Личный кабинет

Учитель Благочестия

Учитель Русской Православной Церкви святитель Феофан, Затворник Вышенский


В современном обществе одной из главных проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей. Глубокое влияние на возрождение истинно духовных ориентиров оказал известный церковный деятель, который оставил значимый след в истории России - Феофан Затворник, родиной которого является Чернава в Измалковском районе Липецкой обл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чернава Измалковского муниципального района Липецкой области»
Пятницкий филиал


Тема исследовательской работы:
Учитель Благочестия
Автор работы:
Сидякина Анжела, 9б класс
МБОУ СОШ с. Чернава
Пятницкий филиал
Руководитель:
Гулидова Татьяна Михайловна
учитель немецкого языка
МБОУ СОШ с. Чернава
Измалковского района
Липецкой области
Пятницкий филиал


Чернава
2016 г.
Содержание


I. Введение 3-4
II. Основная часть 4-10
Глава 1: Детство Феофана (Георгия Говорова)
1.1 Мое первое знакомство с Феофаном 4
1.2 Шаловливый ребенок стал великим русским святым 4
Глава 2: Учеба Георгия Говорова 6-7
Глава 3: Вышенский затвор. Подвижническая жизнь Феофана 7-10
3.1. Труды Святителя как переводчика 7
3.2. Письма Феофана Затворника Вышенского 8-9
Глава 4. Актуальность трудов Святителя в современном мире 9-10
III. Заключение 11
IV.Список использованной литературы 12
V. Приложение 13- 24
I. Введение
«Когда нет человека, который бы утешил нас,
тогда Господь придет через книгу и обрадует душу»
святитель Феофан Затворник
Щедрый и хлебосольный наш край, богатый своей историей, культурным наследием. Прославляли наш край известные поэты и художники, строители и ученые, святые и подвижники Русской православной церкви.
В 2015 году исполнилось 200-ти лет со дня рождения выдающегося богослова и учителя Русской Православной Церкви святителя Феофана, Затворника Вышенского, который является небесным покровителем Успенского Вышенского монастыря, а я считаю, что он является нашим небесным покровителем, так как родился он на земле Чернавской (Измалковский район Липецкая область). Святитель Феофан Затворник оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, переводы, глубочайшие толкования Священного Писания. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия - золотого века Византии.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что в современном обществе одной из главных тем, точнее проблем является постепенная утрата духовно-нравственных ценностей. Возможно ли их возрождение? Об утверждении в нашем обществе духовно-нравственных ценностей говорит Священное Предание Православной Церкви. Глубокое влияние на возрождение истинно духовных ориентиров оказал известный исторический и церковный деятель, который оставил значимый след в истории России, как светской, так и духовной - Феофан Затворник, родиной которого является село Чернава.
Как можно больше узнать о жизни и духовном подвиге Великого учителя благочестия и рассказать о Феофане Затворнике Вышенском своим одноклассникам, друзьям, привлечь их внимание к нашему великому земляку - это и стало целью моей работы.
Методы исследования: моя исследовательская работа носит описательный характер: проведен самостоятельный поиск и библиографический анализ литературы, и материалов Internet о святителе Феофане; теоретический анализ литературных источников, анализ некоторых трудов Феофана из фонда музея (посещение Воскресной школы с. Чернава, музей Феофана Затворника).
Предмет исследования – жизнь и великое культурное наследие учителя Благочестия, земляка – Феофана Затворника Вышенского.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и источники, рассказывающие о Святителе Феофане.
2. Проследить по различным источникам жизненный путь Святителя и его литературное наследие.
3. Проанализировать литературное наследие Феофана.
4.Привлечь внимания сверстников к духовному подвигу подвижника благочестия, изучение его роли в формировании личности и общества в целом.
5.Посетить Воскресную школу (музей Феофана Затворника), найти книги и документы, связанные с жизнью и деятельностью Святителя, познакомиться с ними.
II. Основная часть
Глава 1. Детство Феофана (Георгия Говорова)
1.1 Мое первое знакомство с Феофаном
Ярчайшим примером праведности, честности, чистоты и святости был человек, прославивший наш родной край – Феофан Затворник Вышенский (приложение №1,2). Девятнадцатый век дал много замечательных архипастырей нашей Церкви. Одним из таких Божьих избранников был и мудрый Феофан, которого явила миру Чернавская земля, ставший великим богословом и учителем христианского образа жизни. Вся его жизнь была духовным подвигом во имя Церкви и людей. Он был человеком, вселяющим в души людские Свет Истины, Добра, Любви и Красоты…Красоты человеческого духа…
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Я тоже так считала. Совсем немного слышала о Феофане, часто проходила мимо его памятника, но глубоко не задумывалась не о Святителе, тем более не о его писаниях. А познакомилась с великим учителем Русской Церкви из рассказов моей учительницы, заинтересовалась, начала искать материал, читала, анализировала; заходила в Воскресную школу (куда был перенесен из Никольской школы, а в данный момент находится музей Святителя Феофана - частично сохраненный), познакомилась с некоторыми его трудами. И поняла, что мы, каждый из нас, должны гордиться тем, что являемся земляками великого подвижника.
1.2. Шаловливый ребенок стал великим русским святым
Перед моими глазами прошло его детство, и у меня возник такой вопрос: «Как же так произошло, что не в меру шаловливый ребенок стал великим русским святым?» Я ближе познакомилась с детством Феофана и поняла для себя (приложение № 3).
Это произошло, в первую очередь, благодаря искренней вере в Бога родителей святителя Феофана (в мире Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии). Я думаю, его отец часто молился за детей в алтаре храма, а мама в церкви и дома, наверное, пролила немало слез, прося Спасителя и Божию Матерь помиловать Егорушку, направить на прямой путь веры и благочестия. Ведь из всех детей, он был самый большой шалун. Зернышко этой веры было посеяно в душе Егорушки.
Да и «шалости Егорушки происходили больше от пытливости, от желания самому все узнать, испытать и проверить, а не от сознательного ослушания»[1].
Вот один яркий пример из детства Феофана. Однажды после вечерни он задумал подняться на высокую колокольню, чтобы позвонить в колокол. В это время сторож, не заметив маленького благовестника, запер вход на колокольню и ушел. Чтобы не просидеть там всю ночь и не огорчить родителей, мальчик спустился по веревке, протянутой от колокола к земле. Это было очень опасно, но Господь хранил Своего избранника. Узнав об этом, его отец, священник Василий сказал: «Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!» Эти слова священника оказались пророческими: по воле Божией его сын стал одним из выдающихся учителей Церкви Христовой, учителей благочестия – святым «звонарем», слово которого, как колокол, будит души людей и приводит их спасительным путем к добру и красоте души.
А, во-вторых, это зернышко веры питалось образом жизни семьи Говоровых. Отец Василий служил во Владимирском храме своего села, был умным и образованным человеком. Мама святителя – Татьяна Ивановна – была женщиной очень доброй, набожной, и своим детям она старалась привить те же качества. И дети учились на примере родителей, и потом во взрослой жизни им подражали. Искренняя вера в Бога, любовь родителей между собой, любовь родителей к детям, ко всем людям – были главными чертами Говоровых.
В-третьих, полагаю – это личная вера самого человека, ведь она совершает чудеса. Свои природные способности и качества души святитель постоянно развивал и приумножал. Еще недавно Егорушка не в меру шалил и заставлял вздыхать своих родителей. Но прошло несколько лет и вот в ведомостях Орловской семинарии неоднократно отмечается, что Георгий Говоров «отличается склонностью к уединению и трудолюбию», «назидателен в обращении с товарищами и подает собою пример трудолюбия и благонравия», «кроток и молчалив». Так, вера в Бога превратила Егорушку, шалуна и непоседу, в великую светлую Личность – молитвенника за землю Русскую, святителя Феофана, Затворника Вышенского» [2]. Познакомившись с детскими годами святителя Феофана, во мне больше утвердилась уверенность в красоте и истинности Православия.

[1] Т-а. Сеня и Егорушка. Душеполезное чтение. М., 1894. Ч. 3. С. 502.
[2] Учитель благочестия: Феофан Затворник глазами детей / Сост. В.В. Каширина. Успенский Вышенский монастырь, 2015. С. 15–16.
Многие спрашивают, и я хочу присоединиться к ним: « Зачем же
нужна вера в Бога, и как она помогает людям?»
И ответ я нашла, обратившись к святителю Феофану. На примере его жизни можно понять, что вера в Бога не дает человеку унывать и быть слабым. Она помогает осознать свое предназначение в жизни. Хочется сказать, что нас отделяют столетия от того времени, когда жил святитель, многое изменилось за это время, но душа человеческая все та же, и законы ее становления тоже не изменились.
Некоторым людям жизнь Святителя напоминает шар, да он и сам в своих трудах говорил именно так, да шар, который без треска катится туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов. Соглашусь и я с этим, его жизнь действительно была похожа на шар, который светился тихим, ласковым светом, – светом истины и светом правды. Сам святитель писал, что «каждой душе нужен свет небесный – истина Божия».
Глава 2. Учеба Георгия Говорова

Надо сказать, что первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме: на седьмом году его начали учить грамоте. «Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, быстроту соображения, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием». [3]
Из воспоминаний мы узнаем, имея открытый и доброжелательный характер, отрок Георгий любил играть со сверстниками-сельчанами. Благодаря этому он хорошо знал жизнь простого народа. Полагаю, и в этом нет сомнения, что любовь к живому народному языку, которой исполнены все сочинения святителя, зародилась в нем еще в детстве, во время игр со сверстниками и в результате наблюдений за жизнью людей разных.
Далее будет Ливенское духовное училище. Способный, хорошо подготовленный отрок легко прошел курс духовного училища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию (приложение № 4). Именно здесь юноша впервые начал сознательно работать над собой. Уже в это время его характерной чертой была любовь к уединению. В 1837 году получает назначение в Киевскую духовную академию. По свидетельству современников, святитель Феофан именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность и любовь к писательству. Своими письменными трудами он снискал уважение не только у сокурсников, но и у преподавателей. «Никто лучше его не писал, – говорил его сокурсник по академии митрополит Московский Макарий (Булгаков), – только по скромности своей он не мог громко читать своего сочинения».

[3]Корсунский И.Н. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895.
С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан. Затем будет
назначение ректором Киево - Софиевского духовного училища.
В основу своей воспитательской деятельности он ставил христианскую любовь: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Но при этом любовь всегда необходимо сочетать с разумной строгостью, отмечал Святитель: «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова». В 1846 году он получил назначение на должность члена Российской Духовной Миссии в Иерусалиме. Семилетнее пребывание о. Феофана в Святой Земле имело для него громадное значение.
По возвращении в Россию иеромонах Феофан в 1855 году был возведен в сан архимандрита с назначением на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. Но ему и года не пришлось пробыть на этой должности. В том же году он был отправлен в Константинополь настоятелем Русской посольской церкви, где пробыл около двух лет.
В 1857 году архимандрит Феофан, уже стяжавший себе известность в духовных кругах своей образованностью, был вызван в С.-Петербург и получил назначение ректором С.-Петербургской Духовной Академии. Но и на этой должности он пробыл недолго.
Глава 3. Вышенский затвор. Подвижническая жизнь Феофана
3.1. Труды Святителя как переводчика

"Наступил, наконец, 1866 год, когда много ранее задуманное совершилось", - так пишет об осуществлении этого намерения святителя один из его ближайших родственников. Святитель Феофан подал Святейшему Синоду прошение об увольнении на покой. Синод удовлетворил его прошению, назначив ему для пребывания избранную им Вышенскую пустынь (приложение № 5,6,7).
С тех пор началась его подвижническая жизнь в затворе, которая продолжалась без малого 28 лет. За видимым покоем и тишиной затвора мы видим, по воспоминаниям, конечно, невероятно напряженный труд, ежедневный подвиг, который Владыка тщательно скрывал (приложение № 8). В чем же заключался этот великий труд и подвиг Феофана?
Во-первых, мне хочется сказать, что им были переведены на русский язык книги святых Отцов, во-вторых, написаны сочинения, разъясняющие суть христианства. Как говорит наша учительница немецкого языка, нам с трудом дается изучение одного иностранного языка, а Феофан изучил греческий, французский языки, а так же познакомился с еврейским и арабским языками. Здесь он молился и трудился. Здесь он 6 января 1894 почил о Господе. Удивительное предвидение сыграло необычную роль и в посмертной судьбе Феофана. Оказывается, он очень мудро выбрал для своей жизни русскую глубинку. В годы большевизма была разрушена монастырская церковь, под сводами которой он нашел вечный покой. Но могилу святителя большевики не тронули. Они просто не обратили внимания на надгробный камень со славянскими литерами. Мощи Феофана Затворника остались неоскверненными, и пролежали под слоем строительного мусора вплоть до 1988 года, когда решением св. Синода он был причислен к лику святых (цитирую) за: «глубокое понимание христианского учения, а также опытное его выполнение и как следствие сего, высоту и святость жизни, которые позволяют смотреть на его писания, как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же чистоты и богопросвещенности» [4]
3.2. Письма Феофана Затворника Вышенского
Кроме этого, святитель каждый день отвечал на множество писем, он духовно поддерживал тех, кто обращался к нему за помощью. «Каждый ответ пронизан мыслью о спасении души…». [5] Эти письменные творения Феофана раскрывают перед нами всю глубину и красоту духовной жизни. Я не была знакома с ними, но с того времени, как я начала все больше узнавать о Феофане, у меня все больше появляется желание ближе познакомиться, хотя бы с его письмами (приложение №9).
И сразу напрашивается вопрос, так почему же творения Святителя востребованы и в наше время?
Я полагаю, что не всякий человек может так умело войти в положение другого, который к нему обращается, и сразу установить с ним самую близкую духовную связь, где преобладают искренность и откровенность. Нужно заметить, что Феофан это мог. Опираясь на советы святителя Феофана Затворника и имея перед собой благочестивый, любящий пред Богом образец его жизни – жизни настоящего христианина, я думаю, нам, молодому поколению, нужно, хоть иногда следовать его наставлениям, – следить за своей внутренней жизнью, любить своих ближних, помогать нуждающимся, – тем самым передавать те искорки Божией любви окружающим нас людям.
В нашем жестоком мире, где душа человека перестала быть главной ценностью личности, а совесть превратилась как бы в обузу на пути к успеху, где нет времени серьезно задуматься о своих поступках и чувствах, потому что жестокие законы коммерции диктуют свои правила: если ты отстал хоть на минуту, тебя обгонят конкуренты, – поучения Феофана Затворника звучат как гром среди ясного неба. Они заставляют каждого из нас сделать выбор. «Это жить ради наслаждения и успеха или ради христианского милосердия и спасения души» [6]. У каждого из нас, конечно же, будет свой выбор. Но я полагаю, даже в коммерции нужно оставаться добропорядочными людьми.
[4] Седмица. RU. Церковно- Научный Центр «Православная Энциклопедия».
[5] [6] Учитель благочестия: Феофан Затворник глазами детей / Сост. В.В. Каширина. Успенский Вышенский монастырь, 2015. С. 72; С. 147.
«Люди теряют свой человеческий образ», – говорила моя бабушка,
пояснив, что часто видит молодое поколение в нетрезвом виде и ругающихся нецензурной бранью. Действительно, что же происходит?
Живем и не знаем, а что значит жить духовно? Бесспорно, сама жизнь Феофана Затворника – это духовный подвиг. Но еще большим подвигом является его литературная деятельность. Многие советы учителя благочестия, нам, молодым, считаю, нужно взять на заметку (приложение № 10,11). Процитирую некоторые его мудрые советы:
• Трудиться – дело святое, но и здоровье надо беречь. Здоровье – это лошадка. Загонишь – ехать не на чем.
• Главное – имейте всегда работу. А ещё читайте. При чтении старайтесь сердце держать ничем незанятым, открытым для истины.
• И возумейте наслаждаться природой; всякое время года имеет свои прелести.
• Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.
• Нет греха больше неуважения и оскорбления матери. Благо обещано чтущим родителей. А для не чтущих — лишение благ.
• Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда.
• Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно — и спасение готово.
• Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать всё на привязи и уметь управлять собою.
• Когда ослабеют или изменятся начала: Православие, Самодержавие и Народность, русский народ перестанет быть русским.
Глава 4. Актуальность трудов Святителя в современном мире

Каждый день, каждую минуту, человек стоит на духовном перепутье. Как поступить в той или иной ситуации? Как узнать правильность своего выбора, поступка, мысли? Работая над данной темой, я вместе со своей учительницей обратилась к книгам Феофана (конечно, отрывкам его произведений), но все же поняла, что ясные, практически применимые в жизни советы мудрого и опытного архипастыря просто нам необходимы.
Интерес к творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского, растет во всем мире. Причины этого различны, и одна из важных – то, что святитель Феофан жил относительно недавно и проблемы, которые занимали умы современников Владыки, и тех, кто вел с ним переписку, сегодня с большей силой волнуют многих из нас, нынешнюю молодежь, которая находится как в ограде Святой Церкви, так и за ее пределами. Духовной болезнью поражены все социальные слои россиян, но особенно в группу риска попадает молодежь, у которой нарушены духовно-нравственные ориентиры.
Обращались к святителю Феофану и в скорби, и в беде, и в унынии, обращались и в радости, делясь ею с почитаемым епископом. И добрый архипастырь никого не оставлял без внимания. «Я охотно готов, - писал он, - отвечать и помогать вам всем словом, сколько разума достанет». Многие вопросы, которые он раскрывает в своих трудах, актуальны и в наши дни, а секрет актуальности назиданий мудрого старца кроется в том, что он поднимал вопросы разумного бытия и так доступно вел изложение своих мыслей, что совершенно понимаем и сегодня.
Получив в раннем возрасте христианское устроение, святитель писал о важности воспитания в семье. О роли покровительства родителей над детьми Святитель Феофан писал так: « …Пища, одежда, кров – это хоть не малое, но не главное. Главное есть обезопасение от неприятностей вовне. Орлиные крылья покрывают вас. Клюв орла и когти его готовы на поражение всякого, кто покуситься причинить вам оскорбление или неприятность. Это благо ничем незаменимо. Как только орла порывающего Вас, не станет, так заклюют Вас. Сколько велик ужас беззащитности, Вы вообразить себе не можете, ибо не испытали. И не дай Бог испытать его. Есть защита? Берегите её и не порывайтесь из-под нее». Стоит задуматься над этими словами, действительно, родители для нас, это главный оберег в жизни.
С особым опасением родители встречают период взросления детей. Это так называемый «переходный возраст». Святитель Феофан писал в своих трудах о том, что это непростой период взросления, который он сравнивал с «домом без ограды» и «сухим хворостом в огне», и он проходится гораздо спокойнее, если в детские годы уже заложены нравственные основы. Самое надежное руководство в этом возрасте, по мнению святителя Феофана, есть разумная строгость и авторитет воспитателя. «Духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек». [7]
Феофан Затворник был подвижником веры и благочестия, оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
Из всех наставлений Святителя Феофана можно сделать один очень простой вывод, доступный каждому, и, причем, очень важный для нас, молодых людей, которые стали больше ценить либеральные ценности (свободу, независимость): живи по Законам Божьим, во всем руководствуйся своей совестью и не поддавайся порокам. Его труды востребованы и имеют огромный духовный потенциал в нашем современном российском обществе.
Пока жива память о предках и о своем роде в сердцах людей — до тех пор стоит государство и Церковь, и никакие силы, никакие нападки не смогут поколебать устои, заложенные отцами и дедами. [8]
[7] Феофан, епископ. Собрание писем. Выпуск. VII М.,1900. С. 238.
[8] theophanica.ru (издательский совет русской православной церкви)
III. Заключение
О Феофане написано уже немало работ, в том числе и научных, я с некоторыми познакомилась. Мне было очень ответственно прикоснуться к этому важному вопросу. Нашла ли я ответ на свой вопрос, конечно же нашла, даже больше. Мне захотелось познакомиться ближе с творчеством Феофана, открыть его произведения и почитать.
Данная исследовательская работа не претендует на полное освещение темы, связанной с жизнью и деятельностью Феофана. Она, естественно, может быть дополнена новыми исследованиями, посвящёнными изучению его творчества. Но я попыталась проанализировать литературу, ближе познакомиться с человеком, который родился и провел своё детство и отрочество в с. Чернава. Величие жизни такой личности, как Преосвященный Феофан Затворник, возрождает в каждом из нас гордость и ответственность за глубочайшее духовное наследие Родины.
Во всем православном мире Феофана Затворника считают «учителем нравственности и чистоты, учителем благочестия», оставившим следующим поколениям свою простую и сердечную мудрость. «Живите в преданности Богу. Больше читайте хороших книг» - как утверждал Святой Феофан – «чтение полезных книг душу питает и растит». А такое увлечение хорошим писателем развивает в нас и мысли хорошие и чувства добрые. Нужно заботиться о нравственной чистоте своей души и совершать только хорошие и добрые поступки.
В с. Чернава установлен памятник Феофану, мне рассказала моя учительница Татьяна Михайловна, он установлен на том самом месте, где находилась родовая усадьба отца духовного подвижника — сельского священника Василия Говорова (приложение № 12). Открытие памятника было приурочено к 200-летию Феофана Затворника. В год празднования двухсотлетия святителя Феофана Затворника по инициативе епископа Елецкого и Лебедянского Максима мощи святого вернулись на родную чернавскую землю. До этого святой ковчег находился в Успенском Вышенском монастыре (Рязанская область), где подвижник провёл в затворничестве последние годы жизни (приложение № 13). 

IV. Список источников использованной литературы
1. В преданности Богу живите: мудрые советы и наставления Святого Феофана /Сост. О.А.Иванникова/ МУК «Чернавский ПЦКД» Чернавская сельская библиотека №1 - Чернава, 2008.
2. Жизненный подвиг и богословское творчества Феофана Затворника /Сост. О.А.Иванникова/ МУК «Чернавский ПЦКД» Чернавская сельская библиотека №1 - Чернава, 2008.
3. Сеня и Егорушка. Душеполезное чтение. М., 1894. Ч. 3.
4. Учитель благочестия: Феофан Затворник глазами детей /Сост. В.В. Каширина/. Успенский Вышенский монастырь, 2015. Корсунский И.Н. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М: 1895.
5. Седмица. RU. Церковно - Научный Центр «Православная Энциклопедия».
6. Феофан, епископ. Собрание писем. Выпуск. VII М.,1900. С. 238.
7. theophanica.ru (издательский совет русской православной церкви)
8. Георгий (Тертышников; архимандрит). Жизнь и деятельность Феофана Затворника, епископа Владимирского и Суздальского / архимандрит Георгий (Тертышников)/. — Москва: Православный Пчельник, 1994. — 182 с.
9. Светильник горящий и светящий: биография отдельного лица. —Шацк: Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, 2007.
10. Электронный ресурс: Родословие святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Книги Феофана Затворника:
- Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. — Москва: Правило веры, 1999. — 511 с.
- «Основы православного воспитания»;
- «Рукописи из кельи»;
- «Внутренняя жизнь» и др.

Добавлено: 22.03.2017
Рейтинг: 7.1681818181818
Комментарии:
0
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+