Личный кабинет

Методическая разработка урока по литературе 11 класс «Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака»

Цель урока: познакомить учащихся с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения в темах стихов, в мотивах, в слове. Формы работы: фронтальная и индивидуальная/групповая.


познакомиться с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения в темах стихов, в мотивах, в слове. Этого можно достичь через детальный анализ стихотворений на разных уровнях, например, на тех, о которых шла речь раньше (особенности художественных образов, лексика, строфика, синтаксис, морфология). Работа индивидуальная или в группах.

Методическая разработка урока по литературе 11 класс

 «Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака»


Орг момент

1.Приветствие учителя
На экране – портрет Пастернака

  • Учитель: Ребята, с каким поэтом мы с вами познакомились на прошлом уроке? Какие интересные факты из его жизни запомнились вам? Сегодня мы продолжим знакомство с писателем, но акцент перенесём на его творчество.
  • Учащиеся (тезисно): Борис Леонидович Пастернак, особенности детства, увлечение музыкой, философией, раннее увлечение футуризмом, выпуск стихотворных сборников («Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь» и другие), отношение к революции, войне, проба романа, трагическая судьба «Доктора Живаго», Нобелевская премия, драматическая судьба поэта, друзья-поэты.

2.Актуализация
На экране – стихотворения Пастернака, посвящённые своим соратникам по перу- Цветаевой, Ахматовой, Блоку

  • Учитель: Предлагает определить, кому посвящены предложенные тексты. Какие ключевые моменты жизни, поэтической манеры подчёркнуты в них?


Борис Пастернак
«Мгновенный снег, когда булыжник узрен»



Мгновенный снег, когда булыжник узрен,
Апрельский снег, оплошливый снежок!
Резвись и тай, - земля как пончик в пудре,
И рой огней - как лакомки ожог.

Несись с небес, лишай деревья весу,
Ерошь березы, швабрами шурша.
Ценители не смыслят ни бельмеса,
Bраги уйдут, не взявши ни шиша.

Ежеминутно можно глупость ляпнуть,
Тогда прощай охулка и хвала!
А ты, а ты, бессмертная внезапность,
Еще какого выхода ждала?

Ведь вот и в этом диком снеге летом
Опять поэта оторопь и стать -
И не всего ли подлиннее в этом?
. . . . . . . - Как знать? 1929

  • Это акростих.
  • Подчёркивается неоднозначность. Противоречивость, внезапность личности
  • Подчёркивается чувство собственного достоинства поэта
  • Стремительность. Естественность, открытость миру. Как будто растворяемость в нём.
  • Значимость тире

 

Учитель может добавить, что после смерти Цветаевой Пастернак сильно укорял себя за то, что дал ей верёвку, чтобы перетянуть чемоданы со словами: «Она такая крепкая, что на ней повеситься можно», на ней Цветаева и повесилась в Елабуге. А Пастернак после смерти посвятил ей строки:
1941
ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Хмуро тянется день непогожий.
Безутешно струятся ручьи
По крыльцу перед дверью прихожей
И в открытые окна мои.
За оградою вдоль по дороге
Затопляет общественный сад.
Развалившись, как звери в берлоге,
Облака в беспорядке лежат.
Мне в ненастьи мерещится книга
О земле и ее красоте.
Я рисую лесную шишигу
Для тебя на заглавном листе.
Ах, Марина, давно уже время,
Да и труд не такой уж ахти,
Твой заброшенный прах в реквиеме
Из Елабуги перенести.
Торжество твоего переноса
Я задумывал в прошлом году
Над снегами пустынного плеса,
Где зимуют баркасы во льду.

 

 

 

Стихотворение Бориса Леонидовича «Анне Ахматовой» написано в 1929 году. Как известно, в лирике поэтессы главным героем всегда был Петербург Посредством стихотворения поэт пытался помочь Ахматовой побороть мрак в душе, укрепить ее веру в собственные силы, вернуть ей надежду на будущее. Негативные эмоции Пастернак увидел в стихотворении «Лотова жена». Его поэтесса написала в 1924 году. В нем отразилось нежелание Анны Андреевной смотреть вперед, сожаление о прошедших годах, которые более нет возможности вновь пережить.

В стихотворении Пастернак отмечает сильную сторону литературного дара Ахматовой – способность точно подмечать прозаические особенности жизни. Наиболее ярко эта особенность проявилась в ранних сборниках поэтессы. По мнению Бориса Леонидовича, вышеназванная черта должна способствовать возвращению Анны Андреевны к активной творческой деятельности, подвигнуть ее на дальнейшее сочинение стихотворений. Впоследствии Пастернак и в письмах горячо уверял Ахматову во имя собственного высокого призвания не сомневаться в своих силах, в таланте.

Мне так же трудно до сих пор
Вообразить тебя умершей,
Как скопидомкой мильонершей
Средь голодающих сестер.

Что делать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.

Bсегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.

Тут все - полуслова и тени,
Обмолвки и самообман,
И только верой в воскресенье
Какой-то указатель дан.

Зима - как пышные поминки:
Наружу выйти из жилья,
Прибавить к сумеркам коринки,
Облить вином - вот и кутья.

Пред домом яблоня в сугробе,
И город в снежной пелене -
Твое огромное надгробье,
Как целый год казалось мне.
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.

Борис Пастернак
«Анне Ахматовой»

Мне кажется, я подберу слова,
Похожие на вашу первозданность.
А ошибусь, мне это трын-трава,
Я все равно с ошибкой не расстанусь.
Я слышу мокрых кровель говорок,
Торцовых плит заглохшие эклоги.
Какой-то город, явный с первых строк,
Растет и отдается в каждом слоге.
Кругом весна, но загород нельзя.
Еще строга заказчица скупая.
Глаза шитьем за лампою слезя,
Горит заря, спины не разгибая.
Вдыхая дали ладожскую гладь,
Спешит к воде, смиряя сил упадок.
С таких гулянок ничего не взять.
Каналы пахнут затхлостью укладок.
По ним ныряет, как пустой орех,
Горячий ветер и колышет веки
Ветвей и звезд, и фонарей, и вех,
И с моста вдаль глядящей белошвейки.

Бывает глаз по-разному остер,
По-разному бывает образ точен.
Но самой страшной крепости раствор
Ночная даль под взглядом белой ночи.

Таким я вижу облик ваш и взгляд.
Он мне внушен не тем столбом из соли,
Которым вы пять лет тому назад
Испуг оглядки к рифме прикололи.

Но, исходив из ваших первых книг,
Где крепли прозы пристальной крупицы,
Он и во всех, как искры проводник,
Событья былью заставляет биться.

1927 

Ветер (Кому быть живым...)
Борис Пастернак

Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,—
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним.

Не знал бы никто, может статься,
В почете ли Пушкин иль нет,
Без докторских их диссертаций,
На все проливающих свет.

Прославленный не по програме
И вечный вне школ и систем,
Он не изготовлен руками
И нам не навязан никем.
Тот ветер, проникший под ребра
И в душу, в течение лет
Недоброю славой и доброй
Помянут в стихах и воспет.

Тот ветер повсюду. Он — дома,
В деревьях, в деревне, в дожде,
В поэзии третьего тома,
В «Двенадцати», в смерти, везде.

 А.Блок

  • Его известность не только в поэтических кругах,
  • «Трилогия вочеловечивания»
  • Ветер в «Возмездии», в «Двенадцати» как символ платы за недогляд и греховность

Постигнет страну ураган.

Блок на небе видел разводы.
Ему предвещал небосклон
Большую грозу, непогоду,
Великую бурю, циклон.

Блок ждал этой бури и встряски,
Ее огневые штрихи
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи.

 


3.Мотивация и постановка проблемы.
На экране – стихотворение Б.Л.Пастернака «Определение поэзии» (без названия).
Б.Пастернак «Определение поэзии»
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.

1941
Учитель: О чём говорит поэт?
Учащиеся: О мире, о жизни, о поэзии.
Учитель: Какое бы название вы дали этому тексту?
Учащиеся предлагают названия. Итог – «Определение поэзии».
Учитель: Что интересного для вас открыл взгляд Пастернака на своё видение искусства поэта?
Учащиеся отмечают:

  • Композиционно – 2 –е части: разнонаправленные явления мира как составляющие поэтической тайны и ночные таинственные завуки как воплощение загадки прихода стихов.

Сравни со стихотворением А.Ахматовой, написанным незадолго до – в 1940 году и имеющим название «Про стихи» (на экране)
А.Ахматова
Про стихи
                  Владимиру Нарбуту
Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это - донник,
Это - пыль, и мрак, и зной.
Апрель 1940
Москва

  • Анафоричность 1 части
  • Почти безглагольность (ср с А.Ахматовой и А.Фетом: (на экране)

А.Фет
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

Учитель комментирует к слову: Кстати, именно А.Фет сказал: «В нашем деле истинная чепуха и есть истинная поэзия»

  • Звукопись
  • Сочетание лексики с «приземлённым» и «высоким» значением.
  • Особенности синтаксиса (4 строфы – 4 предложения – законченность грани общей картины, частое употребление тире как знака определения и эмоции)

Учитель: Исходя из нашей предыдущей работы, как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте её.
Учащиеся: Тема поэта и поэзии в лирике автора, особенности поэтического мира Б. Пастернака.
На слайде: Тема урока - Особенности поэтического мира Б.Пастернака.
Учитель: Домашним заданием у вас было заполнить таблицу цитатами к основным темам поэзии Б. Пастернака. С помощью  проделанной работы, дайте имя нашему уроку – подберите эпиграф к теме об особенностях поэтического мира автора.
Возможные выдержки из цитатной таблицы:


Природа и человек

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.(«Весна в лесу»)

Мгновенный снег, когда булыжник узрен,
Апрельский снег, оплошливый снежок!
Резвись и тай, - земля как пончик в пудре,
И рой огней - как лакомки ожог. («Мгновенный снег, когда…»)

Весна, ты сырость рудника в висках.
Мигренью руд горшок цветочный полон.
Зачахли льды. Но гиацинт запах
Той болью руд, которою зацвел он. («Весна, ты сырость рудника…»)

Люблю вас, далекие пристани
В провинции или деревне.
Чем книга чернее и листанней,
Тем прелесть ее задушевней.(«Зима приближается»)

Любовь и красота

Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.(«Красавица моя…»)

Любимая,— жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых. («Любимая, - жуть!...)

Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен. («Любить иных-тяжёлый крест»)

Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую. («Без названья»)

Недотрога, тихоня в быту.
Ты сейчас вся огонь, вся горенье.
Дай запру я твою красоту
В тёмном тереме стихотворенья. («Без названия»)

Разочаровалась? Ты думала – в мире нам
Расстаться за реквиемом лебединым?
В расчёте на горе, зрачками расширенными,
В слезах, примеряла их непобедимость? («Разрыв»)

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею. («Объяснение»)

Нравственные ценности

Я льнул когда-то к беднякам
Не из возвышенного взгляда,
А потому, что только там
Шла жизнь без помпы и парада.(«Перемена»)

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. («Быть знаменитым некрасиво»)

Победа добра над злом

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(«Нобелевская премия»)

Творчество

Поэзия, не поступайся ширью.
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зерен в мере хлеба не считай!(«Спекторский»)

Я - свет. Я тем и знаменит,
Что сам бросаю тень.
Я - жизнь земли, ее зенит,
Ее начальный день. («Когда за лиры лабиринт…»)

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех. («Быть знаменитым некрасиво»)

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты. («Во всём мне хочется дойти до самой сути…)
Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты – лето с местом в третьем классе,
Ты – пригород, а не припев. («Поэзия»)

Стихотворенье?- Малыши!
Известны ль вам его оттенки,
Когда во всех концах души
Не спят его корреспондентки? («Стихотворенье»)

На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.
Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме.
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет. («Про эти стихи»)

Учащиеся:
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Учитель: Какова будет наша цель работы на уроке, что мы узнаем благодаря такой сформулированной теме и с помощью каких форм работы мы попытаемся её добиться поставленной теме?
Учащиеся:  познакомиться с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения  в  темах стихов, в мотивах, в слове. Этого можно достичь через детальный анализ стихотворений на разных уровнях, например, на тех, о которых шла речь раньше (особенности художественных образов, лексика, строфика, синтаксис, морфология). Работа индивидуальная или в группах.
На экране: Цель и формы работы:
Цель урока:  познакомить учащихся с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения  в  темах стихов, в мотивах, в слове.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная/групповая.

Учитель: А для чего нам всё это знать?
Учащиеся: Для обогащения собственного образного представления о мире, для  понимания вариантов возможности самореализации через слово, для более внимательного детального отношения к миру.
Учитель: А что лежит в основе всякого художественного произведения искусства как преображающего жизнь, особенно в основе лирики?
Учащиеся: Художественный образ.
Учитель: дайте истолкование художественного образа
Учащиеся: Художественный образ – это изображение мира художником таким, каким он ему кажется.

На экране: Художественный образ – это изображение мира художником таким, каким он ему кажется.
Учитель: Вот сейчас мы с вами и попытаемся, проанализировав способы передачи миросозерцания Пастернака, увидеть его вселенную, разгадать тайны его образов.

  • Решение проблемы. УРОЧНЫЙ МИНИ-ПРОЕКТ

Стихотво-
рение

Поэти-
ческий
образ

Средства создания поэтического образа

Лексика

Синтаксис

Звукопись

Рифма
и
строфика

Морфология

«Февраль.
Достать чернил и плакать!»

 

 

 

 

 

 

«Зеркало»(«В
трюмо
испаряется
чашка
какао…»)

 

 

 

 

 

 

«Июль»(«По
дому
бродит
привиденье…»)

 

 

 

 

 

 

«Как бронзовой
золой
жаровень…»

 

 

 

 

 

 

«Осень» («Я
дал разъехаться
домашним…»)

 

 

 

 

 

 

На слайде: Шаблон таблицы «Тайна создания поэтического образа».

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых анализирует предложенное учителем стихотворение по заранее известному плану (план анализа поэтического текста  и сами стихи выдаются), заполняя графы таблицы и готовя более подробный ответ по одной из граф (создание поэтического образа с помощью лексического, синтаксического, фонетического, ритмического и морфологического уровня понимания смысла).
Примерный обучающий школьный план анализа лирического произведения


Пункт плана

Помощь в построении фразы

  • Название и автор стихотворения. Что известно об истории создания текста, периоде жизни поэта, когда был написан текст. Сведения о культурно-историческом контексте.

Перед нами….. Выразительное чтение текста. Характеристика эпохи, биографических деталей.

  • Первичное впечатление от прочитанного. О чём текст?

В стихотворении (автор, название) говорится о…, поэт описывает.., поэт передаёт своё впечатление от, чувства……

  • Каково общее настроение стихотворения? Как меняется настроение от части к части и как в связи с этим можно разделить текст, на сколько частей.

В стихотворении царит… настроение. Стихотворение проникнуто…настроением. Но на протяжении текста настроение меняется от….до…. . В связи с этим стихотворение композиционно можно разделить на …. частей. В первой части говорится о…, в центре находится образ чувства….., настроение…… Во второй части….

  • Особенности жанра стихотворения и его роль в понимании смысла текста.

Ориентируясь на чувство… и настроение …, это стихотворение можно отнести к …. жанру. Именно он помогает задать правильный настрой понимания читателю.

  • Образный ряд. Ключевые образы-символы стихотворения.

Свои переживания, мысли поэт хочет донести до читателя через образы…. . Они трактуются поэтом как…

  • Каким представляется лирический герой этого стихотворения.

Внешний облик лирического героя…Внутренний облик, внутренний мир…

  • Размер, ритм, рифма и их смысловая роль.

Двусложные (ямб, хорей), трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест), белый стих. Ритм маршевый, напевный, разорванный. Рифма перекрёстная, кольцевая, опоясывающая. Звучание стихотворения создаёт …. ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают…

  • Звукопись стихотворения и её смысловая роль.

Аллитерация – нагнетение согласных, ассонанс – нагнетение гласных. Повторяющиеся звуки….позволяют услышать… . Тем самым создаётся эффект присутствия

  • Изобразительно-выразительные средства           ( тропы) и их смысловая роль.

Используя (метафору….., сравнение…., олицетворение, эпитет, гиперболу……) поэт создаёт образ…

  • Лексика текста

Слова одной семантической группы, наиболее часто встречающиеся в тексте.

  • Синтаксис текста. Синтаксические фигуры и их смысловая роль

Особенности построения фразы, структура предложения, анафора – единоначатие, эпифора (единая концовка), повторы, синтаксический параллелизм, однородность членов…

  • Смысл названия стихотворения. О чём стихотворение (итоговые размышления)

 Итак, первичное впечатление от текста оправдалось, опроверглось углубилось… Как углубилось наше представление о поэтическом мире автора. Как новые, корректирующие или подтверждающие смыслы вносит название стихотворения, посвящение (если оно есть), эпиграф…..


 

 1912 Борис Пастернак
«Февраль. Достать чернил и плакать!»



Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

 1917 Борис Пастернак
«Зеркало»



В трюмо испаряется чашка какао,
      Качается тюль, и - прямой
Дорожкою в сад, в бурелом и хаос
      К качелям бежит трюмо.

Там сосны враскачку воздух саднят
      Смолой; там по маете
Очки по траве растерял палисадник,
      Там книгу читает Тень.

И к заднему плану, во мрак, за калитку
      В степь, в запах сонных лекарств
Струится дорожкой, в сучках и в улитках
      Мерцающий жаркий кварц.

Огромный сад тормошится в зале
      В трюмо - и не бьет стекла!
Казалось бы, всё коллодий залил
      Непотным льдом облила,
Чтоб сук не горчил и сирень не пахла, -
      Гипноза залить не могла.

Несметный мир семенит в месмеризме,
      И только ветру связать,
Что ломится в жизнь и ломается в призме,
      И радо играть в слезах.

Души не взорвать, как селитрой залежь,
      Не вырыть, как заступом клад.
Огромный сад тормошится в зале
      В трюмо - и не бьет стекла.

И вот, в гипнотической этой отчизне
      Ничем мне очей не задуть.
Так после дождя проползают слизни
      Глазами статуй в саду.

Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,
      На цыпочках скачет чиж.
Ты можешь им выпачкать губы черникой,
      Их шалостью не опоишь.

Огромный сад тормошится в зале,
      Подносит к трюмо кулак,
Бежит на качели, ловит, салит,
      Трясет - и не бьет стекла!

 

 


1956
Борис Пастернак
«Июль»



По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

 1912

Борис Пастернак
«Как бронзовой золой жаровень»



Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.

Где пруд - как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.


Борис Пастернак
«Осень» 1949


Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно все в сердце и природе.

И вот я здесь с тобой в сторожке.
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.

Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно.

Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгою, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.

Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.

Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассемся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри или ополоумей!

Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты попадешь в объятье
В халате с шелковою кистью.

Ты благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты отвага,
И это тянет нас друг к другу.

Работа выполняется под песни на стихи Пастернака:

  • «Единственные дни» в исп. В.и В.Мищуков
  • «Свеча горела на столе…» в исп. Е.Камбуровой
  • «Снег идёт…» в исп. Т.и С.Никитиных
  • «Никого не будет в доме» в исп. Т.и С.Никитиных

После окончания работы заслушиваются ответы групп и делаются записи в каждой отдельной графе с необходимыми дополнениями учителя и обобщениями учащихся.
Примерный окончательный вариант таблицы (см. в отдельном файле)
Материал для учителя по работе с выводами в таблице (на основе исследований Д.Быкова «Борис Пастернак»,А.Сергеевой-Клятис «Пастернак»,А.Синявского «Предисловие» к сборнику «Борис Патернак. Стихотворения и поэмы»)

  • Особенности поэтических образов Б.Пастернака.
  • Пейзаж да и весь окружающий мир обладает у Пастернака повышенной чувствительностью. Он остро и мгновенно реагирует на изменения, происходящие в человеке, становясь его полным подобием, продолжением. В поэзии автора нельзя отделить человека от обстановки. Посредством метафорической скорописи действительность изображается в слиянии разнородных частей, в пересечении граней и контуров.
  • Пастернак мало рассказывает о себе и от себя, старательно убирает, прячет своё «Я». При чтении возникает иллюзия, что автора нет и в помине, даже если он обозначен:

Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

Перегородок тонкорёбрость
Пройду насквозь, пройду, как свет.
Пройду, как образ входит в образ


И как предмет сечёт предмет.

…В раскрытые окна на их рукоделье
Садились, как голуби, облака.
Они замечали: с воды похудели
Заборы – заметны, кресты – слегка.
Не поэт замечал, а «облака замечали», не поэт вспоминал, а снег. В стихотворении «Заморозки» мы сталкиваемся с ситуацией, когда не зритель рассматривает пейзаж, а пейзаж зрителя:
Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.

Пока оно из мглы не выйдет,
Блеснув за прудом на лугу,
Меня деревья плохо видят
На отдалённом берегу.
Если Маяковский или Цветаева хотят говорить за весь мир от своего лица, то Пастернак предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него: «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»:
…У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шёл спор. Я замер. Про меня!
Сама природа выступает в качестве главного лирического героя. В стихотворении «Плачущий сад», например, обычный параллелизм – я и сад – оборачивается равенством: я-сад:
Ужасный!- Капнет и вслушивается:
Всё он ли один на свете
Мнёт ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель…
К губам поднесу и прислушиваюсь:
Всё я ли один на свете,
Готовый навзрыд при случае,
Или есть свидетель.

  • Спасительность и всепобеждающая жизненность природы – основа поэтических образов автора:

На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал…

  • Образ у Пастернака – стержень стихотворения. Автор не пересказывает историю и не описывает предмет, но мыслит метафорически. Всё держится на сквозной метафоре – бабочка-буря, девочка-ветка, сад-свидетель, скирда-факел, дождь-исполин, «месящий глину». Это образ-эскиз.
  • Родная стихия Пастернака – вода, дождь, снег, река.
  • В мире Пастернака 5, по-бахтински говоря, хронотопов: Москва – хаотичный город, путаный, как пастернаковский синтаксис, эклектичный, как его лексика,щедрый, как его дарование; Подмосковье (Переделкино) – леса, жд станции, юг России, Европа и Урал
  • Особенности лексического строя поэтического мира Б.Пастернака.
  • Для лирики Пастернака характерно частое употребление прозаизмов, просторечной лексики: «Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель…». Своеобразие состоит в том, что автор поэтизирует мир с помощью прозаизмов, которые переводят стихи из выдумки в жизнь.
  • Поэзия Пастернака насквозь метафорична (сгущённая метафоричность). Но интересно, что метафорический характер уподоблений зачастую не воспринимается, настолько живо происходящее на анших глазах действие. Буквально «плачет сад», «бежит гроза»:

Гроза в воротах! На дворе!
Преображаясь и дурея,
Во тьме, в раскатах, в серебре,
Она бежит по галерее.
Метафора в поэзии Пастернака выполняет прежде всего связующую роль. Она мгновенно, динамично стягивает в единое целое разрозненные части действительности и тем самым как бы воплощает великое единство мира, взаимодействие и взаимопроникновение явлений:
Весна, я с улицы, где тополь удивлён.
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
У выписавшегося из больницы.

  • Олицетворения у Пастернака. У автора природа приобретает все черты индивидуального лица. Мы привыкли к тому, что «дождь идёт», а теперь знаем, что:

Скорей со сна, чем с крыш;
Скорей забывчивый, чем робкий,
Топтался дождик у дверей…
У пейзажей Пастернака есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлечения – тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. Его пейзаж наделяется даже портретными чертами:
И лес шелушится, и каплями

Роняет струящийся  пот.

И блестят, блестят, как губы,
Не утёртые рукою,
Лозы ив, и листья дуба,
И следы у водопоя.

  • Лексика с вкраплениями интеллигентского, профессионального жаргона, с диалектизмами, ботанической терминологией.
  • Слово пастернака включает его приятие к жизни, готовность к счастью («Хорошеть в кипятке»). Слово становится не средством описания мира, а инструментом его воссоздания, часто экспрессионистическим.
  • Парономазия – сближение разностильных слов, паронимы – сближение разнокорневых, но сходно звучащих слов:

Солнце, словно кровь с ножа,
Смыл и стал необычаен.
Словно преступленья жар

Заливает чёрным чаем.

«С постов спаслись бегством стоны», «дождь крыло пробьёт дробинкой».

  • Особенности синтаксического строя поэтического мира Б.Пастернака.
  • Синтаксический строй поэзии Пастернака развёртывает стихотворную фразу во всей сложности соподчинений. Отсюда возникает раскованная поэтическая речь с широким дыханием и большими интонационными периодами (не случайны слова-окказионализмы «взахлёб», «навзрыд»);
  • Особенности звуковой организации поэтического мира Б.Пастернака.
  • Она не сводится к рифме, т.к. в стихотворениях пастернака рифмуются не только окончания строк, но и любые слова внутри текста. Для него характерно своеобразное звуковое уподобление слов, лежащих рядом:

Париж в златых тельцах, в дельцах,
В дождях, как мщенье, долгожданных…
Это явление – шире звукописи. Фонетические связи возникают как выражение смысловых связей, сходство звуков скрепляет смежные образы, говорит, в конечном счёте, о созвучии различных сторон бытия, взаимосвязанных, взаимопроникающих.
Аллитерация и ассонанс у пастернака во многом носит футуристический отголосок. Основная нагрузка ложится на бесчисленные громоздящиеся согласные.

  • Особенности ритмической организации поэтического мира Б.Пастернака.
  • Ещё В.Брюсов отметил, что Пастернак создатель совершенно новой рифмы. Новизна заключается в том, что рифмуются не только окончания строк, но и любые слова внутри.
  • Особенности морфологической организации поэтического мира Б.Пастернака.
  • Главное слово Пастернака – наречие и причастие – это важнейшая черта к характеристике его метода. Они, обозначая как бы добавочный признак действия, выражают авторскую точку зрения, ведь он, помимо собственной воли, сопровождает действие, он соглядатай, соучастник.
  • Наречия соответствующие: взахлёб, навзрыд, наотмашь, засветло, вдрызг, плашмя, ничком, всласть, трусцой, шарахнуться врастяг – щедро.
  • В 1956 году в биографическом очерке Пастернак признаётся, что из разнообразных качеств поэзии А.Блока «блоковская стремительность», «блуждающая пристальность» взгляда, «беглость» наблюдений и зарисовок были ему лично наиболее близки и наложили на его стиль наибольший отпечаток: «Прилагательные без существительных, сказуемые без подлежащих, прятки, взбудораженность, юрко мелькающие фигурки, отрывистость, - как подходил этот стиль к духу времени…».

Общие выводы после обсуждения анализов и заполнения таблицы с учащимися:
Учитель: В чём же принципиальное отличие поэтического мира Б.Л.Пастернака от поэтических миров других известных вам поэтов?
Учащиеся:

  • Лирическое «я» поэта разлито в природе, в городе, в мире:

Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты  лето с местом в третьем классе,
Ты  пригород, а не припев.

Ты  душная, как май, ямская,
Шевардина ночной редут,
Где тучи стоны испускают
И врозь по роспуске идут.

И в рельсовом витье двояся,
Предместье, а не перепев
Ползут с вокзалов восвояси
Не с песней, а оторопев.

Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена, струись! («Поэзия» из цикла «Нескучный сад»)

  • Свежесть, буйство, обновление – черты мира, которые воспевает поэт (это во многом связано и с биографическими особенностями – вечное обновление личности (отход от музыки, философии, пересмотр отношения к футуризму…)
  • Жизнь для поэта – вечное чудо, стихия, и он наслаждается этим чудом, он им заворожён, отсюда неиссякаемый оптимизм в поэзии Б.Пастернака.

Учитель: Как вы думаете, может быть, заметили во время чтения стихов, какие излюбленные поэтические образы будут воплощать восторг лирического героя Пастернака?( При наличии времени – чтение стихов, где фигурируют эти образы).
Учащиеся: весна, гроза, снегопад, сирень, листопад….
Например:
Весна – цикл «Нескучный сад», «Весенний день тридцатого апреля», «Весеннею порою льда», «Весенний дождь», «Весенняя распутица», «Всё нынешней весной особое…», «Весна», «Весна была просто тобой…», «Весна в лесу», «Весна! Не отлучайтесь…», «Весна, ты сырость рудника в висках…» и др.
Дождь – «Воздух дождиком частым сечётся», «Дождь», «Дождь дороги заболтил…», «Исчерпан весь ливень вчерашний…» и др.
Сирень – «Сирень», «Ты в ветре веткой пробующем…» и др.
Гроза – «Гроза, как жрец, сожгла сирень», «Гроза моментальная навек…», «Июльская гроза» и др.
На экране: Выводы.
5.Рефлексия и самооценка.
На слайде: Отрывок из стихотворения «Весна».
Учитель: исходя из сегодняшней работы, объясните образы, которые появляются в  отрывке из стихотворения Пастернака «Весна»?
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Учащиеся: объясняют образ губки-поэзии как особого метода Пастернака
(впитываемость мира в строки)
Учитель:

  • Что мы узнали на уроке?
  • Добились ли мы поставленных целей?
  1. Оцените результат вашего труда, используя выбранные поэтические строки:


Д.Самойлов
Деревья должны
Дорасти до особой высоты,
Чтобы стать лесом.
Мысли должны дорасти
До особой высоты,
Чтобы стать словом.
Больше ничего не надо.
Даже ухищрений стиха.

Д.Самойлов
Выйти из дому при ветре
И поклониться отчизне.
Надо готовиться к смерти
Так, как готовятся к жизни.

В.Брюсов
А я, всегда, неизменно,
Молюсь неземной красоте,
Я чужд тревогам вселенной,
Отдавшись холодной мечте.

М.Волошин
 Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
               Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
               Пройти по всей земле горящими ступнями,
               Всё воспринять и снова воплотить.

Б.Пастернак
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Б.Пастернак
Я понял: все живо.
Векам не пропасть,
И жизнь без наживы-
Завидная часть.

6.Домашнее задание
Общее:

  • Почему стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» считается творческой программой поэта?
  • Как поэтический мир поэта реализуется в любовной лирике («Как казначей последней из планет», «Никого не будет дома», «Любить иных – тяжёлый крест») и лирике с историческим аспектом («Гамлет», «Нобелевская премия»).

Индивидуальное:

  • Отзыв о песнях, положенных на стихи Пастернака;
  • Какие литературоведческие понятия вы бы предложили изучать на примере лирики Пастернака (составить таблицу понятий с примерами)
  • Найти стихи Ахматовой и Цветаевой, посвящённые Пастернаку. Какие ключевые моменты биографии и поэтического мира автора подчёркнуты в них.

 

    avatar 25.02.2017 | 12:45
    Валерий Ганузин Пользователь

    Спасибо за интересную работу. Для школьников, а может быть и для Вас, будет интересна переписка 1926 года между Райнером Мария Рильке, Борисом Пастернаком и Мариной Цветаевой:"Письма 1926 года".

    http://www.imwerden.info/belousenko/books/Rilke/Rilke_Pisma.htm

    https://ridero.ru/books/pasternak_cvetaeva_rilke/read/


     

Добавлено: 20.02.2017
Рейтинг: 8.325
Комментарии:
1
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+