Личный кабинет

"А потому, что патриотки!"

Патриотизм и современная школа
Сергей Ларичев ( Пользователь )
"Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки!"

Всё же хорошая штука -- литература! Только озаботишься каким вопросом -- память тут же и напомнит, что ты не первый эту шахту роешь.

В комментариях на главной странице http://pedsovet.org/content/view/10021/249/#comments в очередной раз разгорелся нешуточный митинг по поводу патриотического воспитания в школе. Уже не один человек там говорил, что для такой дискуссии нужно найти местечко поудобнее.
Вот я и решил создать тему.

О чем приглашаю поговорить?

О Родине и любви к ней. Можно ли воспитать любовь к ней? Или это не воспитывается, а рождается вместе с человеком?
Поможет ли в этом деле какое-нибудь Министерство пропаганды? И почему миллионы эмигрантов всех волн так любили Россию, хотя она отнеслась к ним как жестокая мачеха? На каком уроке предпочтительнее "воспитывать" патриотизм: на истории, литературе, ОБЖ, музыке, изо? А, может, и математика с физикой сойдут? Есть ли такая наука: "патриотическая история"? И возможно ли вообще такое явление, как "патриотическая наука"? Можно ли говорить, что "воспитывать патриотов" -- это значит, прежде всего, "учить военному делу настоящим образом"? Вокруг чего строить такое воспитание: вокруг общегосударственной "идеи", или, может быть, вокруг общегражданской "цели"? Насколько зависит патриотизм от количества соответствующих "мероприятий"? Да мало ли вопросов можно поднять и обсудить в этой теме?!

Раз люди заспорили -- значит им это нужно...
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 17:40) <{POST_SNAPBACK}>
На каком уроке предпочтительнее "воспитывать" патриотизм: на истории, литературе, ОБЖ, музыке, изо? А, может, и математика с физикой сойдут? Есть ли такая наука: "патриотическая история"? И возможно ли вообще такое явление, как "патриотическая наука"? Можно ли говорить, что "воспитывать патриотов" -- это значит, прежде всего, "учить военному делу настоящим образом"? Вокруг чего строить такое воспитание: вокруг общегосударственной "идеи", или, может быть, вокруг общегражданской "цели"? Насколько зависит патриотизм от количества соответствующих "мероприятий"? Да мало ли вопросов можно поднять и обсудить в этой теме?!

Раз люди заспорили -- значит им это нужно...


Один из Уроков патриотизма (Увы, не у нас и не по нашей "программе патриотического воспитания")

http://lenta.ru/news/2010/10/16/home/
Виталий Лебедев ( Пользователь )


С чего начинается Родина

М. Матусовский


С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где - то в шкафу мы нашли,

А может она начинается
Со стука вагоннах колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина...

1968




…На мой взгляд, ни прибавить, ни убавить с точки зрения целеполагания… Все остальное — методы и техники…

Из содержания:
- цепочка: близкие люди – малый социум – средний социум – большой социум (их интересы, как мой интерес), как ценность;
- корни, как ценность;
- традиции, как ценность;
- успехи моего народа, края, города, школы, семьи, как ценность;
- осознание неприглядных страниц истории моего народа, края, города, школы, семьи, как ценность;
- развитие и сохранение традиций (не ошибся, на мой взгляд, традиции тоже можно и нужно развивать), успехов, создание нового в контексте корней и традиций, как ценность;
- ативная позиция по отношению в вышеперечисленным ценностям, как ценность (или как принцип — до конца не могу разобраться).

Из методов: знаю, сохраняю (берегу), развиваю… То есть, вижу ценность (и понимаю смысл) людей (социумов), корней и так далее…, вижу себя, как результат деятельности предков, вкладываю себя (тружусь) в сохранение и развитие, в результате это становится для меня значимым.

Проблему очередного витка патриотического воспитания вижу в несоотвествии уровня содержания и уровня представления, то есть, представление деятельности не является отражением ее содержания и, что самое печальное, я не вижу, чтобы кого-то из идеологов этого витка это беспокоило…
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Не очень уверен, что по этой теме можно дать друг другу что-то важное-нужное-полезное. "Люблю отчизну я, но странною любовью", "И дым отечества нам сладок и приятен" - не все ли уже сказано в этом плане нашими великими, не только процитированными? Не обсуждать же, как ловчее прививать любовь народа (маленького школьного и большого) к правителям, подразумевая, что это и есть патриотизм... Вот северокореец, задыхаясь от счастья, восторгается в телекамеру: "Все, что у нас есть, нам дал великий" Ким, его сын, и теперь вот внук его будет давать... чем не святая троица? Не на этом же уровне говорить. Может, отключиться от восторженных и наоборот недоказуемостей, а сосредоточиться на практических вопросах: как сделать так, чтобы это МЕСТО и эти ЛЮДИ-МЫ стали лучше? Но тогда, подозреваю, от предполагаемого патриотизма как чувства любви, любви и еще раз любви, самое главное - к правителям - полетят клочки по закоулочкам... Или не полетят? Или правители тут ни при чем?

Предложение: обсудить патриотизм как тягу сделать место и нас всех тут несколько лучше, чем оно и мы были до сих пор. Если об этом, то: кто, что, как и от чегозависит? Если не об этом, то о чем говорить стоит?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Попробую ответить на вопросы (те, на которые есть предположительные ответы)…

Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 17:40) <{POST_SNAPBACK}>
О Родине и любви к ней. Можно ли воспитать любовь к ней (Родине)? Или это не воспитывается, а рождается вместе с человеком?

Мне кажется, что любовь, как чувство привязанности, развивается в первые годы жизни вполне естественным образом: люблю родителей (какие бы они негодяи не были), люблю свой дом (какой бы заброшенный он не был) и так далее («…Наше тесто хоть ржаное,
Да зато свое, родное!…
ИВАСИ) Однако эту естественную любовь, чуть позже можно и разрушить (родители пью-бьют, дома холодно и голодно и так далее). Чтобы эта любовь у человека не разрушилась, а укрепилась и переросла из чувства привязанности в чувство ответственности этого человека надо любить и проявляьт свою любовь в заботе: начиная от родственников и заканчивая государством. На каком этапе эта любовь закончится, то и будет восприниматься, как Родина (любили в семье и школе, а вот в районе уже нет, Родиной станет семья и школа (и только для в случае дорсаточно сильного акцента в семье и школе может расшириться до района, города, страны…)).

Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 17:40) <{POST_SNAPBACK}>
На каком уроке предпочтительнее "воспитывать" патриотизм: на истории, литературе, ОБЖ, музыке, изо? А, может, и математика с физикой сойдут?

Думаю, на любом! Гордость за соотечественников; осознание места и роли детельности соотечественников в развитии культуры, науки, общества; корни и традиции — в той или иной мере могут найти место в любом предмете.
Правда, для формирования активной позиции, уроков (в традициооной форме), мне кажется, маловато… Деятельности, как-то не хватает…


Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 17:40) <{POST_SNAPBACK}>
Можно ли говорить, что "воспитывать патриотов" -- это значит, прежде всего, "учить военному делу настоящим образом"?

Военное дело — не единственное, чем человек может приносить пользу Родине. Более того, мне кажется, что в современном мире и не основное. Отдельный вопрос про современную армию (но я не хочу его касаться)… Более того, защита Родины и освоение военного дела с течение времени имеют все менее и менее крепкую связь (короче, возврат НВП в школы, этот как раз тот уровень представления, который не подкреплен никаким содержанием).


Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 17:40) <{POST_SNAPBACK}>
Вокруг чего строить такое воспитание: вокруг общегосударственной "идеи", или, может быть, вокруг общегражданской "цели"?

Я бы строил вокруг ценностей, которые перечислил в сообщении №3

Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 17:40) <{POST_SNAPBACK}>
Насколько зависит патриотизм от количества соответствующих "мероприятий"?

Зависит, однако в первую очередь (точнее, принципиально) зависит не от количества, а от качества этих мероприятий. Хотя мероприятиями (акциями) работа по развитию патриотизма ограничется не может (метод, так сказать, не полняй :) ).
Александр Горячев ( Пользователь )
Продублирую часть своего постинга из обсуждения новости "Патриоты и тюрьмы".

Уважаемые коллеги, согласитесь ли вы, что суть патриотизма в жертвовании личными интересами в пользу интересов коллективных? Логично полагать, что сообщество, в котором люди могут поступаться личными интересами в пользу общественных может иметь конкурентные преимущества перед иными сообществами. Если это так, то патриотизм "в малом" можно увидеть в поступках, когда ребенок поступается своими интересами в пользу интересов класса, школы. Патриотизм и т.наз. "командный дух" - близнецы-братья или нет? Можно ли вырастить патриота через формирование "командного духа", увеличивая постепенно расширение представление о том, что является "командой", кто такие "свои"?
Просто интересно.
Валерий Пасевич ( Пользователь )
Цитата (Александр Горячев, 16.10.2010, 22:05) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги, согласитесь ли вы, что суть патриотизма в жертвовании личными интересами в пользу интересов коллективных?

Как Вы себе представляете ученого-коллективиста, поэта, писателя, художника? Коллективы всех масштабов заинтересованы в сильных личностях самых разных направлений? Сильная личность не определяет ли нередко "интересы" коллектива? Были ли патриотами Сахаров, Солженицын? А коллективистами были? Если были - в каком понимании? Что такое "интересы коллектива"? Суть патриотизма - любовь к Родине. Разве не так? Из этой любви, стало быть, и к людям, ее населяющим, не следует ли стремиться к гармонизации личных и коллективных интересов? Гармонизации, а не подчинении одних другим. Разумный эгоизм разве не имеет право на существование?

Цитата
Логично полагать, что сообщество, в котором люди могут поступаться личными интересами в пользу общественных может иметь конкурентные преимущества перед иными сообществами.

Не логично. Сверхколлективизмо-патриотизм северокорейцев дает преимущества? Для их правителей - да, абсолютные внутри страны. Для развития страны, людей? Очевидно - нет.

Цитата
Патриотизм и т.наз. "командный дух" - близнецы-братья или нет? Можно ли вырастить патриота через формирование "командного духа", увеличивая постепенно расширение представление о том, что является "командой", кто такие "свои"?

"командный дух" и тоталитаризм - близнецы-братья или нет? Не чрезвычайно ли опасен такой "патриотизм"? "Наших бьют!" - помню, как подростком этот боевой клич приводил к мобилизации одних против других. В малых, аккуратно-точных дозах (как и применение ядов) опора на коллективизм могут давать положительные результаты, подростки без коллективизма жить не могут, но передоза смертельно опасна.
Александр Горячев ( Пользователь )
Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 17.10.2010, 17:01) <{POST_SNAPBACK}>
Как Вы себе представляете ученого-коллективиста, поэта, писателя, художника?

Дайте определение "коллективиста" и я смогу дать ответ.

Мне кажется, что проявление патриотизма возможно только в ситуации конфликта интересов человека и страны (людей на территории), поведение человека в таких конфликтах говорит о его патриотизме. Патриотизм на войне из этой серии. Интересы страны (уничтожение вражеских войск) ставится выше интересов человека (жизнь и здоровье).

Про патриотизм в малом. Всё упирается в мотивы человека. Если кто-то покупает более дорогую модель автомобиля только потому, что у неё менее вредный выхлоп, то он ставит интересы своего двора/района/города выше своих собственных (несет дополнительный расход). Или кто-то мог бы сидеть дома (личный интерес), но вышел обустраивать дворовую площадку (коллективный интерес). Этот "кто-то" может быть и поэтом, и художником, и т.д.

Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 17.10.2010, 17:01) <{POST_SNAPBACK}>
Не логично. Сверхколлективизмо-патриотизм северокорейцев дает преимущества? Для их правителей - да, абсолютные внутри страны. Для развития страны, людей? Очевидно - нет.

Перед кем преимущества? Перед такой же Северной Кореей, но без готовности жертвовать собой, может и дает преимущества. Для корректности надо сравнивать "при прочих равных" характеристиках.

Цитата (Пасевич Валерий Александрович, 17.10.2010, 17:01) <{POST_SNAPBACK}>
Не чрезвычайно ли опасен такой "патриотизм"? "Наших бьют!" - помню, как подростком этот боевой клич приводил к мобилизации одних против других. В малых, аккуратно-точных дозах (как и применение ядов) опора на коллективизм могут давать положительные результаты, подростки без коллективизма жить не могут, но передоза смертельно опасна.

А патриотизм вообще вещь непростая. Он говорит только о готовности жертвовать своими интересами во имя интересов страны, как он их понимает. Но ничего не говорит о качестве этих идей, об их содержании. Мало что ли было в Америке 50-х годов (условно) патриотически настроенных расистов? Вот такое у них было понимание интересов страны: негров вешать. Террористы-смертники вполне могут быть из числа патриотов. Какие-нибудь баскские сепаратисты вполне могут считать себя патриотами своей малой родины.
Валерий Столов ( Пользователь )
Цитата (Ларичев С.В., 15.10.2010, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>
Можно ли воспитать любовь к ней? Или это не воспитывается, а рождается вместе с человеком?


Как и другие идеологемы, патриотическая, безусловно, вместе с человеком не рождается, а воспитывается в ходе целенаправленного воздействия на личность.
В современной России решение задачи патриотического воспитания отличается от того, что было в СССР тем, что мы живём в условиях идейного плюрализма, характерного для открытого общества. Следовательно, патриотическая идеология конкурирует с другими.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 18.10.2010, 20:47) <{POST_SNAPBACK}>
В современной России решение задачи патриотического воспитания отличается от того, что было в СССР тем, что мы живём в условиях идейного плюрализма, характерного для открытого общества. Следовательно, патриотическая идеология конкурирует с другими.

Валерий Борисович, этот тезис мне кажется очень значимым для предложенного Сергеем Васильевичем обсуждения.

Если мы хотим жить в открытом обществе, то мы должны принять естественность сосуществования в нём разных идеологем. В том числе и патриотизм-космополитизм-пофигизм.
И ни одну из них не удастся и не нужно искоренять. А нужно учиться и уметь распространять/транслировать свою идеологему.
Где-то так ;)

Примечание для митингистов. Пожалуйста, не пытайтесь мне приписать "Так вы за идеологему бандитизЬма". Давайте на этой ветке без глупостей. Ну, пожалуйста :(

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+