Личный кабинет

Практическое духовно-нравственное воспитание и образование

Что такое душа и дух человека и нужно ли их воспитывать?
Владимир Уралов ( Пользователь )

В человеке много тайн.

Одна из них – постоянное стремление человека к добру, правде, справедливости, красоте, чистоте, любви...

Это стремление люди называют нравственным.

Размышляя о себе, своей жизни, человек создал огромное поле знаний, которое назвал наукой.

Естественно предположить, что многочисленные разделы науки тоже имеют в себе нравственные начала.

Воспитание и образование имеют основу в таких разделах науки, как психология, педагогика, антропология, этика, история и другие.

Чем отличается, допустим, нравственная психология от обычной психологии?

Нравственная психология — наука, которая раскрывает душевные стороны человека с позиции его нравственного развития.

Своим содержанием она открывает путь к формированию нравственных оснований в человеке.

Психология, как наука имеет областью своего изучения человека, его внутренние душевные движения, способности, возможности.

При таком понимании и нравственность в человеке должна стать предметом психологического исследования.

Так оно, видимо, и происходит в традиционной психологии, и ученый, называющий себя психологом, вполне может заниматься нравственностью, как предметом.

Когда нравственность становится понятием, с ней можно делать многое: анализировать, синтезировать, расчленять на составляющие, наблюдать ее эволюцию, движение, структуру.

Однако в самом человеке нравственное существует как жизнь, как то, что движет его внутренним поступком, определяет его чувства, характер его мыслей.

И если представить себе, что кто-то пытается с нашим нравственным что-либо делать: исследовать, изменять, поправлять, — от такого вмешательства становится неуютно.

Далее по теме:

Нравственное не может быть только предметом интеллектуального изучения, ибо полностью описать его не возможно.

Нравственное подлежит созерцанию.

Полностью его может исследовать только сам человек, ибо только он может знать в себе то нравственное и то сокровенное, что происходит в глубине души, как истинный поступок, как красота его внутреннего переживания, как опыт обретения в себе нравственного.

Только встретившись с собственным сокровенным, с возможностью внутренней, нравственной красоты, которая потенциально или реально, но непременно существует в каждом, человек может преобразоваться в нравственного.

В этом — принципиальная разница между обычной психологией или психологии нравственности человека и Нравственной Психологией.

В психологии нравственности возможен исследователь, который напишет диссертацию о нравственных качествах и свойствах, возможен докладчик, который будет говорить о высотах нравственного поведения и действия.

При этом и исследователь, и докладчик могут быть людьми глубоко безнравственными.
Если такая ситуация возможна в области изучаемой нравственности, то в Нравственной Психологии это невозможно по сути.

Ибо человек, возрастающий в Нравственной Психологии, непременно встречающийся с собственным нравственным, не может попирать это нравственное в себе.

Непременно соглашаясь с нравственным в себе, в своих действиях, поступках и сердечных расположениях, он будет исходить из нравственного.

Отсюда в Нравственной Психологии происходит постоянное изменение самого человека для обретения нравственной правды в себе.

В психологии нравственности такое изменение вовсе не обязательно.

Там достаточно знания о нравственности, умножение этого знания и возможности передачи, пересказывания этого своего знания другим людям.

При этом становиться самому нравственным не требуется.

Неудивительно, что в психологии нравственности возможно бесчисленное множество преподавателей этики и нравственности, которые в своей реальной жизни вовсе не исполняют того, о чем они говорят.

Далее по теме: В области же Нравственной Психологии обретение нравственной красоты начинается с самого исследователя, с самого говорящего.

И если педагог или воспитатель сам не обретает в себе резервов нравственной красоты, не реализует в своих действиях и в сокровенных движениях души то, о чем говорит сам, подлинно нравственное воспитание подопечных для него невозможно.

Однако для многих подобное неправильное состояние души обычно воспринимается как нормальное.

Вероятнее всего у такого преподавателя ученик будет видеть его душевную неправду.

И рано или поздно он поймет, что все это — одни лишь красивые, но пустые слова.

К сожалению, возможно поэтому сегодня для многих школьников лицемерие становится нормой поведения.

На словах — одно, а на деле — совершенно другое.

В Нравственной Психологии и в Нравственной Педагогике такое рассогласование слова и дела невозможно.

Цели и задачи Нравственной психологии и педагогики в том, чтобы соединить внутреннюю жизнь человека со словом, которое он произносит.

И если он словесно учит детей каким-то нравственным поступкам, соответственно, он должен учить этому и своей реальной жизнью, передавать учащимся свой личный опыт нравственной жизни.

Такой личный опыт нравственного развития приобрести далеко не просто.

Оказывается, требуется специальная внутренняя работа, которую человек должен регулярно исполнять для того, чтобы восстановиться в нравственной красоте, которая когда-то была им потеряна.

В этом смысле мы можем сказать, что область Нравственной Психологии, Нравственной Педагогики, да и всех других Нравственных Наук, является областью нравственно-научной.

Что это значит?

Значит ли это, что область нравственных наук , противоречит обычной науке?

Нет, просто есть некоторое отличие нравственных наук от обычных..., но не в области знаний.

Далее по теме:

Чтобы уяснить это различие нам придется сначала определить суть самого понятия нравственность, а также таких понятий, как дух, духовность.

Также нам придется определить, где же в человеке может находиться нравственное начало и что подразумевается под духовностью.

Порассуждаем о сути понятии нравственность...

Думаю, что слово нравственность происходит от слова нрав.

В древности нрав у каждого человека был свой.

Каждый поступал, как хотел, как ему нравилось.

Потом люди стали замечать, что одни их поступки приносят им радость, а некоторые поступки приносят им огорчения.

Поступки, которые приносили им огорчения не стали нравиться человеку.

Затем люди решили создать правила поведения между собой, и те поступки, которые нравились большинству, назвали нравственными, а те, которые приносили огорчения назвали безнравственными.

Нравственное – это поступки или действия людей, которые приносят большинству людей радость.

Так появилась Нравственность.

-----------------------------------------------------------------------------

Буду признателен за другие рассуждения о появлении слова нравственность.

-----------------------------------------------------------------------------

Далее по теме:
Теперь обратим свое внимание на слово «дух».
Сейчас стало популярным словосочетание «духовно-нравственное».
Рассмотрим суть понятия «дух».
Возьмем самую старейшую книгу мира Библию.
Уже во втором стихе первой главы есть упоминание о Духе:

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.»
Здесь «дух» употребляется в качестве принадлежности Бога.

В главе 2, стихе 7 говорится:

"И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою".

Здесь мы видим, что дух есть некая живительная сила, исходящая от Бога.

Здесь также мы видим первое упоминание о человеке, как о живой душе.

А в первом стихе говориться о создании «неба»: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1).

«Небо» означает высший духовный мир или мир невидимых духов, ангелов.
Ангелы - это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и силой, сотворенные для служению Богу.

Знаю, что не все педагоги доверяют Библии.

Поэтому важно узнать, каким же источникам, разъясняющим нам суть понятия "дух", мы доверяем?
------------------------------------------------------------

Главные знания, которые мы получили из этих текстов, следующие:

1. Человек есть живая душа, имеющая тело и имеющая дух, который проявляется в дыхании.
2. В человеке есть и тело, и душа, и дух или человек состоит из тела, души и духа.
3. Дух есть некоторая энергия, присущая Богу и входящая от Бога в человека.
4. Духи есть сотворенные Богом бестелесные существа, имеющие разум и силу, которые служат Богу.

Эти знания могут быть основанием очень важного для нас вывода:

Развивать, воспитывать и образовывать для полного совершенствования человека необходимо и тело, и душу, и дух.

В дальнейшем мы узнаем, что и душа имеет свой состав, а пока примем на веру следующее:

Душа состоит из разума, воли, чувств, совести, сердечного чувства или интуиции.

И, если тело мы можем совершенствовать физической культурой, гигиеной, диетологией, душу мы образовываем науками, культурой, искусством, то образованием своего духа мы не занимаемся вообще, видимо, по причине нашего незнания о том, что в нас есть дух.

Кстати, наш дух проявляется также в звуках, которые мы произносим, в словах и интонациях.

Если мы общаемся добрыми словами, - в нас находится добрый дух, а если слова наши исполняются криком, бранью, ругательствами, то в нас обнаруживается дух недобрый или дух злобы.





Максим Федорченко ( Пользователь )
Вы подняли очень интересную тему, каббалиста в своих статья и фильмах о воспитании говорят пости о том же. Я думаю, вы бы нашли с ними общий язык.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (Максим Федорченко, 11.06.2011, 17:43) <{POST_SNAPBACK}>
=================================
Вы подняли очень интересную тему...

=================================

Благодарю...

Я тоже считаю, что

НРАВСТВЕННОЕ в человеке должно быть и основанием всех сторон жизни человека...
Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 12.06.2011, 18:55) <{POST_SNAPBACK}>
НРАВСТВЕННОЕ в человеке должно быть и основанием всех сторон жизни человек...

Нравственность требует от человека не только понимания окружающего мира, но и собственных усилий: постоянно соизмерять собственные поступки с их влиянием на окружающих. И это бывает очень нелегко. Что-то делать для себя, не причиняя неудобство или вред другому - это нужно постоянная работа мозга! А вот поступать безнравственно - это же проще паренной репы!!
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (ДТатьянаВикторовна, 12.06.2011, 19:03) <{POST_SNAPBACK}>
========================================================
Нравственность требует от человека не только понимания окружающего мира, но и собственных усилий: постоянно соизмерять собственные поступки с их влиянием на окружающих.

И это бывает очень нелегко.

Что-то делать для себя, не причиняя неудобство или вред другому - это нужно постоянная работа мозга!

А вот поступать безнравственно - это же проще пареной репы!!

==========================================================================

Да, Татьяна!

Благодарю за согласие и поддержку...
Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 12.06.2011, 19:13) <{POST_SNAPBACK}>
==========================================================================

Да, Татьяна!

Благодарю за согласие и поддержку...

Я как учитель постоянно стараюсь объяснить это своим ученикам.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (ДТатьянаВикторовна, 12.06.2011, 19:17) <{POST_SNAPBACK}>
========================================================
Я как учитель постоянно стараюсь объяснить это своим ученикам.
========================================================


Да, и это - только ПЕРВЫЙ ЭТАП нравственного воспитания и образования!

...Желаете ли Вы, как учитель, как человек, как женщина, чтобы Ваши ученики были нравственными людьми?
Татьяна Дубинкина ( Пользователь )
Цитата (Владимир Уралов, 12.06.2011, 19:33) <{POST_SNAPBACK}>
Да, и это - только ПЕРВЫЙ ЭТАП нравственного воспитания и образования!

...Желаете ли Вы, как учитель, как человек, как женщина, чтобы Ваши ученики были нравственными людьми?

Моего желания ох как мало. Но мои принципы не меняются все 10 лет в школе.
Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (ДТатьянаВикторовна, 12.06.2011, 19:56) <{POST_SNAPBACK}>
=======================================================
Моего желания ох как мало...
=======================================================


Да, Вы правы...

Чтобы научить молодого человека нравственности педагогу необходимо самому иметь хотя бы небольшой опыт нравственной жизни!

Педагог не может научить ребенка сшить костюм или водить машину, если сам не умеет этого делать...
Алла Казакова ( Пользователь )
Быть нравственным - это всегда быть честным. Легко быть добреньким, но очень трудно быть добрым. Уметь найти в себе силы сказать близкому человеку правду всегда трудно, даже подбирая соответствующие выражения, чтобы не поранить эмоциональную сферу.По моему опыту интересно организовать учебный процесс намного легче, чем организовать процесс воспитания. Воспитать нравственного человека - значит помочь каждому ребёнку открыть в себе Искру Бога, найти ключик для самораскрытия творческого потенциала.

footer logo © Образ–Центр, 2017. 12+