Личный кабинет

Язык любого народа


Язык любого народа

МОУ «Сакмарская средняя общеобразовательная школа»,
Сакмарского района, Оренбургской области
Язык любого народа
Доклад подготовлен  Ефременко Татьяной Ивановной– русского языка Сакмарской средней школы, Оренбургской области.
2006 год

I. Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове.

Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных

жанров - от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как

национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Подчеркивая одухотворенность языка, К.Д.Ушинский писал: «В языке своем народ, в продолжение  многих тысячелетий и в миллионах  индивидуумов, сложил свои мысли и свои  чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но и наследуем самые эти мысли и чувства».

Л.В.Щерба справедливо сравнивал язык, у которого разрушена стилистическая структура,

с совершенно расстроенным музыкальным инструментом, «с той только разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а стилистическая структура создается веками»

Экология языка и – шире - экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда  экологизация  науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.

II.Я работаю над проблемой «Развитие устной речи на уроках русского языка и литературы»   год.

Она актуальна в наше время, так как

1)развитие связной речи учащихся - важнейший  аспект обучения родному языку; 2)недостаточное исследование.

Данная проблема имеет большое значение для образования. Развитие устной речи будет эффективным, если избежать формализма при выполнении речевых упражнений, создать более непринужденную, творческую атмосферу на уроке. Систематическое проведение такой работы с постепенным её углублением и расширением позволит приблизить учебную речевую деятельность школьников к реальной речевой практике, сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.

Мною накоплен методический и дидактический материал. Достижениями учащихся является их образно-яркая, эмоциональная, логическая устная речь на выпускных экзаменах.

Мастером устной речи мы называем того, кто удовлетворяет трем основным требованиям:

Говорит:

1)содержательно и убедительно,

2)последовательно и логично,

3)кратко, правильно, эмоционально, выразительно. Поэтому, заботясь о развитии речевого мастерства учащихся, :я ставлю три задачи:

1)научить раскрывать содержание речи, подбирая необходимый материал,

2)строить, компоновать речь и

3)умело её излагать.

Основными направлениями работы по развитию устной речи учащихся являются:

1) Словарно-фразеологическая работа с текстом художественных произведений и литературно-критических материалов.

2)Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний и литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний

3)Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.

4)Создание речевых ситуаций, стимулирование развития речи школьников на деятельной основе

5)Активизация межпредметных  взаимодействий на уроках в аспекте речевой деятельности.

В результате систематической работы по формированию и развитию речевой деятельности на уроках литературы  во взаимодействии с изучением русского языка и

других гуманитарных предметов ученые-методисты (Т.А. Ладыженская, К.В. Мальцева, В.Я.Коровина )выдвинули следующие критерии речевого развития, которые школьники достигают в процессе обучения в период с5 по 11класс.

К ним относятся:

Владение активной лексикой, характеристика духовного мира писателя и героя произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности.

2)Владение терминологией в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

3)Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами,

поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

4)Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения, умения практически владеть им.

5)Содержательность высказывания.

6)Чёткость, логичность, стройность высказывания.

7)Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.

Исходя из данных критериев речевого развития для учащихся каждого «речевого возраста»(по периодизации А.К.Марковой) разработаны собственные критерии и уровни, служащие ориентирами для организации речевой деятельности в процессе изучения литературы. Наблюдения показывают ,что развитие устной речи приобретают всё большее

общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать

свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процессе межличностной  коммуникации.

Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи.

Используя данную проблему в эксперименте, я убедилась, что особо важно проводить работу по развитию устной речи в контексте-деятельности, создавая такие ситуации речевого общения школьников на уроках, которые формировали умение владеть

теми или иными жанрами устных высказываний.

Я рассматриваю методику развития речи школьников путем проведения словарной работы в связи с анализом художественного текста, его идейно-художественных особенностей,

обучение школьников выразительному чтению, проведение уроков развития речи, диалоги, рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. Отзывы, рецензии учащихся, беседа, рассказ - рассуждения по поводу услышанного.Затем подвожу итоги: удачи и недостатки, пожелания  каждому.

Пересказы являются важнейшими приемами, которые использую с целью развития речи

учащихся средних классов.

Выделяю такие пересказы:

1)Подробный (художественный пересказ) близкий к тексту автора.

2)Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного.

3)Выборочный пересказ строго на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов

текста.

4)Пересказ с изменением лица рассказчика предлагаю изложение содержания от лица того или того героя.

Осваивая новую программу по литературе, ученики по руководством учителя внимательно читают текст, вникают в художественное слово, размышляют на прочитанным, пробуют свои силы в диалоге и монологе, в пересказе и рассказе, в подготовке эссе или доклада.

Речевая практика, система речевых упражнений(от словарной работы к монологической и

диалогической речи, от неё к конкурсам на лучший пересказ, рассказ, доклад, сообщение,

эссе, к собственным творческим работам) содействуют совершенствованию устной речи учащихся, её обогащению.

Покажу фрагменты уроков, которые при эксперименте дают представление о результатах

такой работы и уровне  устных высказываний учащихся 5-9 классов.

Урок в 5 классе при изучении русских народных сказок. Дети ведут словарики, куда

записывают слова и словосочетания, характерные для сказок и которые можно использовать в обычной разговорной речи(добрый молодец, красная девица, чистое поле, горькие слезы, земля-матушка).Урок проводится в форме КВНа. Проводятся различные конкурсы :на лучшее исполнение сказки, на лучший вопрос к сказкам, на авторскую сказку.

В 6 классе провожу конкурс на лучший рассказ о таких выражениях: дамоклов меч, муки Тантала, сардонический смех, ахиллесова пята, пиррова победа, сизифов труд и т.д.

Учащиеся с увлечением готовят сообщения и оценивают работы и ответы своих товарищей. Урок продолжается игрой «Кто правильнее и быстрее назовет имена богов».

Школьникам предлагается не только ответить на вопросы, но и придумать свои, включить

крылатые выражения и собственные высказывания.

Особая роль отводится пересказу мифов.

-Какой пересказ нам помогает развить речь?

Только продуманный, с четко поставленной целью.

-Что значит пересказать мифы?

-Избежать повторов, подробностей, передать только самую суть.

Следующий этап урока- обсуждение репродукции картины В. Серова «Похищение Европы».Обсуждение включает рассказ о персонажах картины, красках;  передачу

впечатлений и настроения, которые создает изображение(«огромность моря»), «Как чёрным лаком покрыта спина дельфина», «оранжевым красавцем возвышается бык».

Важный момент урока - выразительное чтение наизусть отрывков из мифов с

последующим обсуждением Затем подводятся итоги урока. Обращаю внимание на книжную выставку, прошу рассказать о знакомых книгах  (Что вы о них знаете? Какую бы хотели рекомендовать товарищам для чтения?).

Покажу фрагмент урока развития речи по былинам (автор учебника В.Я.Коровина)

1)Словарная работа включала объяснение слов: гусли ,гусляр ,войско-дружина, еда-сыть,

висок-косица, пахарь-оратай, введение их в собственные предложения, разгадывание

самостоятельно подготовленных  кроссвордов.

2)Ответ на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют вопросы: Какой подвиг

труднее совершить - ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах рассказывают

былины? Можно ли былину озаглавить пословицей?

Провожу конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок  (Кто больше назовет и верно

их истолкует).

На уроке обсуждаются и комментируются  рисунки, выполненные семиклассниками,

иллюстрации различных художников.

Затем подвожу итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачны вопросы, пересказы, даются рекомендации тем, кто в них нуждался.

Примером такой работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития стали

былины, написанные самими ребятами.

Ясно, что эффективность такой работы в классе во многом будет определяться

отношением к ней учащихся Нужно показать им практическую целесообразность того, что они делают, зажечь в них «живой огонёк»,тогда и успех в работе будет обеспечен.

Из своих наблюдений я сделала вывод, что работу по анализу образцов устной речи

целесообразно давать учащимся один - два раза в четверть, сочетая их с другими приёмами и формами развития устной речи В своей практической работе я составила плакат-памятку в помощь учащимся:

                                      Запомни!

1)Хорошо продумай, подготовь заранее материал, по которому собираешься выступать.

2)Когда говоришь, помни о теме своего выступления, раскрывай её, постоянно углубляя.

3)Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.

4)Выступая, всегда следи за слушателями; если тебя перестали слушать, измени речь, приведи  интересный факт, задай риторический вопрос, но не стремись перекричать аудиторию.

5)Не говори слишком долго: это утомит и тебя и слушателей.

:6)Следи за речью: избегай слов - паразитов, вульгарных и просторечных выражений.

Тщательно строй фразу.

7)Помни, что по твоей речи судят о тебе самом и о твоей культуре.

В старших классах чередую с заданиями следующего характера: Как бы вы построили

свой ответ, если бы этого потребовали сложившиеся обстоятельства - например, вам сократили бы время на выступление?

Задания такого типа очень важны и эффективны в работе по развитию устной речи учащихся. Они формируют наиболее важное качество устной речи: её гибкость, подвижность. К сожалению, неумение перестроиться по ходу речи, вовремя кое-что сократить, изменить, наблюдается не только среди учащихся, но и среди взрослых .

В школе эта проблема стоит очень и очень остро. С этой целью в опрос учащихся на уроке, в систему их домашней работы нужно включать ряд практических занятий, преследующих одну цель: выделить в том или ином материале главную, определяющую мысль, которая явится центром будущего ответа по этому вопросу. Эти вопросы и задания явятся и интересной формой дифференцированного анализа ответа товарища.

Я включила в неё следующие вопросы:

1) По содержанию ответа:

а) Правильно ли понят вопрос учителя?

б) Рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей,

    загромождающих ответ?

В) Выделена ли в ответе главная мысль?

Г) Заметили ли вы отношение отвечающего к тому,о чем он говорил?

2) По форме ответа:

А) Удачно ли был построен ответ?

Б) Соблюдены ли такие требования к ответу, как умение логически последовательно расположить факты и выводы, доказать выдвигаемые положения и т.д.

В) Достаточно ли богат словарь отвечающего?

Г) Что вы можете сказать о темпе речи? Её эмоциональной окраске?

Д) Какие недостатки в речи вы заметили и что посоветуете товарищу?

Работа над ответом ученика может носить и коллективный характер, когда весь класс выполняет самостоятельную работу, предложенную учителем. В таком случае необходимо провести глубокий анализ выполненных работ, выделить наиболее яркие наблюдения, замечания, довести до сознания всех учащихся.

Для того,  чтобы определить результат своей деятельности я веду протокол общения на уроке.

В.Г.Маранцман, выделив сферы деятельности читателя (эмоции, воображение,  осмысление содержания и формы произведения),предлагает проследить динамику литературного развития каждого ученика. В ходе урока рекомендуется фиксировать ответы и ставить поурочный балл не за активность вообще, а за конкретные операции. Причём следует отмечать не только удачные ответы, но и их затруднения, неспособность ответить.

Тетрадь учителя, в которой делаются заметки по ходу урока повышает ответственность ученика за оформление ответа, приучает внимательно следить за своей речью, тем не менее, оказать серьёзное влияние на речь школьников она не может.

Практика показала, что цель будет полностью достигнута лишь тогда, когда в центре нашего внимания будет находиться не только письменная, но и ,главным образом, устная речь учащихся. Ни одна ошибка в речи ученика не должна остаться незамеченной. Но вместе с тем нельзя прерывать речь учащихся замечаниями, исправлениями. Для того чтобы избежать этих  нежелательных и в воспитательном, и в методическом отношении моментов, установлен такой порядок: и учитель в своей тетради с планами, и ученики в своих тетрадях по развитию речи имеют специальный раздел «для заметок». В этот раздел они вносят замечания и вопросы к отвечающему ученику. Нередко за дельные замечания и умелое исправление замеченных недостатков учитель имеет возможность поставить ученику  оценку.

Такой порядок дает возможность не только спокойно и вдумчиво работать отвечающему ученику, но и сидящим в классе гораздо внимательнее слушать его ответ, слушать не перебивая (чего , как правило ,ученики не умеют делать).

Дети приобретают навык записывать высказывания во время выступления другого, что подготавливает их в какой-то степени к конспектированию и, кроме того, учит культуре

поведения. Постепенно, приучив детей к деловым и корректным высказываниям по поводу ответа товарища, мы подводим их к самому важному элементу работы над ошибками в речи - устному и письменному рецензированию.

Какие приёмы я использую в своей работе по преодолению речевых недочётов в речи

учащихся?

1)Плановые занятия по предупреждению речевых ошибок и упражнения по грамматической стилистике, связанные с изучаемой грамматической темой ;

2)Работа над ошибками, которые были обнаружены в устных высказываниях и письменных работах учеников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Особая роль отводится рабочим материалам. Они помогают более связно и толково

истолковать свои мысли, но и  позволяют хорошо подготовиться к письменному сочинению. Проводя устное сочинение по заранее подготовленным рабочим материалам, я слежу, чтобы рассказ ученика был плавным и выразительным, чтобы паузы не слишком затягивались, чтобы соблюдались все нормы культуры речи. На уроке, посвященному устному сочинению, дети вносят поправки в свои планы и рабочие материалы, рецензируют ответы товарищей и заканчивают изложением собственного отношения к изучаемой теме. На этих же уроках мы отрабатываем и некоторые трудные грамматические конструкции, при помощи которых строятся различные умозаключения, содержащие условные, причинные или уступительные связи.

Мысль и речь-две стороны одного, интеллектуального, процесса, когда мысль не выражается в слове, не оформляется в слове, а «совершается в слове» (Потебня А.А., Выготский Л.С.)

Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов

обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.

Практикую и проверку способностей учащихся к созданию импровизированного микросочинения  объёмом  в 100-150 слов. Для этого может быть рекомендована тема обиходно-бытового содержания, например «Мой дом»,которая позволяет автору в свободной, наиболее подходящей для него форме раскрыть те значения слова ДОМ, которые он знает и которые  избирает предметом сочинения.

                                                                         


Анализ качества читателя (по Маранцману  В.Г.) дает следующие результаты:


Эмоциональная реакция

Осмысление содержания

Работа воображения

Реакция на художественную форму

Выразительное чтение

Ответы на вопросы после первого чтения произведения

Оживление личных интересов

Сопоставление текста с другими видами искусств

Составление плана

Сжатый пересказ

Комментированное чтение

Ответы на аналитические вопросы

Рассмотрение композиции

Сопоставление литератур. произведении

Сопоставление сменных искусств на уроках концепции

Творческие пересказы

Устное словесное рисование

Составление киносценария

Домысливание сюжета

Инсценирование

Реконструкция внесений эпизодов драмы

Пересказ близкий к центру

Стилистический анализ

Оправдание слов-образов и приемов автора повести

Сопоставление произведения и его реальной основы

                     


Критерии

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

1. Успешность в овладении предметом





1.1. Беглость, правильность и выразительность чтения, в том числе и наизусть.

4,8

4,9

4,13

4,21

1.2. Свободное владение монологической речью, умение пересказывать эпическое произведение.

3,5

3,7

3,7

4

1.3. Умение объяснять и оценивать характер и поступки героев.

3,6

3,9

4,12

4

1.4. Умение писать сочинение в связи с изучаемым произведением.


4,04

3,8

3,84

1.5. Умение анализировать стихотворение.


4,18

4

4

1.6. Умение давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.



3,5

3,9

Тест позволяет обнаружить диапазон актуальной для данного лица информативной сферы, а также увидеть, как реализованы в языковой форме мыслительные, эмоциональные, нравственные и т.д. установки и возможности личности.

Всё вместе позволяет получить представление о речемыслительном потенциале данного

ученика в комплексе.

Кроме того, тестами могут быть и задания на проверку объема языковых единиц (лингвистического тезауруса). Например, ставится задача перечислить значения многозначных слов,

допустим таких, как резать (имеющего в словаре 13 значений), холодный (16 значений)

Такой тест позволяет определить уровень языкового чутья, догадки, степень умения не только извлекать из памяти известные значения, но и «конструировать» их путём постановки заданного слова в соответствующее словесное окружение

Это упражнение вызывает интерес к наблюдению над языковыми фактами, побуждает к обращению за справками к словарям, приучает к углубленному вниманию в речевой практике, показывает резервы обогащения собственной речевой культуры.

Иначе говоря, благодаря упражнениям-тестам ученик приобретает навыки рефлексии такой деятельности самосознания, которая направляет его на осмысление своих интуитивных знаний.

Таким образом, система тестирования, имеющая целью обнаружить параметры речевых умений и навыков, позволяет определить уровень и эффективность подготовки к проведению учеником познавательной деятельности.

Организованная подобным образом стратегия обучения языку позволит освободить ученика от орфографической тирании, поскольку расширит арсенал его личностных. возможностей, сделает учение осмыслением с элементами творчества - этим необходимым условием воспитания интеллектуальной культуры учащихся.

Следует стимулировать использование учащимися при характеристике литературного героя не только авторских, но и своих определений. Для этого предлагается следующая работа: один –два ученика получают задание проследить за речью отвечающего, сравнить авторские определения и те ,которые употребил товарища,  затем рассказать классу о своих наблюдениях.

Для предупреждения ошибок в употреблении паронимов учителю чаще следует обращаться к ним. Например, работа над паронимами (дует - дуэль) проводится при изучении романов «Евгений Онегин»- А.С.Пушкина, «Герой нашего времени»- М.Ю. Лермонтова, «Отцы и дети»- И.С.Тургенева.

Обогащает речь школьников и усвоение ими лексических норм, в том числе норм лексической сочетаемости. Поэтому в качестве материала лучше всего брать слово не отдельно от других, а в его ближайшем окружении (словосочетание, предложение, текст).

Скажем, ученикам предлагается сравнить первоначальный и окончательный тексты

монолога Чацкого «А судьи кто?»: проследить, какие изменения внес автор, какие части

снял, что и как переработал, как в связи с этим изменилось содержание монолога;

подготовить сообщение «Работа А.С. Грибоедова над монологом Чацкого».

Большую пользу школьникам приносит редактирование деформированных текстов, проверка сочинений друг друга.

Анализ всего комплекса образовательных задач курса русского языка и литературы, понимание специфики каждой из них помогает реализовать внутрипредметные связи, рациональнее использовать учебное время, добиться  успеха в развитии речи

учащихся, навыков грамотного письма.

            Список  использованной литературы.

1.В.Я.Коровина «Методические основы совершенствования устной речи учащихся

     в процессе изучения литературы в школе.» М.1994г.

2.В.Я.Коровина «Развитие устной речи учащихся 4-7 классов.» М.1978г.

3.Т.А.Ладыженская «Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения.»М.1986г.

4. С.А.Леонов «Развитие речи учащихся на уроках литературы» М.1988г.

5.К.В.Мальцева «Развитие устной речи учащихся».Киев.1987г.

6.Н.В.Колокольцева «Развитие речи учащихся на уроках литературы». М.1980г.

7.Р.Х.Шакуров «Творческий рост педагога»

8.А.А.Крундышев «Как работать над сочинением»,1992г.

9.Б.О.Корман «Изучение текста художественного произведения» М.1972г.

10.П.Г.Черемисин «Пособие по стилистике русского языка». М.1971г.

11.С.Ф.Иванова «Воспитание навыков культуры речи у школьников».М.1964г.

12.Журналы «Русский язык в школе» №3-1995г,№6-2001г.,№6-1996г.,№1-1994г.

Добавлено: 28.09.2006
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 3262
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+