Личный кабинет

Нужны ли ученикам отметки?

Алина Русина ( Пользователь )
Уже давно ведутся разговоры об отмене в школах пятибалльной системы. Из-за этого постоянно разгораются споры между сторонниками противоположных позиций. Однако до сих пор непонятно, что всё-таки лучше: классика или новшество?

На сегодняшний день многие учебные заведения пользуются пятибалльным оцениванием знаний, в то время как другие полностью отказались от классической системы, введя свою собственную. Например, в одном из номеров журнала «Директор школы», есть материал о необычной системе. Руководитель школы из Московской области рассказывает о том, как его школе уже давно отказались от отметок. Вместо этого у каждого ребенка есть Маршрутный Лист, в котором дан список заданий разного уровня сложности. За выполнение этих упражнений ребенок не получает оценок, но слышит от учителя похвалу. Стоит отметить, что уровень работы всегда определен заранее, учителю не приходится оценивать ни работу, ни ученика. Здесь присутствует только «да» или «нет»: ребенок либо справился с работой, либо не справился.

Уважаемые педагоги, директора, а есть ли в вашей школе система оценки знаний, отличающаяся от классической? Или, возможно, вы хотели бы видеть подобное нововведение в вашей школе? Как вы думаете, как дети и их родители отреагируют на такое новшество? Был ли у вас опыт работы с подобными системами?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Алина Русина, 11.05.2011, 11:31) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые педагоги, директора, а есть ли в вашей школе система оценки знаний, отличающаяся от классической?

Классическая система оценивания как раз не имеет к нашей системе, используемой в образовании практически никакого отношения. У нас, скорее, система не оценивания, а отмечивания… Хотя, даже в традиционной системе возможно давать не только отметку, но и оценку и многие педагоги в той или иной форме этим занимались и занимаются (например, выставление нескольких отметок за работу, каждая из которых отвечает за свой аспект работы или четкое выписывание качественных изменений работы в связи с тем ли иным балом и так далее).
Мы ушли от «классической» системы уже достаточно давно. Трудоемкость оценивания существенно выросла, но и результативность обучения тоже…

Подходы
Оценочная система в образовательном процессе
Условия, при которых оценка может стать стимулом развития
Классификация оценки

Реализации
Пример суммативного рубрикатора при критериальном оценивании
Описание работы (к вышеприведенному примеру)

Пример задания и критериальных рубрикаторов под нее
Описание работы (к вышеприведенному примеру)

Цитата (Алина Русина, 11.05.2011, 11:31) <{POST_SNAPBACK}>
Как вы думаете, как дети и их родители отреагируют на такое новшество?

По началу, в штыки: «Мы учились и людьми выросли и ничего, так что нечего над нашими детьми экспиременты ставить», потом более терпимо (точнее, безразлично). Те, кто реально занимается образованием своих детей относятся очень положительно, так как критериальное оценивание дает более объективную и прозрачную «картинку», чем пятибальное отмечивание…
Александр Гольдин ( Пользователь )
Немного не ясна формулировка темы в связи с первым вводным сообщением. В теме спрашивается «нужны ли», а в первом посте предлагается обсудить «какие нужны».

По существу. В ФЭП «Парк-школа», которой мне довелось руководить с 1993 по 2003 годы (Екатеринбург), и в руководимом Ольгой Милославовной Леонтьевой проекте «Парк открытых студий» на базе московского НПО «Школа самоопределения» использовались разные формы оценки личных учебных достижений (в основном рефлексия, самооценка и взаимооценка) и разные формы отметки (дескриптивное резюме, микрорезюме в две строки и пр.) Балльные отметки тоже использовались, но только по запросу ученика («притолока», по выражению Ольги Леонтьевой). Подробнее об этом можно прочитать здесь и здесь.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Вальдорфские школы работают без отметок и хоть бы хны.
Всему, чему я по-настоящему научился в жизни, я научился без отметок и оценок, а всё, за что ставились оценки\отметки, забылось и не пригодилось.
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 11.05.2011, 20:56) <{POST_SNAPBACK}>
Вальдорфские школы работают без отметок и хоть бы хны.
Всему, чему я по-настоящему научился в жизни, я научился без отметок и оценок, а всё, за что ставились оценки\отметки, забылось и не пригодилось.

Думаю, что оценка (не путать с отметкой) — дескриптивная или невербальная — присутствовала всегда :)
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 11.05.2011, 19:05) <{POST_SNAPBACK}>
Думаю, что оценка (не путать с отметкой) — дескриптивная или невербальная — присутствовала всегда :)


Да. От самого себя, или, просто от жизни, типа: получается - не получается.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 11.05.2011, 19:11) <{POST_SNAPBACK}>
Да. От самого себя, или, просто от жизни, типа: получается - не получается.

Ну, да… Кто-то на своих ошибках учится, а кто-то на чужих :)

А вообще, бинарный подход к оцениванию один из самых жизненных, так как отвечает на вопрос ЧТО (чего надо достичь), однако он не отвечает на вопрос КАК, поэтому в случае затруднений с ЧТО, приходится уходить от бинарной оценки, разделяя ее на критерии (дискрипторы, аспекты, рубрики — есть много названий одного и того же).
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Корнилов, 11.05.2011, 18:56) <{POST_SNAPBACK}>
Вальдорфские школы работают без отметок и хоть бы хны.
Всему, чему я по-настоящему научился в жизни, я научился без отметок и оценок, а всё, за что ставились оценки\отметки, забылось и не пригодилось.

Согласен
Оценкой и нас и родителей приманивали, как осла морковкой.
Того, что действительно ценно, достигали сами без всяких оценок "со стороны" и я и мои дети.
Одним из наиболее важным моментом в их образовании и воспитании, я считал и считаю обучение умению правильно относиться к оценкам, полученным от других людей.
Умение распределять их по важности. Решать, - зачем они нужны и предпринимать необходимые шаги для их получения, ежели это получение важно.
Алина Русина ( Пользователь )
Цитата (Александр Гольдин, 11.05.2011, 17:14) <{POST_SNAPBACK}>
Немного не ясна формулировка темы в связи с первым вводным сообщением. В теме спрашивается «нужны ли», а в первом посте предлагается обсудить «какие нужны».

По существу. В ФЭП «Парк-школа», которой мне довелось руководить с 1993 по 2003 годы (Екатеринбург), и в руководимом Ольгой Милославовной Леонтьевой проекте «Парк открытых студий» на базе московского НПО «Школа самоопределения» использовались разные формы оценки личных учебных достижений (в основном рефлексия, самооценка и взаимооценка) и разные формы отметки (дескриптивное резюме, микрорезюме в две строки и пр.) Балльные отметки тоже использовались, но только по запросу ученика («притолока», по выражению Ольги Леонтьевой). Подробнее об этом можно прочитать здесь и здесь.


Здравствуйте, Александр!

Да, действительно, в теме задан вопрос, нужны ли именно отметки. Однако это достаточно широкая тема, поэтому в этом посте и обсуждаются разные системы оценивания учеников. В том числе, хочется узнать мнение участников дискуссии, нужны ли вообще отметки за знания, актуальны ли они.
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Если Вы помогаете ребёнку научиться чему-то, чему он хочет научиться - то ему необходим Ваш взгляд, ваше мнение, ваш анализ - основанный на объективных критериях. Короче, если Вас спрашивают - значит, Ваша оценка нужна. Тому, кто спрашивает. А если Вы лезете со своей оценкой туда, куда не просят - то услышите в ответ: "Не ваше дело!" так? А чьё дело? Того, кто учится, естественно.

А если Вы заставляете учеников учиться - тогда и говорить не о чем.
Тогда оценка ли, отметка, сколь угодно умная, бинарная - распребинарная - дескриптивная - прескриптивная - это всего лишь палка. Она же пряник.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+