Личный кабинет

Всё выше вниз.

О мнимой перегрузке современных школьников
Николай Мимеев ( Пользователь )
Бытует мнение,что современные школьники перегружены непосильными программами. В это свято верят не только журналисты и родители, но и многие учителя. В мои руки попала ксерокопия сборника задач для 5 класса за 1950 год. Я не стал с микроскопом выбирать задачи потруднее. Просто брал задачи с круглыми номерами. Теперь каждый имеет возможность сравнить требования современной программы по математике с требованиями программы времён покорителей космоса.
Кроме этого в теме предполагаю говорить о методике Шаталова, как способе устранения перегрузки., до открытия специальной темы. (ноябрь 2012) Вышеизложенное добавлено сегодня.

Вот задачи для пятиклассников 1950 года. (Попробуйте решить хотя бы парочку.)
№ 1500.
В первый день на мельнице смололи 0,3 привезённого зерна, во второй день 0,3 остатка, в третий остальное зерно, а именно 10,78 ц. Сколько зерна смололи на мельнице за все 3 дня?
№1600.
Два товарища идут по одной и той-же дороге и в одном направлении,причём второй нагоняет первого,который вышел на 15 мин.раньше и успел пройти 1 км до выхода второго.Второй проходит за 1 час 4,5 км; его сопровождает собака,которая,догнав товарища,ушедшего вперёд,возвращается к хозяину,снова догоняет первого и возвращается ко второму,и так бегает до тех пор,пока один товарищ не нагонит другого.Сколько километров пробежала собака,если скорость её 5,6 км в час?
№ 1900.
3,2 куб.м сухого песку весят 4,8 т. Сколько весят 3,5 куб.м мокрого песку, если известно, что 3 куб.м мокрого песку весят столько же, сколько весят 4 куб.м сухого песку?
№ 2100.
В пятых классах школы 140 учеников, число учеников шестых классов составляет 95% числа учеников пятых классов. Число учеников пятых и шестых классов составляет 91% числа учеников шестых и седьмых классов и в то же время оно составляет 13% числа учеников всей школы. Сколько учеников в седьмых классах и сколько учеников во всей школе?
№ 2200.
1 кг крупы 1 сорта стоил 6 руб. 50 коп, а 1/2 кг крупы 2 сорта стоил 2 руб. 15 коп. Несколько хозяек купили по 1/2 кг крупы 2 сорта и вдвое большее число хозяек купили по 1 кг крупы 1 сорта. За все покупки было уплачено 121 руб. 20 коп. Сколько было куплено крупы 1 сорта и сколько крупы 2 сорта?
№2300.
Купили 3 ковра и 2 дорожки за 1170 руб.Когда снизили цены на ковры на 10% и на дорожки на 15%,то за ту же покупку заплатили 1047 руб.Сколько стоил ковёр и сколько дорожка до снижения и после снижения цен?

А вот, что решают современные шестиклассники:
N 100. "Какие числа противоположны числам 124, -124, 37, -38, 3, 4, 0?"

N 300. "В бассейн налили 1400 куб.м. воды, что составляет 35% объема всего бассейна. Чему равен объем всего бассейна?"

N 500. "Найдите значение степени: 1^9 , 2^3 , 8^2 , 3^2 ."

N 700. "Колхозник положил в сберкассу на срочный вклад (3% годовых) некоторую сумму денег. Через год его вклад стал равен 412 рублям. Сколько рублей положил колхозник в сберкассу?"

N 900. "Найдите произведение 1/2 и 3/4. Проверьте результат, представив эти числа в виде десятичных дробей."

N 1100. "Длина диаметра земного шара приблизительно равна 12,7 тыс.км. Скольким тысячам километров равна длина радиуса и длина экватора Земли?"

Номера 1300 в учебнике нет.

Случайно у меня сохранился учебник, из которого взяты эти задачи: Н.Я.Виленкин "Математика 5" 1984 года выпуска. (Напомню, что перенумерация классов произошла в 1989 и этот учебник стал "Математика 6".)
Согласимся, что считать его современным немного нелепо.
Воспользуемся учебником 2010 года: "Математика 6" авторского коллектива, возглавляемого Дорофеевым.

Что решают современные шестиклассники.

Цитата:
100. В школе 1500 учащихся. Сколько человек от этого количества составляют 30%?

200. Прочитайте десятичные дроби: 0,3 ; 2,7 ; 15,6 ; 2,31 ; 0,09 4

300. Вычислите: а). 96,637 - 7,63 ; б). 8,405 - 0,23 ;

400. Выполните деление: а). 17,4 : 0,6 ; б). 30,6 : 0,9 ; в). 17,28 : 7,2 ;

500. К окружности, радиус которой 6 см, проведены две параллельные касательные. Чему равно расстояние между ними?

600. Сколько процентов от первоначальной цены товара составляет новая цена, если:
а). Товар подорожал на 40%;
б). Товар подешевел на 20%;

700. Центр куба это точка пересечения его диагоналей. Назовите вершины симметричные относительно центра.

800.Заполнить таблицу:
а ! 11 ! -12 !10 !
в ! 8 ! 3 ! -10 !
а.в ! ! ! !

900. Какие из перечисленных ниже случайных событий достоверные, возможные: а). Черепаха научится говорить ; б). Вода в чайнике, стоящем на плите, закипит ; в). День рождения одного из ваших знакомых -- 30 февраля ;

1000. а). -0,7 - 2,8= ; б). -0,5 - 6,4= ; в) 4,1 - 7,4=

1100. Запишите в виде буквенного выражения произведение пяти последовательных чисел, начиная с числа n.

1200. Постройте правильный шестиугольник со стороной 4 см. Рядом постройте правильный треугольник.

Номера 1300 в учебнике нет.
Добавил 27.10.2014 фиолетовым цветом, остальное сохранил.
Лилия Хладец ( Пользователь )
А к чему это?
Николай Мимеев ( Пользователь )
Бытует мнение,что современные школьники перегружены непосильными программами. В это свято верят не только журналисты и родители, но и многие учителя. В мои руки попала ксерокопия сборника задач для 5 класса за 1950 год. Я не стал с микроскопом выбирать задачи потруднее. Просто брал задачи с круглыми номерами. Теперь каждый имеет возможность сравнить требования современной программы по математике с требованиями программы времён покорителей космоса.
Сравним две задачи на проценты:
1).Лампочка стоит 20 рублей. Какое наибольшее число таких лампочек можно купить на 700 рублей после повышения цены на 10%.
(Взято из ЕГЭ) 11кл.
2).Свежий гриб содержит 90% воды,сушёный 12%. Сколько получится сушёных грибов из 10 кг свежих? (5кл.1950г.)
Легче решить 100 первых задач, чем одну вторую.
Лилия Хладец ( Пользователь )
Цитата (Николай Потом, 27.12.2011, 13:41) <{POST_SNAPBACK}>
Бытует мнение,что современные школьники перегружены непосильными программами. В это свято верят не только журналисты и родители, но и многие учителя. В мои руки попала ксерокопия сборника задач для 5 класса за 1950 год. Я не стал с микроскопом выбирать задачи потруднее. Просто брал задачи с круглыми номерами. Теперь каждый имеет возможность сравнить требования современной программы по математике с требованиями программы времён покорителей космоса.
Сравним две задачи на проценты:
1).Лампочка стоит 20 рублей. Какое наибольшее число таких лампочек можно купить на 700 рублей после повышения цены на 10%.
(Взято из ЕГЭ) 11кл.
2).Свежий гриб содержит 90% воды,сушёный 12%. Сколько получится сушёных грибов из 10 кг свежих? (5кл.1950г.)
Легче решить 100 первых задач, чем одну вторую.


А. Понятно. Но речь, наверное, идёт не только об одних задачах по математике, когда говорится о перегруженности школьников.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Во многих других предметах ситуация похожая.

Но усложнение легко достигнуто путём разрушения межпредметной согласованности.
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (Николай Потом, 27.12.2011, 14:41) <{POST_SNAPBACK}>
Бытует мнение,что современные школьники перегружены непосильными программами. В это свято верят не только журналисты и родители, но и многие учителя.

А еще есть такое мнение, что при немотивированном обучении (школьное обучение носит именно такой характер), очень маленький материал можно проходить годами. Перегрузка не в количестве материала, а в неимоверном количестве времени, уходящем на школьную отсидку. Если бы сидели в три раза меньше, или бы вообще не сидели, -- результат был бы не хуже.

Цитата
В мои руки попала ксерокопия сборника задач для 5 класса за 1950 год. Я не стал с микроскопом выбирать задачи потруднее. Просто брал задачи с круглыми номерами. Теперь каждый имеет возможность сравнить требования современной программы по математике с требованиями программы времён покорителей космоса.
Сравним две задачи на проценты:
1).Лампочка стоит 20 рублей. Какое наибольшее число таких лампочек можно купить на 700 рублей после повышения цены на 10%.
(Взято из ЕГЭ) 11кл.
2).Свежий гриб содержит 90% воды,сушёный 12%. Сколько получится сушёных грибов из 10 кг свежих? (5кл.1950г.)
Легче решить 100 первых задач, чем одну вторую.

А почему Вы сравниваете самую тривиальную задачку ЕГЭ, первая часть которого просто подстава, с данной задачкой о грибах? Почему Вы не сравнииваете её, к примеру, с C6?
Чтобы корректно сравнивать, надо сравнить экзаменационные билеты с экзаменационными билетами. К примеру, нынешний ГИА с выпускным экзаменом за курс восьмилетней школы образца 1950 года?
Я, например, сравнил когда-то содержание билетов вступительного экзамена на один из факультетов МГУ http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...st&p=153880
Николай Мимеев ( Пользователь )
Цитата (Лилия Хладец, 27.12.2011, 15:52) <{POST_SNAPBACK}>
А. Понятно. Но речь, наверное, идёт не только об одних задачах по математике, когда говорится о перегруженности школьников.


Пока о главном аспекте. Математика - локомотив, способный вытянуть паровоз из многих предметов. Слабое знание математики не позволяет ученикам успешно изучать физику, химию, информатику, географию, биологию.... Отсюда мнимая перегрузка.

Цитата (Иван Черепанов, 27.12.2011, 16:23) <{POST_SNAPBACK}>
Во многих других предметах ситуация похожая.

Но усложнение легко достигнуто путём разрушения межпредметной согласованности.


Это очень важно. Добавлю :ПОЛНОГО разрушения.

Павлу Широкову отвечу без цитат, поскольку три варианта ответа уже уничтожено неполадками.
1. Хуже просто некуда.

2. Сравниваем пятый класс с одиннадцатым. Этого мало? Впрочем подобные задачи смело можно включать в часть С, но только внезапно. Менее 5% современных выпускников с ними сладят:
"На базу привезли 1 тонну свежих фруктов. Содержание воды в них составляло 99%. Через месяц хранения анализы показали,что содержание воды снизилось до 98%. Какую массу имеют фрукты теперь?"
Лет 10 назад предлагалась на областной олимпиаде для 10 кл.по физике?! Задачу решил 1 ученик.
Касаемо экзамена в МГУ.
Решить 5 из 7 кратно легче, чем 3 из 4-х.
В МГУ хватает абитуриентов, вышедших из профильных физматклассов. Я говорю о массовой школе.

Цитата (Павел Широков, 27.12.2011, 20:11) <{POST_SNAPBACK}>
А еще есть такое мнение, что при немотивированном обучении (школьное обучение носит именно такой характер), очень маленький материал можно проходить годами.

Немотивированное обучение имеет место быть у непрофессионала.
Профессионал знает: "Там, где кончается скорость, начинается падение."

Цитата (Павел Широков, 27.12.2011, 20:11) <{POST_SNAPBACK}>
Перегрузка не в количестве материала, а в неимоверном количестве времени, уходящем на школьную отсидку.


"Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли"
В. А. Сухомлинский.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Николай Потом, 27.12.2011, 14:41) <{POST_SNAPBACK}>
Теперь каждый имеет возможность сравнить требования современной программы по математике с требованиями программы времён покорителей космоса.


То, что программа по математике советской школы 60 лет назад была сожнее современной, верно. Но, тем не менее, мне представляется, что выводы, которые Вы делаете на основании этого примера, не вполне корректны.
А хорошо ли учили в 1950г иностранному языку? Сомневаюсь. А информатике? Ответ очевиден. Да, в стране, которая делала атомную бомбу, ракеты, и т.д., имелась большая потребность в математиках. Это было связано с тем, что вычислительных машин не хватало и огромный объём вычислений производился вручную. Т.е. был гос. заказ на хорошее владение математическими навыками.
Но из этого не следует, что ту школьную программу надо брать за образец. Другое время, другие потребности, совсем другое общество.
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 31.12.2011, 08:56) <{POST_SNAPBACK}>
Но из этого не следует, что ту школьную программу надо брать за образец. Другое время, другие потребности, совсем другое общество.

Не соглашусь!
Математика - это не только прикладная наука и не только фундамент для многих других предметов. Математика - это еще и эффективная "гимнастика ума", она учит думать (тут уместна аналогия с еще более абстрактными шахматами). В этом смысле математика - важнейший из школьных предметов (заметьте, это пишет человек, в шкурных интересах которого было бы считать главным предметом историю).
А что касается Вашей привязки уровня высокого математики 1950-го года к ракетам и атомной бомбе, то тут все ровно наоборот.
В 1850-м году школьники учили математику по тем же учебникам Киселева, по которым учились их деды в 1900-м году. А раз ТОЧНО те же учебники, значит и уровень преподавания был примерно тем же. Так что высокий уровень математической подготовки школьников - это не заслуга режима Сталина, это было заложено еще во времена Витте.
И танк Т-34, а потом спутник и водородная бомба стали возможны в полуголодной, нерационально управляемой стране именно благодаря тому, что в ней жили хорошо образованные люди, умеющие решать сложные задачи (не только математические).
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Харитонов А.Л., 31.12.2011, 10:20) <{POST_SNAPBACK}>
Так что высокий уровень математической подготовки - это не заслуга режима Сталина, это было заложено еще во времена Витте.


Я не спорю с этим. Просто хотел сказать, что государственный заказ на математичскую образованность в тот период был высо, поэтому математику так крепко и учили. А, скажем, заказа на массовое владение иностранными языками не было, поэтому люди их и не знали. А сейчас знают.
Цитата
И танк Т-34, а потом спутник и водородная бомба стали возможны в нищей нерационально управляемой стране именно благодаря тому, что в ней жили хорошо образованные люди.


Опять же: в принципе я согласен с этим. Единственная поправка: танк Т-34нельзя ставить на одну доску по технологической сложности со спутником и водородной бомбой. Как человек, увлекающийся историей военной техники, могу отвественно заявить, что это была очень простая, во многом даже примитивная машина. Гавное его достоинство заключалось в тех огромных количествах, в которых он выпускался на отечественных заводах.
А в важности математики меня убеждать долго не надо, т.к. первое образование у меня - инженерное.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+