Личный кабинет

О "подпорках" и гармоничном развитии.

Валерий Чернухин ( Пользователь )
Начну издалека. Человек хочет научиться играть в шахматы. До какого-то момента нужно просто поиграть, но потом нужно развивать подпорки - решать задачи на множество разных тем, развивать дебютный и эндшпильный опыт. И даже элементарный опыт вербального анализа партии, равно как и вербального воспроизведения комбинаций, например, дебютов. Моя дочь привыкла шахматные дебюты не только проигрывать, но и просто в уме представлять, называя ходы фигур.
Другой пример - часто многие дети, обучающиеся на фортепиано, обгоняют своих сверстников, но мало уделяют внимание сольфеджио. В перспективе это сказывается - менее быстрые дети их всё равно обгонят.

Как то Редюхин В.И. писал на форуме, что физматшколы готовят хороших выпускников, но эти хорошие выпускники часто уступают ребятам из провинции, учившимся в посредственных школах. Что такого было у них, кроме наследсвтенной предрасположенности? Музыка? Хорошо известно, что многие математики и даже шахматисты - музыканты.

Спорстмены свои примеры приведут.

Многие хорошо помнят, что часто, чтобы чему-то научиться (решать задачи, играть в шахматы, играть на музыкальном инструменте, просто "интеллектуально напрягаться" нужно не просто "долбить" действие, в котором мы хотим совершенствоваться, но и развивать подпорки.

Поэтому было бы интересно узнать именно такой опыт от учителей или просто людей, знающих, как подпорки могут способствовать интеллектуальному развитию. Мне самому больше интересен более конкретный вопрос - какие подпорки развивают математическое и шахматное мышление.

Пока могу обоснованно предполагать, что у каждой подпорки - свой период эффективного воздействия.
Шахматы для маленьких детей - безусловно мощный фактор развития. Но у старшеклассников первый разряд или КМС по шахматам часто сочетаются с ОЧЕНЬ посредственными (на тройку) математическими показателями.

Какие ещё подпорки? Кто-нибудь знает о роли вязания? Я в детстве, хотя и был мальчиком, любил вязать крючком и спицами, а также сети. И плести. Может поэтому не было проблем с математикой в универе?

Значит шахматы - безусловно полезны именно для маленьких детей.

Многие параметры воспринимаются как раз левой половиной мозга - здесь также безусловное влияние этих подпорок.

В целом, роль подпорок в раннем возрасте наверно более эффективна, чем в зрелом.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 16.02.2012, 08:28) <{POST_SNAPBACK}>
Поэтому было бы интересно узнать именно такой опыт от учителей или просто людей, знающих, как подпорки могут способствовать интеллектуальному развитию. Мне самому больше интересен более конкретный вопрос - какие подпорки развивают математическое и шахматное мышление.

ГО: Про эти Ваши "подпорки", г-н Чернухин, в начале прошлого века подробнейшим образом рассказал Рудольф Штайнер, довольно известный тогда философ, создавший антропософию. Он же создал по заказу табачного фабриканта школу для детей рабочих его фабрики. Эти школы распространились по миру под названием вальдорфских школ, так как у фабриканта было прозвище "Вальдорф", - по названию деревни, из которой он заявился в Штутгарт, а фамилия фабриканта была Астор. В этой деревне сегодня находится центральный офис фирмы SAP, - одной из десяти немецких фирм, по которым определяется биржевой индекс.

Так вот, я отвлёкся, извините...)))

В вальдорфских академиях обучают учителей вальдорфских школ. Они знают, в каком возрасте какие "подпорки" нужны и допустимы. Я не очень в курсе деталей, хотя наши дети учатся в такой школе с первого класса, а сейчас уже скоро закончат её. Мне приходилось вместе с родителями класить классы, поэтому я знаю, что для каждого возраста свой цвет стен и потолка, - это точно Ваша "подпорка"! И ещё в классах особая форма потолка, - ничего похожего на плоскость! И для каждого возраста форма потолка особенная.

Ещя я знаю, что в младших классах много вяжут на пальцах, то есть без спиц. Ещё я знаю, что до 14 лет в детей никаких знаний не впихивают, - только то, что ребёнок сам ухватит., - поэтому встречаются дети, которые в шестом классе ещё не уверенно читают. Они потом всё это быстро навёрстывают. К компьютеру подпускают детей лишь в 9-ом классе, - не у всех родителей это получается, но установка в школе именно такая.

Есть ещё особый предмет - eurythmie, не знаю, как пишется по-русски, произносится "ойритмия", - можете посмотреть картинки и видео. Этот предмет идёт с первого класса и до последнего. Я участвовал в пробных занятиях - ущущения ну просто!!!

Ещё много поют. Хор школы - это что-то! Я немножко разбираюсь в звучании хора...

Особое место занимает рисование. С первого класса рисуют на мокром ватмане акварелью. В клессе есть специальная кювета, в которой замачивают листы ватмана формата А3. Вы представляете, что это за рисунки акварелью по мокрой бумаге? у меня и теперь один такой рисунок из давнего времени висит на стене... В старших классах много режут по камню и по дереву. Это всё не "после уроков", - это всё на уроках.

К сожалению, вальдорфская педагогика на российской почве привилась вся кривая и косая... Это я знаю не понаслышке.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Вязание на спицах - довольно интересно. Добавлю - хорошо, почти на ура идёт в началке оригами.
А вот про то, что так небрежно названо впихиванием знаний - не согласен. Это - не умозрение, а немалый опыт как собственный, так и моих коллег. Важно - мера. Без злоупотреблений. Об этом можно много говорить на конкретных примерах. Неуверенное чтение - да, тоже согласен. Возможно правда всё-таки не до шестого класса, но это - не самоцель, а один из компонентов развития.

Хотелось бы представить список подпорок с аннотациями для каждого возраста. Это очень помогает в планировании. По музыкальному развитию мне такие подпорки знакомы, но это - специфика. А вот по математическому - здесь, как мне кажется, поле непаханное.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+