Личный кабинет

Заговор против математики в школе

Алексей Петрович Трубецкой ( Пользователь )
Я всегда выступаю против тех, кто все беды страны списывает на всякого рода заговоры. Главный источник бед в нас самих. Но и заговоры тоже отрицать нельзя. Особенно, когда просматривается явный разрушительный процесс, прикрытый словами о добрых намерениях.

Я преподавал математику в вузе, разных физматшколах и курсах более сорока лет и неплохо знаю тенденции в этой ветви образования. То, что в советские времена была создана прекрасная система образования в области точных наук, знают все. А о том, что процесс ее разрушения начался задолго до перестройки, знают немногие.

В 1977 году вышли новые учебники по математике. Геометрия, авторы – Клопский, Скопец и Ягодовский и алгебра под редакцией А.Н Колмогорова. Учебники просто безобразные по качеству, учиться по ним, и учить по ним было просто невозможно. Книги были перегружены элементами высшей математики, недоступными не только большинству учеников, но и многим учителям. Полагаю, что организаторов этой акции такая ситуация вполне устраивала. Главное было сломать сложившуюся систему преподавания математики. Прикрывалось все это, конечно, словами о модернизации, оптимизации учебного процесса и т.д.

Особо хочу сказать об А.Н. Колмогорове. Это великий русский математик, но учебника, подписанного его именем, скорее всего не читал. Подтверждением тому такой факт. В учебнике одна из фундаментальных теорем интегрального исчисления сформулирована некорректно, такую формулировку А.Н. Колмогоров пропустить не мог. Просто ловкие люди использовали его имя в своих целях.

Этот же факт говорит о том, что качество учебника было не главной целью «модернизаторов». Никто не удосужился формулировку исправить в течении более 30 (!) лет. Есть эта ошибка в учебнике и сейчас.

Геометрию потом отставили, написали другие книжки, алгебру много раз переделывали, но она так и осталась плохой. Есть альтернативные учебники, даже неплохие. Но главное было достигнуто. Процесс преподавания математики был расшатан и сломлен.

Есть и другой отрицательный эффект от новых учебников. Если старые учебники писались по принципу «знай почему», то новые пишутся под лозунгом «знай как». Не беда, что ученик не понимает сути, главное – пусть делает что говорят, и будет правильный ответ, а с ним хорошие баллы по экзамену. Губительная для юных мозгов политика.

Сейчас ввели в курс математики комбинаторику, вероятность и статистику. Написан учебник. Книжка опять просто безобразная.

Я был знаком с одним из авторов этой книги и инициатором «модернизации» математического образования И.В. Ященко. Однажды я спросил его, почему бы не выкинуть из школьной программы все элементы матанализа, а вместо этого вставить комбинаторику и вероятности. Он ответил, что все математическое сообщество примерно такого же мнения. Так в чем же проблема, спросил я. И.В. просто увернулся от ответа, сказав нечто вроде того, что одни люди имеют мнение, а совсем другие принимают решения.

Так вот давайте зададим себе вопрос. Если все математики против того, что происходит с математическим образованием в России, то кто же все это организовывает? Кто определяет программы и количество часов? Кто внедряет ЕГЭ?

Пару слов о ЕГЗ. ЕГЭ это конечно гадость. И главная гадость его не в том, что он плохо составлен или плохо организован. Всякий экзамен служит трем целям, во-первых, отбору по результатам, во-вторых, как ориентир и учебное пособие для будущих поколений, в-третьих, как визитная карточка организаторов. Так вот ЕГЭ плох по любому из этих критериев. Мало того, это убийство математики для будущих учеников. Ученик, ориентирующийся не на науку, а задачи типа В1 или С2, математики знать не будет. А без математики нет образования.

Кроме того, вред от ЕГЭ в том, что он силой навязан и школам, и вузам. В идеале и школа, и вуз это большая семья, где преподаватели это отцы и матери, а учащиеся их дети. Силовое введение ЕГЭ вместе с другими факторами, например, зарплатой, опускают преподавателей до уровня обслуживающего персонала. Последствия этого – разрушение системы образования, а без образования нет страны.

Возникает законный вопрос – «модернизация» преподавания математики это заговор против страны? Судя по последовательному проведению «модернизации» и достигнутому эффекту все указывает на заговор. Под достигнутым эффектом я разумею резкое падение математической грамотности у детей.

С другой стороны, все, что делается в преподавании математики, это только повторение путей западных стран. Но не делали же там реформы образования с целью загубить свою молодежь.

Или оглупление молодежи это мировая тенденция? Процитирую замечательного математика и педагога. И.Ф. Шарыгина: «Математически культурными людьми, понимающими, что такое доказательство, невозможно манипулировать». Может быть, этого и боятся мировые заправилы?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Алексей Петрович Трубецкой, 13.01.2012, 16:26) <{POST_SNAPBACK}>
Или оглупление молодежи это мировая тенденция? Процитирую замечательного математика и педагога. И.Ф. Шарыгина: «Математически культурными людьми, понимающими, что такое доказательство, невозможно манипулировать». Может быть, этого и боятся мировые заправилы?

Манипулировать можно любыми людьми.
Одними легче. Другими - сложнее.
Но любыми можно!
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Алексей Петрович Трубецкой, 13.01.2012, 19:26) <{POST_SNAPBACK}>
Но и заговоры тоже отрицать нельзя. Особенно, когда просматривается явный разрушительный процесс, прикрытый словами о добрых намерениях.

Ну, некие процессы идут объективно, а не в силу чьих-то намерений. Была, к примеру шутка: "Наградить посмертно Н.А.Романова орденом Октябрьской Революции. За большую работу по созданию революционной ситуации в России".
Цитата
То, что в советские времена была создана прекрасная система образования в области точных наук, знают все.

Только работала она -- не "на всех". А на то меньшинство, которое шло получать полное десятилетнее образование. И мораль была другая: это социальный лифт на более высокие этажи, и место в нём надо заработать. А потом мораль сменилась на потребительскую: на верхние этажи желаем мы все (что, вообще-то, невозможно)! И "место в лифте" должно быть гарантировано самим фактом рождения в лучшей в мире Стране Советов. И т.д.

Цитата
А о том, что процесс ее разрушения начался задолго до перестройки, знают немногие.

Ну, допустим, я знаю. И много раз это писал и объяснял -- в том числе на этом форуме. Только причины не в колмогоровском учебнике, это из второстепенных деталей. А из начавшейся в 70 годах политики -- приоритета "плана по валу". "Обслужить" всех, обеспечить потребителю "место в лифте" без его усилий (отвечает за всё обслуживающий лифтёр, а не пассажир). "Проценты", "три пишем, два в уме" и так далее. Первое дело учителя -- "успешно аттестовать", и нам не нужны умники, излишне придирающиеся к "бедным детям".
Ну, и постепенный дрейф учительского корпуса -- в эту сторону "обслуживающего персонала". При длительном "негативном отборе" в состаыв того корпуса.

Цитата
В 1977 году вышли новые учебники по математике.

Что касается математики, то по-моему всё решает не столько учебник, сколько ЗАДАЧНИК. До какого уровня задач человек обязан подняться, чтобы получить свои 3, 4, 5 ?
И вот здесь происходило главное выхолащивание. С одной стороны, в составе тех задачников, которые были приняты в школе. А с другой стороны -- в уровне той минимальной планки, до которой НАДО было в том задачнике дотянуться. И для "успешной" аттестации -- всё мЕньшую и мЕньшую часть того учебника и того задачника надо было одолеть.
И "заговор" тут был -- со стороны всего нашего "гуманистически настроенного" общества.

Цитата
Книги были перегружены элементами высшей математики, недоступными не только большинству учеников, но и многим учителям.

Я в это время уже преподавал (по совместительству) в Новосибирской ФМШ. И, честно признаюсь, необходимочсти для себя пользоваться Колмогоровскими учебниками -- не видел. Но и ничего уж особенно демонического в них не видел. Главный процесс, как выше сказано, я усматривал в другом месте. А не в учебниках как таковых.

Цитата
Этот же факт говорит о том, что качество учебника было не главной целью «модернизаторов». Никто не удосужился формулировку исправить в течении более 30 (!) лет. Есть эта ошибка в учебнике и сейчас.

Ну, коряво сказано. Так это во многих ("классических") учебниках есть те или иные корявости. Не в одном месте, так в другом. Дело не в этих блохах.

Цитата
Если старые учебники писались по принципу «знай почему», то новые пишутся под лозунгом «знай как».

Признаться, не отслеживал.
По-моему, пишется примерно одинаково. А то самое "знай, почему" нарабатывается на решении ЗАДАЧ. Причём -- не для галочки задач и не для отмазки, а ТАКИХ, где это "понимание-почему" существенно влияет на ход решение задачи.
А если для "успешной аттестации" клиентов -- таких задач даваться не будет, то ХОТЬ ЧТО в учебниках пиши. Их всё равно не читают.

Например, что такое "синус числа икс" -- подробно разжёвано в современных школьных учебниках. Ну, и знает средний школьник, "что такое косинус от 2"? Нет, большинство понятия не имеет. Или -- что такое арксинус (определение!). Не принято эти страницы читать. Коли для решения ТЕХ задач, за которые учитель пятёрки ставит, никогда НЕ НАДО применять знание этих определений. А надо знать вон ту формулу со страницы 17 и вон ту со страницы 37. Так страницы МЕЖДУ 17-й и 37-й прочитают (разве что) ОДИН раз -- чтобы "ответить теорию" и забыть навсегда.

И Вы думаете -- если написать ДРУГОЙ учебник, лучший, то ЕГО будут читать? И думать, и понимать? Ну да, как же! Читают ли тот учебник -- и зачем читают? -- зависит не только (не столько) от учебника, сколько от ПАРАДИГМЫ участников процесса. Если главная цель ученика "спихнуть и получить баллы", а главная целью учителя стало -- "чтобы все получили те баллы", то включать в цену за эти баллы понимание учебника обременительно. Для обеих сторон.

Цитата
Судя по последовательному проведению «модернизации» и достигнутому эффекту все указывает на заговор. Под достигнутым эффектом я разумею резкое падение математической грамотности у детей.

С другой стороны, все, что делается в преподавании математики, это только повторение путей западных стран. Но не делали же там реформы образования с целью загубить свою молодежь.

Ну и противоречите себе же.
Потребительское отношение к самому понятия "образования" -- действительно мировое явление. "Народ" желает бесплатного сыра -- политики подстраиваются под "народ". И "сыр" становится всё более бесплатным -- повсюду. (А то, что там "сыра" всё меньше -- это такие мелочи!).
А что, причины процессов недостаточные? Нужен ещё отдельный "заговор" хитрых злоумышленников? Без такого заговора массовое образование никак деградировать не будет?
антонина полякова ( Пользователь )
Здравствуйте!

А что вы думаете насчет учебника Мордковича?
На мой взгляд,на сегодняшний день это один из самых приличных школьных учебников.

Сергей Галаган ( Пользователь )
На мой взгляд наблюдается вполне обратное, заговор математиков против всех в школе!
Львиная часть часов (вегда количеством превышающим базовый уровень) в лучшее время,
деление на группы,
оплата с коефициентом 1,2,
все сдают и ЕГЭ и ГИА,
масса дополнительных часов и
всегда есть платящие "за пробелы" родители,
масса олимпиад и конкурсов,
тысячи пособий и сборников заданий,
отличные, десятилетиями отработанные учебники,
пляшущая под дудку матпотребностей администрация со смартдосками, проекторами, ноутбуками наготове
- чего еще желать то в школе можно, чего нет у матмафии?!
Рафаэль Зарипов ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 25.03.2012, 00:46) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд наблюдается вполне обратное, заговор математиков против всех в школе!
Львиная часть часов (вегда количеством превышающим базовый уровень) в лучшее время,
деление на группы,
оплата с коефициентом 1,2,
все сдают и ЕГЭ и ГИА,
масса дополнительных часов и
всегда есть платящие "за пробелы" родители,
масса олимпиад и конкурсов,
тысячи пособий и сборников заданий,
отличные, десятилетиями отработанные учебники,
пляшущая под дудку матпотребностей администрация со смартдосками, проекторами, ноутбуками наготове
- чего еще желать то в школе можно, чего нет у матмафии?!

Не отверточную, перспективную, собственную экономику страны.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 25.03.2012, 03:46) <{POST_SNAPBACK}>
На мой взгляд наблюдается вполне обратное, заговор математиков против всех в школе!
Львиная часть часов (вегда количеством превышающим базовый уровень) в лучшее время,
деление на группы,

Это -- если школа профильная. Если профильность другая -- то и акценты будут другие. И каких-нибудь гуманитариев делить на группы не будут.
Вы, я понимаю, работаете в профильной школе -- и недовольны тем, что она профильная?

Цитата
оплата с коефициентом 1,2,

Речь об оплате "проверки тетрадей"?
Или нечто, принятое в Вашей школе, и Вы опять недовольны, что она профильная?

Цитата
масса олимпиад и конкурсов,
тысячи пособий и сборников заданий,
отличные, десятилетиями отработанные учебники,

А заговор-то тут в чём?
"Нарочно" написали учебники, чтобы чужим насолить? А если по-честному -- так их не надо было писать? Предлагаете "разоблачить заговор" -- и пусть работают по плохим учебникам (как "все"!) ?

Цитата
пляшущая под дудку матпотребностей администрация со смартдосками, проекторами, ноутбуками наготове

Может, про "пляшущую" администрацию -- опять по отношению именно к Вашей школе? Как же они Вам насолили -- тем, что не информатика профильная! А то бы ВЫ были в центре внимания, а не они. В этом дело?

Только могу Вас хоть чуть-чуть утешить. Вся эта названная бутафория практически НИКАКОГО отношения к математике не имеет. Никакой ощутимой связи между трудностями преподавания математики и проекторами-досками -- НЕТ. Математика изучается (или не изучается) никак не с помощью никаких проекторов.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (воронн, 25.03.2012, 11:41) <{POST_SNAPBACK}>
Это -- если школа профильная. Если профильность другая -- то и акценты будут другие. И каких-нибудь гуманитариев делить на группы не будут.
Вы, я понимаю, работаете в профильной школе -- и недовольны тем, что она профильная?


Речь об оплате "проверки тетрадей"?
Или нечто, принятое в Вашей школе, и Вы опять недовольны, что она профильная?


А заговор-то тут в чём?
"Нарочно" написали учебники, чтобы чужим насолить? А если по-честному -- так их не надо было писать? Предлагаете "разоблачить заговор" -- и пусть работают по плохим учебникам (как "все"!) ?


Может, про "пляшущую" администрацию -- опять по отношению именно к Вашей школе? Как же они Вам насолили -- тем, что не информатика профильная! А то бы ВЫ были в центре внимания, а не они. В этом дело?

Только могу Вас хоть чуть-чуть утешить. Вся эта названная бутафория практически НИКАКОГО отношения к математике не имеет. Никакой ощутимой связи между трудностями преподавания математики и проекторами-досками -- НЕТ. Математика изучается (или не изучается) никак не с помощью никаких проекторов.


Так, маниПУЛИте...
1 нет не профильной школы! Нет, если сдают егэ и получают аттестат, а математику сдают обязательно все
Недовольство профильностью школ вобщемто всеобщее, поскольку из примерно 20 предметов по факту профильны вернее изучаются 3-4, причем выборих полуслучаен,
а остальное как мафия захочет... 1,2 , две группы, восемь часов оплаченых внеурочных отнюдь не предел, как дирик хочет так и будет, а за не сданную математику его подвесят...

2 есть предметы где по сути ни часов, ни учебников нет, а ЕГЭ, ГИА есть - информатика и ИКТ

3 связь преподвания с матобеспеченностью сейчас есть, пусть иногда немного, но помогает

Заговор именно в перечисленых пунктах, в той или иной степение везде, в каждой школе, уже потому, что математиков много.

Я никогда не пишу о своей школе.


Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 25.03.2012, 19:11) <{POST_SNAPBACK}>
Так, маниПУЛИте...
1 нет не профильной школы! Нет, если сдают егэ и получают аттестат, а математику сдают обязательно все

Я лично за то, чтобы итоговая аттестация была внешняя -- если не по всем, то по многим предметам. Как когда-то выпускные школьные экзамены. А внешняя -- потому, что "внутренняя" выродилась до полного неприличия.
А то, что математику и русский оставили -- так почему это "заговор математиков". Решение, в общем-то, принималось не математиками.

Цитата
Недовольство профильностью школ вобщемто всеобщее, поскольку из примерно 20 предметов по факту профильны вернее изучаются 3-4, причем выборих полуслучаен,

Откуда Вы это взяли?
Не знаю, как в профильных-гуманитарных. А в известных мне профильных физмат-направления (да и в "эконом-классах")-- никакого особого ущемления предметов по сравнению с "обычной" школой -- нет. И изучают, и сдают (внутренним образом) -- и химию, и биологию, и литературу.

Откуда взялось "всеобщее" недовольство? От родителей каких-нибудь гум-классов -- где Я НЕ ЗНАЮ что происхзодит, просто не в курсе.
Цитата
2 есть предметы где по сути ни часов, ни учебников нет, а ЕГЭ, ГИА есть - информатика и ИКТ

Мотивируют тем, что ЕГЭ-то по выбору!
(Причём, как я написал, я лично вижу в этом минус).
Но "заговора" не вижу всё равно.
Цитата
Заговор именно в перечисленых пунктах, в той или иной степение везде, в каждой школе, уже потому, что математиков много.

И как перечисленные пункты обличают именно ИХ (математиков) заговор? А не дурь нашего замечательного Управления Образованием?
Цитата
Я никогда не пишу о своей школе.

А деление класса на группы по математике, фигурирующее в Ваших обвинениях, -- это происходит во ВСЕХ школах? Вот не знал.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Деление на профильных предметах, да и насколько я понимаю с введением НСОТ любых предметов, в рамках ассигнований может быть, зависит от силы заговорщиков... в число которых иногда вполне уместно вносить, как вы предлагаете, и вышестоящие силы действующие как в угоду отдельным школьным, так и вопреки.

Вопреки и втихую бывает и ради сохранения монопольного положения нескольких школ где эти самые околоуправленцы, методисты подрабатывающие в школах (или наоборот) и работают. Победы во всех доступных руке конкурсах и олимпиадах, и тп и их основной тихий доход приносящий опосредствовано очень хорошие(в сравнении со школьными) деньги. Теперь еще и мониторинги заказные, озолотятся...

Речь о математике, потому и пишем о ней, многочисленней в некоторых школах только поедающие гигантскую часть выделенных школе денег "иностранцы", у них еще и централизованое удвоение зарплат пробивает, об этом писал много..., иностранщики сравнительно молоды, сильно разобщены, по сути там нет общего мнения никогда, масса совместителей, гораздо ниже ответственность и крайняя близость к выманиванию денег у родителей на репетиторство под ажиотажный спрос последних лет, потому наглядно. Еще один пример полузаговорщеской организации - психологи, они как правило централизованы, потому близки к центрам местной методвласти, часто там бывают и потому постоянно активно выбивают деньги из школ.

Да, откуда большинство...
Представим референдум, на котором выскажутся учителя за и против ЕГЭ, НСОТ, профилей, аттестаций и прочеговведенного с ними в последние годы. Результат очень предсказуем. За будет не больше 1-20% в зависимости от "уровня" школы.
Кто ж их только спросит...

Цитата (Rafzz, 25.03.2012, 06:06) <{POST_SNAPBACK}>
Не отверточную, перспективную, собственную экономику страны.

Экономика, собственность... далеки решения от школ..., и школа поддержит, если тенденция будет!

Гдето тут еще и коррупционностью бодались
"
Во-первых, поскольку каждый чиновник стремиться к максимизации своей прибыли, то большинство бюрократических правил, квот, норм, виз, разрешений и запретов специально создаются для повышения коррупционных доходов.

Во-вторых. Бюрократы всех уровней заинтересованы в слабой работе тех подразделений правоохранительных органов, которые призваны бороться с экономическими преступлениями.

В-третьих. Будучи представителями государства, коррумпированное чиновничество, в то же время существенно заинтересовано в ослаблении государственной власти.

В-четвертых. В рыночной экономике сущность коррупции можно рассматривать как продажу государственным служащим, находящейся в их распоряжении доли (части) власти. Тем самым, власть становится товаром, ликвидность которого зависит от рыночных факторов, в том числе от спроса и предложения. В связи с этим в коррумпированном обществе возникает рынок коррумпированных услуг.
"

Собственно ЕГЭ, внешний контроль именно и порождает товар власть и совешенно неизбежную при диком расслоении по доходам коррупцию, да и просто мздоимство как плату за страх... Капитализм и страх близнецы братья.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+