Личный кабинет
Школа для Тома Сойера

Череп дохлой крысы как "сверхидея" новой педагогики






Ребенок принес в класс череп дохлой крысы…

Это случилось лет 80-90 лет назад, на юге Франции в Приморских Альпах, а учителя звали Селестен Френе...

Когда спрашивают: «А в чем сверхидея школы Френе?», - приходит на ум эта история о черепе крысы. Впрочем, я не совсем уверен в переводе,- может, это был череп какого-нибудь другого грызуна.

Я представляю, что бы сделал нормальный школьный учитель, если б ученик посреди урока из кармана вытащил череп дохлого животного.

Френе, как пишут его друзья, обрадовался, попросил, чтобы ученик показал череп всему классу и посвятил урок этому предмету: как называется животное, каких размеров оно, чем питается, а каких еще грызунов вы знаете…

Я не представляю ни Штайнера, ни Шаталова с черепом дохлого грызуна в руках. Может быть, Амонашвили – вообще этот великий грузинский педагог чем-то схож с Селестеном Френе. Видимо, горный водух и отдаленность от столицы империи – благоприятная среда для зарождения «гуманистической педагогики».

Мне кажется, что череп дохлой крысы – такой же символ педагогики Френе как и его знаменитая типография.


С этим черепом в класс вошла, ворвалась улица с детскими играми, делами, фантазиями – с обычным миром обычного деревенского ребенка.


Материал взят из Журнала для Усталых Учителей.





    avatar 18.09.2009 | 17:59
    Рустам Курбатов Пользователь

    Не опоздали, Михаил, не опоздали.Только начало двадцать первого столетия.Не знаю про дидактику, но ищу ответы.На вопросы: Что и Как?Что - чему стоит учить?Как - как организовать это дело.Попытки ответов - здесь, на блоге.В разделе, главным образом ШКОЛА как МАСТЕРСКАЯ, Буду рад Вашему мнению


     

    15.09.2009 | 23:50
    Михаил Эпштейн Пользователь

    Добрый день, коллеги!Боюсь, что я уже опоздал к вашей дискуссии. Но все же рискну в ней поучаствовать ...Анатолий пишет:Вопрос, который поставил Рустам Иванович - глубже. Он - в том, что важнее: заранее заготовленная программа урока или живая потребность ученика в новом знании.Мне представлеятся, что вопрос еще глубже и Рустам отчасти об этом говорит в 13 комменте.Может ли программой образования в школе стать окружающая детей жизнь и их личный интерес к ней...Насколько я знаю Френе (вернее - как я представляю суть его школы по его текстам) - у него (условно) не было проблемы - как вернуть мальчика к программе. Его программа и состояла из таких "черепов", которые притаскивали дети и их впечатлений, эмоций, идей по поводу......Вот что и как со всеми этими "артефактами" образовательно делать - вопрос.Не простой...Но вопрос этот еще возникает перед нами и потому, что мы фактически встаем перед фактом ДРУГОЙ ДИДАКТИКИ - совершенно нам не привычной.Дидактики, с которой еще нужно разбираться, которой нужно учиться, к которой нужно привыкнуть...Френе и его коллеги к ней подобрались в первой трети 20 века.А нам сейчас нужно фактически заново ее осваивать...


     

    01.09.2009 | 08:21
    Изабелла Балуева Пользователь

    кто за кем идет?! я считаю, лучше всего работать в команде. Никто не говорит о том, чтобы слушать ученика во всем и свято исполнять его прихоти. Учитель - это как мудрый родитель, сами подумайте, что будет с ребенком. если родитель будет исполнять все его капризы и пожелания, ?! - но и быть тираном родитель тоже не может, нужно считаться с мнением, желанием ребенка. Вы , Анатолий, правильно сказали, "что долг учителя - уловить тот самый вектор, который можно( ДАЖЕ НУЖНО) перенаправить в нужном для обучения направлении" и идти ВМЕСТЕ с учеником по одной дороге. Я считаю нормальным, когда ученик говорит, делиться о своих интересах с учителем, о том, что он хочет изучать, что хочет знать. Задача учителя состоит в том. чтобы заинтересовать ученика, скажу за себя, да, я считаю, что учитель для ученика, а не наоборот, когда я училась в школе, то все , к сожалению, было по другому. учителя были "этакие боги", которых ученики боялись, это было, радует, что на сегодняшний день картина совсем другая! Я не обижаюсь ни на кого, если вдруг кто-то решит, что я решила поплакаться)),нет-нет)), я виду к тому, что это опыт для меня, , я рада, что сама через это прошла, - хоть буду адекватнее с учениками !!:-)Работа учителя сложно-интересная, учитель еще должен быть и тонким психологом. Но приятно осознавать, что ты помогаешь! ! ! Всех нас с днем знаний! Мудрости нам, терпения и улыбок(без них никуда)!


     

    avatar 31.08.2009 | 23:38
    Рустам Курбатов Пользователь

    Череп грызуна - это, конечно метафора.Дело не в том, чтобы крутиться туда-сюда на все градусы. Вопрос: меняем или не меняем мы содеражние образования. Остаемся ли в "четырех стенах" или открываем окна и двери на улицу, даже под угрозой, что в через эти двери попадет в класс черт знает что...Коллеги! А что ваши ученики приносили в класс? Не обязательно в прямом смысле слова.


     

    avatar 31.08.2009 | 23:22
    Анатолий Шперх Пользователь

    Кажется, я тут начинаю выступать в роли адвоката дьявола. И все же продолжу.Думается. тут вопрос принципиальный: кто за кем идет: ученик за учителем или учитель за учеником.Я понимаю, что очень демократично и современно идти за учеником, какую бы дохлую крысу он не притащил на урок.Я понимаю, что не будет нормального образовательного процесса без внутренней мотивации этого самого ученика.Я понимаю также, что долг учителя - уловить тот самый вектор, который можно перенаправить в нужном для обучения направлении и идти вместе с учеником по ЕГО, ученика, маршруту.Если он, этот маршрут есть. Если он проложен так, чтобы не было потом мучительно больно...Развернуться на 180 градусов? Не проблема. Один урок посвятить крысе - да тоже не проблема.Но делать из этого частного, хоть и важного, случая знамя и махать им как основным принципом?так и крутиться на месте на уроках?Получается, что учитель - этакий "чего изволите?"Я все же за учителя, за которым хочется идти. Учителя, за которым хочется тянуться и тянуться, потому что он - личность, потому что с ним - интересно. А способен ли он развернуться на 180 градусов с черепом дохлой крысы - дело десятое.


     

    31.08.2009 | 20:02
    Борис Бим-Бад Пользователь

    Изабелла Балуева >>> что важнее: заранее заготовленная программа урока или живая потребность ученика в новом знании? ... думаю, что молодое поколение более готово к переменам, разворотам на 180 градусов... жажда знаний у ученика. разве это не важно? Горячо поддерживаю Изабеллу Вадимовну (Hi!), Селестена Френе и Рустама Ивановича.


     

    31.08.2009 | 18:44
    Татьяна Падалко Пользователь

    >>>Нелинейность и компьютеры - вещи никак между собой не коррелирующие. УмнО.Только я писала об ИКТ, которые никак не сводятся к компьютеру.


     

    31.08.2009 | 17:14
    Изабелла Балуева Пользователь

    что важнее: заранее заготовленная программа урока или живая потребность ученика в новом знании ? Анатолий, это решает для себя сам учитель, думаю, что молодое поколение более готово к переменам ,разворотам на 180 градусов, чем скажем учителя, которые имеют более 20 лет . стаж преподавания. А почему бы и не развернуться на 180 градусов.??? если в этом есть потребность?! - жажда знаний у ученика. разве это не важно? ведь ученики - это живые люди, а не скажем запланированная программа. К тому же, если ученику не интересна так называемая " запланированная программа" учителя , то ученик и слушать не будет, слушать и не слышать - зачем это?!


     

    31.08.2009 | 16:16
    Евгений Виноградов Пользователь

    Во многом согласен с Анатолием. Особенно о таланте и о птичках. Время Френе ушло с его педагогикой, но время Френе может вернуться, правда не на основе ИКТ. Почему-то у меня на уроке ученики "дохлых крыс" не вытаскивают, но регулярно, а точнее все перемены что-то спрашивают, уточняют, иногда чему-то учат. Может в нашей в нашей школе дети воспитаны по другому, не путать - вымуштрованы, это очень любознательные дети. Для меня, в идеале, под школой Тома Сойера подразумевается МИР ребенка, весь, где есть место и школе, развивающей игре, и изучению черепа, но ему, "принесшему" череп, а не всем вокруг. Познавать МИР, но в системе, а систему сначала продумать. А если не нравиться, зачем изобретать велосипед, давно известные методики и погружения, и домашнего обучения. выбирай и развивайся (если позволят родители).


     

    avatar 31.08.2009 | 15:53
    Анатолий Шперх Пользователь

    2 ИзабеллаТак ведь с тем, что ребенку уделить внимание надо никто и не спорит. Это - аксиома. Если у нас возникает этот вопрос, тогда и спорить не о чем. Вопрос, который поставил Рустам Иванович - глубже. Он - в том, что важнее: заранее заготовленная программа урока или живая потребность ученика в новом знании.В том, может ли учитель быть столь гибким, что, наплевав на планирование и домашние заготовки, развернуться на 180 градусов и провести занятие на совершенно иную тему. Подсказанную учеником.Про РОНО и соответствие учебному плану я и не говорю.Но про себя как же?Ведь, развернувшись перед учеником, я себя, свои планы и тонко рассчитанные маршруты ставлю не в пример ниже спонтанной шалости лоботряса. Конечно, с другой стороны, что толку в тонком расчете учителя, если ученик, придя на урок, думает только о дохлой крысе, припрятанной в портфеле...В общем, та ли это гора, на которой надо умереть учителю?


     

Перейти к странице:
Дата регистрации: 31.12.2008
Комментарии:
16
Просмотров 68
Коллеги 0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+