Личный кабинет

Болонский процесс

Сергей Галаган ( Пользователь )
Есть такой процесс, а я в нем почти ничего не понимаю blush.gif .
Как отразится на моем сыне десятикласнике?На школе, на стране, на Европе, на мире...
"
ХАРТИЯ Европейских Университетов

Великая Хартия Европейских Университетов
(Болонья, 18 сентября 1988 г.)

Преамбула

Ректоры европейских университетов, собравшись в Болонье по случаю 9-го столетия старейшего университета, за четыре года до окончательного упразднения границ внутри европейского сообщества и в перспективе расширенного сотрудничества между всеми европейскими народами, считая, что народы и государства должны сейчас, более чем когда-либо, осознавать роль, которую университеты призваны сыграть в обществе, которое изменяется и интернационализируется, считают, принимая эту Хартию:
1. что будущее человечества в момент завершения этого тысячелетия зависит в значительной мере от культурного, научного и технического развития, которое формируется в центрах культуры, знаний и исследований, которые стали подлинными университетами;
2. что задача распространения знаний, которую университет должен выполнить по отношению к новым поколениям, требует сегодня, чтобы она распространялась на все общество в целом, чье культурное, социальное и экономическое будущее требует, в частности, значительных усилий и затрат на непрерывное образование;
3. что университет должен обеспечить будущим поколениям такое образование и такую подготовку, которые позволят им внести свой вклад в соблюдение великого равновесия окружающей среды и самой жизни.
Они провозглашают перед государствами и совестью народов фундаментальные принципы, которые должны поддерживать в настоящем и будущем призвание университета.
Фундаментальные принципы
1. Университет, будучи в сердце различно организованных обществ в силу разнообразных географических условий и различий исторического развития, является автономным учреждением, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование. Чтобы адекватно реагировать на нужды современного мира, он должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследований и образования.
2. В университетах педагогическая деятельность неотделима от исследовательской деятельности для того, чтобы образование было бы в состоянии следовать за эволюцией потребностей, таких как требования общества и научных знаний.
3. Свобода исследований, образования и подготовки, будучи фундаментальным принципом жизни университетов, должна быть гарантирована как государственными властями, так и университетами, каждым в своей области компетенции. Отвергая нетерпимость и поддерживая открытый непрерывный диалог, университет является привилегированным местом встречи между преподавателями, обладающими возможностями передачи знаний и средствами их развития через исследования и нововведения, и студентами, имеющими право, волю и способность обогащения знаниями.
4. Хранитель традиции европейского гуманизма, но с постоянной заботой о достижении глобального знания, университет для выполнения своих задач отвергает всякие географические и политические границы и утверждает настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия культур.

Средства

Реализация этих задач, в рамках сходных принципов, требует эффективных средств и, следовательно, адаптированных к современному положению.
1. Чтобы защитить свободу исследований и образования, членам университетского сообщества в целом должны быть предоставлены соответствующие средства и благоприятные возможности.
2. Подбор преподавателей также, как и регламентация их статуса, должны основываться на принципе единства исследовательской и педагогической деятельности.
3. Каждый университет должен гарантировать своим студентам, соблюдая специфику ситуаций, защиту свобод и условия, необходимы для использования достижений в области науки и образования, так как овладение этими достижениями является их главной целью.
4. Университеты и, в частности, европейские университеты, рассматривают взаимный обмен информацией и документацией, как и умножение совместных научных проектов, фундаментальные средства непрерывного прогресса знаний.
Поэтому, как и в ранний период своей истории, они поддерживают мобильность преподавателей и студентов и считают, что общая политика эквивалентности в области статусов, степеней, экзаменов (при сохранении национальных дипломов) и назначения стипендий, составляет основной инструмент, гарантирующий осуществление их современных задач.

Нижеподписавшиеся ректоры от имени своих университетов, обязуются сделать все для того, чтобы каждое государство и соответствующие национальные организации могли бы постоянно руководствоваться положениями этой Хартии, выражающей единогласную автономную волю университетов.


Подписи 250 ректоров университетов различных стран мира, присутствовавших на праздновании 900-летия Университета Болонъи."
Игорь Сухин ( Пользователь )
Это большая тема. Сложная. Вот одна из самых ценных заметок по теме:

"О. Долженко. СОРБОНСКАЯ И БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИИ (Информация к размышлению…)
Автор: Е.В.Шевченко (195.19.19.---)
Дата: 03-07-2002 15:21
О. Долженко
СОРБОНСКАЯ И БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИИ
(Информация к размышлению…)
19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.
Среди подписавших - представители Австрии, Франции, Бельгии, Болгарии, Чешской Республики, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов; Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словацкой Республики, Словении, Испании, Швеции, Швейцарской Конфедерации, Великобритании.
Основное содержание принятой Декларации сводится к следующему. Европейский процесс, благодаря исключительным достижениям последних лет, приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы (наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами) определяют и новые возможности для развития: в Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.
Сегодня Европа Знаний - важнейший фактор социального развития, который может обеспечить всем ее гражданам необходимый уровень компетентности для ответа вызовам нового тысячелетия; помочь осознать общность ценностей и принадлежность к единому социальному и культурному пространству. Роль образования и сотрудничества в этой сфере повсеместно признана в качестве первостепенной.
К настоящему времени часть европейских вузов, следуя фундаментальным принципам, сформулированным Magna Charta Universitatum, принятой в Болонье в 1988 г., уже приступила к построению общеевропейского пространства высшего образования.
Но поскольку жизнеспособность и эффективность любой цивилизации можно оценивать в том числе и по тому, насколько привлекательна ее культура для других, поставлена задача обеспечить такой уровень привлекательности, который бы соответствовал исключительным культурным и научным традициям континента.
Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства за короткое время (крайний срок - конец первого десятилетия третьего тысячелетия) обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене. В числе продекларированного следующее:
1. Создание системы четких и сопоставимых степеней (в частности, за счет введения приложений к дипломам), с тем чтобы содействовать не только росту занятости европейских граждан, но и международной конкурентоспособности европейского высшего образования в целом.
2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр (дипломированный специалист). При этом предполагается, что доступ ко второму циклу потребует успешного завершения первого (продолжительностью не менее трех лет). С точки зрения квалификационной, степени, присуждаемые после первого цикла, должны отвечать требованиям европейского рынка труда. Второй цикл завершается получением магистерской и/или докторской степени.
3. Введение системы кредитов (по типу европейской системы кредитных трансферов), рассматриваемых в качестве средства поддержки крупномасштабной мобильности студентов. Учащиеся должны иметь возможность приобретать такие кредиты, в том числе и вне высших учебных заведений (включая непрерывное образование) при условии признания соответствующими университетами организаций, которые их выдают.
4. Устранение препятствий на пути эффективной мобильности. Особое внимание при этом необходимо уделить тому, чтобы студенты располагали всеми возможностями для обучения и подготовки, имели доступ ко всем соответствующим услугам; преподаватели, научные работники и административный персонал могли участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении без ущерба для своих прав, а европейское сотрудничество получило развитие в таких направлениях, как разработка критериев и методов оценки работы, создание программ и кооперация учебных заведений, разработка схем мобильности и интегрированных программ обучения, подготовки и исследований.
Безусловно, фундамент для постановки вышеперечисленных целей был заложен Сорбонской декларацией, которую 25 мая 1998 г. на юбилее Парижского университета подписали министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. В «Совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшего образования» министры этих четырех ведущих стран ЕС, заявили, что «[Европа] вступает в период крупных перемен в образовании и условиях труда, диверсификации курсов профессиональных карьер, когда образование и подготовка на протяжении всей жизни становятся явной необходимостью».
Появление Декларации вызвало чувство изумления не только в академическом сообществе, но и в Европейской комиссии, а также у министров образования других государств - членов ЕС. Представлялось почти невероятным, чтобы страны, настолько традиционно различающиеся, пошли по пути гармонизации своих систем образования.
Положительная реакция на Сорбонскую декларацию позволила перейти к более широкой постановке вопроса. По приглашению итальянского министра образования состоялась встреча в Болонье. Основой же дискуссии участников стали Сорбонская декларация и исследование, проведенное Ассоциацией европейских университетов и CRE «Тренды в европейских учебных структурах», выводы которого свидетельствуют о наличии заметных расхождений в структурах европейских программ и степеней. В отличие от Сорбонской декларации, где идет речь о гармонизации, в упомянутом исследовании трендов и самой Болонской декларации данное понятие (вызвавшее, кстати, негативную реакцию) не используется. Здесь речь уже идет о «действиях, которые могут способствовать необходимой конвергенции и большей прозрачности квалификационных структур в Европе».
Какими же будут последствия этих двух деклараций? Прежде всего, они подкрепят введение бакалавриата и магистратуры в Германии, Австрии и Дании. Во-вторых, стимулируют аналогичного рода процессы в таких странах, как Нидерланды (и подобных им), где некоторые университеты уже начали вводить степени бакалавра и магистра при поддержке министров образования. Но самое главное - мощный импульс получит процесс создания открытого образовательного пространства в Европе. Декларации, по сути, «работают» на реформы высшего образования во всей Европе. Хотя, безусловно, предстоит еще пройти долгий путь, в частности, той же Германии, Франции, Италии и Великобритании, то есть как раз той четверке, которая и инициировала Сорбонскую декларацию. Следующая встреча, посвященная ходу реализации Болонской декларации, состоится в 2001 г. в Праге…"


О.Долженко (Вестник Высшей школы Flma mater №6)

Это на российском портале открытого образования. Точную ссылку не помню.

P.S. Елена помогла - http://conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=22&i=7&t=1
Игорь Сухин ( Пользователь )
Вот ещё - conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=22&i=7&t=1 (к сожалению, интернет-ссылка сейчас не работает), цитирую:

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ: РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ
Марик К. Ван дер Венде
В июне 1999 г. министры образования почти тридцати европейских стран подписали Болонскую декларацию. Ее цель – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять удобочитаемую в плане и сравнимости систему образовательных степеней, организовать систему кредитования, а также устранить все оставшиеся препятствия в передвижении. В данной статье обсуждаются потенциальные возможности Декларации как с точки зрения показателей сравнимости, так и конкурентоспособности европейского высшего образования. Особое внимание будет уделено возможной роли многочисленных заинтересованных сторон в обеспечении гарантий качества и систем аккредитации.

ВВЕДЕНИЕ

Вновь избранный президент Европейской Комиссии Романо Проди продемонстрировал стремление вернуть Европе главенствующую роль в качестве объекта для зарубежных исследований, которая была отдана Соединенным Штатам Америки (Проди, 1999 г.). Его точка зрения заключается в том, что так же как привлекателен в мире исключительно разнообразный культурный ландшафт Европы, так и многообразие высшего образования должно стать привлекательным для получения образования. Он подчеркнул, что Европе следует укреплять свою конкурентную позицию, не столько копируя американские модели и политику, сколько развивая богатое разнообразие своих систем высшего образования.

Эти же цели обозначены в документах так называемой Болонской декларации (хотя последняя принята до того, как г-н Проди стал президентом). Данная Декларация гласит: “Мы должны с особым вниманием контролировать повышения конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлекательностью ее культурных ценностей, т.е. степенью влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций” (с.2).

Предлагаемый здесь подход, тем не менее, обладает меньшей степенью романтизма, чем идеи Романи Проди, и является более прагматичным, поскольку предлагает облегчить доступность (т.е. стереть различия).

Предлагаемая система представляет собой не что иное, как англо-саксонскую систему получения степени выпускника факультета с базовым циклом обучения и систему получения второго (дополнительного) образования.

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Болонская декларация констатирует, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть предприняты следующие шаги:

принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке;
принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях. Первый, который признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего уровня квалификации, должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;
создание системы зачетных единиц, т.е. развитие Европейской системы зачетных единиц, а также системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов;
устранение препятствий в:
доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию.
время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно-исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию;
развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;
введение такого важного понятия как, “европейское пространство высшего образования”, в том числе относительно содержания курса обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и проведения научных исследований.
Мероприятия по достижению указанных целей запланированы на короткий срок и в любом случае должны закончиться не позднее первой декады третьего тысячелетия, учитывая многообразие культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии. Для этой цели будут использованы все доступные пути организации сотрудничества на межправительственном уровне (когда это приемлемо именно в качестве вспомогательного средства).

Болонская декларация получила свое название по месту проведения конференции “Зона европейского высшего образования”. Она разработана в развитие идей Сорбоннской декларации, которая была принята в мае 1998 г. по случаю 800-летия Парижского университета. Указанная декларация, направленная на гармонизацию системы европейского высшего образования, была подписана министрами образования Франции, Германии, Италии и Соединенного Королевства, которые призывали страны из Европейского союза и другие европейские страны присоединиться к их инициативе.



ГАРМОНИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ

Как бы ни считали большинство людей из различных регионов мира, роль Европейского союза в сфере высшего образования и в образовании в целом сильно ограничена. Ограничения относятся к так называемому принципу вспомогательного средства, подразумевающему, что в тех областях, на которые не распространяется исключительная компетентность Сообщества (например, образование), его политика будет касаться только тех сфер, где разработка политического курса в рамках государства является неэффективной (статья 3 Маастрихтского договора). В случае с образованием результатом может являться то обстоятельство, что деятельность Сообщества будет способствовать повышению качества образования путем поощрения сотрудничества среди стран – членов Сообщества и путем поддержки и, если это необходимо, выражения благодарности за их содействие. Если это произойдет, то произойдет в полном соответствии с принципами уважения суверенитета стран – членов и с учетом содержания и структуры их образовательных систем, а также разнообразия культур и языков (статья 126 Маастрихтского договора).

Эти ограничения, а также реакция политического характера стран – членов относительно предложений Комиссии по таким вопросам, как содержание образовательных программ, качество и структура образования, вызвали ситуацию, при которой идея гармонизации этой системы стала темой, которую старались избегать при проведении европейских дебатов по вопросам высшего образования. Поэтому предложение по гармонизации систем могло бы быть поставлено на повестку дня только на уровне правительств стран. Когда такое предложение поступило, оно явилось для всех полной неожиданностью.

В Сорбоннской декларации идея гармонизации связывалась с построением системы европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней, а не с содержанием или структурой учебных планов. И хотя само слово “гармонизация”, не появилось в материалах Болонской декларации (упомянуто лишь слово “конвергенция/сближение”), все еще не затихают дискуссии по данному вопросу и нет единства в понимании данной концепции. Неправильное толкование этого термина можно объяснить тем, что Болонская декларация включает до некоторой степени неясный параграф “Европейское измерение зоны высшего образования, в частности со ссылкой на содержание учебных программ...”. Более того, в исходных документах, подготовленных для встреч в Болонье, предлагалось внести такие изменения в систему получения образовательных степеней, которые требовали бы введения новых учебных программ с твердо установленным образовательным уровнем и с формальной аккредитацией (“Знак европейского качества”) (Хаг, 1999 г.). Ясно, что скептики идеи “европеизации” были подняты по тревоге такой фразой, хотя страх навязывания сверху европейского содержания и стандартов образования не обоснован с точки зрения политических реалий высшего образования. Процессом можно управлять только снизу.

Сотрудничество между учреждениями системы образования и действия правительства в рамках своих стран будут иметь решающее значение, поскольку страны являются отдельными независимыми государствами – членами Европейского союза, подписавшими декларацию, которую также подписало большинство европейских стран. В связи с этим они не делегировали какие-либо новые или особые полномочия Европейской Комиссии на конкретное определение зоны европейского высшего образования. Таким образом, руководящим принципом остается принцип “вспомогательного средства”.

Значение личностей на национальном уровне и в сфере образования в данном процессе подтверждается тем фактом, что введение новой структуры предоставления степени бакалавра/магистра имело место в нескольких странах Европы (например, в Германии, Финляндии и Дании) еще до подписания Сорбоннской и Болонской деклараций. Более того, вопрос расширения доступа к европейскому высшему образованию уже стоял на повестке дня на государственном уровне ряда стран совсем по другим причинам. Например, из-за желания привлечь большее число иностранных студентов (не из Европы), снизить показатели отчисления студентов и расходы по оказанию помощи, предлагая сокращенные образовательные программы.

Желание учебных заведений принять такие реформы является еще одним основополагающим фактором. Наиболее значимый результат достигнут в тех странах, где учебные заведения сами заботились о том, чтобы изменения повышали их статус (например, высшие учебные заведения Германии) или давали возможность достичь большего успеха в привлечении студентов по сравнению с учебными заведениями, оппозиционными реформами, например в Дании (Бевервик и де Маат, 1999 г.).

СБЛИЖЕНИЕ СТРУКТУР В СИСТЕМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция сближения также требует некоторого дополнительного исследования. Начальные исследования, проведенные в процессе подготовки Болонской встречи, включали обзор существующих систем высшего образования. Эти исследования показали, что в настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной-единственной насчитывается стране до сотни разных академических квалификаций. В этой связи было подчеркнуто, что “потенциальные образовательные структуры, предусматривающие присвоение определенной квалификации, не могут быть менее сложными, чем наиболее сложные структуры в национальных системах, включенные в них” (Хаг, с. 2).

Более того, было обнаружено, что в отношении программ трехгодичного курса обучения студентов в Европе сближения в действительности не наблюдалось. Сроки обучения по программам бакалавриата колеблются от трех до четырех лет. В то же время весьма близки по продолжительности обучения (около пяти лет) магистерские программы; стандартные программы продолжительностью в восемь лет, предусматривающие получение докторской степени, отсутствуют. Заключение гласило, что жесткая модель реформ была бы нежелательной или вряд ли выполнимой для Европы, но, тем не менее, возможны общие рекомендации по данному вопросу:

уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на базе системы зачетных единиц (ECTS);
магистерская степень – около пяти лет на базе системы зачетных единиц (ECTS);
уровень, предусматривающий получение докторской степени – приблизительно от семи до восьми лет.
Предлагаемая многоуровневая структура образования аналогична структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где новые учебные программы, предусматривающие получение степени бакалавра (магистра), были введены наряду с существующими программами. Подобные новации введены и в таких странах, как Италия, Франция, Финляндия, Дания и Нидерланды. Однако необходимо помнить, что во многих из этих стран все еще существуют огромные различия между официальной и реальной продолжительностью обучения (многие студенты обучаются семь лет, чтобы пройти четырех- или пятилетнюю программу). Кроме этого, рассматриваемая модель не учитывает большого количества студентов, обучающихся в других учреждениях системы высшего образования (например, для получения дополнительного образования на разнообразных краткосрочных курсах продолжительностью от одного до двух лет).

ГАРМОНИЗАЦИЯ И РАЗНООБРАЗИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наличие, а в некоторых случаях введение (например, в Австрии) бинарной системы, а также введение в некоторых странах магистратуры и бакалавриата в дополнение к уже существующим системам означает рост числа разнообразных ступеней высшего образования. Но и другие факторы также способствуют введению многообразных учебных программ в учреждениях высшего образования. Развиваются дополнительное образование (образование для взрослых), различные курсы переподготовки, т.е. обучение в течение всей жизни. Потребность в более гибком подходе приводит к проявлению многообразия профессий. Этот процесс, по-видимому, войдет в противоречие с усилиями по гармонизации. Следовательно, большой проблемой представляется одновременное обеспечение разнообразных образовательных потребностей внутри системы сочетаемости на наднациональном уровне. Такие усилия приведут к сложностям с системой зачетных единиц и с системой аккумулирования средств, получаемых от реализации программ, начиная с трехлетнего обучения и до послевузовского уровня, которые реализуются не в каждой стране. Проблема сочетаемости демонстрирует важность сотрудничества на национальном и европейском уровнях.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Важно осознать, что основной целью новой системы получения той или иной академической степени является содействие в трудоустройстве европейских граждан. Существующий в настоящее время в странах – членах Европейского союза 10-процентный показатель безработицы, а также низкий уровень мобильности рынка труда инициирует принятие таких усилий, ибо существующая ситуация снижает конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики.

Одним из основных препятствий на пути мобильности является многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран – членов Европейского союза, или вообще из стран союза, редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций. Существующие конвенции по признанию академических степеней, а также структура национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности (NARIC и ЕNIC) являются неэффективными в плане обеспечения связи между интеллектуальным потенциалом и возможностью трудоустройства. Поэтому следующая основная задача Болонской инициативы – выход за рамки задач академического признания в направлении оценки компетентности (знаний) как реальной возможности устроиться на работу до того, как инструкция станет ключевым моментом в развитии конкурентоспособной Европы (Барблан, 1999). Эта деятельность потребует активного участия партнеров по рынку рабочей силы, работодателей и профессиональных организаций, а также их будущих сотрудников – студентов. Только такое широкое вовлечение специалистов не из сферы образования сможет принести успех данной инициативе.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ДОСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Второй целью новой системы получения академических степеней является повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Данная задача продиктована двумя обстоятельствами: 1) Европа утратила первую в мире позицию в качестве места для получения образования иностранцами; 2) европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит от нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные университеты и другие организации.

Упрощенная процедура доступа к образованию укрепила бы позиции Европы на мировом рынке высшего образования. Однако пока еще не ясно, до какой степени это действительно является предметом беспокойства для Европы. Европейская Комиссия до настоящего времени не проявляла устойчивого интереса к проблеме исследований, касающихся соотношения числа студентов, убывающих из стран Европейского Союза и прибывающих на обучение. Соответствующая статистика отсутствует. В центре внимания до сих пор оставались в основном вопросы мобильности студентов, стремящихся обучаться в Европе.

Активность в данном вопросе также будет сильно зависеть от заинтересованности и инициатив отдельных европейских государств. Некоторые из них уже продемонстрировали большую заинтересованность в привлечении студентов не из Европы, например Соединенное Королевство, Нидерланды, Германия и Франция. Другие страны, к сожалению, все еще сталкиваются с недостатком мест для своих собственных студентов. Эти страны (например, Греция) являются “экспортерами” студентов.

Другой важный аспект относится к возможности той или иной страны привлекать иностранных студентов, и в этом плане важен язык, на котором осуществляется преподавание. Страны, упомянутые выше, или имеют язык лингва-франка в качестве родного, или хотели бы использовать такой язык для отдельных курсов. Следовательно, успех Болонской инициативы в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования в деле привлечения большего количества студентов не из Европы будет самым непосредственным образом зависеть от конвергенции национальных образовательных программ и инициатив, а также от способности учреждений системы высшего образования реагировать на указанную конвергенцию.

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА И АККРЕДИТАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Болонская декларация включает фразу “содействие выработке критериев и методологии для оценки качества образования”. В недавнем прошлом Европейская Комиссия намеревалась инициировать сотрудничество в этой области, как это имело место в ряде стран Европейского союза. В некоторых из них системы оценки качества еще не были (полностью) разработаны, в то время как в других странах усовершенствованные системы уже использовались. В то же время деятельность государства до настоящего времени еще не стала достаточно успешной в данном деле. Наряду с культурными и системными различиями национальные правительства рассматривают оценку качества образования как основную сферу своей ответственности.

Введение более конвергентной системы получения академических степеней, однако, немедленно привело бы к необходимости иметь согласованные критерии оценки качества и, согласно мнению многих экспертов, к установлению минимума стандартов или требований для предусматриваемых образовательных уровней. Поэтому можно ожидать, что Болонская инициатива введет вопросы аккредитации в центр дискуссий о высшем образовании в Европе.

На данный момент инициативы, идущие “снизу”, подталкивают развитие этого вопроса. Введение в Германии программ, предусматривающих получение степени бакалавра/магистра, инициировало учреждение аккредитационного совета. Подобные предложения в настоящее время разрабатываются и в Нидерландах. Правительство этой страны рассматривает в этой связи возможные аспекты сотрудничества с Германией и Соединенным Королевством. Другие инициативы “снизу” приходят от европейских профессиональных организаций и от сети учреждений европейского высшего образования. В дополнение в Европу прокладывает свой путь международная аккредитация (например, аккредитация ABET). Поэтому можно сделать заключение: многочисленные аккредитации станут более распространенным явлением в Европе.

Таким образом, в вопросах аккредитации студенты и работодатели будут играть важную роль. Поэтому важно упомянуть, что первая европейская конференция по обсуждению влияния Болонской декларации на процесс аккредитации учреждений высшего образования в Европе была организована Национальным союзом студентов Европы (ESIB) при спонсорской поддержке одной из ведущих консультационных компаний мира. В обращении участники конференции указали на важность сотрудничества между правительствами, учреждениями системы высшего образования, работодателями и студентами.

БИБЛИОГРАФИЯ

Barblan, A. The Sorbonne Declaration – Follow-Up and Implications: A Personal View. Geneva: Association of European Universities/CRE, 1999.

Beverwijk, J., and van der Maat, L. "Introducing the Undergraduate-Graduate Structure: Reforming, Adding, and Renaming", Paper presented at the 21st EAIR Conference, Lund, August 1999 (unpublished).

Haug, G., "Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe", Background paper commissioned by the European Commission DG XXII for the Bologna Meeting of 18-19 June 1999 (unpublished).

Prodi, R. "Idea dell' Europa". Rome: Il Mulino, 1999.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 23.01.2006, 00:25) <{POST_SNAPBACK}>
Вот ещё, веб-источник тоже не помню, но думаю легко найти в Интернете:

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ: РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ
Марик К. Ван дер Венде

Игорь Георгиевич!
Источники:

http://conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=22&i=7&t=1
http://conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=22&i=8&t=1

И еще:
http://www.rcenter.spb.ru/bolonsk/index.shtml
http://www.recep.ru/ru/redirect.php?redirect=12922
http://bologna.spbu.ru/documents/s1bpspb.doc
http://new.hse.ru/sites/projects/bolon/default.aspx

Елена
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Зачесова @ 23.01.2006, 12:10) <{POST_SNAPBACK}>

Ага! Я давно этим занимался, источники не сохранил (обычно, для меня это не характерно - я как Плюшкин). Перво-наперво, здесь следует учесть, под Болонским процессом понимают обычно именно декларацию от 1999 года, а не 1988 года.
Оксана Родионова ( Пользователь )
Добавлю статью сотрудника аппарата Центрального комитета Профсоюза работников образования и науки РФ. Было опубликовано в нашем приложении "Мой профсоюз".
Roman Gataullin ( Пользователь )
(ksenia @ 23.01.2006, 23:22) <{POST_SNAPBACK}>
Добавлю статью сотрудника аппарата Центрального комитета Профсоюза работников образования и науки РФ. Было опубликовано в нашем приложении "Мой профсоюз".

Ксенья. спасибо, интересное заявление европейского профсоюза:
.... Нас глубоко беспокоит «Болонья» в связи с широком обсуждением глобализации и коммерциализации высшего образования в рамках всемирного рыночного хозяйства. Опыт не европейских стран подтверждает наши опасения, что подобный процесс может разрушить ценность высшего образования и академических исследований, ....

Профсоюзы есть профсоюзы! У меня один знакомый работает в Мореале, в Университете. У них три профсоюза, сначала два дружат против третьего, потом рокируются и снова дружат против. Руководство такая ситуация устраивает, есть время заниматься делом.

Насчет Болоньи, то вопрос уже решен. И глобализация и комммерциализация будет, обязательно будет. Не помню, вроде как писал уже об этом. Экономически развитые страны ближе всех подошли к глобальной реформе образования. Система бесплатных базовых образований на западе еще обсуждается, как только экономическая мораль одержит верх над социальной, сразу бесплатное уйдет в историю. Экономика заработает еще эффпективней если собираемые у населения деньги (налоги) на образование будут оставаться у родителей, потребность в образовании остается неизменной, потребеление образовательных услуг возрастет, естественно предложения на рынке не заставят себя ждать. Еще чуть чуть и общшественное сознание на западе будет готово принять новую концепцию, такие международные фирумы и институты как Болонья "промоют мозги" обывателю, уж будьте уверены, дайте время. Главная задача, - сломать "бесплатную" школу.
Думаете это бред? Ощибаетесь, в кулуарах финансовых консорциумов и экономитческих институтов обсуждаются подобные проекты, прогнозируют общественную позицию через 5, через 10, через 15 лет, - поверьте на подготовку общественного мнения хватит и средств и терпения. Конечно же мнение учительства и профсоюзов учитывается, однако оно не определяющее. И еще, по большому счету государство при таком исходе ничего не теряет, наоборот освобождает себя от постоянной головной боли, концентриуется на контроле за внешними границами, внутренней/внешней безопасности и внешней политике, ну еще пару направлений.
У стран экономически слабых, с остро выраженным социальным менталитетом (распределения благ в обществе) нет другого выбора как идти по пути бесплатного образования, которое по сути всегда было платным, просто схема финансирования иная, - цыентрализованный сбор налогов - централизованное распределение - централизованное финансирование услуг но уже представляемого как "бесплатное" и государственное...Уходя из кошелька родителя-налогоплательщика и возвращаясь опять к нему в форме "справедливо и централизованно распределенного образовательного блага", финансы, проходят сложный путь и ... "теряют в весе", тут вам и нецелевое использованиеЯ, коррупция, и многое другое на чем чержится бюрократия и содержатся чиновники.

Исходя из здравого смысла (у здорового бизнеса здоровый смысл), и следуя принципу "копеечка к копеечке" мне не кажется бредовой такая перспектива развития событий.

С уважением,
Роман
Игорь Сухин ( Пользователь )
Самое капитальное издание по теме: "Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: От Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса" (М.: Готика, 2004, 384 с.) Я недавно купил в Ушинке за 210 рублей.
Игорь Сухин ( Пользователь )
"Как сообщает корреспондент ЗАКС.Ру, сегодня на брифинге в рамках саммита G8 министр образования России Андрей Фурсенко заявил, что к 2010 году Россия должна полностью войти в Болонский процесс. Он подчеркнул: уникальный опыт российского образования при этом не будет утерян, хотя "есть определенные риски". "Советской системы образования уже нет и никогда не будет. Надо адекватно оценивать изменения и четко формулировать, что именно мы хотим сохранить. А говорить, что сейчас плохо, а было хорошо, - неконструктивно", - заявил министр. Андрей Фурсенко также рассказал, что намечается тенденция к интеграции образования в рамках ШОС, и министры образования стран-членов ШОС уже подписали соответствующий меморандум. В частности, планируется признание дипломов ВУЗов на территории государств-членов ШОС. Кроме того, министр заявил о том, что между Россией и Евросоюзом будет вводиться облегченный визовый режим для студентов" - http://www.cityspb.ru/business/55569.html
Семенов Вадим ( Пользователь )
Вообще, непонятно, зачем нам унификация с западными стандартами? У них образование ведь деградирует. Посмотрите кто сейчас работает на Западе в науке и высоких технологиях. В основном, мигранты. Главным образом китайцы, индусы, ну и остальных по немногу. Местных белых кадров почти нет.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+