Личный кабинет

«Укреплять здоровье ослабленных и частоболеющих детей».

Ирина Прокофьева ( Пользователь )
Консультация для родителей












Тема: «Укреплять здоровье ослабленных

и частоболеющих детей».























Подготовил педагог дополнительного образования

высшей категории Прокофьева И. П.










Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей имеет различные отклонения в состоянии здоровья, отстает в физическом развитии. Здоровье определяется комплексом факто-ров, характеризующих морфофункциональное развитие, физический статус ребенка, уровень адаптации к окружающей среде, сопротивляемость организма вредным факторам, дееспособность.

На основе данных обследования каждого ребенка относят условно к одной из пяти групп здоровья с учетом перечисленных критериев.

В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрастных группах достигает 50 - 80 %. Результаты исследований показали, что у большинства детей наблюдается сочетание различных отклонений в состоянии здоровья, что затрудняет выбор, как средств специального лечения, так и средств закаливания и физической культуры.

Работа по физическому воспитанию ослабленных детей строится с учетом особенностей состояния их здоровья, наличия или отсутствия у них отставания в физическом и двигательном развитии от возрастных нормативов, их физиологических возможностей.

Дети в силу своих относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение малоподвижным играм, связанным с однообраз-ной позой, не умеют организовать без помощи взрослого свою деятельность, проявляют нежелание участвовать в коллективных играх. С другой стороны, врачи, педагоги, родители ограничивают и без того небольшие потребности ослабленных детей в движении, создавая тем самым порочный круг, препятс-твующий дальнейшему их развитию.

По данным, среди детей, отнесенных ко второй группе здоровья, более 50% имели сниженную двигательную активность, а примерно 25-30% -отста-вали в развитии движений, особенно таких, которые связаны с проявлением скоростно-силовых качеств, координацией движений. Это свидетельствует о том, что дети, имеющие даже незначительную патологию со стороны отдель-ных органов и систем, которая носит функциональный обратимый характер, особенно нуждаются в полноценном физическом воспитании.

Организация их двигательной деятельности должна предусматривать возможность каждого ребенка и быть адекватной его физическому статусу. Поэтому очень важно, чтобы все виды физических упражнений в самосто-ятельной или организованной деятельности в первую очередь на устранение имеющихся у детей отставаний в конкретных видах движений или в развитии физических качеств и в дальнейшем способствовали бы повышению тренированности и выносливости организма к нагрузкам.

Организуя занятия физической культурой, желательно в первую очередь широко использовать общеразвивающие упражнения, активизиру-ющие разные группы мышц и улучшающие кровоснабжения внутренних органов. Особая роль принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения - дозированные ходьба и бег. Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: руки на поясе - способствует созданию благоприятных условий для вентиля-ции легких; положение или движения рук на уровне головы и выше - содействует активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается использованием упражнений для развития мышц плечевого пояса: поднима-ние рук вверх, вперед, отведение их назад, вращение руками с разной ампли-тудой, как в плавном темпе, так и рывками из разных исходных положений. Упражнения для мышц туловища, живота, нижних конечностей также разви-вают и укрепляют дыхательную мускулатуру: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами из разных исходных положений; разнообразные движения туловища - наклоны в стороны, вперед, прогибания назад, вращения и т.п. Укрепления мышц верхних конечностей, туловища, живота, ног можно усилить путем использования специального оборудования и различных предметов (гимнастическая стенка, гимнастические палки и др.). Серьезное внимание следует уделять показаниям и противопоказаниям в отношении использования тех или иных физических упражнений. Так при наличии у ребенка плоскостопия ему противопоказаны спортивная ходьба, ходьба на пятках, на внутренней стороне стопы, босиком по мягкой основе. Полезна ходьба «по-медвежьи». Детям, имеющим «О» - образные ноги, противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведения коленных суставов. На занятиях с часто болеющими детьми можно применять разные по назначению тренажеры. Один из них - беговая дорожка - массажер, приспособленная по размерам к росту дошкольников. Она позво-ляет детям побегать, походить, что способствует раздражению рефлексо-генных зон подошвы, предупреждая тем самым обострение болезней верхних дыхательных путей. Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию лучше проводить в игровой деятельности, а так же с использо-ванием тренажеров. Детям, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, ограничивают нагрузку в подвижных играх, длительность бега, прыжки; для этих детей особенно вредны упражнения со статическим напряжением мышц. Большое внимание нужно уделять индивидуальной работе с детьми на прогулке. Следует отдавать предпочтение подвижным играм с небольшими группами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разделов разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом. В этих целях можно использовать такие игры как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети перышко». В работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата целесообразно использовать тренирующие выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки упражнения, создающие «мышечный корсет», и упражнения, укрепляющие связочно-мышечный аппа-рат голени и стоп. Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, особенно рекомендуется в утренней гимнастике. Выполнение основных рекомендаций по организации двигательной деятельности частоболеющих детей, безусловно, будет способствовать укреплению их здоровья.

Татьяна Ляшкова ( Пользователь )
Уважаемая Ирина! Мне очень понравилась Ваша заметка! Родители часто оберегают детей со слабым здоровьем, ограждают от физических нагрузок, даже минимальных. Это не приводит ни к чему хорошему. Ребёнок должен быть вовлечён в игры, труд, именно это поможет в дальнейшем ему стать полноценным членом общества.
Елена Глинская ( Пользователь )
Для родителей!
В здоровом теле – здоровый дух!
Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки! Давайте вспомним с вами те годы, когда Вы были еще совсем маленькими детьми. Вспомните, как вы проводили выходные дни с родителями, бабушками и дедушками? Практически, каждые выходные дни, вся семья выезжала загород на свежий воздух в любое время годы. У многих в гараже до сих пор лежат старые деревянные лыжи, санки, мячи. Самыми популярными и массовыми видами спорта были лыжи, волейбол, бег. Но годы шли, дети выросли, пошли работать. Активный семейный отдых стал уходить на второй план, потому что на первое место вышло зарабатывание денег. В результате дети, а особенно подростки, потеряли взаимопонимание со своими родителями. А ведь только в совместном времяпровождении досуга можно лучше узнать своего ребенка, его интересы, друзей. Узнать проблемы и помочь их решить. Это разобщенность в семье и стала в последнее время приводить к тому, что количество подростков, употребляющих табак, алкоголь и наркотики, стало увеличиваться.
Но сейчас наше государство стало понимать, чтобы нация была здоровой, надо помочь семье. Пропаганда здорового образа жизни стала главной темой за последние 3-5 лет. С каждым годом такие соревнования, как «Кросс нации», «Лыжня России», «День бегуна» собирают сотни тысяч человек. У нас в Санкт-Петербурге строятся мини-стадионы около образовательных школ, пристраиваются бассейны, открываются спортивные комплексы. Все это способствует активному развитию не только детского спорта, но и привлекает все большее количество людей заниматься массовыми видами спорта, которые не требуют больших финансовых затрат.
Популярность бега сегодня становится такой, как это было в 80-х – 90-х годах прошлого века. Бег заставляет вставать из кровати с утра пораньше. Весной, как только сходит снег, на улицах появляются люди в спортивной одежде. Бегают в парках, скверах, вокруг собственного дома, - поодиночке и с друзьями, с плеером и секундомером за поясом. А как приятно видеть, когда бегут папа с мамой, а рядом с ними, старается не отстать от них, их карапуз.
Бег – это отличная аэробная тренировка, которая увеличивает порог выносливости, положительно влияет на сердечно-сосудистую систему и помогает сжигать лишний жир, а также повышает общую энергетику организма. Все клетки лучше обеспечиваются питательными веществами, укрепляется иммунная система и улучшается тонус кожи. Укрепление мускулатуры ног и улучшение обмена веществ. Самое главное, что надо сразу учиться правильно бегать. Держите корпус прямо, не наклоняйтесь вперед, не прогибайтесь в пояснице, голову не запрокидывайте назад, но и не вешайте. Свободно размахивайте руками в такт бегу. Ширину шага выбирайте сами так, чтобы она была вам удобна и не требовала напряжения. Если вы бежите слишком быстро, организм вам вскоре даст знать об этом болями в боку. Коленные суставы должны при этом работать оптимально, стопы смотреть вперед. Если у вас большой лишний вес, возможно, некоторое время вам придется заниматься спортивной ходьбой в быстром темпе. В отличие от бега такая ходьба щадит суставы, сухожилия и связки, хотя также работает и на вашу физическую форму, вот только медленнее. Для ходьбы лучше выбирать прямые отрезки дороги. Начинать нужно с 20-30 минут трижды в неделю. Спустя 2-3 недели вы можете попробовать чередовать минуту бега и минуту ходьбы, постепенно увеличивая нагрузку в пользу бега.
А что лучше может быть зимой, чем катание на лыжах! Мороз и солнце, день чудесный – вставайте всей семьей на лыжи! Начинать приучать детей к занятиям беговыми лыжами, в принципе, можно с того времени, когда ребенок твердо стоит на ногах (примерно с 2-3-х лет). Занятия лыжами укрепляют мышечный корсет ребенка, развивают координацию движений и выносливость, умение держать равновесие. На развитие психики и характера ребенка лыжи так же оказывают благотворное влияние - развивают мышление и умение принимать самостоятельные решения, учат упорству в достижении поставленной цели, а также развивают уверенность в себе.
Родителям надо всегда помнить, что во время лыжных прогулок вместе с детьми, не стоит гоняться за скоростью или техникой. Лучше предпочесть спокойные лыжные прогулки на низком пульсе. Так же не стоит вкладывать большие средства в инвентарь и смазку – все равно вы вряд ли оцените разницу. Кроме того, если вам за 40 лет, а Вы раньше не стояли на лыжах и вот, решили начать вести здоровый образ жизни – не стоит поднимать пульс до 160-180 ударов в минуту. Это чревато нехорошими последствиями для организма. Лыжный бег – это циклический аэробный вид спорта. Так как занятия проходят на открытом воздухе, а условия окружающей среды постоянно меняются – это заставляет организм совершенствовать механизм адаптации к внешним условиям. Укрепляется дыхательная система, сердечно-сосудистая система, повышается устойчивость против различных вирусных инфекций, заболеваний верхних дыхательных путей. Движения на лыжах полезны еще и потому, что их основу составляют скользящие лыжные шаги с мягкими, эластичными, затяжными действиями. Это весьма полезно для укрепления костно-суставного аппарата юных лыжников, а в преклонном возрасте позволяет избежать хрупкости костей, сохранить подвижность всей опорно-двигательной системы.
Работая учителем физической культуры в школе, я веду разные виды спортивных игр, но, по моему мнению, волейбол - это самый интересный, массовый и захватывающий вид спортивной игры. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующиеся на беге, прыжках, метаниях.
В волейбол можно играть и зимой и летом, в закрытых помещениях и на свежем воздухе. Сейчас в районах пляжей строят песочные площадки. Посмотрите, какие баталии разворачиваются на них! Играют профессионалы и любители, молодые и ветераны. Играют, чтобы получить заряд бодрости. Это один из видов спорта, который благоприятно воздействует на организм человека, так как в процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции, благодаря этому игра представляет собой средство укрепления здоровья человека и развития его физических качеств. Игра в волейбол способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью. Кстати, у людей занимающихся волейболом происходят изменения в скелете, развиты силы мышц верхних конечностей, увеличена величина силы разгибателей голени. У людей, занимающихся волейболом, параметры физической подготовленности лучше по сравнению с учащимися ведущих малоподвижный образ жизни. А соответственно работоспособность, выносливость организма намного выше, чем у не тренированных учащихся.

Дорогие родители! Любите своих детей, занимайтесь вместе с ними спортом. Ходите на лыжах, бегайте, играйте в волейбол. Здоровый малыш, крепкая семья – вот счастье каждого из нас!

ГАЛИНА БУРИНА ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Спасибо за поднятую вами проблему. Около 30 лет я работаю в школе и считаю проблему укрепления здоровья этой группы ребят очень актуальной. Сегодня, как никогда, много учащихся часто болеющих и с ослабленным здоровьем Самое главное, на мой взгляд, это индивидуальный подход, выстраивание для каждого своего маршрута и программы физического развития. Это непросто. Но это необходимо.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+