Личный кабинет

Новый стандарт образования

Андрей Лукутин ( Пользователь )
На общественное обсуждение выносится новый подход к построению стандартов общего образования, разрабатываемый специалистами Российской Академии наук, Российской Академии образования и издательства "Просвещение" в рамках Образовательного клуба издательства "Просвещение".


Контуры новых стандартов
1. Государственные стандарты общего образования следует рассматривать как обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования.

Государственные стандарты общего образования должны определять основные требования к результатам общего образования и требования к условиям получения общего образования.

Стандарты не должны устанавливать состава учебных предметов, содержания образования, организационных, медицинских и финансовых ограничений образовательных программ, не должны регулировать форм и способов получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.

В силу общегосударственного характера стандартов не предполагается разделение стандартов на федеральный и национально-региональный компоненты. Это не означает отрицания национально-ориентированного образования, но лишь исключает его регуляцию посредством государственных образовательных стандартов.

2. Государственные стандарты общего образования должны строиться на основе учета согласованных потребностей и запросов личности, общества и государства.

По отношению к несовершеннолетним или недееспособным обучаемым их интересы выражает семья или уполномоченные лица.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования могут быть интегрированы и выражены в терминах обеспечения личностной, социальной и профессиональной успешности обучаемых.

Личностная успешность - полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов мотивов и способностей;

Социальная успешность - органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества;

Профессиональная успешность - развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ - общественные запросы в области общего образования - интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся:

Безопасный и здоровый образ жизни - следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность - осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения совершать и отстаивать личностный выбор.

Социальная справедливость - освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние - готовность к активной трудовой жизнедеятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственный заказ - государственные запросы в области общего образования - представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государст-венный заказ обеспечивает:

Национальное единство и безопасность - формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Развитие человеческого капитала - подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.

Конкурентоспособность - фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.

3. Требования к результатам общего образования представляют собой интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ. Требования к результатам общего образования следует структурировать по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Выделяются следующие ключевые задачи, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат общего образования:

Личностное развитие (личностная компетенция) - развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.

Социальное развитие (социальная компетенция) - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

Общекультурное развитие (общекультурная компетенция) - освоение основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальное развитие (интеллектуальная компетенция) - развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.

Коммуникативное развитие (коммуникативная компетенция) - формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации.

Требования к результатам общего образования должны быть дополнены следующими нормативными документами:

Федеральный и региональные Базисные учебные планы, фиксирующие рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

Описание фундаментального ядра общего образования, определяющее состав фундаментальных понятий, методов, идей и фактов, которые необходимо должны быть представлены при реализации образовательной программы общего образования.

Федеральные и региональные Базисные учебные программы по предметам, обеспечивающие возможности вариативной реализации содержания образования.

Критерии оценки качества образовательной подготовки, задающие потенциальный и обязательный уровни достижений учащихся образовательной подготовки и поддающиеся операциональной реализации.

Представленный перечень является открытым и может пополняться другими нормативными документами по мере их появления.

4. Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.

Требования к условиям получения общего образования следует структурировать по сферам ресурсного обеспечения общего образо-вания:

Кадровое обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.

Информационное обеспечение.

Требования к условиям получения общего образования должны быть дополнены следующими нормативными документами:

Санитарно-гигиенические нормы и правила, определяющие соответствующие медицинские ограничения параметров образования;

Перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов, необходимых для реализации образовательной программы общего образования.

Примерные перечни учебного оборудования, рекомендуемого и необходимого для обеспечения реализации образовательной программы общего образования;

Критерии оценки условий получения общего образования, служащие основой аттестационных процедур.

5. Весь пакет нормативных и рекомендательных документов - собственно стандарты и примыкающие к ним ведомственные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов - необходимо разрабатывать комплексно и представлять как единое целое. Это следует обеспечить общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки РФ.

http://www.prosv.ru/club/themes/t1.html
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Nov 19 2005, 06:18 PM) <{POST_SNAPBACK}>
bravo.gif

Ох и полюбили у нас в РФ это нехорошее слово "компетенция". Куда ни плюнь, от неё никуда не деться. А ключевым в документе видится вот этот кусок: " Требования к результатам общего образования должны быть дополнены следующими нормативными документами: Федеральный и региональные Базисные учебные планы, фиксирующие рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними. Описание фундаментального ядра общего образования, определяющее состав фундаментальных понятий, методов, идей и фактов, которые необходимо должны быть представлены при реализации образовательной программы общего образования. Федеральные и региональные Базисные учебные программы по предметам, обеспечивающие возможности вариативной реализации содержания образования. Критерии оценки качества образовательной подготовки, задающие потенциальный и обязательный уровни достижений учащихся образовательной подготовки и поддающиеся операциональной реализации".
О критериях оценки качества и т.п. Недавно у нас в Институте обсуждался данный вопрос - он крайне запутан… Также на Совете по сравнительной педагогике был большой доклад Н.Н.Найдёновой по оценке качества образования (в мировом масштабе). В мире сейчас провозглашены шесть основных принципов: 1) Обязательное предшкольное образование детей (минимум 1 год); 2) Бесплатное качественное стопроцентное начальное образование (т.е. без второгодников), 3) Обеспечение образовательных потребностей всех в равном доступе (город и село), 4) повышение функциональной грамотности всех слоёв (ПИЗА), 5) гендерное образование, 6) повышение качества образования таким образом, чтобы его можно было оценить, измерить. Было отмечено, что сейчас в РФ пп. 3-5 - субъективны, а вот ЕГЭ хоть и плохонький, но хоть что-то. По п.1 - Сейчас в РФ реально 70% детей имеют предшкольную подготовку, и это неплохо, но на Кубе - 99%. Успехи достигнутые Кубой на ниве образования за последние 10 лет фантастичны. При этом Куба взяла за основу… систему образования СССР. Комментарии излишни…
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Nov 19 2005, 06:18 PM) <{POST_SNAPBACK}>
bravo.gif

Андрей!
Спасибо за информацию. Пока трудно серьезно отозваться, еще "не въехала".

Но есть вопросы, например: "Государственные стандарты общего образования должны строиться на основе учета согласованных потребностей и запросов личности, общества и государства".
Как и кто проведет согласование? Слишком уж различны запросы указанных субъектов(объектов).

Про успешность и справедливость - оч-ч-ень красиво. Опять задаю дурацкий вопрос: "А как?"

Ответов пока не нахожу. Если кто-то уже понял или знает - объясните!

Елена
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!

Привожу цитату из статьи Дмитрия Бирюкова "Про глагол, и про тире, и про дождик на дворе",

"Всеми любимая песенка о том, чему учат в школе, ко всему прочему стала еще и показателем эклектичности накопляемых нами знаний. Конечно же, и вычитать, и умножать, де еще и малышей не обижать - достойные навыки. Но еще лучше они бы выглядели, будучи объединены в систему, а системности знаний нашей школе как раз и не хватает. Представляете, какая каша варится в голове у того, кому за один день рассказали множество интереснейших вещей и про глагол, и про тире, и про дождик на дворе. Хотя зачем представлять - все это помним, все это испытывали. Наверняка найдутся и те, кто не согласится с этим утверждением. Несмотря на все несовершенства школьной программы, аттестаты, а затем и дипломы, мы получили. Но тем не менее предела совершенству и совершенствованию нет, а потому не стоит останавливаться на достигнутом. Правда, стремясь что-то улучшить, не нужно забывать и о принципе "не навреди".

Оcтальное можно прочесть по ссылке wink.gif

Елена
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Зачесова @ 20.11.2005, 09:45) <{POST_SNAPBACK}>
еще "не въехала".

Но есть вопросы, например: "Государственные стандарты общего образования должны строиться на основе учета согласованных потребностей ...

Опять задаю дурацкий вопрос: "А как?"

Ответов пока не нахожу. Если кто-то уже понял или знает - объясните!

Елена


Известно как, через модели.
Вот Вам "Модель информационно-образовательной потребности" . Ведь это же для школьников, они... понимают blush.gif
Там и других есть ok.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 11.05.2006, 19:30) <{POST_SNAPBACK}>
Известно как, через модели.
Вот Вам "Модель информационно-образовательной потребности" . Ведь это же для школьников, они... понимают blush.gif
Там и других есть ok.gif

Еще несколько ссылочек. А вдруг, кому-то понадобятся!?

1. Государственные образовательные стандарты - Российский общеобразовательный портал

2. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования Сайт Минобрнауки

3. Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2006/2007 учебный год – прямая ссылка на файл (1,7 Мб) Сайт Минобрнауки
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Новость дня!!! Опубликован - новый стандарт!!!

Ссылка на Концепцию проекта Государственного стандарта общего образования второго поколения.



Скачать - [attachment=1576:attachment]
Семенов Вадим ( Пользователь )
Весьма любопытно. Спасибо за ссылку. А каков статус этого документа? Это чья-то частная инициатива или, может, разработка под эгидой минобрнауки? А может быть вообще уже утвержденная концепция?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Статус государственный. Практически во все ОУ разосланы материалы для ознакомления и первичной экспертизы. Конечно, под эгидой Минобра. Именно на этом Стандарте хотят выстроить новый базисный план под профильную школу с переходом на 12-летнюю систему обучения.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Все-таки нам повезло-мы в школе учились 10 лет.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+