Личный кабинет

Социальное проектирование и духовность современного российского общества

Каков духовно-нравственный потенциал социального проектирования?
Илья Хазанов ( Пользователь )
Дорогие коллеги, каким образом социальное проектирование влияет на духовно-нравственное состояние нашего общества? Какие нравственные качества можно сформировать у молодёжи в процессе разработки и реализации социального проекта? Какие формы и направления социального проектирования наиболее эффективны для развития нравственных качеств? Если возможно, приведите примеры социальных проектов выраженной духовно-нравственной направленности.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 07:34) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогие коллеги, каким образом социальное проектирование влияет на духовно-нравственное состояние нашего общества?

Если честно, то никакого влияния я не вижу. Более того, подавляющее большинство «социальных проектов,» которые я наблюдал не яляются социальными а, большинство из последних, не яляется еще и проектами… Те же, что можно назвать социальными проектами — таковыми не назывались.
Мне кажется, что западная мода на социальные проекты чужда нашему менталитету.


Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 07:34) <{POST_SNAPBACK}>
Какие нравственные качества можно сформировать у молодёжи в процессе разработки и реализации социального проекта?

Сформировать? Никаких!
Повысить мотивацию к какой-либо деятельности, дать представление о каких-либо социальных проблемах, развить орг. навыки — еще куда ни шло, а вот сформировать — вряд ли…
Для формирования нравственных качеств нужна среда. В частности, необходима регулярная деятельность, состоящая из различного рода социальных деятельностей (извините за тавтологию), в том числе, из социальных проектов. Однако самого факта такой деятельности недостаточно — еще важно целеполагание и осмысление этой деятельности.


Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 07:34) <{POST_SNAPBACK}>
Какие формы и направления социального проектирования наиболее эффективны для развития нравственных качеств?

Мне кажется, что дело не в форме, а в выборе и исследовании социальных проблем и целеполагании (причем, не формальном, а реальном).

К примеру, собрали для детского дома игрушки! Дело, вроде бы, хорошее. А на поверку может оказаться, что данным детдомовским детям не игрушки нужны, а неформальное общение, демонстрирующее иной тип отношений, нежели тот, который сложился в этом детском доме… Вот и встает вопрос, какую цель преследовали организаторы: решить социальную проблему или зафиксировать факт проведения «социального» проекта?
Александр Гапонов ( Пользователь )
По порядку.

Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 14:34) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогие коллеги, каким образом социальное проектирование влияет на духовно-нравственное состояние нашего общества?

Ну тут можно много чего рассказать, много умных слов наворотить. Мое мнение - на общество социальное проектирование не повлияет никак.
Здесь много причин. Они стандартны. Главное - пока социальное проектирование как мера удовлетворения потребностей общества и решения социальных проблем не начнет работать так, как она должна работать, все, что мы проектируем и пытаемся (иногда получается) реализовать не играет большой роли для общества. В основном, для целевой группы проекта и для инициативной группы.

Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 14:34) <{POST_SNAPBACK}>
Какие нравственные качества можно сформировать у молодёжи в процессе разработки и реализации социального проекта?

Зависит от проекта. Для начала надо понять, чего Вы хотите от создания социального проекта. Если формирование нравственных качеств - это цель. Тогда нужно помнить, что у человека в голове нет кнопки "ВКЛ". И мы не можем слепить в его мозге некую субстанцию так, чтобы он сразу перестал, например, курить. Мы можем только обратить внимание этого человека на проблему. Посеять, так сказать, зерно сомнения. Тогда, он, может быть, дойдет до того, что обретет какие новые качества.

Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 14:34) <{POST_SNAPBACK}>
Какие формы и направления социального проектирования наиболее эффективны для развития нравственных качеств?

Все. Зависит, опять же о того, чего именно Вы хотите.

Цитата (Илья Хазанов, 16.02.2011, 14:34) <{POST_SNAPBACK}>
Если возможно, приведите примеры социальных проектов выраженной духовно-нравственной направленности.

Да вот, в предыдущем посте "стырил" - Проект, сутью которого является выезд в детские дома не для того, чтобы отчитаться о том, какие мы хорошие, а для того, чтобы просто поиграть с детдомовскими детьми, пообщаться...
Вот проект, который мы реализовывали не так давно.
Проект "Наша победа" (там же - "Георгиевская ленточка")
Их много. Каждый год на городском конкурсе из 15-20 проектов мы видим 5-6, конкретно направленных на стимулирование нравственного развития. Остальные обычно так или иначе тоже к этому ведут.

Вроде все. Ну и расписался :) Аж страшно самому. Ну люблю я социальное проектирование как форму работы с детьми, что поделаешь? :)
Сергей Карпов ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 16.02.2011, 10:41) <{POST_SNAPBACK}>
Если честно, то никакого влияния я не вижу. Более того, подавляющее большинство «социальных проектов,» которые я наблюдал не яляются социальными а, большинство из последних, не яляется еще и проектами… Те же, что можно назвать социальными проектами — таковыми не назывались.
Мне кажется, что западная мода на социальные проекты чужда нашему менталитету.

Здравствуйте!
Предлагаю разобраться с понятиями, что можно (нужно) называть «социальным проектом»?

Итак, ЗАДАЧА – сформировать ПОНЯТИЕ социальный проект.
Термин социальное проектирование состоит из двух слов. Главное - это ПРОЕКТ, и уточняющее – социальный.
Поэтому вначале определимся с понятием ПРОЕКТ, затем собственно с понятием СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.
1. Понятие проекта, проектирования.
Каждый из нас, не просто слышали это слово, каждый из нас делали проекты, курсовые, дипломные. Это понятие у нас на уровне представления. Мы ПРЕДСТАВЛЯЕМ, что это такое. Но если сейчас попросить каждого сформулировать определение понятия проект, дать формулировку выражающего суть понятия проект, то, скорее всего, они будут значительно различаться. По-хорошему, собственно так и нужно было бы сделать. Но так как мы ограничены временем давайте размышлять вместе.
Проектная деятельность – это частный случай ТВОРЧЕСКОЙ деятельности человека. Творчество – это процесс создания ранее не существовавшего.

Необходимо различать два различных вида творчества:
Спонтанное творчество человека, как средство САМОВЫРАЖЕНИЯ человека, когда основная цель выразить себя свой мир в продуктах творения.
Целенаправленное творчество отличатся от спонтанного – наличием осознаваемой цели творчества, направленностью к определённой и каким то образом сформулированной ЦЕЛИ. Цель творчества не самовыражение субъекта в процессе и продуктах творческого экстаза, цель создание ПРОДУКТА.
Целенаправленное творчество – это процесс превращения не существующего и даже немыслимого - в реальную действительность. Это процесс превращения кажущегося невозможным в возможное, кажущегося нереальным в реально существующее.
Если целенаправленное творчество осуществляется не «как бог пошлёт», а по определённым правилам, шагам то в этом случае можно говорить о ПРОЕКТЕ, О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Проект реализуется в ЛОГИКЕ проектирования.

Итак, формулирую понятие проекта (проектной деятельности,
Проект – это целенаправленная творческая деятельность человека (социальной группы), организованная для оптимальной реализации ИДЕИ (замысла) в реальную жизнь, с целью ИЗМЕНЕНИЯ существующей действительности.
Обобщенная цель проектирования - внести определенные ИЗМЕНЕНИЯ в существующий мир.

В зависимости от характера изменений действительности в которых материализуются идеи проекта будем различать:
• Технические проекты,
• Социальные проекты.
Примеры технических проектов:
Архитектурные, машиностроительные, инженерных коммуникаций, систем жизнеобеспечения, ландшафтные проекты, и т.п.

Технические проекты реализуются в изменениях неживой материальной составляющей окружающего мира. Технические проекты изменяют условия жизнедеятельности человека создают новые условия.
Цель технического проекта – целенаправленное изменение окружающего человека материального мира, изменение техносферы, в соответствии с потребностями, задачами человека.
Конечная цель – создание МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ, новых элементов техносферы человека, изделий, приборов, систем.
ИДЕЯ технического проекта материализуется в камне, металле, бетоне, пластмассе, ..

Социальные проекты.
«Материал» реализации социального проекта – социальные системы, ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, социум. ИДЕЯ социального проекта материализуется в биоструктурных изменениях головного мозга человека приводящих к изменению личности человека, его отношений к биотехносфере, отношений человека к другим людям социальной системе в целом.
Цель социального проекта – целенаправленные изменения личности человека, СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ, социальных процессов, социальных отношений. В конечном итоге изменения сводятся к изменениям ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, как минимального и основного элемента любой социальной системы.

Деление проектов на технические и социальные весьма условно. В процессе реализации ЛЮБОГО технического проекта всегда происходит изменение человека. Человек неизбежно меняется в процессе деятельности, но изменения человека в техническом проекте как побочный результат.
В социальном проекте , как правило, происходит и изменение внешней среды, техно-биосферы, но это тоже как побочный результат.

Пример.
1. Проект сохранение и восстановления деревянной архитектуры.
Это технический или социальный проект?
Если субъект сохраняет или восстанавливает и видит свою цель именно в деревянных строениях, не понимая или не задумываясь ЗАЧЕМ это, то проект технический.
Если человек понимает, ЗАЧЕМ он сохраняет и восстанавливает деревянную архитектуру, понимает какую роль она играет в формировании личности человека и видит архитектуру как средство, а человеческую личность как цель – проект социальный. Но внешне выглядит всё едино.

ЗЫ. После обсуждения ещё более года назад темы социального проектирования в Блоге В.И. Редюхина - дал себе слово разобраться – что же такое социальное проектирование. Разобрался, для себя. Может ещё кому пригодится?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Сергей Карпов, 19.02.2011, 15:10) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте!
Предлагаю разобраться с понятиями, что можно (нужно) называть «социальным проектом»?


Спасибо, очень интересная классификация!
Однако, то, что Вы назвали «социальным проектом», на мой взгляд более уместно называть «гуманитарным проектом», так как его адресат — человек (его свойства).
Для меня одним из ключевых элементов проекта является проблема, Вы косвенно упоминаете о проблеме, когда говорите о цели, так как цель — это ответ (предполагаемое решение) на проблему. Если ввести в проектную терминологию проблему, то под социальным проектом можно понимать такой, который разрешает реальную социальную проблему (а не наше представление о проблеме, что становится возможным при постановке цели вне контекста проблемы).
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Зацените мою выдержку и сдержанность:-)) Все читаю и молчу как в рот воды набрал.... Интересно же... Спасибо за тему!
Александр Гапонов ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 20.02.2011, 08:17) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, очень интересная классификация!
Однако, то, что Вы назвали «социальным проектом», на мой взгляд более уместно называть «гуманитарным проектом», так как его адресат — человек (его свойства).
Для меня одним из ключевых элементов проекта является проблема, Вы косвенно упоминаете о проблеме, когда говорите о цели, так как цель — это ответ (предполагаемое решение) на проблему. Если ввести в проектную терминологию проблему, то под социальным проектом можно понимать такой, который разрешает реальную социальную проблему (а не наше представление о проблеме, что становится возможным при постановке цели вне контекста проблемы).


Честно говоря, с классификацией проектов как таковой все очень непросто. Буквально неделю назад с зав. отделом очень долго спорили о корректности понятия "Исследовательский проект", например.
За 5 лет реализации самых различных проектов (с бюджетом от 50 рублей до 2000000) пришел к выводу, что, если сильно необходимо, любой проект можно "привязать" к социальному.
В нашей стране всегда так - все свалят в одну кучу, не разберешься потом, где - что.
Поэтому, согласен с тем, что социальный проект - это проект, направленный непосредственно на решение существующих социальных проблем. Возникает небольшая разница в объекте действия проекта - все общество или человек.
Однако (красивые слова, но никуда от них не денусь) - если изменится хотя бы один человек, общество уже будет немного другим.
Сергей Карпов ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 20.02.2011, 02:17) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, очень интересная классификация!
Однако, то, что Вы назвали «социальным проектом», на мой взгляд более уместно называть «гуманитарным проектом», так как его адресат — человек (его свойства).
Для меня одним из ключевых элементов проекта является проблема, Вы косвенно упоминаете о проблеме, когда говорите о цели, так как цель — это ответ (предполагаемое решение) на проблему. Если ввести в проектную терминологию проблему, то под социальным проектом можно понимать такой, который разрешает реальную социальную проблему (а не наше представление о проблеме, что становится возможным при постановке цели вне контекста проблемы).

Здравствуйте!
Могу представить, что сейчас в душе специалиста, когда за дело взялись дилетанты. Владислав Иванович, выдержку и сдержанность – заценили!!!

«Однако, то, что Вы назвали «социальным проектом», на мой взгляд более уместно называть «гуманитарным проектом», так как его адресат — человек (его свойства)».

В процессе проектирования можно ставить разные цели:
• ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ;
• ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ;
• ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ.
Всё это вроде бы разные по качеству цели, но в любом, точнее во всех случаях изменения обеспечиваются через изменение ЛИЧНОСТИ человека и никак иначе. Человек в социальных проектах и цель и средство.
Можно назвать и гуманитарным (наверное), только ЗАЧЕМ? Если и при том и другом НАЗВАНИИ конечный «его адресат — человек (его свойства)». Социальная система – более общее понятие, включающее в себя и ЛИЧНОСТЬ как «клеточку» социальных систем, минимальный элемент.

«Для меня одним из ключевых элементов проекта является проблема, Вы косвенно упоминаете о проблеме, когда говорите о цели, так как цель — это ответ (предполагаемое решение) на проблему».

Согласен, конечно же «ключевой элемент» - ПРОБЛЕМА, но только на мой взгляд, не самого проекта как такового, а ситуации (проблемная ситуация) ДО проектирования.
Проблема, осознание проблемы, проблемной ситуации ИНИЦИИРУЕТ субъекта на проектную деятельность. Субъект недоволен, озабочен, неудовлетворён существом – но это ещё не НАЧАЛО проекта.
После этого ещё САМООПРЕДЕЛЕНИЕ субъекта по «пальчикам ВЫБОРА» (ХОЧУ, МОГУ, НАДО, ДОЛЖЕН, БУДУ). Бывает и так, что не хочу, не могу, не нужно мне это - но сверху ДОЛЖЕН – и буду, (или всё равно не буду). Или наоборот – не должен, не надо, не могу, но хочу (МЕЧТА) и потому БУДУ.
Решение БУДУ – это собственно НАЧАЛО проекта, проектной деятельности.
И первый этап собственно проектной деятельности – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ – ТВОРЧЕСКИЙ, в результате которого порождаются идеи, и в конечном итоге ИДЕЯ проекта. (Как «побочный» и часто необходимый результат – рождается, создаётся творческая группа). Какой результат важнее ИДЕЯ конкретного проекта или ТВОРЧЕСКАЯ группа – это ещё как посмотреть.

«Если ввести в проектную терминологию проблему, то под социальным проектом можно понимать такой, который разрешает реальную социальную проблему (а не наше представление о проблеме, что становится возможным при постановке цели вне контекста проблемы)».
По моему любая «ВЕЩЬ», в том числе и социальная проблема для каждого конкретного человека – это его личное представление о проблеме. Творческий коллектив как раз и уточняет СУЩЕСТВО проблемы, «освещает» не только с моей стороны.

Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 20.02.2011, 03:15) <{POST_SNAPBACK}>
Зацените мою выдержку и сдержанность:-)) Все читаю и молчу как в рот воды набрал....

Заценил. Спасибо.
Сейчас мы немного еще поговорим, а потом с большим интересом почитаем взгляд гуру :)

Цитата (Александр Гапонов, 20.02.2011, 04:17) <{POST_SNAPBACK}>
Возникает небольшая разница в объекте действия проекта - все общество или человек.
Однако (красивые слова, но никуда от них не денусь) - если изменится хотя бы один человек, общество уже будет немного другим.

Понятно, что в процессе деятельности человек меняется, вопрос в исходном целеполагании: цель в том, чтобы человек (группа) изменились или в том, чтобы разрешить его (человека, группы) потребность…

Цитата (Сергей Карпов, 20.02.2011, 06:31) <{POST_SNAPBACK}>
В процессе проектирования можно ставить разные цели:
• ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ;
• ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ;
• ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ.

Все это верно, однако, на мой взгляд, возможны цели, не связанные с с изменением системы, процессов и отношений. Например, реализация конкретной потребности общества не приводящей к указанным изменениям.
Пример из практики. Школьное сообщество имело ряд неудобств от отсутствия видео-архива школьных мероприятий, девочка разрешила эту проблему, создав такой архив. Реализовала она социальный запрос? На мой взгляд — да. Решила она проблему указанного социума? На текущий момент времени, тоже да. Привел ее проект к изменению системы, процессов и отношений — на мой взгляд, нет (хотя при большом желании конечно можно притянуть за уши сюда изменение процессов…).
Мне кажется, что мы сейчас упремся в вопросы терминологии — что же считать социальным проектом…


Цитата (Сергей Карпов, 20.02.2011, 06:31) <{POST_SNAPBACK}>
Всё это вроде бы разные по качеству цели, но в любом, точнее во всех случаях изменения обеспечиваются через изменение ЛИЧНОСТИ человека и никак иначе. Человек в социальных проектах и цель и средство.
Можно назвать и гуманитарным (наверное), только ЗАЧЕМ? Если и при том и другом НАЗВАНИИ конечный «его адресат — человек (его свойства)». Социальная система – более общее понятие, включающее в себя и ЛИЧНОСТЬ как «клеточку» социальных систем, минимальный элемент.

Мне кажется, что разница в гуманитарном проекта и социальном в объекте. Цель — качества личности (группы) или потребности(ей) личности (группы). В первом случае — гуманитарный проект, во втором — социальный.
Опять-таки, вопрос терминологии.
Для доказательства разницы попробую привести такой пример: в результате проекта изменились социальные отношения, но не изменились личностные качества членов социума (раньше люди ездили собирать бумажки по инстанциям, теперь они сидят дома и заказывают эти бумажки через интернет).

Цитата (Сергей Карпов, 20.02.2011, 06:31) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен, конечно же «ключевой элемент» - ПРОБЛЕМА, но только на мой взгляд, не самого проекта как такового, а ситуации (проблемная ситуация) ДО проектирования.
Проблема, осознание проблемы, проблемной ситуации ИНИЦИИРУЕТ субъекта на проектную деятельность. Субъект недоволен, озабочен, неудовлетворён существом – но это ещё не НАЧАЛО проекта.

Вынесение проблемы за рамки проекта таит в себе большую опасность!
Если проекта начинается с цели, а не с исследования проблемы, то вероятность того, что цель не станет разрешением проблемы существенно повышается. В таком случае мы будем иметь ситуацию «к пуговицам претензии есть?» — цель достигнута, а проблема не решена.
Если же исследование пролемы есть первый этап проекта, то она (проблема) становится частью проекта, как критический фактор анализа как процесса, так и результата.

Цитата (Сергей Карпов, 20.02.2011, 06:31) <{POST_SNAPBACK}>
И первый этап собственно проектной деятельности – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ – ТВОРЧЕСКИЙ, в результате которого порождаются идеи, и в конечном итоге ИДЕЯ проекта.

Я в проекте вижу четыре (ну, или по крайней мере, три) разных исследования:
- исследование актуальности проблемы (а чья это проблема?, а проблема ли это?)
- исследование сути проблемы (в чем проблема?, какие у этой проблемы есть аспекты?)
(В общем и целом, эти два исследования можно объединить в одно.)
- какие пути решения проблемы есть или могут быть и какой из путей более оптимален (это то, насколько я понял, что Вы называете идеей проекта),
- какова технология выбранного пути решения.
(Если честно, то я не очень понимаю, почему исследовательский этап обязательно творческий? Исследование (по этимологии самого слова) — следование по следу, то есть, изучение… В процессе исследования может родится творческий продукт, как оригинальное, несуществовавшее ранее решение, а может и не родиться, но тем не менее разрешать проблему… Я не вижу четкой эквивалентности исследования и творчества!)


Цитата (Сергей Карпов, 20.02.2011, 06:31) <{POST_SNAPBACK}>
По моему любая «ВЕЩЬ», в том числе и социальная проблема для каждого конкретного человека – это его личное представление о проблеме. Творческий коллектив как раз и уточняет СУЩЕСТВО проблемы, «освещает» не только с моей стороны.

«Освещение» проблемы — не обязательно дело группы!… С этим может справиться и отдельный человек, реализующий свое личное представление :) Но для того, чтобы это «освещение» произошло и нужны этапы исследования в которых доказывается:
- что проблема объективна для социального адресата,
- что поставленная цель разрешает проблему,
- что выбранный путь оптимален (для конкретных условий),
- что технология оптимальна (для конкретных условий).
Если доказательство происходит честно, без поттасовок, то ищется именно решение проблемы, а не решение субъективных представлений о проблеме автора проекта.
Илья Хазанов ( Пользователь )
Как вы относитесь к проектам, реализованным в ходе Года молодежи, и вообще к проектному подходу к организации молодежной политики? Должны ли быть общие всероссийские проекты, поддерживаемые государством финансово и идеологически?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+