Личный кабинет

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческиз способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и риторики


Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в учащихся веру в свои силы, нужно учесть два основных требования: 1. Любой труд интересен, если он разнообразен. 2. Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика. Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, ведь это та динамичная система, которая сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.

Умение учителя занять
во время урока всех учащихся есть
критерий достоинства учителя

К. Д. Ушинский

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. Одни холерики, другие сангвиники, третьи меланхолики, четвертые флегматики. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.

Если взять за основу лишь общеклассную организацию обучения, то учитель не сможет учесть подготовленности отдельных групп — как сильных, так и слабых, не сможет осуществить индивидуальный подход в обучении, выявить характер восприятия ученика, его мышления, желания учиться. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, нужно учесть два основных требования:

  1. Любой труд интересен, если он разнообразен.
  2. Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика.

Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, ведь это та динамичная система, которая сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.

Основой работы на уроке у нас по-прежнему остается учебник. Каждый учитель мечтает о том, чтобы он был так же интересен и занимателен, как книга Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», которая была задумана как учебник географии и принесла мировую известность своему автору. Есть, конечно, и сейчас умные и талантливые книги, направленные на развитие творческой мысли ребенка, например, учебник М. В. Панова по русскому языку, Но пока в нашей провинции такие учебники недоступны. Поэтому нам приходится работать по доступным учебникам. Но если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т. е. дифференцированной, то и эти учебники дадут прочные знания нашим учащимся.

Прежде всего работу с учебником русского языка надо начинать с обучения рациональным приемам чтения. Главная задача такой работы — чтобы учащиеся осознанно выбирали определенный вид чтения в зависимости от цели, которая перед ними стоит: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее или выборочное.

Первое, с чего начинаем, работа над заголовком параграфа. Чаще всего такую работу проводим с учащимися воспроизводящего уровня: прочитав заголовок, спросите себя, все ли слова понятны, что вы по этой теме знаете, о чем пойдет речь, настройтесь на внимательное чтение. Обратите внимание, что для воспроизводящего уровня чаще всего необходимо изучающее! медленное! чтение. Для этих же учащихся можно использовать запоминание по цепочке вопросов, заранее составленных на доске учителем или учащимися.

В практику работы с учебником входит разговор (или диалог) с авторами (с текстом)- один из эффективных приемов изучающего чтения. Суть показана на конкретных примерах в учебнике «Русская речь», упражнение 29, 137, 209. По ходу задаются вопросы автору, строятся свои предположения, догадки о том, какие ответы на них будут в тексте; проверяется, насколько эти догадки правильны. Для этого можно выделить учителю или самим учащимся (опережающее задание) ключевые слова и определить по ним тему, а в ряде случаев и основную мысль. По выделенным словам сформулировать основную мысль текста. Такая работа по плечу конструктивному или творческому уровню. Важно научить видеть в тексте основную и дополнительную мысль: детализирующую — примеры, пояснения, доказательства.

Нужно обратить внимание учащихся на абзацы, потому что с помощью абзацев выделяются смысловые части. Начала абзацев содержат большую информацию о содержании текста: ставится новый вопрос или новая задача, разъясняется ранее описанное свойство или явление, подводится итог, делается вывод. Такая задача подходит для учащихся конструктивного уровня.

Для творческого уровня подойдут такие задания:

1) составление цепочки вопросов для учащихся воспроизводящего уровня или составление плана;

2)составление плана с объяснением членения текста на абзацы;

3) сравнение близких по теме параграфов и сопоставление параграфов по одной и той же теме из вводного и основного курсов, вычисление в последнем новой информации, еще не известной учащимся. Например, задание: внимательно прочитайте параграф 104 «Степени сравнения прилагательных» и параграф 117 «Степени сравнения наречий». Укажите общее и различное в их содержании. Составьте таблицу.

При сопоставлении параграфов по одной и той же теме из вводного и основного курсов рекомендуется: прочитав указанные параграфы, сначала составить в черновике планы их содержания, затем, сравнивая планы, вычленить новую информацию в основном курсе по данной теме, например, по теме «Виды предложений по цели высказывания».

Одним из основных приемов может быть сопоставление, Оно может быть: 1) при выборочном чтении: при объяснении какие-то части параграфа опускаются, нужно найти в параграфе то, о чем говорилось на уроке; 2) сопоставление, когда в объяснении дается материал большего объема, чем в параграфе. Задание: чем можно дополнить параграф?; 3) сопоставление текста параграфа с таблицей, по которой велось объяснение нового материала, например, по теме «Повелительное наклонение глагола».

Очень важно при работе с учебником уточнение формулировок, определений. Есть 2 варианта такой работы:

1) теоретический материал объясняется либо методом развивающего обучения, либо методом эвристической беседы. Учащиеся формулируют понятие, а затем отрывают соответствующую страницу учебника, читают, сопоставляют и заучивают;

2) учитель читает определение ранее изученного понятия, преднамеренно опуская в нем какие-то компоненты, учащиеся должны обнаружить неточности и устранить их, например: «Словосочетание — это сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически». Ребята уточняют, что не только двух слов, а самостоятельных слов.

Для работы по учебнику с учащимися творческого уровня очень важно использование вопроса «почему?». Если вспомнить, что писал о вопросе «почему?» академик А. Ф. Лосев: «Мыслить — всегда значит отвечать на вопрос «почему?», то нужно согласиться, что без ответа на него тоже ведь не получится мышления; — то можно понять необходимость такой работы. Здесь возможны 2 группы вопросов:

1) вопросы, ответы на которые сформулированы в содержании параграфа (воспроизводящий, конструктивный, творческий уровень);

2)вопросы, ответы на которые в параграфе не сформулированы, но логически вытекают из его содержания (творческий уровень).

Важным этапом усвоения материала является сопоставление текста параграфа с графическими схемами, В учебнике-практике в начале каждого параграфа дается такая схема. Для воспроизводящего уровня возможно задание: воспроизвести материал параграфа по графической схеме, а для конструктивного и творческого уровней — сопоставить параграф со схемой, дополнить.

Для творческого уровня возможно задание составить обобщающую таблицу по содержанию нескольких параграфов, имеющих между собой что-то общее, например, глагольные формы и части речи, образуемые от основы инфинитива: параграфы 88, 136, 137, 144. Или сравнение близких по теме параграфов, например, обособление определений и обособление приложений — что общего? По составленной таблице учащиеся конструктивного уровня воспроизводят.

Для всех трех уровней важна работа по конспектированию.

На одном уроке возможно соединение дифференцированных заданий для всех трех групп: творческий — составление таблицы или плана; конструктивный — дополнение таблицы примерами; воспроизводящий — рассказ по таблице или плану с использованием данных примеров и добавлением своих. Возможно и творческое задание: подготовить фрагменты учебника или телепередачи, освещая изученный материал с точки зрения учащихся, соблюдая принципы яркости, краткости, полноты информации (творческий уровень — для воспроизводящего).

В учебнике-практике под редакцией В. В, Бабайцевой каждая тема начинается с упражнения, где нет пропусков букв: все гласные и согласные, знаки препинания вставлены и расставлены. Кроме задания для воспроизводящего уровня объяснить, почему, возможна игра: по упражнению №... составить задание для ваших будущих учеников, Какие буквы по данной теме вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их. Задача — научить самостоятельно видеть ошибкоопасные места, играя роль «я — экзаменующий». Для конструктивного уровня возможна роль консультантов или референтов в случае затруднения учащихся воспроизводящего уровня. Для творческого уровня возможна так называемая «служба безопасности» — задавать коварные вопросы по параграфу и упражнениям воспроизводящему и конструктивному уровню — для самых внимательных.

Важную роль в учебнике играют упражнения с допущенными ошибками. Задача — отредактировать. Для воспроизводящего уровня — исправить, конструктивного — объяснить, для творческого — составить свои предложения с ошибками.

Учебник может быть источником словарной работы — диктантов. Для воспроизводящего уровня — это диктанты по готовым упражнениям; для конструктивного и творческого — с творческим заданием не только воспроизвести, но и продолжить, ввести описание или эпитеты и т. д.

По учебнику можно составлять и словарные диктанты. Для воспроизводящего уровня — зрительные — 3—7 предложений из текста демонстрируется в течение 10—30 секунд, прочитать, запомнить, записать в тетрадь. Для конструктивного уровня — «Угадай слово» — дается толкование, дети должны сами записать задуманное слово; лексический диктант — диктуемым словам, наоборот, дается толкование. Для творческого уровня — составление рассказа с этими словами.

Г. Спенсер когда-то писал: «Если знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем больше путаницы в его мыслях». Учебник как раз и призван упорядочить знания учащихся, а для этого используется и как самостоятельная дифференцированная работа учащихся над новым материалом, и как закрепление изученного. Кроме того, использование разнообразных приемов работы по учебнику приобщает учащихся к научной работе, учит самостоятельно добывать знания, формирует прочные лингвистические умения и навыки — делает обучение не таким скучным и недоступным их уровню. И только в этом случае учебник становится необходимым учащимся и делает его другом.

Дифференцированным можно сделать и традиционно трудный вид работы — словарный диктант. Для воспроизводящего уровня это может быть диктант с подсказкой, диктант «Проверяю себя», взаимодиктант, зрительный диктант. Для конструктивного уровня — «Угадай словечко», словарный диктант с продолжением, выборочный диктант, творческий диктант. Для творческого уровня — лексический диктант (диктуются слова, дать им толкование), диктант с сопоставлением (например, н — нн у причастий и отглагольных прилагательных), диктант «Объясни разницу» (идет работа с парами слов, сходными по звучанию, но разными по значению, т. е. паронимами). Проводить дифференцированно диктант можно одновременно для трех групп, например, если для воспроизводящего уровня дать зрительный диктант, то для конструктивного в это же время можно дать выборочный диктант (например, выписать причастия и объяснить написание Н или НН, в то же время для детей творческого уровня дать диктант с сопоставлением: они записывают все слова, сопоставляя и объясняя, почему так написали.

Дифференцированный подход сделает работу более интересной и доступной при организации такого вида работы, как словарная работа. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, разделенных на три уровня: воспроизводящий, конструктивный и творческий,- можно на одном уроке одновременно организовать разнообразную и доступную каждому учащемуся работу. Для воспроизводящего уровня можно дать работу со словами по системе орфографического чтения Тоцкого: проговаривать 3 раза, читая орфографически, записать, сравнить с записью на доске, составить словосочетания. Для конструктивного уровня не только записать слова и сравнить с правильным написанием, но составить с этими словами предложения. Творческому уровню вполне доступна не только работа по проверке правильности записи в словарь, но анализ предложений, составленных учащимися конструктивного уровня или анализ предложений по словоупотреблению: правильно ли употреблено слово с точки зрения грамматики или лексического значения.

Дифференцированным должно быть и домашнее задание. Например, при изучении темы «Обращение» домашнее задание может быть таким:

  • 3-я группа — упражнение № 154 -помогите кузнецу Вакуле так расхвалить Оксану в письме к ней. Чтоб и ее сердце дрогнуло наконец (повествование ведите во втором лице, используйте обращения).
  • 1-я и 2-я группы — сочините небольшой этюд, текст, начав его обращением, называющим предмет речи. Использовать сочинение на странице 68.
  • 1-я и 2-я группы (по желанию) — сочинить стихотворение, используя олицетворение, Для примера прочитать стихотворение Надежды Давыдовой «Роза».

Домашнее задание может быть творческим, например, при повторении орфографии и пунктуации оно может быть таким:

  • 3-я группа — дома написать миниатюру «Что такое осень?»
  • 1-я и 2-я группы — миниатюру «Осень глазами воробья Гриши» (или вороны Дуси).

Дифференцированная работа на уроках русского языка приучает детей к принципам дифференцированного обучения, к работе в парах и группах и готовит их к дифференциации на уроках литературы.

Для учащихся воспроизводящего уровня на уроках литературы можно использовать следующие приемы и задания: составление аннотации, тезисного плана или обычного плана, по тезисам раскрыть содержание темы, дополнить своими примерами. Можно составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритму, составить выставку книг по теме, сделать обзор выставки, поработать с карточкой-информатором, дополнить ее своими примерами, составить каталог домашней библиотеки и другие, посильные для этих детей,

Для детей конструктивного уровня вполне посильны более сложные творческие задания: мини-интервью, взаимоопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных: Понтий Пилат и Га-Ноцри), написание эпилога произведения, исходя из логики развития художественных образов, постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов (например, по картине «Отказ от исповеди»). Составление викторин, тестов для учащихся воспроизводящего уровня, рецензирование сочинений учащихся конструктивного уровня, создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нем, защита рефератов, составление карточек информаторов и карточек-консультантов для воспроизводящего уровня, подбор эпиграфов или выбор из предложенных самого точного по теме урока и доказать почему, написать статью для энциклопедии «Кто есть кто? Литературные герои», сочинить ремарки к пьесе, написать сочинение по аналогии, принять участие в уроке за круглым столом, выступив от лица одного из критиков (например, по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Учащиеся этого уровня хорошо справляются с таким заданиями, как подготовка вопросов для урока вопросов или уроков-консультаций, отвечают на вопросы учащихся воспроизводящего уровня, из двух сочинений выбрать лучшее, написав на него рецензию.

Для учащихся творческого уровня, кроме перечисленных приемов, можно предложить такие, например, как создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса и ответ на поставленный проблемный вопрос, постановка спектакля или отрывка драматического произведения с распределением ролей (например, «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия», сравнение произведений (добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» и «Иуде Искариоте»). Этим учащимся я предлагаю сравнить проблематику произведений, например, пьесы М. Горького «На дне» и сказки «О чиже, который лгал, и дятле, любителе истины», сравнение героев: кто ближе к истине Понтий Пилат или Га-Ноцри, сделать общий вывод по теме: «Человек и природа: границы дозволенного (по произведениям М. Булгакова и Е. Замятина), защита реферата, составление схем, таблиц, алгоритмов, сделать сопоставительный анализ (например, сопоставительный анализ поэзии А. С. Пушкина и символистов), проблематики рассказа Л. Андреева «Большой шлем» и повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», сравнение проблематики пьесы «На дне» и главы романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Великий инквизитор», проследить развитие сквозных тем в русской литературе ХIХ — ХХ веков. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определенной теме, создать психологический портрет по произведению изобразительного искусства (например, по портретам Л. Н. Толстого, принадлежавшим разным художникам), написать сочинение-рассуждение «Что такое человек и в чем его спасение?», сочинение-комплимент «Есть женщины в русских селеньях», путевые записки господина из Сан-Франциско. Интересными для ребят творческого уровня являются создание саморецензии, телепередач о поэте или писателе, посостязаться со знаменитыми поэтами-классиками (например, со стихотворением А. С. Пушкина «Роза», написание стилизаций под то или иное направление или чей-либо авторский стиль. Такой дифференцированный подход на уроках литературы делает выполнение этих заданий вполне посильным ученику соответствующего уровня, а, кроме того, еще и интересным занимательным.

Дифференцированные задания на уроках русского языка, литературы и риторики дают возможность для развития не только познавательного интереса, но и творческого потенциала учащихся. Естественно, что уровень такого творческого развития будет разным у каждой группы, но цель — показать, что любое творчество ценно и заслуживает внимания и оценки. Учащиеся воспроизводящего уровня с успехом выполняют такие творческие задания: составить таблицу для графопроектора, подобрать слайды к уроку, музыку, сделать монтаж из видеоматериалов на определенную тему, на основе видеопросмотров составить конспект. Сравнить же эпизоды из фильмов с художественным прона основе видеопросмотров составить конспект. аблицу для графопроектора, подобрать слаиз основных источников получения знаний индивидуальну.вляются проблемно-поисковые, с дифференцированному обучению на уроках литературы и риторики. дифференциации на урок bpbpdtltybtvизведением (например, пляски графа Ростова и Марии Дмитриевны Ахросимовой или эпизод именин Настасьи Филипповны в романе и фильме по роману «Идиот», сцены участия Григория Мелехова в бою) под силу только конструктивному или творческому уровню.

Важнейшим способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию, является разнообразие жанров уроков, проведение нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и учителя неординарного, внимательного и творческого подхода. Можно провести самые разные формы нетрадиционных уроков в разных классах: урок-монолог по публицистике А. И. Солженицына, урок-революционный трибунал (суд над поэзией) по лирике серебряного века, урок-эпитому по творчеству Иосифа Бродского «Возврашенное историей имя», урок-путешествие по произведениям зарубежных писаталей «Путешествие в мир приключений и фантастики», урок-коллаж «Русский классицизм», коллаж-внеклассное мероприятие «Душа в заветной лире» по любовной лирике А. С. Пушкина, интегрированные уроки (литература, изо и музыка) «Сказочники мира так прекрасно разны», «О, молви! Кто ты? Отвечай» по лирике М. Ю. Лермонтова, урок-комплимент «Есть женщины в русских селеньях», урок-премьера книги (по современной литературе), урок-портрет «Генератор новых идей. Е. Замятин», урок-концерт «Россия, Русь! Храни себя, храни!» по творчеству Н. Рубцова, урок-деловая игра «Русский литературный язык и его стили, Один рабочий день редакции газеты», урок-заочная экскурсия «Петербург Достоевского» и «Среди лермонтовских образов Врубеля» — экскурсия по залам музеев, уроки- практикумы по усвоению теоретических литературоведческих понятий, урок-лабораторная работа, уроки за круглым столом по произведениям Гофмана «Золотой горшок» и В. Гюго «Собор парижской Богоматери», заседание литературного клуба авторской песни «Булат», «Кони привередливые» о Вл. Высоцком, урок-реквием по лирике Н. Гумилева и О. Мандельштама и другие, Все эти уроки основаны не только на уровневой дифференциации, но способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся, отработке коммуникативно-речевых навыков, повышению образовательного и культурного уровня, но и развитию творческих способностей каждого из учащихся, а следовательно способствует самореализации каждого из школьников, повышает уровень обучаемости, стремление к самовыражению и необходимости творчества. А это как раз то, что на современном этапе гуманистическое воспитание и личностно-ориентированная педагогика.

Важную роль в развитии познавательных и творческих способностей играет риторика, потому что она не только развивает речевые способности, отрабатывает технику речи, но создает оригинальный индивидуальный образ ребенка. С его взглядами, со своим мнением, способностью выразить свое отношение и свою точку зрения, со своим неповторимым, только ему присущим стилем. Задания по риторике тоже носят дифференцированный характер, например, для воспроизводящего уровня можно дать пересказ притчи, для конструктивного — включить притчу в свой рассказ, для творческого — создать произведение притчевого характера. Если для воспроизводящего уровня достаточно сложным будет произнесение поздравительной речи, то учащиеся конструктивного и творческого характера справятся и с произнесение обличительной речи или речи защиты (например, Анны Карениной или Наташи Ростовой).

Домашнее задание не должно быть формальным, оно должно еще раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным. Это тоже один из способов развития индивидуальных и групповых навыков учащихся. Нужно, чтобы работа была более разнообразной, интересной. В этом и призваны помочь перечисленные способы организации дифференцированной работы и приведенные приемы активизации обратной связи учащихся и учителя на уроке литературы и риторики.

Творческая активность на уроках литературы, русского языка и риторики предполагает активность не только учеников, но и учителя, который должен быть не только судьей в оценке чужого творчества, но и сам участвовать в создании творческих работ. Это способствует развитию творческой инициативы у учащихся и позволяет самому учителю не отстать от уровня творческого развития созданного им коллектива. И не бойтесь проиграть: нет лучше доли, чем у учителя, который может написать или сказать своему ученику, как когда-то В. Жуковский: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Нет дороже такого поражения. Именно ради этого учитель и приходит в класс, использует свои методы, которые должны привести в конечном итоге к рождению свободной творческой личности из любого ребенка.

Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи. Я использую различные приемы контроля (индивидуальный контроль, фронтальный, полный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль), чтобы добиться высокого конечного результата, но главным приемом в работе все же остается стимулирование (возможность перейти на более высокий уровень), тот прием, которому уже 2 тысячи: «Исследуй — и будешь Человек!»

В связи с введением ЕГЭ появилась необходимость дифференцировать работу по подготовке к этому экзамену. Для каждого уровня разрабатывают- ся свои, доступные по трудности тесты. И их тоже нужно использовать на уроках русского языка, литературы и риторики.

Важную роль в организации работы учителя при дифференцированном подходе играют технические средства обучения. Они дают возможность учителю упростить работу на уроке, организовать ее более рационально. Это и графические диктанты, поданное через графопроектор, и текст, снятый на видеокамеру и показанный на уроке, это возможность показа сюжетов из школьной, хорошо знакомой жизни. Учащиеся творческого и конструктивного уровня могут сами создавать лингвистические странички, которые используются потом на уроке. Особенно большую роль видео играет на уроках риторики, оно дает возможность проявить фантазию, неординарность мышления, оригинальность каждого учащегося или группы учащихся. Так, например, при проведении урока «Фото + слово» ребята при помощи компьютера сами создали свои фотографии, оригинально обработали их на компьетере, сделали в виде подарочной открытки и затем на уроке подписали своим друзьям. Используя компьютер, ребята создавали страничку из семейного альбома: «Люди моей семьи, чьей памятью мы дорожим». Такие задания вполне доступны каждой из дифференцированных групп. Они сделают работу более интересной, а самое главное — полезной, ведь не секрет, что наши дети слишком плохо знают свою родословную.

Использование компьютера теперь доступно не только на отдельных уроках, но и дает возможность применения при изучении наиболее трудных тем. Сейчас выпущены программы по всем разделам русского языка. Применять его можно в обучающей части на основе использования опорного конспекта, включающего основные сведения об изучаемом предмете. В отличие от традиционных схем, которые мы давно уже применяем, такие программы дают возможность поэтапного введения материала (особенно это важно для воспроизводящего уровня), возвращения к наиболее трудным пунктам изучаемого, введения отдельных фрагментов материала — для творческого уровня, чтобы дать возможность догадаться, выдвинуть гипотезы. То же самое и при работе по закреплению. Работа с компьютером дает возможность выбрать только тот материал, с которым ребенок должен работать: не все упражнения, например, для творческого и конструктивного уровня, а доступные для них. Кроме того, процесс обучения превращается для ребенка в игру: он сразу видит свой результат, а не спустя несколько дней, как при обычной проверке.

Компьюреризация может быть использована и при изучении литературы, и это не только при использовании таблиц и опорных схем, тестов, но и при создании презентаций. Ребята сами в состоянии создать прекрасные презентации по отдельным темам, сделать материал доступным, зрелищным, интересным.

Добавлено: 05.09.2007
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 10647
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+