Личный кабинет

Формирование коммуникативно-речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения через использование произведений живописи.


Как организовать деятельность учащихся на уроках литературного чтения, чтобы научить сравнивать картины художников и произведения писателей, поэтов, находить в произведениях разных видов искусства общие черты и различие.

Работа посвящена проблеме формирования коммуникативно-речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения через использование произведений живописи.

Выбор темы для написания данной работы определён, прежде всего, её актуальностью, т. к. проблема формирования коммуникативно-речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения через использование произведений изобразительного искусства всегда была одной из наиболее важных в теории и практике обучения. Использование произведений живописи на уроках литературного чтения позволяет развивать языковые компетенции учащихся, глубоко понимать содержание изучаемого художественного текста через сравнение произведений художественной литературы и живописи, способствует развитию эстетического восприятия мира.

Для меня одной из наиболее сложных являлась проблема развития речи при обучении детей «чтению» произведений живописи, постижению глубины заключённых в них мыслей и чувств художника. Значимость данной проблемы отмечена и в основных нормативных документах Министерства образования РФ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения отмечается, что «…формирование коммуникативных компетенций младших школьников неразрывно связано с духовно-нравственным образованием обучающихся и предусматривает принятие ими национальных ценностей, формирование эстетических потребностей и чувств; моральных норм, нравственных установок». [1, с. 6]

В своих трудах известные педагоги исследовали данную проблему. Психолого- педагогическим фундаментом служит теория Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, в которой обосновываются как содержание, так и соответствующие ему принципы развивающего обучения

Эту проблему рассматривал  в своих трудах и академик Л.В.Занков, который подчёркивает, что «задача начального обучения - представить школьникам общую, целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственно познания. При этом сохраняется внимание к приобретению детьми чувственного опыта при непосредственном наблюдении за окружающей действительностью».[3, c.12]

Новизна данного опыта в том, что проблема освещается методистами, учителями-новаторами только в отдельных аспектах. Я попыталась систематизировать и обобщить этот опыт и представить завершённую систему работы.

Предлагаю следующую структуру урока литературного чтения по работе с картиной:

I.                  Подготовка к первичному восприятию картины. Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия картины. Возможные методические приемы: антиципация содержания картины по заголовку; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; слушание музыкального произведения, передающего настроение картины, беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве художника; знакомство с искусствоведческим текстом.

II.               Проверка первичного восприятия. Цель: оценить качество самостоятельного восприятия картины; скорректировать задуманный учителем ход анализа картины. Возможные методические приемы: самостоятельное или под руководством учителя рассматривание картины; анализ названия картины; выбор учащимися названия картины из предложенных учителем. Беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.

III.            Мотивация к дальнейшему рассматриванию картины и ее анализ.Цель: пробудить интерес к дальнейшему рассматриванию, вызвать потребность в аналитической работе. Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов: почему картина так названа художником? Анализ отдельных живописных элементов и деталей изображения. Сравнение двух произведений: литературного произведения и произведения живописи.

IV.            Анализ картины.Цель: углубить восприятие произведения, понять идею произведения. Возможные методические приемы: детальное рассматривание и осмысление  элементов картины; определение микротем; озаглавливание. Подбор слов (синонимов, антонимов, других средств выразительности), позволяющих более точно представить тот или иной предмет, изображённый на картине

V.                Обобщение результатов анализа. Цель: обеспечить целостное восприятие произведения. Возможные методические приемы: создание устного или письменного сочинения; создание текста по аналогии с искусствоведческим.

Структура уроков литературного чтения может меняться в зависимости от целей и задач конкретного урока.

2.2. Развитие коммуникативно-речевой компетенции младшего школьника при анализе художественного образа с помощью произведений пейзажной живописи на уроках литературного чтения.

Активную роль в учебниках литературного чтения В.Ю.Свиридовой играет «Картинная галерея», включающая цветные репродукции живописных работ русских и европейских мастеров, иллюстраций из рукописных книг, скульптур. Она позволяет обратиться к обсуждаемым на уроке эстетическим и этическим проблемам, привлекая  материал другого вида искусства. Очень часто на уроках литературного чтения во 2-м классе рассматриваются пейзажи.

Согласно технологии анализа художественного произведения известным методистом В.А.Лазаревой «художественный образ изучается как в словесном, так и в изобразительном искусстве в аспекте их сопоставления и посредством этого выясняется их общность».

Таким образом у учащихся формируются представления об образе словесном и зримом, об их неповторимости, индивидуальности, специфичности и сопричастности друг другу, ведь главным приемом, организующим исследовательское восприятие ребенка, является сравнение, сопоставительный анализ двух видов искусства. Во 2-м классе программа предусматривает формирование у учащихся отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контексте других видов искусства на основе постоянного сравнения произведений литературы и живописи. Поэтому в учебнике 2-го класса по программе В. Ю. Свиридовой присутствует такая тема как «Пейзаж в литературе». Я организую свою работу следующим образом.

В начале главы о тайнах искусства дети знакомятся с пейзажем в литературе, живописи и музыке, приходя к пониманию специфичности средств выразительности в разных видах искусств. Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Утес" является одним из важнейших  шагов на пути открытия данных изобразительно-выразительных средств. В качестве примера могу привести следующий фрагмент урока.

Чтобы организовать работу с текстом, уйти от шаблонных ответов на вопросы после прочтения, которые неизбежно разрушают первоначальное восприятие, предлагаю сформулировать эти вопросы детям: Поставь вопрос "почему" к каждому выделенному слову.- Почему тучка "золотая"? - Почему"на груди утеса-великана"? - Почему "тихонько плачет он"? - Почему "в пустыне"? - Почему остался"влажный след в морщине"? Дети еще как минимум дважды самостоятельно читают текст: чтобы сформулировать вопрос и чтобы найти на него ответ. При таком углубленном анализе рождается понимание того, что это стихотворение вовсе не о природе, а о человеке, о его одиночестве. Далее, читая, осознаем значение термина олицетворение, приходим к пониманию данного нового понятия. Продолжая работать над темой "Олицетворение как поэтический и живописный прием", задаемся вопросом: может ли художник пользоваться этим приемом, и рассматриваем репродукции картин Чюрлёниса и Рериха. Картина Чюрлёниса называется "День". Попробуем вглядеться в картину: можно ли говорить, что это обычная пейзажная зарисовка? (Приложение № 1 Презентация «Приём олицетворения в искусстве»).

- Что вы видите? (Дети замечают живых существ – людей).

- Каких людей вы видите? (Видим людей в белом)

 - Что делает "белый" - человек-облако?

- А каков жест его руки?

 - Почему вы так думаете?

- Кроны деревьев тоже напоминают голову и руки живого существа. Художник назвал свою картину "День". Вам не хотелось бы дополнить это название каким-то эпитетом? (Дети знакомы с данным термином по предыдущим урокам) Приходим к выводу: художник "оживил" (олицетворил) пейзаж. Значит, и поэт, и художник могут использовать прием олицетворения.

Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для связного высказывания. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности  в изложении мыслей. Работая над данной методической темой, я убедилась, что уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их творческую активность, что благоприятно сказывается на конечном результате обучения.

В 3-м классе внимание детей обращается к извечной теме родины. В одном исследовательском пространстве оказываются стихотворение Н. Рыленкова, картины М. Шагала, стихотворение Р. Бернса. Искусство равно познанию, поэтому идеи искусства находятся в диалоге по отношению друг к другу. Неважно, кто был первым в художественном пространстве, гораздо важнее отклик, отзыв, сопричастность идей. Вот эту сопричастность, соотнесённость разных точек зрения на мир должен открывать сопоставительный анализ различных произведений искусства.

Приведу в качестве примера фрагмент проведённого урока литературного чтения, который включает в себя сопоставительный анализ разных видов искусства:

      А. Вознесенский:

Увижу ли, как лес сквозит

Или осоку с озерцами –

Не созерцанье – сосердцанье

Меня к природе пригвоздит…

  • Вы понимаете, что значит «созерцать» природу? А «сосердцать»?(Значит любить, чувствовать сердцем.)
  • Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление «пригвоздило» вас?
  • Есть ли место, некое природное пространство, которое притягивает вас как магнит?
  • Не пытались ли вы понять, почему оно вас притягивает? (Потому, что это уголок родной природы, с детства знакомые картины)
  • Что нужно человеку уметь, иметь, чтобы понять прелесть родной природы? (Уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую: душу, уметь подмечать красоту в ее неброских признаках. Такая красота медленно проникает в душу, она не захватывает порывом быстрого чувства, а постепенно наполняет сердце).

      Н. Рыленков  «К родине»

            Все в тающей дымке-

            Холмы, перелески.                                        

            Здесь краски неярки                                    

            И звуки нерезки

            Здесь медленны реки,                                         

            Туманны озера                                          

            И все ускользает                                                       

            От беглого взора.                                        

            Здесь мало увидеть

            Здесь нужно всмотреться,                               

            Чтоб ясной любовью  

             Наполнилось сердце.                                          

·        Найдите слова в стихотворениях поэтов, которые созвучны друг другу?

(Созерцанье – сосердцанье, здесь нужно всмотреться – наполнилось сердце и т. д.)

  • Можно ли нарисовать ощущение родины?

Обратимся к «Картинной галерее», посмотрим на картину М. Шагала «Окно на даче».

  • Что изображает художник: окно, природу в окне или взгляд человека на природу через окно? (Это взгляд человека на природу через окно.)
  • Не кажется ли вам странным, что такой замечательный летний пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы: ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а затем даже сдвоенной; расчерчен горизонталями оконного переплета и линией шторки. Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа? (Он хочет показать нам то, что видит сам. Он любуется, всматривается. Это его взгляд из окна.)
  • Чем отличаются эти действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? Неброская, проникновенная, застенчивая красота вызывает к жизни такое же проникновенное, неспешное, осторожное отношение. Если дети затрудняются с ответом, можно задать вопрос:
  • Как называется картина? Какой мир хотел изобразить художник? (Художник хотел изобразить окно на даче, дачный родной уголок, место, где находится родная для него сторона. Цель художника – изобразить не уголок леса, а окно на даче, и это – картина- воспоминание о прекрасных летних днях, о дачном уголке.)
  • По вашему мнению, картина М. Шагала – это гимн большой родине или признание в любви своей малой родине?
  • Передал ли художник своё ощущение родины в этой картине? Из чего оно складывается?

 А теперь послушаем ещё одно стихотворение, в котором поэт пытается выразить своё отношение к Родине.

Р. Бернс «В горах мое сердце»

В горах мое сердце…Доныне я там.

По следу оленя лечу по скалам.

Гоню я оленя, пугаю козу.

В горах мое сердце, а сам я внизу.

По белому свету судьбою гоним,

Навеки останусь я сыном твоим!

Прощайте, вершины под кровлей снегов,

Прощайте, долины и скаты лугов,

Прощай, моя родина! Север, прощай, -

Отечество славы и доблести край.

·        Значит, сердце может быть отдано и горам. Вслушаемся в это признание, в каком ритме оно вырастает? Сравним ритмическое звучание этого стихотворения со стихотворением Н.Рыленкова. (У Н.Рыленкова протяжно, плавно, медленно, у

Р.Бёрнса энергично, динамично, быстро. Это зависит от пейзажа, изображаемого поэтами.)

Я считаю, что целесообразно обращать внимание на звуковую и ритмическую сторону (форму) поэтической речи, т.к. речевая компетенция воспитывается на образцах литературных произведений и соотносится с изображением, представленным  на картинах художников

·        Родина в этом произведении иная, пространство другое, не лесное, равнинное, а горное, поэтому в звукописи есть иная энергия, доминантой которой выступает звук «р».

·        образ Родины в данном стихотворении иной, а что можно сказать об отношении к ней поэта?

 (Учащиеся выясняют, что в самом названии отражена любовь, сердечная привязанность к родному уголку.)

Какие чувства вызывает у героев стихотворений воспоминание о родине? А у художника?

Цель данных вопросов направить детей к осознанию того, что чувство родины и любовь к Отечеству свойственны художникам разных стран и разных национальностей. Родина – это внутреннее содержание человека: его жизнь, его душа, его сердце.

В дальнейшем на следующем уровне обучения я постепенно усложняю и расширяю ставшей традиционной для учеников работу с репродукциями картин художников, которые по-прежнему соотносятся с литературными произведениями. При этом я учитываю, что в учебнике литературного чтения  наряду с пейзажами появляется и такой жанр живописи как портрет.

2.3. Знакомство с особенностями портретной живописи в сопоставлении с литературным портретом.

Портрет — это изображение внешнего облика конкретного человека. Портрет должен передавать неповторимые черты человека, присущие только ему. А значит, первое свойство портрета — это внешнее сходство с моделью, каким видят художники того, кто им позирует для портрета.

Но внешнее сходство не единственная и не главная черта портретной живописи. Настоящий художник стремится передать в портрете внутренний мир человека, его характер, душевное состояние. Для этого он придаёт определённое выражение лица портретируемого, подбирает соответствующую позу и жест. Даже одежда и фон, на котором нарисован человек, может много рассказать о нём.

Цели уроков литературного чтения, включающие в себя работу с портретом как жанром живописи и литературы: знакомство с портретом как особым жанром искусства, соотнесение литературного и живописного портретов.

В качестве примера можно привести фрагмент урока литературного чтения.

Начать работу рекомендую с соотнесения портрета мальчика Мики Морозова (художника В.Перова) с описанием портрета героя рассказа «Бедный принц».

Вопросы для сопоставления портретов мальчиков — героя рассказа и модели художника (с рассказом дети познакомились на предыдущем уроке):

1.  Прочитайте описание портрета главного героя рассказа «Бедный принц». Как писатель изображает героя, только ли внешний облик мальчика он представляет нам?

2.  Какие черты характера Дани Иевлева раскрываются в рассказе?

3.  Рассмотрите внимательно портрет Мики Морозова. Нравится он вам? Чем?

4.  Как вы думаете, какой момент его жизни изобразил художник?

5.  Почему мальчик сидит? Он присел на минутку, чтобы передохнуть, или давно сидит, думая о чём-то? (Мальчик присел на минутку передохнуть. Кажется, он сейчас поднимется и побежит дальше заниматься своими важными делами.)

6. Мы можем описать внешность мальчика. А можно ли по картине судить о его характере, настроении в данный момент? (Обратите внимание на его позу, выражение лица.)

По картинам можно организовать различные игры. Они помогают детям глубже проникнуть в художественный образ, созданный художником.

2.4. Организации ролевых игр по картине.

Работа над картиной моим ученикам помогает реализовать у них собственную потребность в творчестве. Все это так необходимо для формирования устной речи. Например, по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» мы составляем рассказ на основе ролевой игры с включением воображаемого диалога между персонажами картины. Учащиеся, выполняя такого вида творческие работы,

·        составляют рассказ,

·        создают сценарии,

·        придумывают диалоги,

·        готовят костюмы, реквизит.

Виды упражнений, предшествующие организации ролевой игры по картине.

-Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.

-Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.

-Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.

-В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

-Эти упражнения готовят учащихся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.

Я же выступаю в роли посредника: при помощи слова усиливаю их эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие, способствую проявлению их собственных творческих способностей с учетом возраста и уровня владения  речью.

Таким образом, организация ролевых игр по произведениям живописи позволяет мне решить ряд учебных задач:

  • картина-источник лексических упражнений;
  • картина-опорадля осуществления речевых действий (оформление отношения к картине, своего мнения к изображенному и т.п.);
  • картина формирует культуроведческие компетенции (знакомство с историей, традициями, бытом народа, обогащение словарного запаса искусствоведческими терминами);
  • работа по картине помогает в реализации эстетической и воспитательную функции.

Для повышения мотивации изучению  предмета я изучила и активно применяю интерактивные методы на уроках: урок – презентация, урок – театр, урок - вхождение в картину и др.  В результате такой работы я научила детей готовиться к уроку с творческим осмыслением: дети готовят газеты, репетируют роли, разрабатывают диалоги писателей различных эпох (Лермонтов и Блок о Родине). На уроках применяю различные формы: мои ученики умеют работать в парах, в группе, самостоятельно. Владеют навыками исследовательской культуры: самостоятельно работают с книгой, обобщают полученную информацию.

2.5. Система упражнений по коммуникативно-речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин.

Система упражнений по развитию речевой деятельности на основе восприятия картины может быть разнообразна. Она включает:

  • рассматривание картины как самостоятельное, так и под руководством учителя;
  • анализ картины; сравнение картин одинаковых и сходных по теме, идее, героям, изображенным на полотне;
  • сравнение картин одного художника и разных художников;
  • сравнение картины и литературного произведения;
  • сравнение картины и музыкального произведения;
  • создание устного и письменного сочинения по картине;
  • анализ искусствоведческого текста и создание текста по аналогии.
В ходе работы по данной теме я систематизировала упражнения по речевому развитию младших школьников через работу по произведениям живописи. 
1 группа упражнений предполагает формирование следующих коммуникативно-речевых умений: определять тему, основную мысль картины, различать картины разных жанров и тем. 
Виды упражнений:
-рассматривание картины без предварительной установки учителя;
-рассматривание картины под музыкальное сопровождение;
-мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали);
-«вхождение в картину» (что бы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину);
-определение жанра картины (пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина);
-определение темы картины (что вы видите на этой картине);
         -сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных и живописных произведений;
2 группа упражнений направлена на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы. Их целью является: развитие ассоциативности мышления детей, воспитание эмоциального отношения к произведениям различных видов искусства.
Виды упражнений:
·         сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и произведения живописи;
·         сравнения основного настроения картины и музыкального произведения;
                        
        
Добавлено: 06.02.2015
Рейтинг: -
Комментарии:
0
Просмотров 2634
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+