Личный кабинет

Деньги вслед за учениками

Андрей Лукутин ( Пользователь )
С 1 января в столице изменена система финансирования средних школ. Процедура, носящая название «нормативное (подушевое) финансирование», вслед за другими регионами отныне «проходит прививку» и в Москве. На деле это значит, что школы будут получать деньги из расчета: чем больше учеников, тем полноводнее поток направляемых сюда бюджетных денег.

Однако, как сообщают «Финансовые известия», нормативы, вводимые в Москве, в отличие от других областей России имеют компромиссный характер - они включают зарплату учителей и налоги с нее, покупку учебников, наглядных пособий и канцелярских товаров, хозяйственные и транспортные расходы. Деньги на капитальный и текущий ремонты, коммунальные услуги и питание детей школы будут получать, как раньше, по отдельной статье. «Стоимость» школьника при этом будет зависеть от статуса школы (все они поделены на 18 типов): если в обычной общеобразовательной за одного ребенка казна отныне платит 26 172 рубля, то в гимназии - 49 933 рублей.


Мы в Москве подсчитали сколько ГОУ "без уклонов" необходимо денег на ученика, чтобы дотянуть до майской зарплаты и выплатить отпуск учителям. Получилось не менее 650...
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Свежая ссылка по теме:
http://lenta.ru/articles/2006/01/12/school/ - норматино-подушевое финансирование в Москве
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ Jan 13 2006, 03:26 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Свежая ссылка по теме:
http://lenta.ru/articles/2006/01/12/school/ - норматино-подушевое финансирование в Москве

А вот еще... Сегодняшний МК.

Класс не для вас
Элитным ученикам придется потесниться

В столичных школах — паника: в них намечается резкое уплотнение. Причем пострадают даже самые престижные из них — языковые, гимназии и лицеи. Вместо 25 человек в классах будет 30. Впрочем, в рядовых альма-матер наполняемость возрастет еще больше — до 35 детей.

С 1 января все столичные школы перешли на новую форму финансирования — нормативно-подушевую. Деньги теперь выдаются в зависимости от количества детских голов и типа учебного заведения. Как сообщили корреспонденту “МК” в Департаменте образования города, учебные заведения разделены на 18 разрядов. И норма финансирования у них разная: на одного гимназиста в 2006 году выделят 49 933 казенных рубля, на лицеиста — 49 799, а на обычного школяра — всего 26 187 целковых. Раньше давали по-другому — в зависимости от штатного расписания. Расчет был простой: количество классов умножали на часы по каждому предмету и делили на 18 (педагогическая нагрузка). Естественно, учителям было выгодно, чтобы и классов, и уроков было как можно больше. А теперь директорам станет прибыльнее сокращать ставки. Согласитесь: приятнее делить пирог на 10 кусков, а не на 30. Зато, как ожидают, решится проблема дефицита учительских кадров…
С другой стороны, школа может получить дополнительные средства за счет уплотнения классов. Раньше в элитных учебных заведениях был конкурс на зачисление (неофициальный, конечно), а теперь ситуация иная — есть резон набирать учеников побольше...
Хотя скорее всего директора не пойдут на уплотнение классов — удар по элитности и престижу. Они добудут средства другим, привычным способом: предложат родителям в очередной раз раскошелиться. С учетом нынешних реалий цена “спонсорских” пожертвований может возрасти в 1,5—2 раза…
Таким образом, пропасть между богатыми и бедными школами еще больше увеличится. В первых останутся лишь те дети, чьи родители смогут проспонсировать “штучное” обучение в малокомплектных классах. Во всех остальных ребят станут уплотнять по максимуму. Как говорится, в тесноте, да не в обиде…

КОММЕНТАРИЙ
Директор гимназии №1576 САО Инна Маевская: “Гимназии и лицеи не могут резко увеличить набор учеников, чтобы компенсировать потерю денег. По существующим нормам максимальное количество детей в них — 450 человек. В обычных школах — 630. Поэтому в невыгодное положение попали те учебные заведения, где идет углубленное изучение предметов и проводятся исследовательские работы. Авторским и инновационным школам тоже, по-видимому, придется пересматривать свои программы… В нашей гимназии, к примеру, ряд дисциплин (русский и иностранные языки, математика) преподается не по классам, а по группам. Это обусловлено спецификой профильного обучения. Поэтому требуется гораздо больше учителей, чем в обычной школе. Раньше мы могли рассчитывать на дополнительные ставки, теперь придется рассчитывать только на свои силы. Скорее всего сократим экспериментальную работу и научные проекты школьников.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
"Независимая газета": Станет ли новая система финансирования московских школ прозрачной и справедливой



С 1 января 2006 в школах Москвы поменяли систему финансирования. Многие родители встревожены, что их детям придется учиться в переполненных классах. Так ли это? И станет ли всем нам хуже от перемен? Мы беседуем с заместителем директора Института развития образования ГУ – Высшей школы экономики Ириной Абанкиной.

– Ирина Всеволодовна, Москва перешла на подушевое финансирование. Деньги теперь «следуют» в школу за учеником. И появились опасения, что новая схема разрушит хорошие школы. Так ли это?

– Это не совсем так. Попробуем разобраться вместе. Сама идея по финансированию школ в расчете на одного учащегося заложена еще в Законе об образовании 1992 года. Москва одной из самых последних переходит на подушевое финансирование. Идея же новшества проста: финансировать не здания, а реальную учебную деятельность, учебный процесс, реальные услуги, да еще и с пониманием того, какое качество идет за этими услугами. Надо навести порядок и справедливость в распределении бюджетных средств. Да, в Москве сильное образование. И в Москве сильная дифференциация школ. Много элитных, авторских и других школ, где серьезно развито дополнительное образование. Спешу успокоить, что многие из них не пострадают. По крайней мере нормативы по коррекционным школам (там, где это обосновано) предполагают коэффициенты, увеличивающуюся стоимость, которая компенсируют удорожание бюджетных услуг в зависимости от наполняемости класса.

– Значит, выиграют переполненные классы в окраинных школах?

– Да, они выиграют, потому что сегодня они недофинансированы. Но не надо волноваться за авторские школы. В Москве есть своя программа развития образования. За счет этих программных денег и авторские школы получат дополнительное финансирование на свои авторские методики. Да, многие директора школ развернули свои дополнительные программы и теперь боятся, что их деятельность свернут. Но дополнительное образование финансируется отдельной строкой. Здесь тоже нечего опасаться. В части основных образовательных программ – с новой системой будет достигнута большая прозрачность в использовании средств. Кроме того, это поможет в деле стандартизирования услуг школе. Опасения за хорошие школы не обоснованы, если еще и исходить из стоимости услуг на одного учащегося в Москве. Она выше, чем в каком-либо любом другом регионе. В Москве самые высокие проценты внебюджетных средств, которые есть в школе. Московские школы научились работать со средствами спонсоров и родителей. Если принципы финансирования зависят от наполняемости классов и класс-комплектов, то Москва может сама вводить эти нормативы. Федеральных нормативов нет. Как нет нормативов, определяющих долю педагогов в школе или количество учеников на одного учителя. Москва все сможет это решить сама.

– Вы говорили о большой дифференциации школ. Но ведь она едва ли достигается за счет бюджета?

– Когда учебное заведение финансируется по смете, то есть и объективные характеристики этой дифференциации (разные площади у учебных заведений), и это как раз понятно. Но то, что в иные школы стягиваются деньги на посторонние программы, – это факт. Кто-то из бюджета проплачивает конюшни при школе, а кому-то на необходимое не хватает. Не секрет, что при защите бюджета смет школ работает в том числе и субъективный фактор. Каждый грамотный директор умеет защищать свою смету и ее увеличивать. Дифференциация заметна именно в бюджетных деньгах школ. Не секрет, что в некоторых школах по 10–13 замдиректоров.

– Новая мера будет способствовать сокращению их числа?

– Когда деньги из бюджета школа получит «одной строкой», ее администрация и ее попечительский или управляющий совет уже сами будут думать, на что их потратить и как. Конечно, хорошо бы школе при этом иметь трехлетний план своего развития.

– Как скоро ликвидируются очереди в элитные школы?

– Не так легко распространяется качество. Быстро это не произойдет. Да и зачем ликвидировать такие очереди? Всегда есть лидеры, которые работают по инновационным технологиям, и те, кто идет вслед за ними.

– Насколько будет уменьшено финансирование специализированной английской школе?

– Углубленное изучение иностранного языка такой школе компенсируется коэффициентами, деление на подгруппы тоже. А вот изучение второго языка, например, в базисный учебный план не входит и компенсироваться не будет.

– Да... большая нагрузка ложится на родителей.

– Необязательно, что речь здесь может идти только о софинансировании. А может, школе надо будет задуматься и начать отбраковывать те программы, которые не пользуются спросом. Сегодня в Москве есть районы, где в силу демографической ситуации появились полупустые школы. Надо собрать детей в одной школе, а другие перепрофилировать под нужды района. Сегодня снят мораторий на перепрофилирование учебных заведений. А с введением профильной школы у нас обязательно должны быть ресурсные центры, в которых можно было бы эти программы реализовывать. У нас сложилась сегодня такая ситуация, когда вузы сами говорят: «Давайте мы будем готовить детей для дальнейшего обучения у нас. Нам даже платить за это не надо. Отдайте нам только время ваших детей, чтобы мы не тратили потом время на их переподготовку». Школы этому сопротивляются и притягивают преподавателей из вузов к себе, чтобы те включились в не оправдывающую себя сегодня классно-урочную систему.

– Когда школа привлекает преподавателя, она берет потом за это деньги.

– Это не всегда так. Часть преподавателей вуза читает лекции, входящие в основные образовательные программы, и это для ребят бесплатно. Вуз идет на это, чтобы поздней получить себе хороших студентов.
Сергей Галаган ( Пользователь )
"... результата, на который рассчитывали чиновники, переход пока не дал - зарплата самих учителей растет косвенно."


http://www.rg.ru/2006/05/05/prezident-shkola.html
Светлана Попова ( Пользователь )
А вот и методика подушевого финансирования. Она опубликована в "Вестях образования" на сайте Эврики. http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/996.html
Заинтересованные лица приглашаю к обсуждению
Владимир Тюрин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 16.01.2006, 15:15) <{POST_SNAPBACK}>
(Алексей Бутузов @ Jan 13 2006, 03:26 PM) <{POST_SNAPBACK}>

Свежая ссылка по теме:
http://lenta.ru/articles/2006/01/12/school/ - норматино-подушевое финансирование в Москве
А вот еще... Сегодняшний МК.
Класс не для вас
Элитным ученикам придется потесниться

...

Голос из глубинки.
Сегодня нам объявили по Туапсинскуму району Краснодарский край подушевое финансирование окло 15,5 тысяч в год с дефицитом бюджетных средств школе 33 тыс. руб в месяц по школе кого и как сокращать в школе нет параллелей
Владимир Тюрин ( Пользователь )
Не смотря на все уверения чиновников от подушевого финансирования пострадают сельские школы, так как учеников там брать неоткуда. А маленькие школы закрывать проблематично
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Владимир Тюрин @ 12.01.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>
Не смотря на все уверения чиновников от подушевого финансирования пострадают сельские школы, так как учеников там брать неоткуда. А маленькие школы закрывать проблематично
Да и в городах младшие школьники далеко от дома не уйдут. Вот старшекласники -- другое дело. Они могут и на другой конец города ездить, если решат, что им нужна некая конкретная школа. Может, следовало бы подушевое финансирование именно со старшекласников в городах вводить? А потом уж посмотреть, в какой степени ее следует распространять на всех остальных.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 12.01.2007, 19:41) <{POST_SNAPBACK}>
(Владимир Тюрин @ 12.01.2007, 20:16) <{POST_SNAPBACK}>

Не смотря на все уверения чиновников от подушевого финансирования пострадают сельские школы, так как учеников там брать неоткуда. А маленькие школы закрывать проблематично
Да и в городах младшие школьники далеко от дома не уйдут. Вот старшекласники -- другое дело. Они могут и на другой конец города ездить, если решат, что им нужна некая конкретная школа. Может, следовало бы подушевое финансирование именно со старшекласников в городах вводить? А потомуж посмотреть, в какой степени ее следует распространять на всех остальных.

Много лет наблюдаю ездящих далеко(учителей и учеников), и сам ездил, не благо это, ни для чего!
Разве что от безисходности ситуации в местных паланово чахнущих школах...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+