее вписать это в реальную школу. в любом случае ведь в самом идеальном варианте есть начало и конец учебы (11 лет, один учебный год, четверть, урок). ведь детей все равно надо учить укладываться в некие временные рамки.


     
      avatar 07.05.2017 | 19:32
      Андрей Шалаев Участник

      А начинать в любом случае придётся с одного урока.
      Надо пробовать!


       


    06.05.2017 | 17:00
    Анна Литвинова Пользователь

    в принципе все это я и предполагала в новой программе 5 класса. методика хорошая слов нет.
    но! я спрашивала как это вписать в нынешнюю ситуацию, в реалии сегодняшнего урока. я не могу ждать прекрасного светлого будущего.

    1) 1 час в неделю, следовательно в среднем 4 урока в месяц. должна быть хотя бы 1 оценка в журнале. если делать КЛ на тему - за месяц может оказаться что оценивать нечего. за это получишь нагоняй от начальства. ставить три если сделал мало - нельзя , противоречит самой идеи. ставить 4 или пять - обесценивать работу.

    2)проблемы с чтением в принципе. многие дети приходят из начальной школы читающие по слогам - я не могу учиться с ними читать

    3) читая пояснение с непонятным словом, можно наткнуться на целую кучу новых непонятных слов. снова их искать? это долго, мы все такие живем по программе, хотим мы этого или не хотим

    4) игра в телефон и прочее - это не бегство от непонятных слов. это легкий способ добиться результата и получить от этого удовольствие. при чем совсем не надо напрягаться, это затягивает как наркотик. чтобы с этим бороться нужна очень долгая и очень кропотливая индивидуальная работа с ребенком, причем если со стороны родителей нет никакого продолжения этой работы дома - нулевой результат. все таки мотивация мне кажется очень слабым местом в вашей методике. вы работаете в частной школе, к вам приходят родители, которые хотя бы теоретически понимают ценность образования. в обычной школе, родители дома смотрят телевизор после работы - им не нужно образование.

    5) у вас уроки по 60 минут? в обычной школе они по 45. и двойных их не ставят если предмет 1 или 2 раза в неделю.

    6) если кто-то освоил всю программу - что он делает на уроке? то есть совсем всю за год? (бывают наверное такие вундеркинды?) а самое главное - а если не сделал? что делать если не сделал?


     
      avatar 06.05.2017 | 19:31
      Андрей Шалаев Участник

      Вы правы. Вписаться в действующую систему без одобрения начальства не получится. Надо, хотя бы, чтобы директор этого хотел. Административный ресурс даёт директору пространство для манёвра. Всё упирается в его волю и компетентность. Взять те же оценки. Я читал на Педсовете, что где-то в российской школе используют буквенные оценки, ставят прямо в журнал, и ничего, никого не уволили. Одна мамашка пишет жалобы в инстанции, но её никто не слушает. В школе только прописали, как в итоге переводить эти буквы в цифры, и всё. В нашем случае можно, например, прописать решение, что итоговая оценка выставляется по результатам итоговой административной контрольной работы, а для промежуточного контроля можно оценивать в цифре контрольные работы по завершении каждой темы, они предусмотрены в КЛ. Для желающих отследить успеваемость в середине четверти можно предъявить КЛ и графики статистик, они более информативны, нежели оценки.

      Что касается уроков, то здесь вариантов несколько. Если в параллели больше одного класса, то можно договориться с другим учителем и отработать программу сначала в одном классе, потом в другом: Вы забираете у него А-класс и отдаёте ему Б-класс на первое полугодие. У А-класса в первом полугодии по 2 часа биологии и нет, например, уроков географии, а у Б-класса - наоборот. Во втором полугодии - наоборот. Для этого нужно, чтобы географ тоже менял технологию, иначе у него количество подготовок удвоится.
      Если класс в параллели один, то можно точно так же полгода учить биологию, а вторую половину года - географию, но тоже в компании с географом. Это лучше, чем делать двойной урок с перерывом две недели.

      В любом случае нужно разрабатывать и прописывать идею полностью, выходить на свой педсовет, получать поддержку всего коллектива и администрации школы и только тогда действовать. Когда будет поддержка коллектива. Иначе затопчут.
      Интереснее было бы всей параллелью 5-х классов перейти на новую технологию. А лучше этого может быть только перевод всей школы, но даже я без поддержки министерства в государственной школе не смогу сегодня такое провернуть.

      Если не внедрить эту технологию, то читать дети так и не научатся. Нет необходимости. Нажимать на кнопки проще и быстрее. А ведь чтение - УУД №1! Именно поэтому важно начинать технологию уже в начальной школе, сразу после букварного периода. А сейчас деваться некуда, пусть читают по слогам. Научатся быстро. Обидно, если только на Вашем предмете.

      С учебниками - проблема. Нормальный учебник должен быть написан так, чтобы на каждом уроке ученик узнавал не более 3-5 новых слов. Причём, через уже известные слова, а не выстраивая бесконечные цепочки. Это как минимум 15-25 новых слов в неделю, 60-100 слов в месяц, 600-1000 слов в год, 6-10 тысяч слов за 11 лет. Уже хорошо. А для поиска новых слов вне школы это УУД у ребёнка успеет сформироваться до шестого класса. По существующим сегодня учебникам прояснять приходится до 20 слов за урок, не считая цепочки. Люди, которые писали эти учебники, были шибко умными, слова не выбирали. Решений небогато - либо найти хороший учебник, либо написать и издать свой. Можно ещё дождаться, когда государство этим озаботится, но это явно случится не скоро. Крайний выход - готовить глоссарии новых слов к имеющимся учебникам.

      Словари - ещё одна засада. Подходящих нет. Я пробовал создавать свои, в том числе электронный. Вместе с детьми на уроках компилировали из разных словарей удобоваримые дефиниции и заносили в свой словарь. Можно и так, но долго и не факт, что компетентно.

      Что касается сроков обучения. У меня городские власти, прежде чем предоставить помещение для работы, затребовали рецензию Ресурсного центра на эту технологию. Методисты нашего управления образования дали мне такую бумагу. Там черным по белому напечатано, что технология позволяет осваивать школьную программу на 3-4 года быстрее нормативного срока. Если так, то у нас есть время научиться читать и узнать значения всех непонятных слов.

      А игра в телефон - это, всё-таки, бегство. Это - способ получить успех, которого ребёнок не может достичь на уроках в школе. Здесь придётся поработать, но не бесконечно. Как только ученик получит на уроке первый свой настоящий успех, а технология заточена именно на это (Вы его не пропустите, это проявляется слишком ярко, чтобы остаться незамеченным), его не надо будет мотивировать. Он пойдёт дальше сам. Запущенность будет ему мешать, внимания ему потребуется больше, чем другим. Но у Вас в классе достаточно детей, которым Вы можете практически не уделять внимания, они уже "идут" сами. Они и окончат курс раньше. Они могут более не посещать Ваших уроков и уделить внимание другим предметам. А могут приходить на уроки, чтобы помогать Вам. Те же, кто не успевают, могут в свободное время приходить на любые Ваши уроки со своим контрольным листом. Найдите им место, и пусть работают. Успеют ВСЕ!


       


    06.05.2017 | 00:11
    Анна Литвинова Пользователь

    Дайте пожалуйста конкретные ссылки на ваши работы.


     
      avatar 06.05.2017 | 11:08
      Андрей Шалаев Участник

      Анна Литвинова,

      Дайте пожалуйста конкретные ссылки на ваши работы.

      К моему имени на Педсовете привязана ссылка http://pedsovet.org/users/user/viewPersonalData/id/246115.
      Кликнете мышкой на имя (или введите эту ссылку в браузере) и попадёте на моё портфолио. Там две вкладки - "О себе" и "Достижения". На последней выложены ссылки на все публикации. Сейчас их четыре, пятая статья экспертизу уже прошла, но пока не опубликована, жду. Ссылки на новые статьи появятся там же.

      На всякий случай, если у Вас не получилось, копирую содержимое своей вкладки "Достижения":
      О педагогическом творчестве и не только URL: http://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/o-pedagogicheskom-tvorchestve-i-ne-tolko (Дата публикации: 13.03.2017)

      О педагогическом творчестве и не только. Часть 2 URL: http://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/o-pedagogicheskom-tvorchestve-i-ne-tolko-chast-2 (Дата публикации: 19.03.2017)

      О педагогическом творчестве и не только. Часть 3. Школьная оценка URL: http://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/o-pedagogicheskom-tvorchestve-i-ne-tolko-chast-3-shkolnaya-otsenka (Дата публикации: 31.03.2017)

      О ФГОСах и их применении URL: http://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/o-fgosah-i-ih-primenenii (Дата публикации: 17.04.2017)


       
        06.05.2017 | 11:37
        Анна Литвинова Пользователь

        Спасибо, я все прочитала. В принципе ваши идеи мне-то чего близки. Я пытаюсь сейчас создать что то подобное для пятого класса, но в моем предмете есть определенные сложности . У нас нет задач, а ответ на вопрос обязательно требует вмешательства учителя. Точнее сам свой ответ ребенок проверить не может, я должна его выслушать и подсказать, где он ошибся.
        Очень интересна идея на счет разного уровня предлагаемого материала и на счет зачет незачет. Но все таки хотелось бы конкретики. Что я делаю: вхожу в класс - дальше что? И что делать если ребенок отказывается что либо делать - ведь в телефон играть интереснее? А в существующей системе я все равно его оценю - у меня вариантов нет. Зачем же ему трудиться? И опять же - в данный момент я работаю в этой системе. Есть ли возможность вписать вашу систему в существующую?


         
          avatar 06.05.2017 | 14:46
          Андрей Шалаев Участник

          Отвечаю.

          У любого ученика не будет проблем в обучении, если он а) выполнил предварительные требования (нет пробелов в предыдущем образовании), б) понимает все слова в изучаемом материале (это самое важное!) и в) имеет возможность пощупать или хотя бы посмотреть то, что он изучает (та самая наглядность). На самом деле это всё, что нужно каждому ученику (и учителю, соответственно) для успешного обучения. КЛ создаётся исходя из этого.
          Это не моё открытие, я лишь проверил, что оно работает.

          Возьмите любую тему урока. Прочитайте её изложение в учебнике. Оцените каждое использованное слово на предмет возможного его непонимания учеником. Если есть сомнения в каких-то словах, выберите в толковом словаре нужные и понятные для школьника дефиниции этих слов и распечатайте на отдельном листе. Можно на этом же листе распечатать наглядность в случае её нехватки в учебнике.

          В маршрутной части КЛ пишете задание: "1. Прочитай такие-то абзацы на такой-то странице учебника (или другого доступного на уроке источника)". Если в эти абзацы попадает проблемное слово, то предыдущим пунктом КЛ обязательно должно быть "1. Проясни в словаре такое-то слово".
          Прояснение слова - это целая технология. Она не сложная, но о ней не в комментах. Мы со своими учениками сначала учимся прояснять слова, а уже потом заходим на предметы.

          Если учителю важно лично проверить понимание учеником прочитанного, то рядом с номером задания КЛ ставится звёздочка. Это значит, что ученик, изучив текст, поднимает руку, чтобы получить проверку. Ученики, в которых учитель уверен, объявляются "умниками", они работают, не обращая внимания на звёздочки. Это лучше вводить не сразу, а лишь когда "умники" поймут, что такое проверка. Тогда их можно будет привлекать для проверки других учеников.

          Проверка заключается в том, что учитель сначала задаёт ученику 1-2 вопроса на понимание им слов в тексте ("Что означает слово...?") с составлением предложений на эти слова. Если верного ответа нет, то ученик самостоятельно проясняет значение слова в толковом словаре и после этого перечитывает снова весь текст. Повторная проверка. После проверки понимания слов учитель задаёт 1-2 вопроса по существу прочитанного ("Как ты понимаешь ...?"). Если здесь не достигнуто полного понимания, можно дать ученику почитать дополнительный материал. Если же ответы полные и правильные, то учитель ставит свою подпись в КЛ ученика напротив этого задания рядом с подписью самого ученика.

          Я бы не стал использовать проверки (звёздочки) в начале работы, потому что ученики ещё не успели "разбежаться" по курсу из-за разной скорости обучения, и все проверки у них выпадут одновременно, одному учителю не справиться.

          Вы не поверите, но спокойное общение учителя с одним учеником не мешает работать другим. Не страшно, если сосед ученика отвлекается на проверку. Но в идеале отвлекаться не должны, к этому нужно приучать.

          Если в номере задания КЛ нет звёздочки, то следующим заданием контрольного листа может быть вопрос по прочитанному. Например, "2. Приведи пример из жизни, когда ..." или "Объясни своими словами, как ты понимаешь ...". Ответ ученик даёт в форме эссе (короткое сочинение, 1-2 предложения), в форме зарисовки ("Нарисуй, как ты понимаешь правило...") или как-то иначе (есть интересные варианты), но в любом случае не устно.
          На чистом листе (в идеале - на готовом бланке) ученик даёт ответ, подписывает листок и кладёт его в лоток на столе учителя. Не дожидаясь "оценки", ученик продолжает работу по своему КЛ.
          Учитель, не переставая наблюдать за классом, периодически просматривает содержимое своего лотка. Правильные ответы он помечает большой "галочкой" (зачёт) и возвращает ученику. Неправильные и неполные ответы возвращает ученику без пометки на доработку. Но никаких подсказок! В крайнем случае - проверить понимание "подозрительных" слов и указать, что нужно перечитать. В кабинете должна быть полная библиотека по школьной биологии и сопутствующие материалы.

          Пока все ученики работают индивидуально, общение между ними исключается. Давайте работу в парах и группах оставим на потом, когда немного освоимся с новым.
          Разговоры учеников между собой для учителя означают, что у учеников возникли проблемы. Как вы помните, их только три (а, б, в). Выясните, какая проблема проявилась, и направьте ученика к нужным материалам.

          Что касается наблюдения за классом. Есть одно гениальное открытие, которое сегодня неизвестно широко. Это не моё открытие, я не гений. Открытие очень важное и особенно полезное для учителя.
          Заключается это открытие в том, что все три проблемы в обучении имеют своё внешнее проявление. Т.е., человек, имеющий проблему в обучении, начинает вести себя определённым образом. И у каждой проблемы - свой набор проявлений. Например, зевота - указание на непонятое слово. (Оговорюсь, что ученик должен быть сытым и отдохнувшим, в противном случае любое обучение не даст нужного результата). Таких проявлений не больше десятка. Кстати, пропуски уроков, отрицание ценности обучения или игра в телефон на уроке - это бегство, ещё одно проявление непонятого слова. Всё это описано у автора открытия. Я могу Вас направить, но не на Педсовете.

          Начало урока простое. Перекличка - обязательно! Если видите, что внимание большинства не в классе или детки ушли "в себя", нужно сделать упражнение "ориентация". Оно не сложное, короткое и очень весёлое. После него ученики быстро приходят в состояние "здесь и сейчас" и готовы работать. Опишу как-нибудь. Дальше, если мы работаем по контрольному листу, составленному не на один урок, а хотя бы на одну большую тему, то важно в начале урока поставить цели – указать каждому, до какого пункта КЛ ученик сегодня нужно дойти. Достижение/недостижение цели - важный показатель для оценки учеником своей успешности на уроке.
          Дальше идёт сам урок. У нас это ровно 60 минут. Ученики без проблем проработают и дольше, потому что они не связаны классом и поэтому не устают. Как автомобили: каждый по отдельности может ехать очень быстро, а в колонне скорость всегда значительно меньше, иначе колонна развалится. К тому же, усталость возникает тогда, когда что-то делается неправильно или что-то не получается.

          В конце урока дети считают свои статистики: сколько страниц прочитали, сколько новых слов прояснили, сколько упражнений выполнили, сколько проверок сдали, сколько - приняли и т.д. Каждая позиция имеет свою цену в баллах. Дети умножают, складывают и получают итоговое число. Его обозначают в своём дневнике на графике изучения данного предмета напротив текущей даты. Может получиться больше или меньше, чем на предыдущем уроке. Важно, чтобы общий тренд графика за последние 4 урока был положительным. Если это есть, то всё хорошо, учителю вмешиваться не надо. Если же тренд горизонтальный или устремился вниз, или же абсолютные показатели графика ниже нормы, нужно вмешиваться. Инструменты для коррекции есть, но давайте об этом не сейчас. Для пропедевтики уже слишком много. Мне нужно получить обратную связь.


           




    05.05.2017 | 13:29
    Анна Литвинова Пользователь

    мне кажется что первое что нужно сделать - это признать, что учиться могут и хотят не все. и сделать право на образование действительно правом. имеешь право - хочешь пользуешься не хочешь - не пользуешься


     
      avatar 05.05.2017 | 15:57
      Андрей Шалаев Участник

      Анна, спасибо, что прочитали мою статью. На днях жду на Педсовете выхода пятой статьи и планирую писать дальше, пока не удастся донести новые данные до каждого учителя.

      Это важно, в том числе потому, что опровергается ложное представление о том, что не все дети могут учиться. Если ПМПК допустила ребёнка в школу, значит, он МОЖЕТ учиться. А не хочет ребёнок учиться только потому, что не получает успеха от учебы. Желание учиться пропадает у школьника уже после первой неудачи. Как только эту точку находишь, возвращаешься к ней и начинаешь двигаться оттуда без "пробелов", мотивация школьника тут же восстанавливается, проверено. Самое главное - не оставлять что-то непонятым. Как это делать, я уже знаю и готов делиться.

      Помимо мотивации появляется ещё и состязательность. Детки смотрят друг на друга и стараются обогнать друг друга, расстраиваются, если не получается, готовы работать дольше других, чтобы только не отстать. Для меня это было неожиданностью, сначала даже не понравилось.

      КЛ на самом деле очень нужны, они работают! В учебнике должно быть только понятное и увлекательное изложение изучаемого предмета, никаких заданий. В задачнике - только практические задания. В дневнике - только статистика продвижения ученика по предметам, подсчитываемая им же самим. Никакой оценки!

      На родителей я сегодня особо не рассчитываю, поэтому против домашних заданий. Я писал уже где-то об этом. Про оценки - тоже. Через моё портфолио на Педсовете можно найти эти статьи.

      Что касается существующей школьной системы, то "наверху", мне кажется, готовы её поменять, но не знают на что. Им надо помочь, предложив рабочий вариант. А обкатывать рабочий вариант можно и в существующей системе, ФГОСы это позволяют.

      Мне одному не потянуть. Я могу, но это будет слишком долго. Это надо делать командой.
      Я сам - физик, опыт работы в массовой школе - 10 лет. Собрать бы команду хотя бы по одному предметнику, чтобы разработать полный УМК. По начальной школе уже есть задел, даже учебники свёрстаны.

      У меня вообще есть идея предложить управлению образования собрать 25 самых-самых "второгодников" со всего города в один класс. Работая с ними по новой технологии группой подготовленных предметников, можно за один год сделать всех "отличниками". Это точно возможно, даже если работать с "запущенными" девятиклассниками. И если удастся выйти на такой эксперимент, то уже через год "наверху" будут приняты очень правильные решения.

      Подключайтесь!


       
        05.05.2017 | 16:20
        Анна Литвинова Пользователь

        Андрей Шалаев,

        Анна, спасибо, что прочитали мою статью. На днях жду на Педсовете выхода пятой статьи и планирую писать дальше, пока не удастся донести новые данные до каждого учителя.

        успехов вам! хотя я сильно сомневаюсь что удастся.

        Это важно, в том числе потому, что опровергается ложное представление о том, что не все дети могут учиться. Если ПМПК допустила ребёнка в школу, значит, он МОЖЕТ учиться.

        это ничего не значит. я знаю минимум два подтвержденных справкой случая, когда у ребенка диагностировано органическое поражение мозга - и ПМПК предлагает им учиться по общей программе. ведь коррекционные школы и классы противоречат инклюзивному образованию (точнее требуют денег - а у нас оптимизация)

        А не хочет ребёнок учиться только потому, что не получает успеха от учебы. Желание учиться пропадает у школьника уже после первой неудачи. Как только эту точку находишь, возвращаешься к ней и начинаешь двигаться оттуда без "пробелов", мотивация школьника тут же восстанавливается, проверено.

        согласно полностью. но без поддержки снаружи - это невозможно. это индивидуальное обучение, а при наполняемости класса в 30 человек - это нереально. и опять же не забывайте про социальный лифт. стимул к учебе должен быть снаружи - иначе зачем учиться. я понимаю ваше "непонимание". до того как я пришла работать в школу, меня окружали исключительно образованные интеллигентные люди, для которых сам вопрос учиться или нет не стоял в принципе. но таких - меньшинство. моя школа - в обычном районе. большинство родителей не поощряют детей к учебе никак. не контролируют их дома и не делают ничего, чтобы расширить их кругозор. одна школа не справится с этим никогда.

        Самое главное - не оставлять что-то непонятым.

        а когда догонять?

        Как это делать, я уже знаю и готов делиться.

        Помимо мотивации появляется ещё и состязательность. Детки смотрят друг на друга и стараются обогнать друг друга, расстраиваются, если не получается, готовы работать дольше других, чтобы только не отстать. Для меня это было неожиданностью, сначала даже не понравилось.

        большинство детей весьма непритязательны. их вполне устраивает быть там где он есть. это работает только (ОПЯТЬ ЖЕ!!!) с высокозамотивированными детьми, которых родители поощряют к этой состязательности.

        КЛ на самом деле очень нужны, они работают! В учебнике должно быть только понятное и увлекательное изложение изучаемого предмета, никаких заданий. В задачнике - только практические задания. В дневнике - только статистика продвижения ученика по предметам, подсчитываемая им же самим. Никакой оценки!

        то есть то что написано в трех местах вы предлагаете написать на одном листе? а вчем принципиальная разница? я правда не понимаю

        На родителей я сегодня особо не рассчитываю, поэтому против домашних заданий. Я писал уже где-то об этом. Про оценки - тоже. Через моё портфолио на Педсовете можно найти эти статьи.


        я тоже против. и КПД ноль. вопрос - когда отрабатывать?

        Что касается существующей школьной системы, то "наверху", мне кажется, готовы её поменять, но не знают на что. Им надо помочь, предложив рабочий вариант. А обкатывать рабочий вариант можно и в существующей системе, ФГОСы это позволяют.

        у нас с "верхом" цели разные. это тоже факт, который просто надо признать. им нужна оптимизация, нам - образование.

        Мне одному не потянуть. Я могу, но это будет слишком долго. Это надо делать командой.
        Я сам - физик, опыт работы в массовой школе - 10 лет.

        а можно узнать что за школа? наверняка какой-нибудь лицей?

        Собрать бы команду хотя бы по одному предметнику, чтобы разработать полный УМК. По начальной школе уже есть задел, даже учебники свёрстаны.

        У меня вообще есть идея предложить управлению образования собрать 25 самых-самых "второгодников" со всего города в один класс. Работая с ними по новой технологии группой подготовленных предметников, можно за один год сделать всех "отличниками". Это точно возможно, даже если работать с "запущенными" девятиклассниками. И если удастся выйти на такой эксперимент, то уже через год "наверху" будут приняты очень правильные решения.

        было уже. Шаталов. массово не работает.


        Подключайтесь!


        готова, я дон кихот. но я биолог. объясните подробнее про эти ваши КЛ конкретно на примерах. может можно что-то придумать. и да помните, что задачи как у физиков и математиков есть не у всех. у биологов их нет.


         
          avatar 05.05.2017 | 20:23
          Андрей Шалаев Участник

          Уважаемая Анна!

          Органическое поражение мозга - это случай не для школы. В том смысле, что требовать от такого ученика освоения школьной программы в полном объёме в установленные сроки нельзя. Таким ученикам тем более необходим индивидуальный темп. В том-то и преимущество новой технологии, что она предоставляет возможность индивидуального обучения в классе с наполняемостью 30 человек.

          Фокус в том, что, если учебник и задачник написаны правильно (язык, логика, наглядность, увлекательность и т.д.), то ученики могут его изучать с пониманием без посторонней помощи. Помощь требуется иногда и не всем, поэтому учитель успевает. Но если учебник негодный, то одному учителю придётся трудновато. Вчера мой младший писал ИКР за 1 класс. В обычной школе. Задание: "Рассмотри рисунки, найди закономерность, продолжи записывать последовательность сумм". Как первоклассник это решит, если слова "закономерность" и "последовательность" для него неизвестны? Или вопрос оттуда же: "Сколько кг мороженого изготовит мороженщик за две смены"? Что такое "смена"? Вот вам и начало конца. Учительница в шоке.

          Правило новой технологии - не мешать ученику, пока дела у него идут хорошо. Вмешаться учителю требуется только тогда, когда у ученика возникает проблема. Критерии ситуаций "дела идут хорошо" и "возникла проблема" есть, и они очень чёткие. Это - тема для отдельной статьи и даже не одной.

          Родителей не стоит привлекать как раз из-за "брошенных" детей, толку от них не будет. Согласитесь, что сейчас эти дети и в школе брошены, для них нет времени и достаточного педагогического внимания, они за бортом. В новой технологии запустить этих детей в работу можно. Для этого нужно выполнить определённые действия, об этом - тоже не в комментах. Причём, выполнить эти действия придётся только один раз. И только школа с этим может справиться. А непритязательность детей - она не врождённая, приобретённая. Избавить от неё не сложно, если знаешь как.

          Про КЛ надо тоже писать отдельно и подробно, с образцами. Как и про дневник учащегося, где он сам вычисляет график своего продвижения по предмету и определяет свою успешность. В том числе по этому графику учитель узнаёт, нужна ли ученику помощь педагога, и какая.

          Методика Шаталова не решит проблему сегодняшней школы. А проблема в том, что каждый ученик на каком-то этапе "отваливается" от учебного процесса и перестаёт учиться. Кто-то уже в первом классе, кто-то позже. Одним не интересно и скучно, потому что слишком медленно и неинтересно. Другие перестали понимать и опустили руки. Новая технология каждому даёт свой темп. И она именно ТЕХНОЛОГИЯ, потому что предлагает одинаковые инструменты всем учителям для получения одного для всех результата - успешного ученика.

          Анна, пожалуйста, прочитайте то, что я уже разместил на Педсовете, а я допишу и опубликую всё остальное. Если эту технологию понять, то интересно и полезно будет не только Дон Кихотам, поверьте.

          Своё портфолио я поправлю. Сейчас лишь скажу, что не работал в спецшколах. Начинал учителем физики в параллели 9-х классов на втором году срочной службы в СА в городе Гусев Калининградской области, потом 3 года работал организатором ВР и учителем физики в своей родной школе, потом уже директором запускал сельскую школу-новостройку в Ульяновской области, а через 4 года вернулся в свой город и тоже директором принял школу-новостройку. Сейчас я создаю свою школу. Может случиться так, что прецедент внедрения новой технологии обучения придётся создавать в частной школе, а не на федеральной площадке.

          Строить новую школу - моя работа. :)


           




    05.05.2017 | 11:12
    Анна Литвинова Пользователь

    Цитата: "ученик никогда не двинется дальше, пока не усвоит текущий этап"

    а куда он двинется? на второй год оставить нельзя - это даже обсуждению не подлежит, потому что согласно новому закону ребенок не остается на второй год, а переводится условно, с обязанностью сдать задолженность. а что делать если он не сдает? конкретно что? нет таких механизмов, они не прописаны. поэтому проще "нарисовать" 3.
    кроме того, на мой взгляд, никаких КЛ не нужно. есть огромное количество самых разных тетрадей, пособий, задачников с интересными заданиями. НО!!! мотивации нет. зачем учиться если три нарисуют все равно. все эти замечательные системы направленные на самостоятельную работу ученика не работают. . с тех пор как образование перестало быть социальным лифтом - большая часть учеников, а главное родителей самим образованием не интересуется вовсе. интересуют - оценки, чтоб не грузили домашним заданиями и не дергали родителей. посмотрите вокруг - много взрослых занимается самообразованием? по настоящему самообразованием, а не разговорами о нем? так если у взрослых людей мотивация очень низкая, откуда она возьмется у детей? если бы люди могли сами себя контролировать, нам не нужны были бы ни законы, ни наказания, ни полиция и прочее. а в школе создалась уникальная ситуация - чтобы ты не делал результат один - аттестат ты получишь! а если ты все равно его получишь - зачем напрягаться?


     

    avatar 19.03.2017 | 22:39
    Андрей Шалаев Участник

    В ходе экспертизы этой статьи эксперт поставил ей за «актуальность» один балл. «Общее впечатление» и «оригинальность и новизна» получили у него по восьмерке. Средний бал в сумме с оценками двух других экспертов оказался проходным, но я не дождался оценки третьего эксперта и аннулировал эту единицу. Почему?

    Могу согласиться с плохим общим впечатлением от статьи, неоригинальностью и отсутствием новизны. Но отрицать злободневность этого материала может только человек, далёкий от сегодняшней школы. Это – не эксперт.

    Уровень образованности граждан снижается, школьные конфликты лезут на полосы газет, в эфир новостей и в интернет, детские самоубийства становятся нормой. Сегодня, когда всё педагогическое сообщество так или иначе находится в поиске идей настоящего реформирования системы образования, а министры образования сменяют друг друга как времена года, не видеть актуальности этого материала – значит вообще не осознавать окружающего.

    Я не понимаю коллегу, который, возможно, преуспевает в своём предмете, достигает успеха в обучении всех своих детей и при этом не видит общих проблем современного образования, а, как следствие, - современного общества.

    Я недавно на Педсовете, но уже успел поудивляться. Просто фотография большой бабочки или фото собственного урожая клубники от пользователя могут быть опубликованы с экспертной оценкой 8-9 баллов. Это считается актуальным для Педсовета. Какой-то реферат с изложением студенческих азов педагогики проходит на ура (9-10 баллов). А аналитическая статья, написанная (отнюдь не для аттестации) понятным языком и на злободневную тему, по которой можно плодотворно дискутировать в поисках истины, получает у эксперта «стоплист».

    Возможно, я со своими мыслями, опытом и устремлениями зашёл не на ту площадку? Но ведь в школе педсовет решает все ключевые вопросы работы учреждения. В том числе решениями педсовета руководствуется в своей деятельности администрация школы. Педсовет по определению должен решать все главные вопросы школы. Энергетики и транспортники этим точно заниматься не должны. А наши товарищи-коллеги «наверху» похоже, совсем забыли или вообще никогда не стояли у доски.

    Давайте все вместе, всем всероссийским Педсоветом возьмем ответственность за будущее нашего образования и поможем нашим академикам и министрам сделать свою работу.


     
      23.03.2017 | 16:16
      Геннадий Ветчинников Пользователь

      Андрей Шалаев,

      В ходе экспертизы этой статьи эксперт поставил ей за «актуальность» один балл. «Общее впечатление» и «оригинальность и новизна» получили у него по восьмерке. Средний бал в сумме с оценками двух других экспертов оказался проходным, но я не дождался оценки третьего эксперта и аннулировал эту единицу. Почему?

      Могу согласиться с плохим общим впечатлением от статьи, неоригинальностью и отсутствием новизны. Но отрицать злободневность этого материала может только человек, далёкий от сегодняшней школы. Это – не эксперт.

      Уровень образованности граждан снижается, школьные конфликты лезут на полосы газет, в эфир новостей и в интернет, детские самоубийства становятся нормой. Сегодня, когда всё педагогическое сообщество так или иначе находится в поиске идей настоящего реформирования системы образования, а министры образования сменяют друг друга как времена года, не видеть актуальности этого материала – значит вообще не осознавать окружающего.

      Я не понимаю коллегу, который, возможно, преуспевает в своём предмете, достигает успеха в обучении всех своих детей и при этом не видит общих проблем современного образования, а, как следствие, - современного общества.

      Я недавно на Педсовете, но уже успел поудивляться. Просто фотография большой бабочки или фото собственного урожая клубники от пользователя могут быть опубликованы с экспертной оценкой 8-9 баллов. Это считается актуальным для Педсовета. Какой-то реферат с изложением студенческих азов педагогики проходит на ура (9-10 баллов). А аналитическая статья, написанная (отнюдь не для аттестации) понятным языком и на злободневную тему, по которой можно плодотворно дискутировать в поисках истины, получает у эксперта «стоплист».

      Возможно, я со своими мыслями, опытом и устремлениями зашёл не на ту площадку? Но ведь в школе педсовет решает все ключевые вопросы работы учреждения. В том числе решениями педсовета руководствуется в своей деятельности администрация школы. Педсовет по определению должен решать все главные вопросы школы. Энергетики и транспортники этим точно заниматься не должны. А наши товарищи-коллеги «наверху» похоже, совсем забыли или вообще никогда не стояли у доски.

      Давайте все вместе, всем всероссийским Педсоветом возьмем ответственность за будущее нашего образования и поможем нашим академикам и министрам сделать свою работу.

      После Нового Года, мне десятикласснику из глубинки, что-то стукнуло в голову. Видимо родители и педагоги заметили мою тягу к математике и подсунули, редкостное по тем временам, учебное пособие. Скоро понял, что моя скорость освоения решения задач низка. Собрал все учебники по математики с 5 по 10 класс. Вот когда я начал глубоко осознавать все в математике. А мораль такова: ничто не заменит учителя, в сутках 24 часа, а в уроке 45 минут. Замечу, в классе было три медалиста, несколько троечников, а всего 17 человек.


       
        avatar 23.03.2017 | 17:18
        Андрей Шалаев Участник

        Геннадий Ветчинников

        После Нового Года, мне десятикласснику из глубинки, что-то стукнуло в голову. Видимо родители и педагоги заметили мою тягу к математике и подсунули, редкостное по тем временам, учебное пособие. Скоро понял, что моя скорость освоения решения задач низка. Собрал все учебники по математики с 5 по 10 класс. Вот когда я начал глубоко осознавать все в математике. А мораль такова: ничто не заменит учителя, в сутках 24 часа, а в уроке 45 минут. Замечу, в классе было три медалиста, несколько троечников, а всего 17 человек.

        "Остапа несло..."


         



Добавлено: 17.03.2017
Рейтинг: 7.3333333333333
Комментарии:
20
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+