Личный кабинет

Как правильно задавать вопрос?

Возникло из тем о сетевой коммуникации
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Начну с предыстории.
В моей гостинице живет пара пенсионеров.
Муж привёз жену на лечение в медицинский центр "РАМБАМ".
Я им помогаю решать разные вопросы, связанные с израильской бюрократией.
Всякий раз, когда он ко мне подходит, он произносит фразу:
"Дмитрий, разрешите задать глупый вопрос".
Мне уже удалось его убедить, что если его беспокоит какой-то вопрос, на который он не может найти ответа, то этот вопрос никак не может быть глупым.
Он это понимает но до сих пор стесняется спрашивать.
Как же, ведь он же профессор!
Он должен отвечать!
А приходится спрашивать.

Прошу прощения за паузу (клиенты отвлекают вопросами ;) )
Итак, - как правильно задать вопрос?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала ответить на следующие вопросы... (здесь и в дальнейшем - ПМСМ - по моему скромному мнению).
1. Что Вы хотите услышать в ответ на свой вопрос?
2. Чего Вы хотите добиться, задавая вопрос?
3. Действительно ли Вам интересно то, о чём Вы спрашиваете?
4. Пытались ли Вы сами ответить на вопрос, который задаёте?

Думаю, программисты-алгоритмизаторы уже увидели, что началось ветвление сети, которое может продолжаться до бесконечности (с точки зрения ограниченности временного промежутка пребывания конкретного человека на Земле в нынешнем воплощении).

Предлагаю обсудить разные варианты ситуаций, в которых приходится задавать вопросы или хочется задавать вопросы.
Расскажите, - как вы это делаете и с какими трудностями сталкиваетесь.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Пока я упорно вижу навязчивую рекламу собственной гостиницы Д. Шишкалова, остальное - шум...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 04.12.2011, 10:00) <{POST_SNAPBACK}>
Пока я упорно вижу навязчивую рекламу собственной гостиницы Д. Шишкалова, остальное - шум...

кто ж Вам виноват?
В теме о "Содержании обрзоваия" постоянно возникают сложности коммуниации,связанные именно с неумением задавать вопросы.
И не только в ней.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Хочется задавать вопросы, когда в беседе употребляют слова, которых я не понимаю, не знаю, не слышал, а понять, о чём идёт речь, хочется. Предпочитаю именно услышать ответ, а не найти его (или и то, и другое), потому что для меня очень важно всегда преломление темы в личности интересного мне собеседника. Без конца задавая вопросы, я добился резко негативного ко мне отношения некоторых очень уважаемых участников Педсовета, но от привычки своей отказываться не собираюсь.
Кроме того, всегда задаю вопрос "почему". Почему? - потому что объяснения не удовлетворяют. Нет уменя привычки принимать "общепринятое" как данность, как погоду. За эту привычку спасибо Нине Дмитриевне Ярыгиной, моей учительнице истории, которая всегда учила этот вопрос задавать, и сама задавала.
Вопросы - признак интереса к жизни.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 04.12.2011, 12:08) <{POST_SNAPBACK}>
Вопросы - признак интереса к жизни.

Спасибо за ответ.
Я тоже предпочитаю задать вопрос о том, - что же собеседник понимает под тем или иным словом, поскольку угадывание может привести к взаимонепониманию.
Лариса Архипова ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 03.12.2011, 12:03) <{POST_SNAPBACK}>
...как правильно задать вопрос?


Какие правила Вы имеете ввиду? Чьи это правила?

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 03.12.2011, 12:03) <{POST_SNAPBACK}>
Предлагаю обсудить разные варианты ситуаций, в которых приходится задавать вопросы или хочется задавать вопросы.


Я задаю вопросы школьнику, нравится ли ему в школе, что нравится больше всего и т.д. Рассказываю незнакомую ему сказку, прерываю рассказ... Ни один из 60 первоклассников не спрашивает, что было дальше. Как побудить собеседника задавать встречные вопросы? Можно ли школьника научить задавать вопросы или "поезд ушёл"?
Лично у меня проблема, как не задавать вопрос, если хочется.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
А у меня не проблема. Я задаю.

А про сказку... Её просили, эту сказку?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Лариса Давидовна Архипова, 04.12.2011, 18:46) <{POST_SNAPBACK}>
Какие правила Вы имеете ввиду? Чьи это правила?

Я задаю вопросы школьнику, нравится ли ему в школе, что нравится больше всего и т.д. Рассказываю незнакомую ему сказку, прерываю рассказ... Ни один из 60 первоклассников не спрашивает, что было дальше. Как побудить собеседника задавать встречные вопросы? Можно ли школьника научить задавать вопросы или "поезд ушёл"?
Лично у меня проблема, как не задавать вопрос, если хочется.

Можно.
Но для этого он должен ощутить искреннесть вашего интереса, быть уверенным, что Вы знаете (умеете) нечто такое, чего он не умеет, но очень хотел бы уметь и знать и что Вы не станете его одёргивать, как его родители: "Не лезь со своими дурацкими вопросами".

А про сказку мой тёзка правильно сказал.
Не интересна им эта сказка, - вот и не требуют продолжения.
Имейте ввиду, при современном телевидении Вам будет очень тяжело чем-то удивить первоклассников.
Но не невозможно.
Обычно хорошо помогают какие-нибудь поделки из бумаги, картона, ткани - эдакий кукольный театр, где дети сами актёры.
Если Вам удастся организовать изготовление сцены (ширмы из подручного материала), кукол и т.д. и т.п. - вот здесь вопросы посыпятся сами. Не успеете отвечать.
А традиционные, предписанные стандартом занятия с первоклассниками, вызывают у них только скуку.
Виктория Базеева ( Пользователь )
Итак, - как правильно задать вопрос?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала ответить на следующие вопросы... (здесь и в дальнейшем - ПМСМ - по моему скромному мнению).
1. Что Вы хотите услышать в ответ на свой вопрос?
2. Чего Вы хотите добиться, задавая вопрос?
3. Действительно ли Вам интересно то, о чём Вы спрашиваете?
4. Пытались ли Вы сами ответить на вопрос, который задаёте?


Я думаю, что здесь допустима некая классификация (упомянутое ветвление) в зависимости от ситуации и цели вопроса (пункт1): информативно-справочная ("как пройти к почтамту?"); личностно-ориентированная-справочная ("что вы хотите заказать на ужин?" и т.п.); провакационно-агрессивная ("закурить не найдется, папаша?" в темном переулке, здесь собственно ответ и не нужен, аналогично любой риторически-лозунговый вопрос ("доколе терпеть будем?"); коммуникативная ("мы с вами раньше встречались?") с разными оттенками ("хочешь знать, что я о тебе думаю?"); познавательно-проблемная.
В педагогическом контексте актуальна последняя ситуация и здесь более всего важна мотивация собеседника к ответу. (интересно ли ему то, о чем спрашивают). Если мотивации нет, как в приведенном случае с первоклассниками, то возникает новое ветвление - способы побуждения к мотивации, одним из них может быть новый вопрос, более близкий к интересам собеседника, от которого потом выстроить цепочку вопросов, приводящих к первому.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 03.12.2011, 12:03) <{POST_SNAPBACK}>
Предлагаю обсудить разные варианты ситуаций, в которых приходится задавать вопросы или хочется задавать вопросы.
Расскажите, - как вы это делаете и с какими трудностями сталкиваетесь.


Мне кажется, что можно начинать разбираться, стартуя от типологии вопросов...

- риторические вопросы - "Волга впадает в Каспий?"
- вопросы на уточнение - "А что такое "волга"? Не могли бы вы уточнить,что такое "впадать"? (тут в ход идут все двадцать вопросительных слов русского языка)
- вопросы на понимание - "Правильно я понимаю, что речь идет об устье реки?" - "Да!" или "Нет" Разговор окончен...
- вопросы на проблематизацию - "А чем это Волга нам в рамках нашего разговора может быть интересна?"
- вопросы на провокацию (встречные вопросы на рефлексивное оборачивание) - "Ну,отвечу я на ваш вопрос про Каспий, -и что потом мы с этим делать будем?"


Вот еще одно условие "правильности" вопрошания - удержание РАМОК и ПОЗИЦИЙ.

Цитата (PYM, 06.12.2011, 12:10) <{POST_SNAPBACK}>
Единственно, что мне осталось непонятным - зачем мне или моим детям нужен бинардик?
ВИР, постарайтесь именно на этот вопрос ответить столь же просто и ясно. Тогда я смогу активно содействовать и социальному приятию, и распространению.
Тут очень важен ответ конкретный, а не теоретически-описательный. Только так можно продвинуть распространение.


Спасибо, Павел Юрьевич!Вы видели, чтобы когда-нибудь ВИР на какой-то вопрос однозначно ответил::=)))? Давайте мне сюда Ваших детишек (Соню и Леву,например),и я их спрошу, чем они интересуются, и тогда я впишу свой ответ в их контекст. РАМКУ и ПОЗИЦИЮ держать надо! ПОЗИЦИЯ в бинардике - это то за какую ты клавишу держишься и куда готов ее передвинуть. А РАМКА - границы "окошечка", которое у тебя ПРИ ЭТОМ возникает (открывается) .

Ответил я на вопрос, зачем Вам самому лично нужен бинардик? :-))) Чтобы научиться РАМКУ и ПОЗИЦИЮ держать, когда вопросы задаете:=)))

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+