Личный кабинет

И вновь письмо о стандартах - предлагаю ознакомиться (и присоединиться?)

Иван Черепанов ( Пользователь )
Это - на самом деле, заключение совета гимназии №610 - СПб Классической гимназии. Но в общем - оно тоже письмо.

Здесь авторы не только прочли сам стандарт, но изучили и тот документ, с которого стандарт частично сдут.

Цитата
Теперь коснемся «инновационности» проекта стандартов. Авторы убеждают нас в том, что проект является «квинтэссенцией» передового зарубежного опыта, ссылаются на стандарты, главным образом, США и Финляндии… Это ложь. На самом деле и первоначальный проект стандартов, и его «переработанная» версия представляют собой плохо переведенный на русский язык вариант т. н. программы «международного бакалавриата» …


...Разработчики стандартов выдают за «инновации» программу, созданную более 40 лет назад, и при этом на нее не ссылаются — что само по себе неприглядно и попахивает плагиатом.


Если решите присоединить свою подпись (приглашаем), то об этом со всеми титулами - по адресу secretar610@mail.ru

Да, вот об этом и в прессе появилось - в кратком пересказе.
http://www.fontanka.ru/2011/03/02/135/
Мария Чистякова ( Пользователь )

http://610.ru/blog/847 - вот ссылка на блог школы, где опубликовано само письмо.
Огромное спасибо коллективу гимназии!
Похоже, это чуть ли не единственная в России школа, где создали коллективное письмо и все подписали.
Иван Черепанов ( Пользователь )
(надо же, вечерний синдром... Умудрился не вставить ссылку на текст. Приношу глубочайшие извинения, спасибо за то, что дополнили!)
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Иван Черепанов, 03.03.2011, 20:48) <{POST_SNAPBACK}>
Это - на самом деле, заключение совета гимназии №610 - СПб Классической гимназии. Но в общем - оно тоже письмо.

Честно говоря, подписывать не хочется… Не потому, что я за или против нового стандарта…
Многие «вещи», указанные в письме вполне справедливы, но на анализ ситуации это письмо, на мой взгляд, явно не тянет.
Слишком многие аргументы, на мой взгляд, притянуты за уши, а метод доказательства похож на «все методы хороши при достижении цели».
(Может быть поэтому под этим письмом на ВИПе не так,чтобы много подписей?)

Пройдусь по некоторым деталям, которые повлияли на мое решение.

Цитата
Нет (или почти нет) никакой биологической символики!

Так есть или нет?! Если есть, но немного, следует быть с ней знакомым или нет? (Вопросы риторические.)

Цитата
Профильный уровень — это требования не к школьнику, а к аспиранту (да еще дал бы Бог, чтобы все аспиранты им соответствовали). Например:
3) Владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических (химических, биологических)
закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических (химических, биологических) экспериментов, описания и
анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата».


Странно, а у нас дети и не на профиле с этим справляются! Просто целью стоит ставить не зазубривание, а самостоятельную работу (при консультировании учителя) по освоению науки (которая, извините, без гипотезы и эксперимента просто не существует).

Цитата
Так, от освоивших иностранный язык на профильном (!) уровне требуется "сформированность навыка перевода с иностранного на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля». Но ведь эта задача успешно решается сейчас средствами машинного перевода!

Простите, я не знаток преподавания иностранного, однако четко вижу, что навык перевода по определенной тематике, это навык ознакомливаться и использовать новый тезаурус, что, во общем и целом, представляет определенную сложность и для родного языка.
А утилитарный аргумент о машинном переводе для меня вообще находится за пределами педагогики, характеризуя отношение пишущих к тому, что есть образование!…

Цитата
На самом деле и первоначальный проект стандартов, и его «переработанная» версия представляют собой плохо переведенный на русский язык вариант т. н. программы «международного бакалавриата» (The International Baccalaureate®, далее IB). То же обязательное «ядро» и 6 предметных областей, из которых выбираются предметы (по одному), причем не более 3-х на углубленном уровне (все желающие могут сравнить две программы, обратившись к сайту http://www.ibo.org/diploma/curriculum/

На указанном сайте представлен пресс-релиз программы. Описание самой программы занимает несколько сот страниц (глубоко сомневаюсь, что все подписавшиеся хотя бы держали этот документ в руках, так как он «непростотак» доступен и на английскоом языке. Примечательно, что авторы останавливаются на конкретных реализациях (модульность), оставляя за рамками своего внимания, как цели и ценности программы, так и ее результаты.
Таким образом, авторы проводят сравнение на основе неполных данных, что не мешает им делать категорические выводы.


Цитата
Они, безусловно, проанализировали школьные программы ведущих стран Европы, где так или иначе уже давно присутствуют элементы «элективности» на старшей ступени обучения, соотнесли их с требованиями высшей школы и вывели необходимый минимум, достаточный для поступления в университеты средней руки.

Оксфорд (и большинство английских ВУЗов), Гарвард, Пристон, «Плешка», ВШЭ и многие другие, это, безусловно, университеты средней руки :) Мне очень интересно, какой процент выпускников 610 гимназии поступает в эти ВУЗы? Или наше, непризнанное в мире высшее образование до сих пор лучшее в мире?

Цитата
И вот теперь нам с удивительной настойчивостью предлагают подстроить все школы России под программу IB. Зачем? Ведь даже в частных международных школах той же Швейцарии и других стран IB — только одна из возможных и наиболее доступных программ для обучения иностранцев, своего рода «образовательный Макдоналдс».

К сожалению, большинство российских выпускников недотягивают до уровня этого «образовательного Макдоналдса»… Тогда как эта программа позволяет учить всех, без жесткого отбора элитных (в хорошем смысле этого слова) российских школ.
Авторы пишут (простите, не могу найти цитату) что их гимназия совсем не вписывается в предложенный стандарт. Это и не удивительно! Их школа именно элитная, с особой программой! А раз элитная, то освоить и переплюнуть стандарт не должно составлять труда!
Мария Чистякова ( Пользователь )
Иван, а Вы не могли бы поменять название темы, внести в нее имя Классической гимназии. На разных ветках стали это письмо копировать, а тему не видят.

Письмо крайне важное. Главное, что оно появилось, когда началось затишье.

Хорошо бы , чтобы его увидели активные представители разных школ. Если оно будет подписано целыми коллективами, хотя бы несколькими, это будет здорово. Я так поняла, что только в этом случае его отправят выше.

Естественно, распечатать письмо, попросить коллег прочитать, попросить поставить подпись и отослать - некий труд. Но если представить себе, что огромный коллектив очень серьезных людей собирался ради того, чтобы это письмо написать, можно и взять на себя этот труд.

Мне показалось, что самое важное в этом письме - анализ заимствований и повторов в стандартах.
Уезжая в Москву, я просила наших программистов посчитать количество повторяющихся фраз, жаль, что они поленились. Я тоже обратила внимание на полное соответствие стандарта 5-9 класса и 10-11, и "внутренние повторы", связанные с неразличением предметов.

Зато мне сделали выборку по лексике. Нужно, чтобы кто-то из специалистов ее посмотрел. Мне показалось, что слово "личность" в стандарте используется ничтожно редко. Так ли это, и какова закономерность словоупотреблений - надо бы проанализировать.

Вот цифры, но пугают не они, а контекст: При заявленном личностно-ориентированном, и системно-деятельностном подходе, слово личность употребляется обычно в качестве дополнения, и никогда как подлежащее, чаще используется определение типа "личностный". Нигде понятие "личность" не является ключевым. Мне лично кажется, что это сознательная работа с языком, работа по постепенному выхолащиванию важных смыслов. Таким образом, стандарты написаны вовсе не "тяжелым" языком, а вполне себе грамотно, только несут они в себе не те идеи, которых ждут люди, а совсем обратное.

10-11 "личност" 43 вхождения
10-11 "мировоззр" 7 вхождений
10-11 "речь", 8 вхождений
10-11 "творч" 25 вхождений
10-11 "язык" 54 вхождения
5-9 "личност" 37 вхождений
5-9 "мировоззр" 4 вхождения
5-9 "реч" 7 вхождений
5-9 "творч" 25 вхождений
5-9 "язык" 29 вхождений

Вот некоторые примеры, тенденция сохраняется и в стандартах 10-11.

5-9 "личност" 37 вхождений

условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их
социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»):
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии
национального самосознания на основе
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирования качеств личности, ее социализации;
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности
обучающихся является приоритетной.
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и
человечества;
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности.
физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности
обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей
предметной области;
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств,
в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для
личности, общества и государства;
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке,
относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные
характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе
различных мониторинговых исследований.
и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и
самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих,
физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные
студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа,
научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические
объединения и т. д.
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего
образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего
образования;
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности
и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов
исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных
ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся;
2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий
(личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с
содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а
также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре
образовательного процесса;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, курса;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и
безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического,
психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных
составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования;
социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного,
успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм,
установленных российским законодательством;
развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию
учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной
деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей
учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Сказавший «а» обязан сказать и «б»

Иван Владимирович, в «Заключении Совета гимназии» есть такая фраза «в документе 71 страница, но суть изложена фактически на 4-х»
Может быть, сделаете такой экстракт. Полагаю, это будет полезно для обсуждаемой темы, для разработки настоящего стандарта.
Мария Чистякова ( Пользователь )
Цитата (Сергей Михайлович (sermivoz), 06.03.2011, 11:00) <{POST_SNAPBACK}>
Сказавший «а» обязан сказать и «б»[/b]

Иван Владимирович, в «Заключении Совета гимназии» есть такая фраза «в документе 71 страница, но суть изложена фактически на 4-х»
Может быть, сделаете такой экстракт. Полагаю, это будет полезно для обсуждаемой темы, для разработки настоящего стандарта.


Сергей Михайлович, я бы сказала, что речь, наверное, шла об огромном количестве повторов. В любом случае я бы попросила поработать программистов (это ускорит процесс), и показала бы, сколько совпадений в стандарте. Боюсь, что значимого текста осталось бы действительно страницы на 4-5.
Может быть, кто-то из читателей форума может из pdf перегнать в word и все посчитать? Такой анализ необходим.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Мария Чистякова, 07.03.2011, 07:16) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Михайлович, я бы сказала, что речь, наверное, шла об огромном количестве повторов. В любом случае я бы попросила поработать программистов (это ускорит процесс), и показала бы, сколько совпадений в стандарте. Боюсь, что значимого текста осталось бы действительно страницы на 4-5.
Может быть, кто-то из читателей форума может из pdf перегнать в word и все посчитать? Такой анализ необходим.

Мария Вячеславовна, в заключении утверждается, что суть (смыслы) стандарта можно изложить на 4 страницах. Я попросил это сделать, полагая полезным для осмысленного обсуждения. Каким способом они экстрагируют эти 4 страницы (если, конечно, готовы отвечать за свои слова) - их выбор.

Примечание. А многочисленные повторы в нормативных документах - вещь, увы, неизбежная. Делаются они во избежание двойного толкования. Одно из следствий закона Мерфи гласит "Сколь бы чётко вы ни выразили свою мысль, найдётся тот, кто поймёт всё наоборот" :(
Иван Черепанов ( Пользователь )
Сергей Михайлович!

Я полагаю абсолютно бессмысленной шлифовку формы документа, главные претензии к которому, всё-таки, не в неприятии формы, а неприятии содержания. Это никак не могло бы помочь осмысленности обсуждения.

Если же Вы полагаете, что корявая форма в данном случае помогла избегнуть двойного толкования - то, думаю, вы ошибаетесь. Напомню, что единого мнения до сих пор нету ни по поводу того, что именно будет делиться в пропорции 40/60, ни в том, что за предмет будет "Россия в мире", ни в том, "где деньги, Зин".

Но главное, всё же, в том, что за новый стандарт, учитывающий ... достижения, предложен приблизительный перевод довольно старой программы адаптации мигрантов к реалиям швейцарского высшего образования. Оно стоило того гранта.

Виталий!

Цитата
Цитата
Нет (или почти нет) никакой биологической символики!


>Так есть или нет?! Если есть, но немного, следует быть с ней знакомым или нет?



Есть в узких областях - всякие зубные формулы, молекулярно-биологическая нотация итд. Её знать школьнику не нужно.
Из общепринятой - есть общеизвестные значки "щита Марса" и "зеркала Венеры" - М и Ж, так сказать. Их нужно знать. Но вряд ли строчка в стандарте о них. Она просто ни о чём.

Цитата
Цитата
3) Владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических (химических, биологических)
закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения физических (химических, биологических) экспериментов, описания и
анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата».



Странно, а у нас дети и не на профиле с этим справляются! Просто целью стоит ставить не зазубривание, а самостоятельную работу (при консультировании учителя) по освоению науки (которая, извините, без гипотезы и эксперимента просто не существует).


Вообще, человек, способный выдвигать и проверять гипотезы, планировать и проводить с этой целью эксперименты и их анализ и описание - это просто и есть готовый научный сотрудник. Чему там его ещё в ВУЗе учить? сразу можно в НИИ на работу (при его желании).

Я давно работаю в том числе в той части дополнительного образования, которая выявляет именно школьников, склонных к этому и предоставляет им немалые помощи. Я знаю, о чём говорю. Среди школьников такие случаи бывают, но невелика их доля.

А чтобы не показаться голословным - ознакомьте нас с Вашими успехами науки-на-профиле, будьте так любезны!
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Иван Владимирович, я не понял, почему извлечение смысла, о котором писали авторы Заключения Вы квалифицируете как шлифовку документа. Объясните, пожалуйста, логистику перехода от заявления авторов через моё предложение к Вашей квалификации :(

Я надеялся, что в выделенных авторами Заключения 4 страницах будет выделено содержание стандарта.
И тогда можно будет обсуждать - где и в чём его неприемлемость, и каково должно быть содержание стандарта в конкретной позиции.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+